Программа вступительных испытаний
Для кандидатов на зачисление в 1-5 классы
ОАНО «Тамбовская православная гимназия
Имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Программа вступительных испытаний
Для кандидатов на зачисление в 1 класс
В соответствии с Правилами приема в ОАНО «Тамбовская православная гимназия имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» (далее – Правила приема) прием в 1 класс Гимназии осуществляется по результатам предварительного собеседования и психолого-педагогических диагностик, определяющих уровень готовности детей к началу обучения в школе.
Для проведения психолого-педагогичсекой диагностики кандидатов на зачисление в 1 класс используется программа психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения, апробированная в общеобразовательных школах.
Данная программа содержит задания, которые позволяют определить:
ü сформированность необходимых умений и навыков счетных операций, звукобуквенного анализа;
ü уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности в свободном рисунке;
ü уровень сформированности пространственных представлений;
ü особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы.
Программа содержит диапазон уровней готовности и корректировочные коэффициенты поведенческих особенностей.
Психолого-педагогическая диагностика состоит из 5 заданий.
Задание №1.
Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно.
|
Задание №2.
Цель: оценка сформированности навыков счета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Задание №3.
Цель: оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Задание №4.
Цель: выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Задание №5.
Цель: общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Все задания оцениваются от 0 до 5 баллов.
Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.
Помимо оценки результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы.
Учитываются следующие особенности:
ü потребность в помощи взрослого в процессе выполнения задания (специалист отмечает случаи, когда помощь требуется неоднократно);
ü ребенок сам просит о помощи;
|
ü укладывается ребенок или нет во время для выполнения задания, темп выполнения заданий;
ü ребенок расторможен, не может сосредоточиться, кривляется, отвлекается;
ü полный отказ или негативное отношение к процессу выполнения задания;
ü ребенок расплакался и не может остановиться;
ü ребенок проявил бурную аффективную реакцию;
ü демонстрирует полное непонимание происходящего.
Количество поведенческих особенностей определяет корректирующий коэффициент при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения.
Корректировочные коэффициенты:
1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85.
2. Если в листе наблюдений отмечены 2 знака поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72.
3. Если в листе наблюдений отмечены 3 знака поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,6.
4. Если в листе наблюдений отмечены 4 знака поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.
Суммарная оценка выполнения заданий.
Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням – в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
|
1 уровень – готовность к началу регулярного обучения в школе
2 уровень – условная готовность к началу обучения
3 уровень – условная неготовность к началу регулярного обучения
4 уровень – неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения
Диапазоны балльной оценки для каждого из выделяемых уровней готовности к началу школьного обучения:
Готовность к началу обучения (1 уровень) – от 17 до 25 баллов.
Условная готовность к обучении (2 уровень) – от 14 до 17 баллов.
Условная неготовность к обучению (3 уровень) – от 11 до 14 баллов.
Неготовность к обучению (4 уровень) – суммарная оценка от 10 баллов и ниже.
Диагностика мотивации
На ряду с психолого-педагогической диагностикой проводится исследование уровня мотивации ребенка к обучению в школе. Результаты данного исследования не влияют на показатели уровня готовности ребенка к началу обучения. Полученные в ходе диагностики показатели будут использованы педагогом для выстраивания индивидуального маршрута развития учащегося.
Цель диагностики: исследование внутренней позиции ребенка и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Диагностика состоит из 5 вопросов, которые задаются ребенку по одному. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Каждый вопрос оценивается от 0 до 3 баллов, в зависимости от выбранного варианта ответа. По окончании диагностики все баллы суммируются.
Интерпретация результатов:
- результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
- 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).