Чтение как усвоение духовно-нравственного опыта молодежи




УДК 37.034 Кузнецова Ирина Васильевна,

Колегова Яна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Удмуртский

государственный университет»,

Научный руководитель: Вахрушева Л.Р. доцент, зав. отделом

г.Ижевск, РФ

Е-mail: ikuznecova9898@mail.ru

 

Чтение как усвоение духовно-нравственного опыта молодежи

Аннотация

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи через чтение.

Ключевые слова

Духовно-нравственное воспитание, чтение молодежи, библиотечные проекты.

 

Проблема духовно-нравственного просвещения и воспитания является весьма актуальной в современном российском обществе.

Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее, выступает одним из ресурсов формирования духовно-нравственного просвещения молодежи.

Духовно–нравственное воспитание определяется как целенаправленный организованный процесс, способствующий формированию нравственных чувств, облика, позиции, поведения личности.

Каково значение чтения в духовно-нравственном воспитании молодежи?

От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственные ориентиры, от того, что они читают, зависит духовное развитие и будущее нации. Согласно проведенным в разных странах исследованиям, читающие люди от нечитающих отличаются своим интеллектуальным развитием. Они способны мыслить глобально, находить правильное решение, иметь творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют мысль, свободнее пишут. Легче вступают в контакт и приятны в общении, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и образованного человека. Чтение рассматривается некоторыми социологами как надежный и даже универсальный индикатор состояния общества [9].

В последнее время активно выражается социальная востребованность в чтении. Используя различные формы обслуживания молодежи, организации их досуга, современные библиотеки способствуют через чтение формированию высоконравственной развитой личности, обогащению её духовного мира, ориентации на нравственные ценности и традиции, обеспечивающие развитие российского общества [4].

Чтение является источником знаний о духовной и нравственной жизни. Роль чтения в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии очень велика. Через обращение к чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение художественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности, активной, творческой, образованной, эрудированной, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту, цельность мировоззрения.

Какой видят библиотеку молодые люди? По последним социологическим исследованиям Пичугиной Т. А., библиотека входит в круг внеучебной деятельности студентов.

Представления студентов о традиционной библиотеке жестко поляризованы. Некоторые студенты демонстрируют приверженность стереотипам. Одни представляют библиотеку как «дом культуры», «тихое спокойное место», «хранилище информации», «храм книги», «кладовая знаний и трудов», другие как «скучное, неитересное место», «старое, мало освещенное здание», «место, куда ходят одни бабушки» и т.д.

Среди молодежи наибольшей ценностью является свобода личности, однако она часто понимается как вседозволенность. Задача библиотеки дать юношеству, через чтение, представление об этических нормах и помочь формированию нравственного здоровья.

Стремясь привлечь новых читателей к чтению, эффективно взаимодействовать с целевыми читательскими группами, сформировать позитивный имидж и развивать социальное партнерство с различными организациями и учреждениями, библиотеки используют как традиционные формы услуг группового библиотечно-информационного обслуживания (книжные выставки, кружки и клубы, читательские конференции, литературно- художественные вечера), так и новые формы (фольклорные праздники, флешмобы, праздники с элементами народных обрядов, ток- шоу, библиотечный (либо читательский) театр, арттерапевтический клуб, различные тренинги, книжное кафе и многие другие) [2].

Молодежь идет туда, где ее любят и ждут, чтобы можно было примоститься с книгой на диване, среди книжных массивов, а также, где можно развиваться, спорить, самоутверждаться, проявить себя как духовно- нравственную личность, воплощать свои идеи, увлекать в этом других и создавать моду на чтение. Именно в этом помогают молодому поколению российские библиотеки. Они открывают различные площадки для чтения, самореализации, создания досуга молодежи и, используя свой огромный общеинтеллектуальный потенциал, разнообразные ресурсы, методы и средства работ, создают благоприятную стартовую площадку для духовно – нравственного развития.

Ежегодно по всей России проходит фестиваль чтения «Библионочь». Впервые акция была инициирована в 2012 году библиотечным сообществом, и уже через два года ее поддержало более двух тысяч площадок по всей стране. Это масштабное мероприятие проходит в поддержку чтения. В эту ночь все библиотеки, музеи, галереи, арт-пространства и клубы России открывают свои двери для посетителей сверх обычного времени. На этой площадке организуются специальные программы для людей самых разных возрастов, но особое внимание уделяется молодежи, как на особую группу, формирующую облик нашей страны. В рамках фестиваля проводятся всевозможные мастер –классы, образовательные программы, интеллектуальные игры, партнерские акции, позволяющие человеку раскрыть свой потенциал и проявить свою жизненно-активную позицию во всех сферах деятельности.

Так же, большим интересом и популярностью у молодежи в стенах библиотек пользуются медиа-беседы, арт-часы, творческие вечера, где ведется активная работа по привлечению к чтению, развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Создается множество информационно-дискуссионных клубов, позволяющих в виде бесед решать насущные нашему времени проблемы.

Изучение и анализ материалов уже реализованных проектов многих российских библиотек, показывает, что их деятельность чрезвычайно многообразна, несет в себе сильный творческий заряд. В первую очередь обращает на себя внимание яркость и нестандартность форм деятельности библиотек.

Многие из них, желая донести идею ценности чтения до нечитающих, выносят свои мероприятия за стены библиотек - на улицы, в кафе, в гущу людей. Примером может служить интересный, хорошо продуманный и прекрасно проведенный библиотечный проект в г. Астрахани.

Целью проекта было привлечение внимания к чтению поэтический произведений, формирующих духовно-нравственную сферу молодежи. Библиотека провела соответствующую открытую общегородскую акцию на улицах, в интернет-кафе, в вузах и др. Акция проходила в три этапа. Первый этап - визуальный. Условный девиз «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции через творчество Маяковского, Хлебникова, Крученых, Вознесенского, Мориц и других постарались выявить и показать единую природу стихотворения и изображения; в этом им помогали живопись, аппликация, компьютерная верстка, фотография, бытовые предметы. Второй этап имел девиз «Стих на слух». Теперь понять стих помогали кино, театр, музыка. Стихи звучали и в архивных записях, и в авторском исполнении. Третий этап акции назывался «Стихия стиха - Стихи по почте». В один день человек должен был взять книгу, прочесть стихи и затем отослать кому-то понравившееся стихотворение по обычной или электронной почте. Место действия - городской парк, кафе, интернет-кафе, где были расставлены столики, на них - книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т.д. Эта акция увлекла весь город, буквально каждый человек был охвачен ею.

Большой успех имел проект Екатеринбургской областной библиотеки «Мы, кофе и книга». Авторы этого, как они определили сами, «книжно-гастрономического» проекта имели целью создать новый образ библиотеки в обществе - образ открытой, дружелюбной системы. В этом проекте воплотилась мечта любого читателя о библиотеке, которая не закрывается никогда. Авторы проекта сумели создать ощущение подлинной близости к книге. В библиотеке было открыто литературное кафе, которое начинало работать после закрытия самой библиотеки. В кафе, которое называется «Почти восемь» проходят литературные встречи, происходят обсуждения книг, обмен читательскими впечатлениями, общение всех тех, кто «заглянул на огонек». На сайте библиотеки открыта «виртуальная кофейня», где каждый читатель и посетитель кафе можно высказать свое мнение о книгах, о библиотеке, просто о жизни. Библиотечное кафе «Почти восемь» пользуется большой популярностью в городе, особенно в молодежной среде.

Мысль о необходимости чтения лежит в основе проекта «Прочитал… И вам советую» (Нижний Новгород), в ходе которого известные люди города рассказывают о том, что они читают. Проект открыл мэр города. У участников проекта должно было сложиться (и складывалось) мнение о том, что «человек читающий - человек успешный» [5].

В Республиканской библиотеке для детей и юношества Удмуртской Республики также особое внимание уделяется различным мероприятиям по пропаганде чтения. Примерами могут послужить: литературная гостиная для страшеклассников- «Читаем классику сегодня». Цель литературной гостинной- знакомство с золотым фондом всемирной литературы. Жизнь и творчество писателей-юбиляров, защита творческих проектов по наиболее значительным произведениям художественной литературы. «Служу Отечеству» - так называется программа медиа-бесед, медиа-викторин, презентаций направленных на формирование нравственных, правовых и патриотических ориентиров для караульных отрядов несения службы на юнармейском Посту №1 у Вечного огня Славы г. Ижевска. Проводится множество книжных выставок, посвященных проблемам, затрагивающим молодежное общество, такие как: «Трезвеннические бунты», «Россия, родина, единство», «Зависимость «онлайн»», «Поэзия победы» и другие.

Также на сайте библиотеки размещены информационные ресурсы в виде буклетов, библиографических пособий, викторин и т. д. Представлены новинки мировой литературы. Все это способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, а также формированию эрудированной, любознательной, творческой личности.

Во всех проектах, в той или иной степени, используются современные технологии и методы продвижения чтения и представления книги. Это и видеосъемка, и создание веб-сайтов библиотек, и расположение на них разнообразной информации, и использование CD-дисков, и многое другое [5].

Формирование ответственной, нравственной личности не может осуществляться без получения человеком практического опыта жизни в обществе, навыков общения, взаимодействия с окружающей средой, дискуссий и проявлением многих взглядов и позиций. Для этого в библиотеках разрабатываются все новые методики, занятия, которые способствуют привлечению молодежи к чтению высокохудожественной литературы, формирующей духовно-нравственный потенциал, склонность к саморазвитию и культурному росту.

 

 

Список использованной литературы:

1. Бородина, В. А. Читательское развитие: системный подход / В. А. Бородина // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. междунар. науч.- практ.семинара. – Москва, 2007. – С. 41-51.

2. Дворкина М. Я. Библиотечно- информационное обслуживание: учебник / под. ред. М. Я. Дворкиной. — Санкт- Петербург: Профессия, 2016. — 238 с.

3. Иванова Г. А. Библиотечно- информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учебное пособие / Г. А. Иванова, В. П. Чудинова. - Москва: РШБА, 2012. – 376 с.

4. Лицом к духовным ценностям: современные подходы к духовно-нравственному воспитанию в библиотеках: методические рекомендации в помощь библиотечным работникам по организации работы по духовно-нравственному воспитанию / сост. О. Н. Шумиленко. – Ст. Калининская, 2014. – 10 с.

5. Мелентьева Ю. П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России / Мелентьева Ю. П. // Библиосфера, 2006 –№2. – С. 3-6.

6. Пичугина Т. А. Детское чтение: социологический анализ (результаты исследований БУК УР «Республиканская библиотека для детей и юношества»): монография / Т. А. Пичугина, Ю. А. Козловская; БУК УР «Республиканская библиотека для детей и юношества». – Ижевск, 2015. – 368 с.

7. Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, практика, методика: науч.-практ. пособие / Н.А. Стефановская. – Москва: Литера, 2013. – 144 с.

8. Шайбекова М. Простор для фантазий и развлечений, или как мы проложили путь к успеху / Шайбекова М. // Библиотека, 2017 - № 6. – С. 51-52.

9. https://www.eparhia-ufa.ru/libraries/publications/vdovina-na-rol-hudozhestvennoy-literatury-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii.

 

 

© И. В. Кузнецова, 2017

© Я. С. Колегова, 2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: