Понятие «фактор» в отечественной нейропсихологии.




Понятие "фактор" является основным теоретическим понятием, на котором построен синдромный анализ нарушений ВПФ. Нейропсихологический синдром формируется как результат нарушения определенного фактора, поиск и нахождение которого является целью синдромного анализа. Под фактором А.Р. Лурия понимал "собственную функцию" - modus operandi той или иной мозговой структуры, определенный принцип (способ) ее работы. Каждая зона мозга входит в функциональную систему (ФУС), лежащую в основе той или иной психической функции, и ответственна за определенный фактор. Разрушение или патологическое изменение этого фактора приводит к нарушению работы соответствующей ФУС в целом. ФУС может нарушаться при поражении большого числа мозговых зон, но при различных локализациях поражений она нарушается по-разному. Поражение определенного звена ФУС (той или иной мозговой структуры) может проявляться в полном выпадении её фактора ("собственной функции") или в патологическом изменении режима её работы. Таким образом, под фактором понимают физиологические процессы, протекающие в определенных мозговых структурах, а нарушение этих процессов является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию. Введя в науку физиологическое понятие фактора, А.Р. Лурия преодолел непосредственное соотнесение психического и морфологического - "психики и мозга", которое критиковал еще И.П. Павлов. Согласно теории системной динамической локализации ВПФ с мозговым субстратом соотносятся не непосредственно психические явления, а опосредующие их физиологические процессы. Эти физиологические основы А.Р. Лурия рассматривал как системные образования, объединенные в ту или иную ФУС, в зависимости от содержания психической деятельности, а также способов ее осуществления. Следовательно, фактор – это структурно-функциональная (или морфофизиологическая) единица работы мозга, определяющая характер нейропсихологического синдрома.

Можно говорить о семи типах факторов:

Модально-специфические факторы наиболее изученные, связанные с работой зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной анализаторными системами. Они послужили основой для формирования самого понятия "фактор". Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, моторной сферах проявляются в виде различных гностических дефектов (агнозий) и дефектов праксиса (апраксий) и в виде модально-специфических мнестических нарушений (амнезий). Симптоматика здесь связана с поражением прежде всего вторичных полей коры полушарий, входящих в "ядерные зоны" корковых отделов анализаторов (по И.П. Павлову).

Модально-неспецифические факторы связаны с работой неспецифических срединных структур мозга. Это "фактор инертности - подвижности" нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних отделов мозга (персевераций); "фактор активации - дезактивации", нарушение которого проявляется адинамией, нарушениями произвольного внимания, селективности психических процессов; "фактор спонтанности - аспонтанности", нарушение которого ведет к дезорганизации поведения, замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами. Названные факторы следует, по-видимому, соотносить с различными отделами неспецифической системы.

– Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Эти факторы не относятся к конкретным анализаторным системам, а отражают процессы их интеграции, они отражают работу двух основных комплексов третичных полей: конвекситального (префронтального) и височно-теменно-затылочного (зоны ТРО). Первый из этих комплексов связан с "фактором программирования и контроля", а второй - с "фактором симультанной организации" психических процессов. Нарушение этих факторов лежит в основе самостоятельных нейропсихологических синдромов: префронтального и синдрома ТРО.

– Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга как целого. Изучение их началось относительно недавно в рамках проблемы межполушарной асимметрии мозга. Эти факторы интегративны по своей сути и характеризуют работу всего полушария в целом. Полушарные факторы характеризуют общую стратегию работы левого или правого полушария мозга. Они (факторы) носят характер дихотомий, различающий принципы работы правого и левого полушарий. В известной степени можно выделить следующие полушарные стратегии (факторы):

– факторы, связанные с абстрактными (вербально-логическими) и конкретными (наглядно-образными) способами переработки информации. Речевые и опосредованные речью функции связаны преимущественно с работой левого, а наглядно-образные - с работой правого полушария;

– фактор произвольной (непроизвольной) регуляции психической деятельности. Произвольный уровень регуляции ВПФ преимущественно связан с работой левого полушария (у правшей), а непроизвольной - с работой правого полушария;

– фактор осознанности (неосознанности) психических функций и состояний. Осознанность тесно связана с речевой системой, с языковыми семантическими категориями. Этим и объясняется различное отношение левого и правого полушарий к данному аспекту психической деятельности. Поражения правого полушария чаще, чем поражения левого, сопровождаются нарушениями осознания больным своего дефекта (анозогнозиями);

– фактор сукцессивной (симультанной) организации ВПФ. Сукцессивная - последовательная, развернутая во времени организация психической деятельности, подчиненная определенной программе, в большей степени связана с работой левого полушария (у правшей). Симультанный принцип (принцип гештальта) организации психических процессов преимущественно представлен в правом полушарии.

В литературе имеются описания других дихотомий: "время - пространство", "анализ - синтез", "знакомое - незнакомое" и др., но пока они не получили нейропсихологического подтверждения.

– Факторы межполушарного взаимодействия. Они обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга, связаны со структурами мозолистого тела и других комиссур мозга. Исследование больных, оперированных по методу Р. Сперри (рассечение corpus callosum), обнаружило целый синдром нарушений психических функций (аномия, дископия-дисграфия). Изучение этого типа факторов в нейропсихологии только начинается.

– Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов: кровообращения и ликворообращения, гуморальными, биохимическими процессами и т.п. Эти механизмы обеспечивают целостную интегративную работу мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов, влияет на общее функциональное состояние мозга, вмешиваясь в реализацию любых видов психической деятельности. Речь идет о широком спектре динамических аспектов психических функций. Общемозговые факторы могут действовать как изолированно, так и в сочетании с другими, более региональными факторами. В связи с этим в нейропсихологии существует проблема дифференциации локальных и общемозговых симптомов.

– Факторы, связанные с работой "глубинных" подкорковых структур мозга. Эти факторы, по всей вероятности, имеют самостоятельное значение, что находит свое подтверждение в исследованиях Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников, Л.И. Московичюте, А.Л. Кадина, Н.К. Корсаковой и др., но синдромный анализ нарушений ВПФ при поражении подкорковых структур пока еще является делом будущего.

В анатомическом пространстве мозга эта закономерность прежде всего отражается в его вертикальной организации, где каждый очередной "вышележащий" уровень иерархически доминирует над "нижележащим" и сам включается в интегративную деятельность мозга в качестве ансамбля еще большей системы или метасистемы. Конструктивно и функционально с выполнением наиболее сложных форм психической деятельности связаны наиболее поздно созревающие, поверхностные и тонкие слои коры головного мозга. Кроме вертикальной организации, головной мозг имеет и организацию горизонтальную, представленную в основном ассоциативными процессами, как в рамках одного полушария, так и при взаимодействии двух полушарий. Наиболее ярко горизонтальный принцип проявляется в согласованной и взаимодополняющей работе двух полусфер мозга при их известной асимметрии, выражающейся в своеобразной специализации полушарий по отношению к ряду психических процессов. Комбинация вертикально-горизонтальных взаимодействий в сочетании с различной степенью жесткости-пластичности связи ВПФ с различными структурами их материального носителя - мозга, дает обоснование двум основным принципам теории локализации высших психических функций, разработанным в нейропсихологии.


13. Основные принципы построения нейропсихологического исследования в отечественной психологии.

В нейропсихологии применяются два типа исследований:

– клинико-нейропсихологический (накопление феноменологических данных о нарушении ВПФ при локальных поражениях мозга), который был разработан А.Р. Лурия и послужил основой для возникновения нейропсихологии как науки;

– нарушений ВПФ с применением точных аппаратурных и инструментальных методов).

Нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений ВПФ и выделения тех факторов, которые лежат в их основе. Исследование начинается с тщательного ознакомления с историей болезни и данных неврологического исследования; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего - нейропсихологическое исследование различных психических процессов. Результаты исследования заносятся на страницы схемы. В правой части страницы дается оценка выраженности симптома (нет, слабо, сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса. В специальных случаях могут вводиться дополнительные задачи, для которых в конце оставлены чистые страницы. В заключении дается качественный анализ полученных данных: согласно схеме формулируется синдром, наблюдаемый у больного и указывается локализация поражения мозга.

Принципы:

– единство сознания и деятельности;

– принцип 2-х переменных (независимая и зависимая). Независимая переменная – та, которую не меняется исследователь (фактор причины). Зависимая – та, которую меняет исследователь (фактор следствия).

Существует 3 вида переменных: 1. Включение человека в различные виды деятельности (классификация, счёт, узнавание и т.д.), 2. Состояния испытуемых (для изучения того, как личностные особенности влияют на результативность деятельности), 3. Изменение ситуации (влияние внешних условий на изменение психического состояния);

­– точность и объективность получаемых данных. Точность достигается заполнением протоколов по ходу исследования. Объективность достигается за счет использования одобренных методик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: