Просвещение в Средневековье.




 

Средние века стали временем прогресса производительных сил. За несколько веков был сделан ряд изобретений, заложивших фундамент совре­менного мира:

· водяное колесо (VI-VII вв.) совершило переворот в использовании двигательной силы и существенно изменило условия жизни людей (с его помощью мололи зерно, отбивали сукно в воде, поднимали воду для орошения);

· ветряные мельницы (конец ХII в.) подчинили человеку Силу ветра;

· изготовление бумаги способствовало появлению артелей переписчиков книг. В 1445 г. Иоганн Гуттенберг изобретает печатный станок, положивший начало книгопечатанию;

· рулевое управление (ХIII в.) позволило осуществить строительство крупных ко­раблей и выход в океаны;

· шлюзы с воротами открыли судоходство и т.д.

Все это не только способствовало росту промышленности, но и проложило путь к так называемой торговой революции. Одновременно менялись мировосприятие и мировоззрение людей.

 

Средние века – это период развития просвещения. Огромную роль в его рас­пространении играл институт монашества. Духовенство было единственно образованным и гра­мотным со­словием. При церквях и монастырях открывались школы, где учились как будущие монархи, так и дети мирян. В монастырях имелись библиотеки и скриптории (мастерские по переписке книг).

Важнейшая роль в процессе сохранения и передачи информации принадлежала книге. Книга того времени была произведением искусства, сокровищем, не доступным простому человеку, имела сакральный смысл. До ХII в. книги хранились в основном в монастырях, ими пользовались во время богослужений и торжественных церемоний (например, клялись на Евангелии). В монастырских скрипториях их переписывали каллиграфы, так как это занятие считалось у монахов богоугодным делом. В период античности книга представляла собой свиток папируса. После падения Римской империи папирус постепенно выходит из употребления. Его вытесняет пергамент – выделанная телячья кожа. Он весьма дорог, но более прочен, долговечен, его можно фальцевать (сгибать без перелома) и использовать с обеих сторон, т.к. он не прозрачен. Листы пергамента сшивали веревками в кодекс и помещали в переплет из досок, которые одновременно сдавливали и распрямляли кожу, не давая ей коробиться. Доски обтягивали тканью или кожей, декорировали металлическими пластинками и драгоценными камнями. Сам текст украшался заставками, цветными инициалами (рисованными заглавными буквами), снабжался миниатюрами.

В ХII в. монастырская книга уступает место университетской. В университетах организуются собственные скриптории, в которых работают ремесленники. процесс производства упрощается и унифицируется: применяется беглое курсивное письмо, мягки переплет. Книга из предмета роскоши становится результатом труда интеллектуала, средством познания мира.

Обучение грамоте считалось делом не обязательным. Даже такой авторитет, как Бенедикт Нурсийский, не относил образование к числу главных христианских добродетелей. Подавляющая масса населения была попросту неграмотной.

С развитием городов со второй половины ХI в. начинается период культурного подъема, возрождающий и систему образования. Открываются кафедральные школы при соборах. С ХII в. появляются светские школы, возглавляемые учителями (магистрами). Они создавались городскими властями (муниципальные), гильдиями (гильдейские) и корпорациями, частными лицами. Эти заведения ориентировались на подготовку светской администрации и не подчинялись церкви. Светская школа становится центром свободомыслия. Ее ученики принадлежат к разным слоям общества: городскому, рыцарскому, крестьянскому. Зачастую это просто маргиналы - бродячие школяры. Они создают свою культуру, свой фольклор, свою поэзию.

Программа была заимствована у античности в виде ряда дисциплин, на основе которых строилось образование, так называемая система семи свободных искусств.

Семь свободных искусств делились на два уровня: низший – тривиум (троепутье) и высший – квадривиум (четверопутье). Тривиум включал «матерь всех наук» грамматику (литература, являлась чтением), риторику и логику, учившие правильно мыслить и говорить. Грамматику изучали латинскую. Само преподавание также велось на латинском (только с ХIV в. вводится национальные языки). Квадриум означал высшее знание. В него входили: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Это науки о числах, числовых соотношениях, выражавших мировую геометрию. Математика почиталась за наивысшую из них, позволявшую приблизиться к Божественному промыслу, астрономия, – как наука о Божественной воле. А собственно музыка и пение являли собой молитву.

Возрастное деление, особенности детской и юношеской психологии не учитывались. Восьмилетние соседствовали с восемнадцатилетними. Ученики жили одной общиной под руководством наставника.

В ХIII в. складывается новый, высший тип учебного заведения. Кафедральные школы в крупных городах превращаются во всеобщие школы, а затем в университеты. Само понятие «университет» означает корпорацию, объединение людей, имеющих определенный статус: только педагогов (магистров) или педагогов и студентов.

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый уни­верситет. В 1167 г. – Оксфордский, 1209 г. – Кембриджский. Преподавание ве­лось на латинском языке, поэтому учиться могли студенты со всей Европы.

Суще­ствовало 4 факультета: общеобразовательный (подготовительный, где пре­пода­вались 7 свободных искусств), богословский, медицинский и юридический (старшие факультеты, на которых обучались студенты, окончившие общеобразова­тельный факультет).

Главная форма преподавания – лекция, устраивались также диспуты, пользо­вавшиеся популярностью. На них собирались зрители и болель­щики. Слава о побе­дителях разносилась по городам Европы.

Церковь осуществляла контроль за препо­даванием в университетах. Так, по требованию церкви из универ­ситетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилеги­рованное положение среди коллег.

В ХIV в. возникает еще один вид образовательного учреждения – коллегии (колледжи). Один из самых знаменитых получил имя своего основателя – Роббера де Сорбоны.

Главной формой преподавания являлась лекция магистра, кроме этого, устраивались диспуты.

 

Появляется особая форма воспитания светских феодалов – рыцарство, сосло­вия, воспитанного и обученного для войны. «Кто до 12 лет оставался в школе, не садясь верхом, годится только на то, чтобы стать священником» – гласит пого­ворка. До 7 лет мальчик воспитывался в семье, с 7 до 21 года – при дворе сеньора (до 14 лет – паж, а затем – слуга и оруженосец своего господина). Главное – приви­тие чувства долга, благородства и правил этикета. Повзрослев, юноша проходил об­ряд посвящения в рыцари, что знаменовало его совершенноле­тие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: