Государственное бюджетное учреждение Республики Крым
«Центр профессиональной реабилитации инвалидов»
План занятия
По дисциплине ВД. 01. «Основы деловой культуры»
Дата 12.05.2020
№ занятия: 18-19
Преподаватель: Чепурная Алена Владимировна
Наименование ВД.01. «Основы деловой культуры»
Раздел, тема занятия: раздел 3 «Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении», тема «Индивидуально-психологические особенности личности специалиста в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками»
Тема. Стрессы
Тип (вид занятия): изучение нового учебного материала, совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель и задачи занятия:
- образовательная: организовать деятельность слушателей по закреплению полученных знаний. Научить различать эмоции и чувства, рассказать, что такое стресс как особенность человеческой реакции на окружающую среду.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления, дифференцировать информацию и закреплять основные понятия темы, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.
- воспитательная: создать условия для воспитания этики, гуманизма, коллективизма, уважения, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, а также эмпатию и толерантность, как в профессиональной, так и повседневной жизнедеятельности.
Материально-техническое оснащение: персональный компьютер, ноутбук.
Место проведения урока: обучение с применением дистанционных технологий
Время проведения: 2 учебных часа (по 40мин.).
Ход урока:
I. Организационная часть:
Приветствие.
Проверка по списку.
II. Сообщение темы занятия и мотивационный момент.
|
По итогам обучения слушатель должен:
- иметь представление: о понятие «стресс», «профессиональное выгорание», «последствия стресса», «способах профилактики и предупреждения стрессовых состояний»
III. Предварительный опрос:
1. Что такое эмоции? Зачем они нужны человеку? 2. Как они помогают, или вредят современному человеку особенно в профессиональной деятельности? 3. Насколько на Ваш взгляд эмоции и чувства воздействуют на качество выполняемой работы? 4. Почему под воздействием разных факторов возникают разного рода стрессы? 5. Нужны ли нам стрессы? 6. Почему на разных людей одна и также ситуация может иметь разный эффект? |
7. Как вы понимаете слово «стрессоустойчивость»?
IV Объяснение нового материала.
Понятие стресса
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).
Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.
|
Специалисты выделяют пять разновидностей стресса:
1. физиологический стресс - результат физического переутомления, которое вызвано недосыпанием, недоеданием человека или тяжелыми нагрузками;
2. психологический стресс - вытекает из неуверенности в будущем, неблагоприятных отношений с окружающими;
3. эмоциональный стресс - возникает из-за излишне сильных чувств - страха, радости. Данный вид стресса случается не только в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека, но и в результате неожиданной и большой радости;
4. информационный стресс - возникает у человека, обладающего слишком малым или слишком большим объемом информации. Отсутствие полной информации вынуждает человека строить догадки о возможных результатах интересующего его дела и держит его в постоянном напряжении. Излишне большое количество негативной информации о реальном положении дел так же держит человека в напряжении, заставляя его переживать;
5. управленческий стресс - возникает, когда риск принимаемых решений или ответственность за действия слишком велика и не соответствует моральной устойчивости человека или его должности.
Стресс существенно снижает эффективность работы человека, поэтому руководителю необходимо создать такие условия для работы, в которых его сотрудники будут чувствовать себя спокойно и уверенно. Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижение целей предприятия. Если действие стрессов оказывается слишком длительным, они приобретают реальную опасность.
|
Однако существует мнение, что стресс может иметь и положительное значение. Вызванный новой сложной ситуацией, стресс может дать импульс к мобилизации всех сил для ее решения и открыть новый этап в развитии человека, но только на протяжении строго лимитированного временного отрезка.
Человек в стрессовом состоянии проявляет признаки смятения и тревоги, после чего его поведение принимает либо атакующий характер по отношению к причинам стресса, либо защитный.
Для большинства людей характерны несколько признаков стресса:
· ослабление памяти;
· частые ошибки;
· неспособность сосредоточиться на работе;
· постоянная усталость;
· частые головные боли, рези в желудке, не имеющие органической причины;
· неестественно медленная или быстрая речь;
· злоупотребление вредными привычками;
· потеря чувства юмора;
· постоянное ощущение голода или его отсутствие;
· повышенная обидчивость и возбудимость.
Появление данных симптомов (даже по отдельности) могут повлечь за собой серьезные проблемы, например нервный срыв, что, может надолго вывести сотрудника из трудоспособного состояния. Для предотвращения нежелательных последствий, руководителю необходимо внимательно относиться к своим непосредственным подчиненным.
Для многих видов работ присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно. В то же время индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс: какое-то задание, интересное и трудное для одного человека, вызывает высокий уровень тревожности у другого.
Попытка человеческого организма самостоятельно преодолеть стресс, приводит к нарушению физического здоровья. Стресс, продолжающийся длительный период времени, приводит к заболеваниям кровеносных сосудов сердца, почек и других органов и систем. Большинство людей в состоянии справляться с действием стрессов, избегая серьезных эмоциональных или физических расстройств, но только в том случае, если уровни стрессов на работе и за ее пределами остаются достаточно низкими.
Травмы на производстве, неудовлетворительные условия работы, длительные конфликты вполне могут привести к моральным страданиям, неврозам.
Рабочий процесс подвергался на протяжении последнего столетия интенсивным изменениям, изменения эти продолжаются, а в будущем их скорость можно сопоставить со скоростью урагана. Давление времени будет усиливаться, и так как уже установлено, что профессиональный стресс представляет угрозу не только для одного человека, но и влияет на здоровье всего коллектива, необходимо учиться управлять ситуацией.
Крайние формы реакции на стресс
Влияние стресса на работника, в первую очередь, зависит от длительности действия факторов стресса, степени воздействия и восстановительных возможностей работника.
Истощение сил - такое состояние, которое появляется при постоянном противостоянии стрессовым ситуациям, и ослабляет людей как психологически, так и физически. «истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению». При истощении сил, эмоционально опустошенные работники ощущают беспомощность и постепенно отдаляются от выполнения своих профессиональных обязанностей.
Работники, испытывающие истощение сил, склонны к постоянным жалобам, раздражительны, часто перекладывают свои промахи на других людей. Истощение сил приводит к увеличению текучести кадров, к повышению показателей невыхода на работу, снижению производительности труда.
Моральная травма - результат стресса, источником которого является непосредственная угроза безопасности работников (кризис организации, стихийное бедствие, оскорбление со стороны руководства или потеря работы). В современное время широко распространены три вида моральных травм:
· моральная травма на рабочем месте - это разрушение самооценки работников, неуверенность в своих способностях, в результате дискриминации, предвзятого отношения, несправедливого увольнения. Признаки моральной травмы на рабочем месте - трудности с концентрацией, отчужденность, опоздания, прогулы, предрасположенность к несчастным случаям;
· болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующаяся ощущение раздражения, неопределенности, вины и недоверия. Сотрудники одновременно испытывают чувство вины, перед уволенными сотрудниками, чувство радости оттого, у них есть работа, объем которой существенно увеличился, и чувство тревоги, не уволят ли их следующими;
· насилие на рабочем месте - случается, когда находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, причиняющие ущерб имуществу компании или наносящие вред физическому здоровью сослуживцев и руководителей. Такие акты насилия могут включать не спровоцированные драки, разрушение имущества и применение оружия. Шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению синдромов стресса, требующих длительного лечения.
Любое из крайних проявлений стресса, и моральная травма и истощение сил, имеют очень серьезные последствия, вплоть до смертельного исхода и для сокращения негативных последствий необходим целый комплекс профилактических мероприятий.
Причины стресса
Важнее предотвратить стресс, чем выявить его, и первый шаг, направленный на предотвращение стресса - исследование причин стресса.
Стрессоры - условия или причины, которые вызывают стресс. Несмотря на то, что для возникновения серьезного стресса достаточно одной единственной причины, как правило, человек подвергается воздействию нескольких стрессоров.
То, что характер стресса определяется во многом индивидуальными реакциями на стрессоры, объясняется тем, что людей существую различия в опыте, мировоззрениях и внутренних факторах. Тем не менее, существует целый ряд внешних, относящихся к процессу труда факторов, которые являются причиной возникновения стрессов.
· рабочие перегрузки и жесткие временные рамки - их причиной, как правило, является низкое качество менеджмента, автократическое руководств, незащищенность на рабочем месте, неадекватные должностным обязанностям полномочия;
· ролевые конфликты и неопределенность - происходят, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданий коллег и менеджеров, к чему приводят расплывчатые должностные инструкции, вызывающие отсутствие у работника формальной модели ожидаемых действий;
· различия систем ценностей предприятия и сотрудников - приводят к нервно-психическому стрессу, для избежание которого работнику необходимо достичь баланса ценностных систем;
· организационные изменения любого типа - требуют умения быстро адаптироваться к новым условиям. Повышение уровня тревожности относительно финансового положения вызывают радикальные и необычные перемены
Таким образом, рассмотрев само понятие стресса, крайние формы реакции на него и причины возникновения, становится понятно, что проблема стрессов на работе, «не существовавшая» в Советском Союзе, в современной России является весьма значительной, требует к себе повышенного внимания специалистов из различных областей, и эффективных методов решения.
Предупреждение стресса
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.
Так, к индивидуальным методам можно отнести:
1) регулярный активный отдых;
2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
3) тренинг навыков самоконтроля поведения;
4) планирование собственного времени;
4) обеспечение достаточной продолжительности сна;
5) когнитивная терапия и др.