План
1. Репрезентативная система
2. Практический самомаркетинг
3. Имидж и самопрезентация в деятельности воспитателя.
Литература
1. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
Основные понятия: репрезентативная система, сенсорный канал, визуал, аудиал, кинестетик.
Изучите теоретический материал
Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информации и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия.
Репрезентативная система (сенсорный канал) — это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпочитает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется основным.
В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации основная репрезентативная система может быть представлена в трех категориях:
визуальная (оптическая) — восприятие посредством зрительных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;
аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слуховых впечатлений, типичные слова: «как слышно...» или «что-то подсказывает мне...»;
кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невыносимая».
К системам представления информации, но меньше влияющим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегустационная («Мне показался успех очень сладким»).
|
К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседника относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.
Так, для визуального типа мышления, к которым относится около 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмотрел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудиовизуальные средства.
Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и интонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказывают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».
Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнообразить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлекательным.
Кинестетический тип мышления (от лат.— осязательный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен тактильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».
Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в темноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это большое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.
|
Выполните задания
1.Дайте определение понятию «репрезентативная система»
2.Составьте схему «Типы репрезентативных систем»
3.Составьте таблицу «Ключевые слова для доступа к сенсорным каналам»
Практический самомаркетинг
Выполните самодиагностику. Оформляйте тест в соответствии с требованиями, которые предъявлялись ранее.
Тест «Ведущая репрезентативная система»
Этот тест позволяет более четко определить, какая система является для вас ведущей.
Инструкция. Прочитайте утверждение и четыре варианта ответов к нему. Расставьте эти ответы в следующем порядке: поставьте цифру 1 в бланке ответов (см. табл.) перед предложением, которое, на ваш взгляд, лучше всего вам подходит, затем цифру 2 — перед предложением, которое подходит вам более всего после первого. Цифру 3 поставьте ответу, который еще меньше, чем второй, соответствует вам. Цифра 4 будет свидетельствовать, что данное предложение вам не походит вообще.
Вопрос/ответ | ||||||||||||
I | ||||||||||||
II | ||||||||||||
III | ||||||||||||
IV |
1. Я, скорее всего, скажу, что принятие важного решения:
|
I. зависит от моей интуиции;
II. зависит от моего настроения;
III. зависит от моей точки зрения;
IV. это дело логики и ума.
2. На меня, скорее, окажет влияние тот:
I. у кого приятный голос;
II. кто хорошо выглядит;
III. кто говорит разумные мысли;
IV. кто оставляет у меня хорошее чувство.
3. Если я хочу узнать, как идут дела у человека:
I. я посмотрю на его внешность;
II. я обращаюсь к его чувствам;
III. я прислушаюсь к интонации его голоса;
IV. я обращу внимание на то, что он говорит.
4. Для меня легко:
I. создать полноту звуков в стереосистеме;
II. сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III. выбрать удобную, комфортную мебель;
IV. подобрать оптимальную комбинацию красок.
5. Мне очень легко:
I. понять смысл новых фактов и данных;
II. воспринимать окружающие звуки;
III. чувствовать удобство одежды, облегающей мое тело;
IV. рассказать в ярких красках об увиденном предмете.
6. Если люди хотят узнать мое настроение, им следует:
I. обратиться к моим чувствам;
II. посмотреть, как я одет;
III. послушать, что я говорю;
IV. прислушаться к интонациям моего голоса.
7. Я предпочитаю:
I. услышать факты, о которых вы знаете;
II. увидеть картину произошедшего события;
III. узнать о ваших чувствах;
IV. обратить внимание на интонацию вашего голоса.
8. Я больше доверяю тому, что:
I. вижу своими словами;
II. слышу конкретные факты;
III. подсказывают мои чувства;
IV. говорит мне мой внутренний голос.
9. Что касается моей семьи, обычно:
I. я хорошо чувствую ее настроение, настроение каждого;
II. я четко вижу особенности их лиц, одежды, маленькие видимые детали;
III. я знаю, что именно думает каждый по поводу наиболее важных вопросов;
IV. я хорошо различаю интонацию голосов каждого.
10. Я стараюсь:
I. понять какие-то новые факты;
И. ощутить новизну;
III. услышать что-то новое;
IV. увидеть новые возможности и перспективы.
11. Когда думаю о своих жизненных целях, я скорее:
I. доверюсь своим чувствам;
II. прислушаюсь к внутреннему голосу;
III. остановлюсь на видимом результате;
IV. проанализирую несколько вариантов их достижения.
12. Если я вспоминаю о близком человеке, то вначале в памяти возникает его:
I. голос;
II. внешность;
III. мысли;
IV. эмоции и чувства.
Обработка результатов.
Из таблицы 2 перенесите в таблицу 1 с вашими ответами буквы (А, В, Д, К).
Подсчитайте сумму цифр, которые соответствуют буквам А =; В =; Д =; К=.
Для проверки правильности ваших подсчетов следует сложить четыре суммы. Общий результат должен быть равен 120(А + В+Д+К= 120).
Вопрос/ответ | ||||||||||||
I | К | А | в | А | Д | К | Д | В | К | Д | К | А |
II | А | В | к | Д | А | В | В | Д | В | К | А | В |
III | В | Д | А | К | К | Д | К | К | Д | А | В | Д |
IV | Д | К | Д | В | В | А | А | А | А | В | Д | К |
А — аудиальная (слуховая) система;
В — визуальная (зрительная) система;
К — кинестетическая (чувственная) система;
Д — «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».
Та система (обозначенная буквой), которая наберет наименьшую сумму баллов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та, которая наберет наибольшую сумму (на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной для человека. Оценить степень развития данных систем поможет следующая балльная шкала.
Система, набравшая сумму до 20 баллов, развита на «отлично». Развитие системы в пределах от 21 до 29 баллов оценивается на «хорошо». От 30 до 38 — оценка «удовлетворительно». От 39 баллов оценивается «неудовлетворительно».