В результате прохождения ПППУиОПД студент должен окончательно овладеть следующими компетенциями:
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5).
Овладение соответствующими компетенциями подтверждается при прохождении промежуточной аттестации по итогам прохождения ПППУиОПД, а также при прохождении государственной итоговой аттестации.
7. Структура и содержание практики
При прохождении ПППУиОПД учитывается индивидуальная образовательная траектория, предполагаемая тема выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. ПППУиОПД включает выполнение студентом ряда заданий, направленных на формирование требуемых компетенций и выполнение плана работ (включая подготовку к итоговой аттестации).
ПППУиОПД сопровождается тематическими консультациями, проводимыми руководителем индивидуально со студентом. Консультации содержательно упорядочены, оговариваются их сроки, а также материалы, предоставляемые на проверку в рамках каждой консультации.
Непосредственно перед прохождением практики составляется план ПППУиОПД (включается в состав отчета о прохождении практики).
В ходе прохождения ПППУиОПД в обязательном порядке должна быть дана экономическая характеристика деятельности организации, а также изучена структура предприятия, учреждения и организация документооборота на конкретном предприятии, учреждении, организации (при прохождении практики стационарно в Университете этот этап выполняется с использованием материалов, предоставленных руководителем практики от Университета).
На втором этапе студент должен собрать информацию, необходимую для выполнения выпускной квалификационной работы, провести ее анализ и представить подробный отчет.
Исхода из поставленных задач, за время учебной практики студент должен выполнить следующие задания:
1. Ознакомиться со структурой организации, изучить:
· его организационно-правовую форму;
· систему управления.
2. Изучить особенности документационного обеспечения деятельности организации:
· организацию документооборота (включая систему электронного документооборота);
· нормативную базу, регламентирующую состав и порядок работы с документами, инструкциями, нормативно-правовым обеспечением.
3. Дать описание прикладного программного обеспечения, используемого на операционном, тактическом, стратегическом уровнях управления организацией с указанием основных задач, решаемых при помощи каждого программного продукта.
4. Изучить функционал популярных систем электронного документооборота, сделать реферативный обзор одной из них.
5. Подготовить реестр государственных, региональных, отраслевых нормативно-правовых актов и документов организации, необходимых для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра.
Изучение структуры и системы управления организации необходимо студенту, проходящему практику, для успешной реализации следующих заданий – анализ организации документооборота и составление реестра документов невозможны без понимания функционала структурных подразделений базы практики. Необходимую информацию можно найти в канцелярии, дирекции или на сайте организации.
Теоретический образовательный компонент практики заключается в практическом закреплении знаний, полученных в ходе изучения дисциплин «Документирование управленческой деятельности», «Менеджмент организации».
Наиболее существенная практическая часть работы практиканта – формирование реестра документов. Реестр представляет собой список документов, оформленный в соответствии с правилами библиографического описания ссылок в выпускной квалификационной работе. Условно формируемый реестр может быть разбит на уровни – федеральные, региональные, отраслевые документы и локальные акты.
При оценке качества формирования реестра документов учитывается полнота списка с точки зрения охвата всех основных видов деятельности организации.
Независимо от организационно-правовой и отраслевой принадлежности организации, список основных этапов практики является типовым. Он представлен в таблице 1
Таблица 1
Основные этапы прохождения производственной практики (ПППУиОПД)
№ п.п. | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля | Сроки выполнения |
1. | Этап планирования практики | Ознакомление с целями, задачами, содержанием ПППУиОПД, разработка проекта индивидуального плана прохождения практики, решение организационных вопросов. | Индивидуальный план практики | Первый день практики |
2. | Этап практики по формированию профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | Ознакомиться с организацией как объектом профессиональной деятельности бакалавра. Выявить особенности организационно-правовой формы хозяйствования юридического лица, составить краткую экономико-организационную характеристику предприятия, показать особенности организации и ведения документооборота. | Формирование пакета документов по фактам хозяйственной жизни, связанным с объектом будущего исследования в рамках выпускной квалификационной (бакалаврской) работы | Второй – восьмой рабочий день практики (1-2 неделя практики) |
3. | Заключительный этап | Оформление отчета по практике | Защита отчета | Последний рабочий день второй недели практики |
8. Отчет о практике
Результаты работы обобщаются в отчете по прохождению ПППУиОПД, в котором необходимо по каждому разделу изложить содержание выполненных работ.
Текстовая часть должна строиться на материалах организации (учреждения), а не носить общетеоретический характер.
В отчете о прохождении ПППУиОПД должны быть отражены результаты, полученные в ходе:
- изучения учредительных документов организации;
- определения роли и места организации в отрасли, регионе, стране (можно использовать историческую справку);
- ознакомления с организационной структурой организации (приложить схему в отчет, сделать описание организационно-технологических особенностей);
- ознакомления с организационной структурой подразделений (или обязанностями должностных лиц), ответственных за ведение делопроизводства (приложить выписку из штатного расписания, Положение о структурном подразделении, обеспечивающем документооборот, должностные обязанности соответствующих работников);
- рассмотрения общей схемы документооборота либо в разрезе структурных подразделений, либо в структуре жизненного цикла документов.
В тексте отчета студенту необходимо критически оценить действующую в организации систему документооборота, допускаемые отступления от действующих государственных стандартов и требований самой организации в части документационного обеспечения. Особенно ценными будут предложения студентов по совершенствованию документации, документооборота, информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности.
Отчет должен быть аккуратно оформлен и подписан руководителем практики от организации, заверен печатью организации.
Отчет представляется на кафедру экономики и управления инвестициями и недвижимостью для проверки в установленные сроки и последующей защиты. Защиту отчета принимает руководитель практики от Университета с выставлением оценки (см. приложение 3).
9. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение самостоятельной работы студентов на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
В ходе прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студенту необходимо выполнить все задания, намеченные в индивидуальном плане прохождения практики, и представить отчет.
Результаты прохождения практики отражаются в отчете по ПППУиОПД. Отчет должен содержать результаты видов деятельности, отраженные в индивидуальном плане работы в период прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Требования к отчету:
· титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями (приложение 1);
· текст отчета должен быть структурирован, названия разделов и подразделов должны иметь нумерацию с указанием страниц, с которых они начинаются.
· нумерация страниц, таблиц и приложений должна быть сквозной.
Отчет о прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности содержит:
Титульный лист (Приложение 1)
Тематический план практики (Приложение 2)
Основное содержание отчета, структурированное по разделам и подразделам.
Программное обеспечение:СПС «Гарант», СПС «Консультант Плюс», системы электронного документооборота.
Интернет-ресурсы: сайты органов государственной власти, министерств и т.п.
Информационно-методическое обеспечение:
- Компьютеры с доступом в Интернет, доступ к справочным системам.
- Нормативно-правовые и локальные акты.
Литература:
1. Менеджмент организации: учебные и производственные практики: Учебное пособие. – 2 изд. перераб. и доп./ Под общей ред. Э. М. Короткова и С. Д. Резинина. – М: ИНФРА–М, 2006. – 174 с.