Основные теоретические подходы к изучению малых групп в отечественной социальной психологии.




1. Деятельностный подход. Он основывается на принципе деятельности. –програмно-ролевой подход и модель соц-перцепции процессов совместной деятельности. У спешность реализации деятельности очень важна для группы. ( стратометрическая концепция групповой активности Петровского: 1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью. 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности), изуч-е групповой интеракции (Донцов) и эффективности (Немов),руководства и лидерства (Кричевский, Дубовская), межгрупповых отношений (Агеев).

2. Социометрич напр-е - использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств вариантов социометрического теста. Коломинский - конструирование различных социометрических процедур, включил эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (рассматривается как тупиковый многими авторами).

3. Параметрич. конц-я. Создатель - Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. И дея подхода - поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших соц иально-психологических параметров (содержание нравствен. направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство – межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). В завис от выраженности кажд. параметра, группа располагается в континууме (антиколлектив, группа–конгломерат, группа–ассоциация, номинальная группа, кооперация, группа-автономия, коллектив.

Группа–кооперация – успешно действ организационная струк-ра, высок ур-нь сотруднич-ва. Группа-автономия – груп идентификация, обособленность, слитность. К орпорация – элем-ты корпоративности. К оллектив – система отношений с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления, то есть, "...объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Антиколлектив – замкнутые извне, межличн. эгоцентризм, конфликтность, агрессив-ть.

Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1) конгломерат (люди на остановке) 2) номинальная (группа получает цели деятельности) 3) ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4) кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5) автономия (выражены 3 блока) 6) коллектив (высший уровень развития группы).

4. Организационно-управленческий подход. Относящиеся к рассматриваемому направлению (психологи ленинградской школы: Китов,Кузьмин) исследования групп и коллективов носят прикладной характер и ориентированы на решение конкретных управленческих задач, задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

5. Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская, 1982] и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) [Емельянов, 1985; Либих, 1974] в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплеса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

Второй этап – 70-е гг- Разработка теорий коллектива. Стратометрическая концепция Петровского: «стратометрическая концепция» (1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности). Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно–экономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют Модели коллективообразования.

Коллектив - качественное состояние малой группы, достигшее высокого, по мнению отдельных авторов – наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик. Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Петровский выделял группы типа коллективов, объединенные общей деятельностью, задачи которой - отношения, опосредованные некоторыми ценностями, реализуя которые, личность осуществляет самоопределение. Стратометрическая концепция коллектива, разработанная А. В. Петровским. Им были предложены два критерия построения гипотетической типологии групп: 1) степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; 2) общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью. Позитивной стороной подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных детерминантов. Более проблематично, однако, обстоит дело с конкретным приложением обсуждаемой схемы к множеству реально функционирующих групп, поскольку процесс развития представлен в ней в слишком обобщенной форме, минуя многие, возможные этапы и не отражая складывания отдельных компонентов жизнедеятельности группы как составляющих целостного социального организма, прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: