Детское самоуправление в ДОЛ




Для раскрытия данной темы, необходимо разобраться, что же такое самоуправление?

Д етское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Цели организации самоуправления:

1) повышение активности в делах отряда;

2) реализация интересов детей;

3) формирование ответственного отношения к своему выбору и ответственности за него

Функции детского самоуправления:

· обеспечение нормальной работы коллектива, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;

· подготовку к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, т.е. приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности. (по теории В.Д. Иванова)

· Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

· Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

· Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Особенности организации самоуправления в ДОЛ:

1. Короткий срок формирования коллектива. Количество дней, проводимых в лагере детьми достаточно небольшое, именно поэтому в первые дни работы смены основная задача вожатого выстроить систему самоуправления отряда. Лучше, если система самоуправления отряда будет включена в общую систему самоуправления лагеря. Участие детей в самоуправлении позволяет более эффективна организовать их на какую – либо деятельность из – за формирования ответственности. В таком случае вожатый выполняет функцию помощника и друга, а не функцию «контролирующего» и «принуждающего» органа.

2. В детском отряде могут оказаться ребята с разными уровнями самостоятельности: очень активные, опытные (участвующие в работе лагерей актива, в школьном самоуправлении, члены детских объединениях и т.д.), имеющие опыт самодеятельности, и не имеющие понятия о самодеятельности, самостоятельности и самоуправлении. Для наибольшей эффективности использования формы организации самоуправления вожатому необходимо продумать систему так, чтобы дети с различной «подготовкой» могли участвовать в деятельности коллектива. Дополнительные «второстепенные» роли в коллективе позволят задействовать различных детей с учетом их умений и навыков.

3. Выбор лидера производится в условиях недостаточной информированности как у детей, так и у вожатого о «кандидатах» в лидеры отряда. Выбор лидера должен проходить в начале сезона (начало оргпериода). Для определения лидера можно использовать различные игры и тренинговые занятия с отрядом («Постройся по..», «Скульптура», «Сделай шаг вперед» и др.) После проведения достаточного количества игр выбор лидера возможно провести по средствам голосования (желательного тайного).

У отрядного вожатого имеется достаточно много способов для обучения подростков самостоятельности и самоуправлению. Один из способов - организация различных форм органов самоуправления в отряде:

· дежурный командир, когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира (или несколько ребят - общепризнанных или по желанию - руководят отрядом, меняясь через 3-4 дня);

· постоянный командир;

· чередование традиционных поручений;

· творческие группы, связанные с подготовкой конкретных дел;

· игровые модели и т.п.

Каждая форма по-своему формирует детскую самостоятельность. Выбор формы зависит от уровня подготовленности заехавших ребят. Каждая форма способствует развитию определенного уровня самостоятельности

Задача вожатого при организации самоуправления состоит в следующем:

· Обеспечить ребят полной информацией о смене, ее программе, научить выбирать дела и деятельность.

· Научить ребят самостоятельно планировать и организовывать день, готовить и проводить дела.

· Повысить компетентность ребенка в вопросе руководства своими сверстниками, помочь освоить умения вести дискуссию, планировать работу, распределять поручения, анализировать свою деятельность, договариваться, согласуя свои личные интересы с интересами других членов группы, действовать конструктивно и не допускать конфликтов.

· Сформулировать совместно с детьми нормы и правила отряда, по которым коллектив должен существовать, распределить ответственности и описать возможности членов коллектива. Это позволит избежать недопонимания среди членов формирующегося коллектива.

Алгоритм деятельности вожатого по формированию самоуправления в отряде:

 
 

 

 


Для качественного функционирования самоуправления в отряде необходимо формирование «микрогрупп».

Микрогруппа - небольшое объединение (5-6 человек) для общения и деятельности ребенка, подготовка к отрядным делам, дежурства, обсуждения проблем и интересных тем. Совместные действия в небольшом объединении учат ребят, как можно организовывать себя и сверстников, т.е. самоуправлению.

Микрогруппы отряда начинают складываться в организационный период. Вожатый, проводя первые коллективно-творческие дела, игры или конкурсы, использует различные способы формирования малых групп. Постоянная смена состава подобных групп помогает ребенку познакомиться с возможно большим количеством ребят. Тогда вожатый будет легко и наилучшим образом сформирует в отряде постоянные микрогруппы на основной период.

Микрогруппы бывают временными (для организации, или проведения, или участия в отрядном деле) и постоянными ( для организации жизнедеятельности отряда в течение всей смены).

Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены (экипажи, отделы, творческие мастерские, звенья, компании, команды, группы и др.).

В случае необходимости состав микрогрупп может измениться, например, в середине основного периода.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.

Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа – принцип цикличности (цель – результат – анализ – цель):

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Содержание деятельности органов самоуправления:

1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.

2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.

3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.

4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.

5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений (Группы меняются поручениями через 4-5 дней).

6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

§ поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

§ взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

§ взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

§ совместную работу вожатского и детского коллективов;

§ информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

1. Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)

2. Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)

3. Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:

§ Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?

§ Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?

§ Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?

§ Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?

§ Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.

§ Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Самоуправление в детском коллективе - важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: