Диагностическая работа по литературному чтению
Класс 3 четверть
Цель диагностической работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
Время тестирования: 35 минут.
Условия тестирования: Для выполнения работы по литературному чтению каждый ученик должен получить листы с текстом для чтения и задания к тексту. Использование дополнительных материалов при проведении тестирования не предполагается. На парте у каждого учащегося должна быть только ручка для записи ответов.
Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам начальной школы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). Содержание работы ориентировано на нормативные требования к уровню осознанности чтения к середине 2-го класса, который должен достигаться учащимися при обучении по любому учебно-методическому комплекту, включенному в Федеральный перечень учебников для начальной школы, и реализацию преемственности между требованиями Стандарта-2004 и планируемыми результатами Стандарта-2009.
Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:
1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.
|
2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.
3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и способов её выражения.
Диагностическая работа содержит текст сказки и 12 заданий к тексту. Все задания можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.
· 1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
· 2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
· 3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста.
· 4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев.
При отборе заданий в силу специфики 2 класса предпочтение было отдано заданиям первой группы, так как именно нахождение информации, содержащейся в тексте в явном и неявном виде, находится в центре внимания во 2 классе (см. таблицу).
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами:
Группа заданий | № заданий | Общее количество заданий |
1 группа заданий | 1, 2, 3, 4, 5 | |
2 группа заданий | 6, 7, 12 | |
3 группа заданий | ||
4 группа заданий | 9, 10, 11 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:
|
Оценка выполнения заданий диагностической работы
За выполнение каждого задания, кроме задания №7, выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. Задание №7: 3 балла – полный верный ответ, 2 балла – подобраны слова к двум названным героям/предметам (т.е. выполнено 2/3 задания), 1 балл – подобраны слова к одному названному герою/предмету (т.е. выполнена 1/3 задания), 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует. Максимальное количество баллов, которые ученик может получить за работу – 14.
Система оценивания заданий диагностической работы
1. | 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
2. | 1 балл: выбран 2 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
3. | 1 балл: выбран 4 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
4. | 1 балл: Подчеркнуто предложение «Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до крыши самых высоких домов» 0 баллов: во всех остальных случаях |
5. | 1 балл: вписано слово «потускнели» 0 баллов: во всех остальных случаях |
6. | 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
7. | 3 балла: в первой строке выписаны слова «потускнели», «привяли» (допустим вариант «шуршат»); во второй строке выписаны слова «вянут», «рассыпаются» в третьей строке выписаны слова «засыхают», «молчат» 2 балла: выписаны слова в любых двух строках 1 балл: выписаны слова в одной любой строке либо по одному слову в каждой строке 0 баллов: во всех остальных случаях |
8. | 1 балл: 4, 2, 5, 1, 3 0 баллов: во всех остальных случаях |
9. | 1 балл: выбран 4 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
10. | 1 балл: выбран 2 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
11. | 1 балл: выбран ответ «Нет» и приведено правильное объяснение, например, указывающее на то, что дождик сильно переживал из-за того, что по его вине могут погибнуть цветы, деревья, люди. Примеры детских ответов на 1 балл: «Потому что он изо всех сил пытался помочь », «Дождик расплакался от того, что не успеет спасти цветы, деревья, людей », «Дождик старался полить растения и людей, чтобы они не погибли», «Дождик ругал себя за то, что наделал», «Дождик сильно переживал, плакал». 0 баллов: во всех остальных случаях. Примеры детских ответов на 0 баллов: «Потому что он зря подстригся», «Потому что короткие волосы-струи не достают до земли», «Потому что он не был равнодушным». |
12. | 1 балл: выписаны предложения предпоследнего абзаца либо приведен весь абзац. А также смысл абзаца может быть передан своими словами. Примеры детских ответов на 1 балл: «Называл себя глупым, беззаботным и плакал», «Плакал и пытался скорее все исправить», «Сильно расстроился, когда понял, что он наделал », «Волновался, плакал». 0 баллов: во всех остальных случаях. Примеры детских ответов на 0 баллов: «Плакал», «Всё поливал», пересказ содержания текста и т.п. |
При оценивании заданий развернутым ответом (11, 12) важно учитывать, что если учащиеся дали правильные ответы, синонимичные приведенным в системе оценивания, их нужно оценивать соответствующими баллами.
|