Отечественные исследователи истории музейного дела. Основные труды. Вклад в развитие музейной науки и практики.




 

В начале декабря 1930 г. состоялся Первый Всероссийский музейный съезд, на котором приняли участие более 300 делегатов – директора и работники музеев, а также крупные представители государственные деятели – нарком просвещения А.С. Бубнов и замнаркома просвещения Н.К. Крупская. На съезде обсуждалось будущее музеев, их «перестройка» согласно новому государственному строю, способы преодоления музейной отсталости. Практически все выступающие единственным решением этой проблемы видели реорганизацию экспозиций с точки зрения марксистско-ленинской (в основе экспозиций – историко-общественные формации, т.е. как развивалось общество) системы в купе с коммунистической пропагандой. Также участники сходились в мнении о необходимости увеличения музейной сети и количества краеведческих музеев. Кроме того, в ходе работы съезда было заявлено о необходимости разработки методологии музееведения, осуществить которую помогло бы издание нового журнала «Советский музей», создание научно-исследовательского института методов музейной работы, а также специальных методических комиссий при областных музеях для разработки научных марксистских методов и программ, применимых в музейной работе. (Согласно решениям съезда в музеях в обязательном порядке создавались отделы социализма, началась подготовка к созданию типовых экспозиций, опирающихся на формационную теорию общественного развития. Типичная выставка для будущего советского музея прошла в 1927 г. в Музее Революции СССР под названием «10 лет борьбы и строительства».).

Все эти решения были осуществлены, а в 1932 г. был создан Центральный институт методов краеведческой работы, реорганизованный в 1937 г. в НИИ краеведческой и музейной работы, ставший в 1955 г. НИИ музееведения, в 1966 – НИИ музееведения и охраны памятников культуры, с 1968 – НИИ культуры, с 1992 и по настоящее время – Российский институт культурологии.

Цели, ставившиеся перед ЦИМКР:

- разработка теоретических вопросов краеведения («идеология») и его методологии;

- оценка местных ресурсов на территории СССР и возможного приложения краеведческих сил к их изучению;

- обобщение результатов краеведческих исследований с целью использования имеющихся ресурсов в хозяйственной и культурной жизни;

- повышение научной квалификации краеведов, подготовка новых кадров;

- обеспечение краеведения научной литературой, создание специализированной центральной библиотеки и отраслевой библиографии;

- создание таких структур, как научно-краеведческое издательство, а при необходимости — сети опытных и наблюдательных пунктов и станции;

- установление научных связей с зарубежными краеведами и обмен опытом

Таким образом, институт являлся методическим центром для музеев системы Наркомпроса РСФСР (художественные музеи находились в ведении Комитета по делам искусств), публиковал материалы методического и информационного характера, был связующим звеном между Наркомпросом и музеями на местах. Публикации НИИ краеведческой и музейной работы раскрывают основные задачи в области музейного дела, на решение которых государство направляло усилия, и отражают уровень музееведческой мысли того времени. Они также являются важнейшим источником по изучению музейного дела в период ВОВ. Так, в военный период НИИ разработал методические письма, посвященные сбору материалов о войне и постановке на учет недвижимых памятников – «О сборе вещественных и документальных материалов ВОВ»; «О сборе, учете и обработке материалов о памятниках и памятных исторических местах ВОВ»). Осознание уже в первые месяцы войны необходимости комплектования фондов военными материалами, разработка принципов комплектования в условиях военного времени «по горячим следам событий», классификация источников на основе музейного источниковедения, определение критериев для фиксации памятных исторических мест и памятников – все это отражено в различных изданиях НИИ краеведческой и музейной работы.

Ряд публикаций посвящен включению темы ВОВ в экспозиции музеев, здесь даны конкретные методические рекомендации для построения новых экспозиций по военной теме. Всего за годы войны Институтом было создано 23 методических пособия по созданию выставок, пособия по оценке музейных коллекций, разработаны научные основы государственного учета музейных коллекций и памятников, организована научная экспертиза представляемых на государственный учет музейных предметов (около 200 тыс.), составлены классификационные указатели и определители музейных материалов. Институт еще в то время приступил к разработке вопросов истории и теории музейного дела и провел расширенные сессии Ученого Совета по основам музейного дела в условиях войны.

В послевоенные годы заслугой НИИ краеведческой и музейной работы стало возвращение музею статуса научно-исследовательского учреждения, зафиксированного в «Положении об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее, принятом на расширенной сессии Ученого совета в 1948 г.

В 1950-е гг. основным направлением работы НИИ стало исследование общетеоретических проблем музееведения.

Еще в конце 1930-х гг. ГЛ. Малицким (Георгием Леонидовичем – основоположник изучения истории музейного дела, первый составил музееведческую бибилографию и библиотек, которая вошла позже в состав библиотеки НИИ), тогда сотрудником института, был разработан план-проспект фундаментального исследования "История музейного дела в СССР до 1860-х гг.", реализации которого помешала начавшаяся Великая Отечественная война. На сессии Ученого совета института в ноябре 1948 г. вновь была поставлена задача изучения истории музейного дела, особенно актуальная в связи с подготовкой фундаментального труда "Основы советского музееведения".

В 1950-е гг. началась работа над "Очерками истории музейного дела" (Вып. 1-7. М., 1957-1971), включавшими историю отдельных музеев и профильных групп, этапов развития музейного дела, правительственной политики. Группой исследователей (И.П. Иваницкий, А.Б. Закс, А.И. Михайловская, С.А. Овсянникова, Д.А. Равикович и др.) руководил A.M. Разгон. В 1957-71 гг. вышло 7 сборников (42 статьи), до сегодняшнего дня сохраняющих свою научную значимость. Серия очерков охватывала историю музейного дела с XVIII в. до 1960-х гг. Наиболее обстоятельное освещение получила история дореволюционных музеев, при этом исследователи ввели в научный оборот немало архивных источников. Це­ленаправленно разрабатывались вопросы истории музейного строительства и формирования музейной сети в СССР. Заметно расширилось представление о проблемах охраны памятников культуры, как в дореволюционное, так и в советское время. Ряд очерков был посвящен истории круп­нейших музеев страны, истории коллекционирования, истории отдельных групп музейных учреждений - И.П. Иваницкий исследовал историю сельскохозяйственных музеев; А.И. Михайловская - промышленные музеи и выставки; С.А. Овсянникова изучала художественные музеи Петербурга и Москвы в конце XIX – начале XX вв.; Д.А. Равикович исследовала местные художественные музеи в период с 1850-х по 1900-е гг; А.М. Разгона, освещающего развитие исторических и военных музеев. Впервые была сделана попытка охарактеризовать источники по истории музейного дела в СССР за 1917-1941 гг.; возникновение музеев связывалось с развитием науки, а тема охраны памятников - с собирательской работой музеев.

Собственно, с издания «Очерков» начала история музейного начала формироваться как наука., в противопоставление появившихся тогда же первым систематическим английским и североамериканским исследованиям по истории музейного дела.

В эти же годы были опубликованы сборники научных трудов по истории крупнейших музеев: Оружейной палаты Московского Кремля, Третьяковской галереи, Эрмитажа. Событием в научной жизни стали монографии Т.В. Станюкович, написанные на базе детального изучения солидного массива разнообразных источников. Историю этнографических музеев автор монографий рассматривает как часть этнографической науки на фоне истории русской культуры и общественной мысли. Автором установлен факт неразрывной связи развития этнографической науки и процесса формирования этнографических коллекций. Именно в работе Т.В. Станюкович о Кунсткамере обосновывалась начальная дата истории отечественного музейного дела. Факт сосредоточения крупного собрания исторических и "натуральных" экспонатов в Летнем дворце Петра I в Петербурге послужил основанием считать 1714 г. датой основания Первого российского музея.

В начале 1970-х гг. масштабные исследования в области истории музейного дела в НИИ культуры были прерваны, но большинство исследователей, работавших над очерками, продолжали свои исторические изыскания. Изучению исторических музеев и охраны памятников с XVIII в. до 1917 г. посвящено 16 работ А.М. Разгона, публиковавшихся не только в НИИ культуры, но и в трудах Центрального музея революции СССР, в Советской исторической энциклопедии, в исторических журналах. В 1973 г. им была защищена докторская диссертация "Исторические музеи в России (1861-1917)", которая, к сожалению, не вышла отдельной книгой. Автор рассматривал историю музеев как составную часть развития науки и культуры, прослеживал взаимосвязь исторических музеев с развитием историческойнауки, а также роль музеев в распространении исторических знаний. Д.А. Равикович и А.В. Ушаков выпустили несколько крупных публикаций, посвященных музейной истории советского периода. В трудах ГИМа, сборниках Центрального музея революции СССР и исторической периодике появились интереснейшие публикации А.Б. Закс, посвященные проблеме эвакуации музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны, истории экспозиционной мысли, истории ГИМа, музейным съездам и конференциям.

Исторические исследования продолжались в отдельных музеях, и результаты их были опубликованы. В эти же годы появились книги директора Государственного музея А.С. Пушкина в Москве А.З. Крейна. В них рассказывалось не только об истории музеев А.С. Пушкина, но и о музейной профессии, о российском музейном деле на одном из самых ярких этапов его развития. В период так называемого "музейного бума", появились многочисленные научно-популярные изда­ния и путеводители по музеям. Они поддерживали в обществе инте­рес к музеям, популяризировали знания о них. К сожалению, эти ра­боты слабо координировались и не были нацелены на воссоздание общей картины истории музейного дела. Задача создания фундамен­тального обобщающего труда оставалась по-прежнему актуальной.

Свой вклад в изучение истории музейного дела внесли также ис­следователи отечественной истории, археологии, памятниковедения, этнографии (28). Исследования археолога А.А. Формозова о зарождении научной археологии, о первых шагах в области охраны исторических памятников в России начинались одновременно с работой над "Очерками музейного дела..." и в контакте с этим творческим коллективом. В 1980-1990-е гг. вышли и стали доступны широкой читательской ауди­тории его обобщающие исследования и переиздания ранних работ (29). Ра­боты Ю.Н. Жукова впервые освещали формирование советской систе­мы управления музейным делом (30). Публикации Е.В. Кончина посвяща­лись проблеме сохранения культурного наследия в 1920-е гг (31). Наконец, с середины 1980-х гг. материалы по истории музейного дела начинают включать в общие труды по истории отечественной культуры (32).

В 1988 г. увидело свет учебное пособие "Музееведение. Музеи исторического профиля"(33),подготовленное группой сотрудников Го­сударственного Исторического музея и Музея немецкой истории ГДР под руководством A.M. Разгона. Собственно истории музейного дела в ней посвящены лишь несколько страниц, так как авторы сосредоточи­лись на проблемах прикладного музееведения. Но книга подводила итог определенного этапа музееведческих исследований и определила зна­чение истории музейного дела как одного из разделов музееведения.

Не прерывалась традиция публикации музеографических исследований, посвященных истории отдельных музеев - Эрмитажа, Тре­тьяковской галереи, Оружейной палаты и др. Буквально всплеск по­добных публикаций пришелся на конец 1980-х - 1990-е гг., что свя­зано с крупными юбилеями старейших российских музеев.

В 1991 г. опубликован коллективный труд "Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.)" (41). Издание вышло в период острейшего политического кризиса в стра­не, и это обстоятельство придавало особую актуальность государ­ственной музейной политике, которая рассматривалась за 300-летний период. Впервые одна из важнейших для российского музейного дела проблем была изучена в столь широких хронологических рамках. Двухтомник, подготовленный коллективом авторов Научно-исследовательского института культуры (современного Российского института культурологии), продолжал традиции, прерванные с прекращением издания "Очерков по истории музейного дела". Первая часть называется «Гос политика в области музейного дела (18-20 вв.). В ней представлены статьи С.А. Каспаринской (18 в.-1917 г.); Г..А. Кузиной (1917-1941), и др. Авторов, касающихся последующих периодов истории СССР. Вторая часть «Из жизни музеев». А.М. Разгон «Предварительный съезд – итоги развития музейного дела в России»; Т.А. Пархоменко «Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (2 пол. 19 – нач. 20 вв); Р.И. Шпиллер «Гос музей истории Ленинграда (1918-1985); А.И. Фролов «Из истории становления музееведческий центров России» и др.

В 2000-х гг. были опубликованы труды В.П. Грицкевича, рассматривавшего историю музейного дела во всем мире, начиная с домузейного собирательства и до новейшего времени. В.П. изучил огромный массив лит-ры на русском, английском, французском, немецком языках и выявил особенности развития музейного дела в России, Европе, Америке, Африке, Австралии. Сам автор характеризует свою работу как «первая попытка глобального обобщения истории музейного дела на русском языке». Впервые в мировой лит-ре в пособии обобщены основные представления о теории, методике истории музейного дела и представлены ее источниковедение и историография. Кроме того, на тот момент существовало крайне мало изданий, освещающих историю музейного дела в мире.

1. Изучение отдельных профильных групп музеев (Т.П. Калугина)

Современным исследователем профильных групп музеев является Т.П. (Татьяна Павловна) Калугина. В 2001 г. вышла в свет книга «Художественный музей как феномен культуры». Ранее публиковались статьи ее авторства, касающиеся разных сторон деятельности художественных музеев: «Эстетически ориентированнные тенденции в экспозиции художественных музеев // Музейная экспозиция: На пути к музею XXI в. [Сб. научных трудов]. – М., 1997. – С. 42-52. Кандидатская работа также посвящена исследованию художественного музея (Историко-типологическое исследование экспозиции художественного музея).

 

2. И музеев в отдельных регионах мира (Т.Ю. Юренева)

Т.Ю. (Тамара Юрьевна) Юренева занимается исследованием музейного дела в отдельных регионах мира: так, ее авторству принадлежат статьи «Коллекции и коллекционеры античного мира» (Юренева Т.Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. - 2002. - № 9. - С. 136–148.), «Западноевропейские естественно-научные кабинеты XVI-XVII вв.» (Юренева Т.Ю. Западноевропейские естественно-научные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. - 2002. - № 4. - С. 765–786.). и Монографии: Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. - М.: Эксмо, 2011. - 496 с.

Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: история и коллекции. - М.: Академический Проект, 2007. - 414 с.

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: "Русское слово? РС", 2003. - 536 с.

А также учебное пособие: Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. - 560 с.

 

3. Изучение вопросов истории отечественного музейного дела (А.И. Фролов, Б.Б. Овчинникова, Л.В. Чижова, А.А. Сундиева и др.)

Фролов А.И. «Основатели российских музеев» - учеб. пособие.

Фролов А.И. Советские музеи в зеркале прессы // Музееведение. На пути к музею XXI в. – М., 1989.

Фролов А.И. Развитие музейной мысли в России XIX – нач. XXвв. – автореф. Дис., 1995.

 

Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России – учеб пособие, 1991

Овчинникова Б.Б., Чижова Л.В. Музеи России: Становление и развитие до начала ХХ века: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2002.

Овчинникова, Б.Б. Из истории русских музеев / Овчинникова Б.Б., Чижова Л.В. – Екатеринбург, 1992. – 114 с.

 

 

Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела https://www.museumstudy.ru/content/files/SundievaAA.pdf

8. Сундиева А.А. Музейный мир России: к обоснованию понятия // Вопросы музеологии.- 2013.- № 1 (7).- С. 3-11.

9. Сундиева А.А. О базовых понятиях музейной науки // Музей.- 2009.-№5.- С. 4-10 // https://museolog.rsuh.ru/muzei_journal/05-

2009/o_bazovyh_ponyatiyah.pdf

10. Сундиева А.А. Протомузейные формы в российской культуре / А.А. Сундиева // Обсерватория культуры.- 2005.- № 3.- С. 74-77// https://museolog.rsuh.ru/pdf/protomuzeinye_formy.pdf

Сундиева А.А. История музейного дела как концепция и метод // Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. - М.: НИИК, 1990.- С. 5-12.

Сундиева А. А. Провинциальные музеи России в социальном пространстве и времени // Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной жизни: Материалы III Всероссийской конференции. Кн.2. - Пенза, 1996. - С. 157-162.

7. Сундиева А.А. Российский музей в новых экономических условиях (об этических границах коммерческой деятельности) // Музеи Москвы и музеология ХХ века: тез. науч. конф., 25-26 нояб. 1997 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина (Москва). - М.: РГГУ, 1997. - С. 28-30.

8. Музеи – особо ценные объекты культурного наследия. Аналитические материалы. Методы ранжирования (монография) Рук. Деп. в ИНИОН РАН № 52996. 20.10.97 (в соавт.)

9. Сундиева А.А. Музейный мир на страницах музейной энциклопедии // Музейный сборник / Гос. исторический заповедник "Горки Ленинские". - М.: Улисс, 1997. - Вып. 2. - С. 23-26.

10. Сундиева А. А. Краеведческие музеи на пороге нового века // Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 10-11 декабря 1998. - М., 1999.- С.89-94.

11. Сундиева А.А. Первая музейная энциклопедия в России // Россия и современный мир. - 2000. - № 3. - С. 147-149.

12. Сундиева А. А. «Краеведческая константа» в деятельности российских музеев // Культура Российской провинции: век XX-XXI веку: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга, 2000. – С. 183-189.

13. Музейный мир России / М. Е. Каулен, А. А. Сундиева // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / Рос. ин-т культурологии МК РФ и РАН. - М.: Прогресс: Рипол классик, 2001. - Т. 1: А - М. - С. 5-10.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: