Вопрос 4. Религия и наука




Когда известный французский астроном, математик и физик Лаплас († 1827 г.) представил Наполеону свой пятитомный труд «Небесная механика», о происхождении и устройстве Вселенной, то император заметил с недоумением: «Я не нахожу здесь упоминания о Творце». Лаплас, образованный в духе так называемого свободомыслия, гордо ответил: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе». Так выразил свое отношение к идее Бога воспитанник т. н. эпохи Просвещения, которая, «забыв» о вере Галилеев, Коперников, Кеплеров, Паскалей, Ньютонов, открыто объявила войну христианству под флагом науки.

Если религия основывается на откровении сверхъестественном, то есть на том как Бог открывался людям непосредственно, то наука предметом своего изучения имеет естественное откровение, т.е. сотворенную богом природу. В основании всех наук лежит набор недоказуемых предположений, принимаемых на веру.

Основными методами естествознания являются: наблюдение, эксперимент, измерение и догадка (гипотезы, теории). На основании аксиом и накопленного знания формулируется гипотеза, следствия из которой проверяются опытным путем.

Если гипотеза подтверждается, то она является теорией. Наука в теоретических выкладках формирует модели реальности мира. Научное знание относительное, так как с течением времени уточняется и переформулируется.

Теория Птолемея в свое время способствовала прогрессу знания и была истинной, но когда она перестала служить этой цели, Коперником была предложена новая теория мироздания, согласно которой Солнце неподвижно, а Земля движется. Но теперь нам известно, что и это воззрение не отвечает истине, ибо движется не только Земля, но и Солнце.

каждый закон есть условность, которая держится, пока она полезна. Законы Ньютона казались незыблемыми, однако ныне их признают лишь за известное приближение к истине. Теория относительности Эйнштейна опрокинула не только всю механику Ньютона, но и всю классическую механику…

Наш мир состоит из того, что в свое время было отвергнуто или признано ложным.

Самолеты летают вопреки тому, что известный астроном профессор С. Ньюком математически доказал невозможность создания летательных аппаратов тяжелее воздуха…

Мы пользуемся радио вопреки авторитетному мнению известного ученого Г. Герца, утверждавшего, что это невозможно («для дальней связи, — писал он, — потребуются отражатели размером с континент»).

Атомные электростанции работают, хотя некоторые крупнейшие ученые США, в том числе Н. Бор, считали практическое использование атомной энергии маловероятным.

Открытие Пастера было отвергнуто Академией медицины.

Открытие рентгеновских лучей было встречено насмешками.

Православие не может иметь противоречий с естественными науками, поскольку оно не включает в себя ни их законы и теории, ни конкретные «детали» знания материального мира. Оно остается неизменным независимо от того, что утверждает наука в различные моменты своего развития: Земля или Солнце являются центром нашей системы, что вокруг чего вращается, из каких «кирпичиков» построена Вселенная.

С другой стороны, тот факт, что многие церковнослужители были одновременно и великими учеными (например, Коперник († 1543), св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) († 1879), аббат Мендель († 1884), священник Павел Флоренский († 1937), патер В. Шмидт († 1954), архиепископ Лука Войно-Ясенецкий († 1961), аббат Леметр и многие другие), также достаточно красноречиво свидетельствует о принципиальном отсутствии у религии какого-либо неприятия научного знания, ее борьбы с наукой.

Еще в школе нам вдалбливали, как при католическом средневековье религия боролась с наукой. Но ученые осуждались не за их научные взгляды (например, Джордано Бруно, объявивший себя «учителем более совершенного богословия, сыном неба и земли», а за действительно серьезные догматические и нравственные отступления от католической веры, то есть за ереси.

Религия и наука — это две принципиально разные области человеческой жизнедеятельности. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Уже по этой причине они не могут противостоять друг другу. Более того, в силу единства духовной и физической природ в человеке взаимосвязь религиозного и научного знания естественна и необходима особенно в настоящее время для обеспечения той нормальной гармонической жизни, к которой стремится человечество.

Наука в эпоху Возрождения (13-14в), появление католицизма и протестантизма. Материализм- самостоятельное развитие.

Пантеизм и Бруно –оккультист.

Зоологизм – наделение животных объектов жизнью.

Парацельс – экстрасенс.

Настоящая наука открещивается от них.

 

Законы природы – проявление воли божией. Бог может отменять законы (к вопросу о чуде). Творцы научного естествознания видели защиту христианства от возрожденческого магизма и оккультизма путем открытия законов вечных. неизменных и потому божественных.

Само существование природы с ее законами является непрерывным чудом (Лейбниц). Феномен жизни противоречит 2 закону термодинамики.

Самопроизвольное зарождение жизни невозможно. Невозможно случайное соединение атомов в молекулах ДНК (теория вероятности).

Нет промежуточных видов человека.

Непонятно поему филогенез (развитие эмбрионов) повторяет онтогенез (постепенное развитие от рыб до человека).

Необъяснимым с точки зрения естественного отбора являются ососбенности отдельных видов животных.

В целом общее непринятие дарвинизма, но есть частные богословские мнения:

- эволюционный процесс, ведомый Святым Духом мог иметь место и длиться млн. лет (Кураев, Барбур);

- эволюционизм в корне противоречит христианству (Генри Морис и Бенджамин Хобринг, отец Даниил Сысоев).

В беседе с Мотовиловым прп. Серафим Саровский: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу и дух человеческий, но до этого мгновения когда Бог вдунул в него дыхание жизни адам был подобен прочим животным.»

Св. Феофан Затворник: «Было животное в образе человека. С душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой – из животного стал человек».

Факты, не вписывающиеся

1. Наука не дает закона, по которому неорганический материал может организоваться в живую клетку и тем более породить разум.

2. Вероятность возникновения жизни и случайного сцепления молекул 10 в минус 250. Фактическая невозможность появления жизни.

3. Особые затруднения атеистический эволюционизм испытывает в вопросе о видообразовании у высших животных и непреодолимые сложности в вопросе о происхождении человека. Кроманьонцу 40-50 тыс. лет, но как он возник и кто егопредки – неразрешимая загадка, экспериментально не подтверждаемая.

Само понятие жизни до Открытие Пастера было отвергнуто Академией медицины.

Открытие рентгеновских лучей было встречено насмешками.

4. настоящего времени выходит за границы научного знания, т.е. жизнь оказывается не особое соединение материальных элементов, а нечто принципиально иное, тем более остается тайной природа сознания и личности человека.

Творец и законодатель всего бытия – Бог, как Он его творил: по «дням» сразу в совершенном виде или постепенно в течении «дней» от низших форм к высшим силою заложенных Им в природу законов не имеет сотериологического значения (для спасения) для православного богословия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: