Глава 6. Первое занятие.




 

Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.

В. Ключевский

 

Первое занятие – самое ответственное. Собираясь на него, мы ставим перед собой вполне определенные цели:

- Познакомиться с учеником и его родителями,

– Понравиться им,

– Провести тестирование,

– Начать освоение материала,

– Предоставить ученику программу действий,

– Получить гонорар за работу.

 

Накануне полезно сделать контрольный звонок. Лучше лишний раз напомнить о себе, чем приехать к закрытой двери.

 

Надевать деловой костюм не обязательно – если, конечно, ваш ученик не генеральный директор, пригласивший вас к себе в офис. А вот одежда по сезону, чистая и подобранная со вкусом, аккуратный и адекватный внешний вид – необходимы.

Постоянно общаясь с представителями своей профессии – на тренингах, семинарах, встречах репетиторов, – я могу сказать, что один репетитор из ста не знает, что рубашки надо стирать, а дезодорантом – пользоваться ежедневно. Одна из ста не заметит, что ее блузка украшена жирными пятнами. А один из тысячи сморозит что-нибудь особенное. Например, явится на урок в конце ноября в сандалиях на босу ногу и поведает потрясенным родителям о закаливании и здоровом образе жизни.

 

Возьмите с собой паспорт. Россияне доверчивы, и за восемнадцать лет репетиторской работы паспорт у меня спросили всего трижды, но неожиданно. У первого из этих троих учеников был папа милиционер, у второго – полковник ФСБ, у третьего – олигарх.

 

Преподаватели иностранного языка, логопеды и те, кто работает с младшими школьниками, часто берут на первое занятие заранее подготовленное небольшое портфолио. В нем могут быть копии паспорта и диплома, ваши грамоты и сертификаты, а также фотографии в окружении счастливых учеников.

 

Если у вас все еще нет визиток – закажите, пусть работают.

Если есть возможность заранее составить и распечатать программу занятий – сделайте это.

Очень рекомендую брать с собой сменную обувь. Не стоит ходить босиком по чужой квартире, а репетитору-девушке вряд ли подойдут сорок пятого размера шлепанцы, радушно предложенные клиентом.

Возьмите чистую тетрадь, запасную ручку и непременно – хорошее настроение.

 

Приходите вовремя. Пусть город стоит, пыхтя в пробках, и все вокруг опаздывают, а вы придите вовремя. Как все редкое и необычное, пунктуальность высоко ценится.

 

Все имеет значение: как мы входим в незнакомую для нас квартиру, как звучим, как себя ведем. Познакомьтесь с учеником и его родителями. Спросите, где помыть руки, особенно – если вы работаете с малышами. Спросите, где вы будете заниматься. От создания рабочей атмосферы напрямую зависит ваш преподавательский успех. Оптимальный вариант – письменный стол. Из всех помещений наименее удобна кухня, особенно если там что-то варится. Не очень подходят для занятий пухлые диванчики и уютные глубокие кресла: мягкое расслабляет, а у нас задача другая.

 

Преподаватели иностранных языков обычно занимают позицию напротив ученика. Репетиторы-математики и представители других точных наук – рядом и немного сзади, как верный сосед по парте, готовый прийти на помощь.

 

Есть репетиторы, первая встреча с которыми представляет собой торжественное действо: родители ученика, сам ученик и репетитор знакомятся и присматриваются друг к другу на нейтральной территории. В случае достижения взаимного восторга – назначается тестирование или пробное, то есть бесплатное занятие. Обычно так работают представители старшего поколения, у которых немного учеников – два-три за год.

 

А если за год у вас появляется двадцать новых учеников? Или, как у меня было в 2009 году, – тридцать восемь? Вы готовы тратить полдня на переговоры с каждым из них?

 

Пусть за вас работают ваше резюме или персональная страница, фотография и отзывы. Все необходимое можно заранее выяснить по телефону, на тестирование отвести двадцать-тридцать минут, а первое занятие сделать полноценным и содержательным. Ведь на первой встрече мы хотим создать у нашего клиента определенное впечатление – что ему очень повезло и он нашел именно того, кто ему нужен.

 

«Здравствуй, Ванечка! Меня зовут Аристарх, я студент пятого курса Физтеха. Сегодня я расскажу тебе о нахождении биномиальных коэффициентов с помощью метода математической индукции. Начнем мы с кванторов: квантора всеобщности и квантора существования». – Десятиклассник Ваня, последние пять лет получающий по математике стабильные тройки, тихо выпадает в осадок…

 

Это не шутка. Именно так часто поступают на первом занятии начинающие репетиторы и почтенные вузовские лекторы.

 

Прежде чем рассказывать о чем-то, что самим нам кажется невероятно интересным и важным, мы проводим тестирование. Тестирование – не полуторачасовой диктант с обещанием проверить его к следующему занятию. Ибо в этом случае следующее занятие вряд ли состоится. Пусть ваше тестирование будет

– коротким

– интерактивным

– заранее подготовленным.

 

Провести его можно практически на любом материале. Можете использовать домашнее задание. Принесите с собой какие-либо материалы по теме – это выглядит солидно. Если цель занятий – подготовка к ЕГЭ, используйте в тестировании именно варианты ЕГЭ.

 

Наша задача – не поставить ученику оценку и тем более не поставить его на место. Конечно, он многого не знает. Если бы он все знал, нас бы не пригласили. Нам нужно выяснить, в какой момент он перестал понимать предмет, найти границу твердого знания – с незнанием и именно этот уровень использовать в качестве стартового.

 

Как мы учимся? Как вообще мы осваиваем новые для нас области знания? Постепенно, шаг за шагом, мы расширяем границы понятного. Человек хорошо воспринимает новый материал, если он содержит не более двадцати процентов новой информации. И поэтому обучение может быть только постепенным. Нарушение принципа постепенности ведет к дальнейшему непониманию, к скуке и сопротивлению ученика.

 

Бывает, что принципа постепенности не понимают сами ученики или их родители. «Зачем мне действия с дробями, – говорят они. – Мы все считаем на калькуляторе. Мне нужны только логарифмы, потому что по ним через неделю контрольная». Одна из целей вашего тестирования – выяснить, что же все-таки ученик знает, в чем он чувствует себя уверенно. И если у выпускника школы проблемы с математикой, потому что он перестал что-либо понимать в пятом классе – значит, именно с этого момента в программе пятого класса надо начинать. Вернитесь к той теме, в которой ученик чувствует себя еще более-менее уверенно. Где-то в конце этой темы вы обязательно найдете что-то недоработанное или упущенное.

 

И, пока ученик выполняет задания теста, не уходите в транс, а тем более – в магазин. Общайтесь! Проявляйте инициативу. Наблюдайте. Чувствуйте себя разведчиком. Ведь вам нужно узнать не только уровень знаний ученика, но и его возможности: скорость мышления, уверенность в себе (или ее недостаток), мотивацию, психологические особенности, черты характера, темперамент. Насколько ему комфортно с вами? И, кстати, насколько комфортно вам?

 

Я слышала истории о том, как репетитор простужался от сквозняка, синел от табачного дыма или перекрикивал включенный телевизор, стесняясь сказать, что ему некомфортно и надеясь, что ученик сам догадается. Но ученик – не телепат и мысли читать вряд ли умеет. Вежливо, но настойчиво обеспечьте свой комфорт. И если у ученика злая собака – сделайте так, чтобы во время занятий у вас не было ни единой возможности с ней встретиться.

 

Когда у меня еще не было своего офиса, я проводила занятия у себя дома, в кабинете с большим письменным столом. У меня жил кот Ля Мур – очень общительный и игривый. И первый вопрос, который я задавала новым ученикам: «Как вы относитесь к котам?» Спрашивала ученика, какой рукой он пишет. Показывала, где помыть руки. Предлагала чай с печеньем. Говорила ученику, что перерывы мы будем делать тогда, когда он скажет, и работать в том ритме, который для него комфортен.

Обычно тестирование занимает пятнадцать-двадцать минут. За это время мы определяем «глубину фундамента» – уровень, с которого нужно начинать занятия. Определив – переходим к первой теме. Часто первое занятие представляет собой монолог репетитора. И, произнося этот монолог, будьте очень внимательны.

 

Если ваш подопечный – не юный гений, а обычный школьник, значит, он виртуозно владеет двумя навыками. Первый из них – имитация понимания. Второй – гадание по мимике преподавателя. Нередко полезные жизненные навыки выпускника средней школы двумя перечисленными и ограничиваются.

 

Имитация понимания – это убежденность во взгляде, уверенное кивание и реплики: «Да, конечно, кто ж не знает, что такое синус!» А попросите ученика рассказать вам, что же такое синус (если вы математик). Или – что такое валентность, если вы химик. Вы обязательно узнаете много интересного! И окажется, что в основе непонятной темы – непонятные слова. Либо ученик понял их как-то по-своему: как мог, а попросить учительницу объяснить еще раз – постеснялся.

 

Обычно школа не приветствует задавания вопросов. Какие, к чертовой бабушке, вопросы, когда в классе двадцать пять учеников и есть план урока – двадцать минут на устный опрос, пятнадцать минут на новую тему, десять минут на выяснение, почему Сидоров уроки прогуливает? Способность задавать вопросы у школьника атрофируется. И подросток на уроках находится в своеобразном трансе: он уже не здесь, он даже не пытается вникнуть в тему, он, если надо, кивает и говорит: «Все понятно!», а если спрашивают – пользуется испытанной стратегией.

 

– Козлов! «Рассеянный» – какая часть речи?

– Существительное! – бодро отвечает Козлов, фиксируя: так, у Марьи Ивановны брови к макушке ползут, значит, неправильно. – Прилагательное! (вроде успокаивается, но губы поджала и к журналу тянется, попробуем еще раз) – Причастие! (Yes!)

 

Этот нехитрый алгоритм ученик попытается применить и к вам. Он будет смотреть на вас умными глазами и кивать. Будет выдавать три ответа сразу и наблюдать вашу реакцию. Будет в ответ на простейший вопрос смотреть вам в глаза и говорить: «Я не понимаю. Не знаю. Не помню. Не могу».

 

Ну, по нашим-то глазкам ему погадать не удастся! И смотреть на нас жалобно, как Му-му на Герасима, тоже нечего – не на тех напали. Но об этом наши ученики узнают позже, ха-ха, а на первом занятии мы – сама предупредительность и само обаяние. Мы все объясняем, отвечаем на вопросы, хвалим нашего подопечного за любую мелочь. И обязательно записываем все, что сделали, потому что у занятия должен быть результат. И неважно, что Филипп в одиннадцатом классе, а сегодня занимались действиями с дробями и заодно – таблицей умножения. Труднее всего преодолеть силу трения покоя. Тяжело сдвинуть с места вагончик, приросший к ржавым рельсам – зато дальше он уж сам покатится.

 

В конце первого занятия мы подводим итог – доброжелательно и объективно. Пусть прозвучит хоть что-нибудь хорошее – даже если тестирование показало нулевой уровень знаний по предмету, а первое занятие было вашим монологом.

 

«Сегодня, Филипп, мы прошли очень важную тему – числовые множества. Мы определили, что такое числа натуральные, целые, рациональные и действительные. Заодно – повторили тему дробей – простых и десятичных, правильных и неправильных. Вспомнили, что такое числитель и знаменатель. Узнали, как приводить дроби к одному знаменателю, и освоили действия с дробями. Научились переводить десятичные дроби в обыкновенные и наоборот. Что ж, неплохо. Соображаешь ты быстро. Но дело в том, понимаешь ли, что дроби проходят в четвертом и пятом классе, а в программу ЕГЭ входит намного более сложный материал, к которому мы пока даже не приступили…»

 

И мы намечаем вместе с учеником план дальнейших действий. Мы можем использовать заранее подготовленную программу или написать ее в конце занятия, учитывая результаты тестирования. В любом случае наличие программы дисциплинирует ученика. Он видит, что наши требования к посещению занятий и выполнению домашних заданий – не каприз, а обязательное условие успеха.

 

Я очень рекомендую репетиторам в конце первого занятия заключать с учеником и его родителями договор. Текст договора заранее напечатан в двух экземплярах. И ученик, и его родители, и репетитор подписывают этот договор. Образец такого договора приведен в Приложении. Вы можете составить и свой вариант договора, содержание которого определяется здравым смыслом. Например, репетитор обязуется подготовить ученика к сдаче экзамена на положительную оценку за пятьдесят занятий, а ученик, со своей стороны, – выполнять все домашние задания, активно работать на уроках и, в случае отмены занятия по уважительной причине, – предупреждать репетитора хотя бы накануне.

 

Хорошо, если родители появились в начале занятия, проконтролировали процесс, а через пять-десять минут оставили вас наедине с учеником. Когда урок закончится, обязательно поговорите с ними. Родители – наши союзники. Если в момент занятия их не было дома – побеседуйте по телефону. Расскажите о результатах тестирования, обо всем, что вы заметили. Для родителей очень значимо все, что вы скажете об их ребенке. Записи, которые вы вели на уроке, подтвердят объективность вашей оценки.

 

Вашему клиенту необходимо знать, сколько нужно занятий, какими будут дальнейшие перспективы, какие нужны учебные пособия. Ему нужно рассчитать время и финансы. Предложите программу обучения и план занятий на ближайшие месяцы. Например, так: «Да, вы правы, математика у Филиппа сильно запущена, пробелы – начиная с пятого класса, и для того чтобы подготовиться к ЕГЭ и учебе в Плехановском, нам нужно будет заниматься два раза в неделю в течение всего учебного года. Филипп вполне ответственно обещал мне, что будет делать домашние задания. Вот какие темы мы прошли сегодня. Филипп легко воспринимает новый материал, быстро соображает, и это хорошо. А вот математическая база – на уровне четвертого класса. К Новому году мы освоим весь уровень А, ну а дальше – вполне возможно, что выйдем на твердую четверку». Все довольны: родители видят, за что платить, и вопроса о «пробности» первого занятия уже не возникнет.

 

Пить ли чай у учеников – зависит от вас. От борща и котлет, которые могут предложить вам благодарные клиенты после занятия, лучше вежливо отказаться – ведь не питаться пришли. А чашечка чая – поможет поддержать беседу.

 

Колоритный ученик – богемный дизайнер из Парижа, решивший вдруг поступить на Мехмат. В тибетской шапочке. На сленге такие называются – заяц с завязанными ушами. Предлагает матэ – безобидный напиток, но заварен так, что после пары глотков из калебасы наступает внутренняя тишина, взгляд сложно фокусировать, а собственный голос слышится со стороны… А занятие продолжать надо. Ничего страшного – усилием воли вернула на место свою точку сборки, но с тех пор у учеников даже чай не пью.

 

Хорошо, если первое занятие пройдет точно по нашему сценарию. Так бывает не всегда – и поэтому рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые начинающие репетиторы сгоряча называют «нестандартными».

 

Клиент откладывает или несколько раз переносит первое занятие. Причина, на ваш взгляд, абсолютно неуважительная: «Никак не можем уговорить сына заниматься, уезжаем на дачу, испытываем материальные сложности в связи с покупкой нового компьютера».

 

Велика вероятность, что клиент так и будет откладывать и переносить занятия. Покупать вещи (компьютеры, телевизоры, телефоны) можно бесконечно. А если сына надо уговаривать заниматься, значит, все очень запущено. Помните – вам нужна определенность.

 

– Дело в том, что сейчас я составляю расписание на следующий месяц, и свободных пар у меня может не оказаться. Давайте созвонимся в пятницу вечером, потому что занятия надо начинать не позже понедельника – иначе мы просто не успеем подготовиться к экзамену.

 

Для себя отметьте контрольный срок: «Если в понедельник мы не начнем занятия, значит, с этим клиентом я прощаюсь».

 

Вы едете на первое занятие, полчаса ждете маршрутку, попадаете в пробку и опаздываете на час. После занятия ждете маршрутку полчаса, потому что она вообще редко ходит. Ваши действия?

 

Читайте книги внимательно. Ведь в главе 5 автор предупреждал – учите географию, а перед первым занятием – ознакомьтесь с картой местности и картой пробок.

 

Вас пригласили проводить занятия за городом, в коттеджном поселке. Зима, мороз. Вы стоите и ждете, когда за вами приедет машина от клиента. Ждете десять минут – никого нет. Телефон клиента «выключен или находится вне зоны доступа». Ваши действия?

 

Больше десяти минут ждать не надо. Больной репетитор – уже не репетитор, а больной. Звоните в организацию, в которой вы работаете, – секретарю или администратору. Объясняйте ситуацию. Если вы работаете в достойной репетиторской компании – она будет защищать ваши интересы даже в случае звонка разгневанного клиента, приехавшего на место встречи «всего на сорок минут позже».

 

4. Вы приехали на первое занятие – дверь закрыта. Вы звоните клиенту – «Ой, извините, совсем забыл! Увез сына плавать в бассейн. Если сможете подождать – через два часа мы подъедем».

 

Правильнее всего – взять деньги за несостоявшееся занятие.

Когда я говорила это на тренингах для репетиторов, представители старшего поколения нередко возмущались, более или менее активно.

Да, именно так. Если вы приехали к закрытой двери – возьмите деньги за несостоявшееся занятие. Даже если в глубине души вы считаете, что «не в деньгах счастье». Даже если вы втайне радуетесь возможности подышать воздухом, пойти в кино или посидеть в уютном кафе вместо урока. Цените себя. Иначе ваш клиент может подумать, что, как бы он ни поступил, вы не откажетесь от занятий с ним. «По моим правилам (или – «по правилам нашей компании») занятие, не состоявшееся по вине клиента, оплачивается в полном объеме». Если эта фраза покажется вашему клиенту неубедительной – значит, с ним можно прощаться.

 

Примечания.

1)

Если клиент сам предлагает пятьдесят процентов стоимости занятия – соглашайтесь.

2)

Рекомендация брать деньги за несостоявшееся занятие не относится к случаям форс-мажора. Внезапное заболевание ученика (или его дочки, дедушки и даже любимой собаки) является

уважительной причиной для отмены занятия.

 

Если репетитор приезжает к закрытой двери и не требует денег за сорванное учеником занятие – значит, мало уважает себя. Если мерзнет и простужается, боясь открыть рот и попросить ученика закрыть форточку – значит, мало уважает себя. Если пять лет работает по одной и той же ставке, стесняясь заикнуться о том, что в связи с инфляцией ее пора повысить – мало себя уважает. Возможно, слишком поздно в России отменили крепостное право: люди привыкли не просто терпеть неуважение к себе или плохие условия, но и считать покорность – добродетелью.

 

Родители хотят присутствовать на занятии, чтобы послушать репетитора.

 

Вот и прекрасно. Значит, они заинтересованы в учебном процессе. Вряд ли они будут слушать вас полтора или два часа – ведь они уже взрослые, все экзамены давно сдали. Через десять минут вернутся к своим обычным делам.

 

Да и вообще люблю я эти родительские присутствия. Смешно мне читать на форуме, как наши репетиторы порой ахают: боже мой, мама на занятии, что делать… Я так немедленно устраиваю «показательные выступления», после которых родитель осознает, что обстоятельства весьма серьезны. Кстати, довольно часто родитель после такого холодного душа говорит что-нибудь вроде: «Спасибо, что открыли глаза на истинное положение дел. А то мы в классе самые лучшие, учителя хвалят, четверки-пятерки… Теперь-то понятно, что надо много работать».

Игорь Вячеславович Яковлев, репетитор по математике и физике.

 

5. А теперь – мастер-класс! Мама или бабушка не просто присутствует – они гиперактивны! Представьте взрослого, который не дает ребенку слова сказать, торопит его, поправляет, а то и гордо отвечает первым.

Что же делать репетитору?

Лучше всего, на мой взгляд, просто объяснить маме (бабушке), что своим вмешательством она сводит на нет всю пользу от занятия. Не готовы к такому диалогу – можете применить косвенные методы.

Метод первый.

Действует безотказно, если вы занимаетесь с малышом. Вы можете сказать: «Вот, сейчас нам мама помогала. Мы все втроем занимались: Петя, мама и я. Только скоро Петя в школу пойдет, так что сейчас мы поиграем в урок, как в школе…» Обычно мама понимает намек и удаляется.

Метод второй.

Отвлеките внимание мамы. Внимание! Подсунуть маме перегруженный рекламой журнал Cosmopolitan – решение тривиальное и пошлое. А мы – уникальные эксперты и пошлых решений не ищем! Лучше всего для долговременного обезвреживания подойдет детская классика: «Приключения Тома Сойера» или «Убить пересмешника».

Метод третий.

Предложите маме заниматься в качестве второго ученика, с соответствующим увеличением вашего гонорара.

Крайняя мера. Вежливо, но непреклонно предложите маме (или бабушке) посетить ближайший торговый центр или кафе.

 

6. Ребенок боится, что родители уйдут с урока, и он останется один на один с репетитором.

Если ребенку три-пять лет – дождитесь, когда он настолько увлечется и заиграется с вами, что уже не вспомнит о родителях. Если ребенку пятнадцать-двадцать лет – помочь нечем!

 

7. Вы провели первое занятие, обнаружили у ученицы нулевой уровень знаний, беседуете с родителями и слышите от них следующее:

«И что у нас за дочка, ну прямо дебилка бестолковая! Мы-то, между прочим, кулинарный техникум оба закончили с отличием, а она – вообще непонятно в кого такая! Какая ей математика? Ей, дурехе, только улицы подметать».

 

Почему родители ругают и унижают своих детей? Как будто не сами их сделали! Почему действуют по принципу Тараса Бульбы – «Я тебя породил, я тебя и убью!» Почему называют их «оболтусами», а иногда – «дебилами» и «идиотами»? Ведь «оболтус», согласно словарю Ожегова, – дурак, бездельник. «Идиот» – и того хуже: страдающий врожденным слабоумием.

Одно из объяснений иррациональному поведению родителей показалось мне логичным: мол, идет это с незапамятных времен, когда люди боялись сглаза, и, чтоб чужак не сглазил самое дорогое, что у них есть, начинали они это самое дорогое (то есть детей) последними словами ругать. Может, и так. И все же я убеждена: родитель, унижающий своих детей, а тем паче – в присутствии незнакомого человека, по отношению к ним совершает самое подлое предательство.

Как много в нашем языке хороших и добрых слов, выражающих любовь, доверие, уважение и нежность. И они так нужны детям!

 

И, возможно, вы не переубедите маму сразу, но сделать это необходимо. Вы можете сказать: «А вы знаете, мне понравилось, как Наташа работает на занятии. И никакой бестолковости я не заметил. Вот, смотрите, эти задачи Наташа решила практически сама. Просто она еще даже не знает о своих возможностях. Мы будем двигаться вперед постепенно, и уже через два-три месяца будут заметны результаты. Наташа готова работать, и ей очень важно чувствовать, что вы на ее стороне».

Расскажите историю успеха. Ведь в глубине души мама надеется, что ее ребенок – хороший, что все получится. Она ждет от вас подтверждений того, что боится она напрасно. Да конечно, чего бояться? Ведь Наташа – молодец, а вы – эксперт.

 

8. Вы провели первое занятие. За него вы должны получить деньги. Но клиент забывает вам их отдать! Он радостно прощается с вами, и даже подает вам пальто, и открывает дверь, и говорит, как он рад был с вами познакомиться… Ваша задача – тактично напомнить о гонораре.

 

– Скажите, пожалуйста, как вам удобнее будет оплачивать занятия – за каждое или за десять вперед? Мне будет удобнее, если за каждое.

 

Глава 7. Главное.

 

Создание мотивации и ежовые рукавицы – основные инструменты репетитора.

С.Г. Кузнецов, учредитель компании «Ваш репетитор»

 

Вот и добрались мы до главных секретов. Мы говорили о том, как важно произвести хорошее впечатление. О первой беседе по телефону, об имидже и самопрезентации. Только все это – обложка книги. А в книге главное – содержание.

 

Наверное, и вы встречали людей в суперобложке. Правильные слова, отработанные приемы, дипломы и грамоты, безупречный имидж… и провал. Пустые страницы, или, хуже того, – банальный и тухлый текст. Как будто на обертку – на составление резюме, на самопрезентацию и маникюр – ушли все их невеликие силы.

 

Да, обложка хороша – но оценивать вас будут по достигнутым результатам. И поэтому ко второму занятию мы готовимся еще более тщательно, чем к первому. Определяем свою роль. Каким быть именно с этим учеником, именно сегодня? Добрым и понимающим? Строгим и въедливым? Блестящим, неподражаемо-ироничным? Каким будет содержание?

И накануне второго занятия снова делаем контрольный звонок.

 

Начать можем с домашнего задания. Заодно и проверим, насколько высока у нашего ученика мотивация, есть ли навыки самостоятельной работы.

Сразу скажу – как и врач, репетитор может помочь не всем. В каких случаях говорить «нет» – можете определить только вы сами. Помните – мы можем помочь сотням учеников и не имеем права тупо разменивать свое драгоценное время на дензнаки. Один из важнейших для репетитора вопросов – как отличить «пациент жив» от «пациент мертв» и при этом помнить, что каждая сложная ситуация – это вызов и возможность расширить границы профессионализма.

Случаев, когда я отказываю ученику после первого занятия, – не более двух процентов. Обычно такие ученики сразу узнаются. По кривому полету.

Однажды ко мне обратился двадцативосьмилетний Никита. Он хотел за месяц подготовиться к поступлению в Высшую Школу Экономики. По телефону он рассказал, что больше десяти лет работал маляром, а тут решил получить высшее образование, при этом знания математики у него на нуле, школа – давно забыта. Само по себе это не помеха: я успешно готовила к поступлению абитуриентов, которым было и за тридцать, и за сорок. Здесь главное – не возраст и не начальный уровень, а сила характера.

Я сразу предупредила Никиту, что работаем мы в экстремальном режиме – времени до поступления осталось совсем мало, а значит, домашние задания будут большими и обязательными.

Перед вторым занятием я позвонила, и Никита отрапортовал, что сделал все. Я удивилась – слишком хорошо, чтобы быть правдой. Начала расспрашивать – и выяснила, что Никита просто отправился в магазин, приобрел решебник и переписал все оттуда. На вопрос, зачем же тогда идти в Высшую Школу Экономики – ведь придется пахать не по-детски! – он ответил: «Ну как, кореш пошел – и я за компанию».

 

Ученики с высокой степенью мотивации – радость для репетитора. Им изначально интересно. Они уже умеют самостоятельно думать. Они ждут нас с нетерпением и трясут, как грушу. Иногда нам кажется, что за занятия с ними грешно брать деньги.:–)

 

Но согрешить репетитору удается нечасто – потому что с большинством учеников мы встречаемся, как скорая помощь, когда у них уже все плохо. Мы говорили о том, как мастерски школьники угадывают ответы по глазам и мимике преподавателя. Иногда мне кажется, что они читают мысли, как заправские экстрасенсы. А ведь наша задача – научить подопечного думать! Помочь ему самостоятельно пройти путь от бессилия – к уверенности, сделать так, чтобы в его головушке что-то проснулось от летаргического сна, зашевелилось и загудело. Чтобы лед тронулся – репетитору приходится быть ледоколом.

 

Однажды мне пришлось готовить к сессии первокурсника академии МВД. Он занимался боксом, но при внешней могучести был очень инфантилен. Воспитывали его мама, тетя и бабушка. Когда этот рослый накачанный юноша входил в комнату, в ней становилось тесно. Но как только у него что-то не получалось – интеграл, например, не мог взять, – он смотрел на меня трогательным взглядом котенка и канючил: «Не зна-а-ю… ну помогите…»

 

И конечно, мне очень хочется помочь! Подсказать, направить, а еще лучше – сделать все самой, и при этом понравиться ученику, показать свой ум и отзывчивость, вызвать в нем симпатию и любовь, наконец! Ну хотя бы заполнить паузу. Да, действительно, – что могут подумать родители, не слыша бодрого монолога репетитора? Ведь не за молчание они мне платят?

 

Но мне приходится хитрить и лукавить. На тестировании я определяю тот ритм, в котором ученик может меня воспринимать. И работаю именно в этом ритме. Я даю задачу, которую ученик, подумав, сможет решить самостоятельно, и сижу с непроницаемым видом. Держу паузу – столько, сколько нужно. Я научилась не бояться пауз и существовать в них комфортно. Если молчание затягивается, я ухожу поливать денежное дерево или причесывать кота. Всем своим видом я показываю: а вот не подскажу, делай сам! Потому что ученики слишком привыкли, что за них все сделает кто-то: мама, сосед по парте, репетитор, которому заплатили, учительница, когда ей надоест ждать.

 

Я тоже специально даю задачи на только что пройденный материал и ухожу на три-пять минут. Когда сидишь рядом, у ученика возникает соблазн задавать вопросы и просить о помощи, вместо того чтобы думать и действовать самостоятельно.

Слышала и от учеников, и от коллег, что многие репетиторы сидят рядом и контролируют каждое действие, помогают, советуют. Считаю это в корне неверным. Впоследствии, оставаясь один на один с заданием, такой ученик теряется и говорит: «А без вас я не знаю, как делать!» Да иногда просто надо увидеть, где ученик ошибается, чего недопонял, и для этого надо дать ему написать СВОЁ.

Ольга Валентиновна Овчинникова, репетитор по химии.

 

Многие ученики словно боятся написать или высказать это самое «своё». Их испугали еще в младшей школе. На первом занятии они завязываются в узелок и закрывают тетрадь локтем, а доверительно общаться начинают только к четвертому-пятому.

Есть и другая категория – бойкие. На любой вопрос они мгновенно дают любой ответ. Говорят много и не думая. «Чему равен косинус нуля? – Пи. – Почему Пи? – Ну дык не десяти же!» Это – тоже защитная реакция ученика против школьной системы, его самодельная стратегия выживания.

 

Потому что школьная система грузит человека ответами на вопросы, которых он еще не задавал, и дает эти ответы слишком быстро – лишая ученика удовольствия самому их найти.

Хотите, дорогие коллеги, – проведем эксперимент.

 

У вас три спички. Не добавляя спичек и не ломая их на части, сделайте из трех четыре. Пока не сделаете из трех спичек четыре – дальше не читайте!:–)

И, пока вы ищете решение, понаблюдайте за собой и за теми мыслями, которые возникают в вашей голове. И разве не хочется бросить дурацкое занятие и заглянуть в ответ?

 

А может быть, задачу про спички вам рассказали в первом классе? Так у меня еще есть!

 

Соедините девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от бумаги.

 

* * *

* * *

* * *

 

И наблюдайте, пожалуйста! За тем, как придет мысль: «Ну я же гуманитарий, что с меня взять!» За неожиданным страхом – ну что же я, такой крутой и умный, не могу отгадать простую загадку! За желанием найти в условии ошибку, послать автора по известному адресу или поискать решение в Интернете. И за тем редкостным кайфом, который вас посетит, когда вы все-таки решение найдете!

 

Вот оно! Эта радость победы, которой школа лишает ученика – постоянно, ежедневно, из года в год! А взамен одаривает умением гадать по глазам, имитировать понимание и признаваться в собственной немощи: «Ну помогите! Не получается!»

Школа учит действовать по шаблону. Задача должна решаться так, как рассказывали на прошлом уроке. Или «по схеме», или «по формуле», или так, как ее решил сосед. И если не решается – ученик зависает! Он не знает, что делать дальше. Он привык создавать видимость прилежной работы. Я уже говорила, что он верит в «формулы», как дикарь – в магические амулеты.

 

Значит, наша задача – дать ученику алгоритм поиска и проверки решения. Научить его самостоятельно думать. Помочь хоть раз почувствовать этот кайф от победы – а дальше ученик будет стремиться к нему сам.

Но как? Есть ли какие-то особенные секреты, способы достижения понимания, приемы, обучающие ученика искать решение или развивающие его самостоятельность? Из каких атомов состоит философский камень, спрятанный в кармане репетитора, и как передать его рецепт?

 

Не всегда ученик на первом или втором занятии готов включиться в работу. Возможно, он просто к ней не привык. И очень редко верит, что у него вообще что-то получится.

И мне тоже часто приходится работать «позитивным психологом». Я терпеть не могу бессилья, виноватых признаний в собственной слабости, жалобных взглядов, мазохистских «не знаю, не могу, не вижу и не помню…» Я безжалостна. Я точно знаю, что жизнь этих ребят не будет легкой – хотя бы потому, что они родились в России. Им придется быть сильными. Строить и кормить семьи, поднимать бизнес, воспитывать в себе силу духа и человеческое достоинство. Ну куда они пойдут со своими «не знаю», «не могу» и «не получается»?

Я убеждена, что когда человек говорит так – он предает сам себя. Свои способности и возможности, свое будущее. И поэтому не позволяю ученикам заниматься самоуничижением – даже в мелочах. «Здесь не нужно знать чего-то особенного, – говорю я. – Эта задача проста. Достаточно внимательно посмотреть на условие и подумать пару минут. Ты подумай – а я не буду тебе мешать».

Он смотрит. И вроде даже думает. И снова говорит: «Не получается». – «Что именно не получается? – спрашиваю я. – Что ты уже пробовал применить, покажи». – «Ничего не получается. Не знаю, с чего начать».

– Знаешь, – говорю я, – ты это уравнение покрути как-нибудь. Посмотри, что из него можно сделать. Скобки, например, раскрыть, к одному знаменателю привести. Как говорит моя коллега, репетитор-математик Инна Владимировна Фельдман: «Если не знаешь, что делать, – делай то, что можешь». А если увидишь, что получилось хуже, чем было – не беда, примени что-нибудь другое.

И постепенно помогаю ученику убедиться в том, что он знает, может, помнит и вообще – молодец.

В основном я работаю с выпускниками. Последние три месяца перед экзаменами – тренировка не только математических навыков, но и черт характера. Потому что ученику нужна стратегия поиска решения. Что он будет делать на экзамене, если задача не получается? Плакать? Говорить «Не могу, не знаю и не помню?» Или все-таки соберется с силами и начнет действовать конструктивно – хладнокровно проверит все свои записи, начиная с условия, все пересчитает и найдет арифметическую ошибку? Или, если весь способ решения был неверным, вовремя это заметит и все-таки решит задачу другим, правильным способом? Вот научить этой стратегии – самое трудное.

Ученик хитер. Но репетитор обязан быть хитрее. Да, ученик домашнего задания не сделал и ждет, раскрыв клювик, что сейчас вы ему все расскажете. У него, за годы обучения в школе, уже сложился определенный шаблон. А мы ему – шаблон поломаем. «Не сделал дома? Ну ничего, делай сейчас. Понимаешь, мне очень хочется тебе подсказать. Мне прямо-таки приходится бороться с собой, чтобы не подсказывать. Потому что экзамен через месяц, и никто тебе там подсказывать не будет. Так что – вперед! Я тебе не буду мешать».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: