Современное состояние сферы высшего профессионального образования в РК




 

За годы независимости Казахстан добился значительного прогресса в реформировании системы высшего образования и переходе к рыночной системе. Государственная политика направлена на реформирование системы высшего образования для удовлетворения потребностей современной конкурентоспособной экономики, основанное на международном опыте. Для достижения этой цели правительство приняло ряд документов. Среди них – новый Закон об образовании (2007) [Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-111 ЗРК], Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы [О государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459], Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы [Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096. САПП Республики Казахстан, 2003 г., N 23-24, ст. 217.], Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года [Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Астана, 2004], Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы до 2015 года [Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, Акорда, от 7 декабря 2010 года. № 1118], а также ряд нормативных документов. Основная идея всех этих документов – более эффективное развитие человеческого капитала страны, как ключ к успеху. В области высшего образования, целенаправленные усилия прикладываются в отношении реализации Болонского процесса и интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство. Казахстанские молодые люди имеют высокий уровень грамотности, хорошее знание языка и амбиции. Высшее образование высоко ценится, в частности, в области научных и технических дисциплин.

Реформирование системы высшего образования за годы независимости Казахстана можно условно подразделить на следующие этапы;

· 1991-1994 гг. - Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

· 1995-1998 гг. - Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

· 1999-2000 гг. - Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

· 2001-2004 гг. - Изменения стратегического развития системы высшего и среднего образования.

· 2005-2010 гг. - Поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики на основе «Концепции развития системы образования РК до 2015 года».

· 2011 по настоящее время - новый этап, формирование национальной модели образования на основе инновационного развития, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Основным законом, определяющим структуру развития высшего образования в Республике Казахстан, является Закон «Об образовании» (1999, 2007 г.). В последующие годы были приняты несколько Законов «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании РК» [Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-111 ЗРК]. Это стало важным шагом в укреплении и совершенствовании законодательных и нормативных положений в сфере высшего и послевузовского образования. Новый закон значительно ужесточил квалификационные требования к высшим учебным заведениям и их филиалам. В частности, были представлены новые требования в отношении преподавателей, работающих на полную ставку. Работа филиалов вузов была ограничена только реализацией профессиональных образовательных программ в объеме циклов социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. В 1990-ые годы, когда стало возможным создание частных учебных заведений, а законодательная база, регулировавшая этот процесс, еще не устоялась, появилось много новых учебных заведений, в частности, в сфере высшего образования. Содержание образовательных услуг, оказываемых ими, не соответствовало казахстанской законодательно-нормативной базе, а процесс контроля над качеством этих услуг, был затруднен. В этой связи в целях повышения качества образования и усиления контроля учебного процесса было принято решение ограничить сеть филиалов. Были усилены требования в отношении материально-технической базы и собственных ресурсов ВУЗов. Чтобы усилить качество образования и государственный контроль в системе образования были введены Единое национальное тестирование (ЕНТ) и Промежуточный государственный контроль (ПГК). ПГК – это национальный экзамен, проводимый Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования для студентов второго курса всех специальностей, кроме медицинских (для студентов медицинских специальностей ПГК проводится после третьего курса).

Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы, разработанная в 2004, заложила основы для введения с 2005 года трех-цикличной структуры высшего и послевузовского образования («бакалавриат – магистратура - докторантура PhD») и системы накопления и перевода кредитов. Закон «Об образовании», принятый 27 июля 2007 года, учитывает международные стандарты в сфере образования в контексте вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию и интеграции в Болонский процесс.

Высшее образование приобретается гражданами, имеющими общее среднее или техническое и профессиональное, или послесреднее образование. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. Граждане имеют право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе.

Законом РК «Об образовании» (2007) были утверждены следующие уровни и квалификации:

1) Высшее базовое образование – программа бакалавриата - с продолжительностью обучения 4 года;

2) Послевузовское образование, включающее научно-педагогическое направление подготовки – программа магистратуры – со следующей продолжительностью обучения: на основе высшего образования – 2 года, и на основе высшего специального образования – 1 год;

3) Программа подготовки докторов философии (PhD) – докторантура – после завершения программ магистратуры. Продолжительность обучения – минимум 3 года. Послевузовское медицинское и фармацевтическое образование включает резидентуру, магистратуру и докторантуру. Резидентура представляет собой углубленное медицинское образование по клиническим специальностям с продолжительностью обучения от 2 до 4 лет, в зависимости от специализации. Для отдельных медицинских специальностей продолжительность обучения составляет семь лет, а последний год обучения организован в форме интернатуры. Послевузовское образование высшего уровня (цикла) непрерывного образования нацелено на подготовку высококвалифицированных научных и педагогических кадров. Оно организовано в рамках клинических, послевузовских, стажерских программ, адъюнктур, докторских программ, исследовательских стажировок и т.д.

Основными видами высших учебных заведений являются национальный исследовательский университет, национальное высшее учебное заведение, исследовательский университет, университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).

В высших учебных заведениях при наличии соответствующей лицензии и материально-технической базы могут реализовываться образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования, а также общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования в организациях образования в области культуры.

Обеспечение учебного процесса по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется высшими учебными заведениями, за исключением высших учебных заведений в области культуры, за счет доходов, полученных высшими учебными заведениями от реализации платных услуг.

Число вузов резко выросло с 1993 года, когда правительство разрешило учреждать негосударственные (частные) учебные заведения. По состоянию на 2015/16 уч.год функционирует 125 высших учебных заведения (50 государственных и 77 частных).

 

Таблица 3. Количество на начало учебного года

  2013/2014 2014/2015 2015/2016
Число государственных высших учебных заведений      
в них студентов:      
тыс. человек 251,7 232,1 216,9
на 10 000 населения 146,7 133,2 122,7
Принято студентов в государственные высшие учебные заведения, тыс. человек 60,4 62,8 58,7
Выпущено специалистов из государственных высших учебных заведений:      
тыс. человек 70,7 75,3 61,7
на 10 000 населения 41,2 43,2 34,9
Источник: Агентство РК по статистике

 

В целом по республике существенно сократилось количество вузов: в 2016-2017 учебном году по сравнению с 2003-2004 уч. годом на 55 единиц. В региональном разрезе также видно уменьшение, наибольшее снижение произшло в г.Алматы – на 42%, в Южно-Казахстанской области – 37%, в Карагандинской области – 40%. При этом в г.Астана на 40% произошло увеличение количества вузов.

 

Таблица 3. Количество высших учебных заведений в Республике Казахстан, ед.

  2003/ 2004/ 2009/ 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/
Республика Казахстан                    
Акмолинская                    
Актюбинская                    
Алматинская                    
Атырауская                    
Западно-Казахстанская                    
Жамбылская                    
Карагандинская                    
Костанайская                    
Кызылординская                    
Мангистауская                    
Южно-Казахстанская                    
Павлодарская                    
Северо-Казахстанская                    
Восточно-Казахстанская                    
г. Астана                    
г. Алматы                    
Источник: Агентство РК по статистике

 

В целом можно отметить, что, начиная с 2000 года, произошел последовательный рост числа выпускников высших учебных заведений по всем категориям учебных заведений, который продолжался до 2009 года. Далее наблюдается незначительное снижение студентов, заканчивающих вуз. В числе причин уменьшения количества выпускников, можно назвать, как существующий кризис в экономике, так и наличие демографических проблем в последние годы. Стоит отметить, что за весь рассматриваемый период наибольшее количество студентов было выпущено в негосударственных учебных заведениях, что связано со значительным превышением их по сравнению с государственными вузами.

Диаграмма. Выпуск из высших учебных заведений

 

В рассматриваемый период произошло снижение численности студентов высших учебных заведений. Численность студентов по республике уменьшилась в 2015/16 уч.году по сравнению с 2003/04 уч.году на 30%. В Северо-Казахстанской области численность студентов снизилась на 3,4 раза, в Карагандинской области 1,8 раза, в Кызылординской области в 2,3 раза, в Павлодарской области в 2 раза. Основными причинами снижения численности студентов являются:

- демографическая проблема (школы стало заканчивать поколение, появившееся на свет в самые тяжелые годы, когда рождаемость упала).

- закрытие вузов, ужесточение правил приема в университеты и институты для выпускников колледжей и профессиональных лицеев, введение ЕНТ.

- Рост количества молодых людей, желающих получить образование в за рубежом.

 

Таблица 3. Численность студентов высших учебных заведений, человек

  2003/04 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16
Республика Казахстан 658 106 610 264 620 442 629 507 571 691 527 226 477 387 459 369
Акмолинская 22 061 17 609 16 736 16 332 17 086 13 787 10 289 9 267
Актюбинская 29 433 24 335 25 336 26 969 24 882 23 821 20 825 20 336
Алматинская 10 976 10 494 10 057 9 995 11 200 10 701 9 724 9 051
Атырауская 23 261 15 884 15 481 15 291 12 979 11 347 10 552 10 014
Западно-Казахстанская 27 286 25 985 28 260 31 023 27 380 25 517 28 369 26 856
Жамбылская 30 437 26 195 29 426 33 138 30 721 26 805 19 580 18 950
Карагандинская 67 909 56 308 61 105 60 366 52 158 46 449 41 123 36 976
Костанайская 35 602 29 328 28 079 27 558 24 980 22 349 19 840 19 014
Кызылординская 18 017 15 037 17 244 15 675 15 849 13 772 11 308 10 055
Мангистауская 17 790 7 906 8 436 8 683 7 187 5 739 3 815 3 976
Южно-Казахстанская 87 994 73 911 73 425 79 412 77 774 74 564 70 121 70 827
Павлодарская 26 061 22 288 21 755 21 195 18 076 15 257 13 750 12 703
Северо-Казахстанская 15 548 10 969 9 405 8 351 7 184 5 846 4 851 4 560
Восточно-Казахстанская 47 775 47 541 48 381 45 930 37 162 29 220 26 559 26 842
г. Астана 32 260 39 298 40 817 46 437 48 606 53 561 52 945 51 235
г. Алматы 165 696 187 176 186 499 183 152 158 467 148 491 133 736 128 707
Источник: Агентство РК по статистике

 

Диаграмма 1 иллюстрирует высокие показатели охвата высшим образованием к общей численности населения в возрасте 18-22 лет среди женщин.

 

*Валовый коэффициент охвата высшим образованием определяется, как отношение численности учащихся, независимо от возраста, обучающиеся в организациях технического и профессионального образования (МСКО-5) и вузах (МСКО 6-8), к общей численности населения в возрасте 18-22 лет

Диаграмма. Валовый охват высшим образованием*

 

Согласно законодательству, государственные и частные учебные заведения являются равноправными. По отдельным аспектам работы они обладают определенной степенью автономии. И государственные и частные вузы самостоятельно нанимают работников (за исключением ректоров государственных вузов), имеют право устанавливать прямые связи с национальными и международными партнерами, и заключать договоры о взаимном сотрудничестве в различных областях. В сравнении с государственными, частные вузы обладают большей операционной автономией и демонстрируют более гибкий менеджмент. В то время как государственные высшие учебные заведения имеют собственные бюджеты и право распоряжаться ими согласно параметрам, заданным министерством, частные учреждения могут самостоятельно приобретать оборудование, книги и учебные материалы. Они также имеют возможность оплачивать работу профессорско-преподавательского состава (ППС) лучше, чем государственные вузы, и зачастую так и происходит на практике. Частные вузы свободны выбирать дисциплины для преподавания. Государственные высшие учебные заведения не являются собственниками земли и зданий, в то время как частные университеты могут владеть собственной землей и зданиями.

Однако многие важные решения, влияющие на академическую деятельность вузов, принимаются Министерством образования и науки РК (МОН РК). Финансирование государственных вузов для приобретения оборудования и оплаты труда ППС устанавливаются централизовано. Ректора государственных вузов назначаются Президентом страны (для национальных университетов), и правительством (для других государственных вузов). Для обоих типов учреждений автономия не распространяется в отношении учебных программ, организации учебного процесса, приема студентов, присуждения собственных степеней. Например, государственным вузам для разработки новых курсов требуется разрешение Министерства. Ни один из типов учреждений не обладает автономией в отношении учебных планов и приема студентов. Они также должны соответствовать стандартам, связанным с содержанием образовательных программ, экзаменирования, завершения обучения и присуждения академических степеней, и процедур обеспечения качества. Стандарты по приему студентов в вузы устанавливаются МОН, прием в вузы осуществляется посредством организации ЕНТ (Единого национального тестирования). Ректора государственных вузов назначаются правительством. Назначение и освобождение от должностей ППС является обязанностью вузов. Условия труда и его оплаты регулируются правительством, но государственные вузы имеют право увеличивать ставки заработных плат за счет внебюджетных источников.

Прием в вузы Конституция Республики Казахстан гарантирует гражданам право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе, а платное высшее образование могут получить граждане, отвечающие установленным стандартам. Прием в вузы осуществляется на базе Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования, утвержденных Приказом Министра образования и науки, которые могут быть изменены или дополнены при необходимости. Прием студентов, имеющих среднее образование, основано на результатах Единого национального тестирования (ЕНТ). Выпускники прошлых лет, абитуриенты, имеющие начальное или среднее профессионально-техническое образование, выпускники общеобразовательных школ, обучавшиеся за рубежом, а также некоторые другие категории должны сдавать Комплексное тестирование (КТ), которое проводится согласно той же процедуре, что и ЕНТ. Все вузы должны подчиняться правилам проведения ЕНТ. ЕНТ проводится одновременно по всей стране.

С 2007 года оно имеет статус государственной тайны и проводится согласно условиям секретности и вовлечения соответствующих структур. Содержание ЕНТ и КТ составляется в соответствии с учебными планами общеобразовательных средних школ по четырем предметам, три из которых обязательные – язык (русский или казахский), история Казахстана и математика. Четвертый «профилирующий» предмет выбирается абитуриентом и зависит от выбранной им профессии. Результаты оцениваются по 100-балльной шкале. Для поступления в вуз минимально требуется 40 баллов, для медицинских специальностей – 60 баллов. Абитуриенты с 30 и более баллами могут быть приняты в средне- специальные профессионально-технические учебные заведения. Колледжи – организации, реализующие общеобразовательные и обучающие программы профессионального технического 9 и профессионального послесреднего образования. Первый уровень – это в основном профессиональные программы, второй уровень соответствует подготовке специалистов послесреднего, но не высшего образования. Примеры – учителя начальных школ, стоматологи-протезисты и т.д. Абитуриенты, набравшие менее 30 баллов, могут поступать только на первый уровень, т.е. главным образом на профессиональные программы.

Процедура приема в казахстанские вузы проходит следующим образом:

- Шаг 1: ЕНТ и КТ администрируются Национальным центром государственных стандартов и тестирования и проводятся с использованием информационных технологий. Абитуриенты, прошедшие ЕНТ и КТ, получают Государственный сертификат, где указан полученный балл.

- Шаг 2: Республиканская комиссия присуждает государственные образовательные гранты по отобранным специальностям на основе заявлений абитуриентов и баллов их сертификатов. Результаты ЕНТ публикуются в национальной прессе и на сайте министерства.

- Шаг 3. Получившие государственные образовательные гранты выбирают вузы и подают заявления. Университетская приемная комиссия принимает их и регистрирует в качестве студентов. В целях совершенствования приема в вузы для уязвимых групп населения, были утверждены квоты на государственные образовательные гранты для сельских абитуриентов по приоритетным социальным и экономическим специальностям, представителей казахских этнических меньшинств, не являющихся гражданами Казахстана, детей-инвалидов, сирот и детей без родительской опеки. В случае равного балла ЕНТ и КТ, сироты и дети, нуждающиеся в помощи, получают право преференций. То же относится к детям казахской национальности, являющимися гражданами других стран. Гранты могут быть присуждены также и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Казахстане, также как и гражданам Российской Федерации, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызской Республики. Другие иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в вузы согласно порядка, установленного законодательством, а также международным соглашениям, ратифицированным Республикой Казахстан. Порядок приема абитуриентов, возраст которых старше типичного возраста студентов вузов, такой же, как и для «обычных» абитуриентов. То есть они должны пройти Комплексное тестирование, и далее следовать тем же правилам и процедурам. Для тех, кто имеет техническое/профессиональное образование, есть два варианта. Претендующие на получение государственного гранта, сдают Комплексное тестирование и на общих основаниях участвуют в конкурсе. Решение о приеме абитуриентов, не получивших государственный грант, и имеющих возможность оплатить стоимость обучения из собственных средств, принимается на основе собеседования в вузе, где они желают обучаться. В любом случае эти абитуриенты будут приняты на второй курс, если профиль их предыдущего образования, соответствует выбранному.

Как известно с 2017 года единый национальный экзамен будет разделен на 2 части. Итоговая аттестация, которая будет проходить в школах и тестирование в вузах, для тех, кто желает продолжить обучение в высших учебных заведениях. Итоговая аттестация в школах предполагает сдачу пяти предметов. Четырех обязательных и одного на выбор.

Это письменные экзамен по родному языку, письменный экзамен по алгебре, устный по истории Казахстана, тестирование по казахскому языку для школ с русским языком обучения и по русскому языку для школ с казахским языком обучения. Пятый предмет – это тестирование.

Как отметили на совещании представители Министерства образования и науки РК, итоговая аттестация будет проходить в формате экзаменов советской школы. На написание эссе будет дано 3 часа, на решение 5 заданий по алгебре — 5 часов, на тестовые задания будет отведено 80 минут. По истории Казахстана, каждой школе будет предоставлен пакет с 30 билетами по три вопроса в каждом.

Что касается самого ЕНТ, то кардинальных изменений не ожидается. Состоять тестирование будет из двух блоков, 120 заданий. Длительность тестирования 3 часа. Изменится система оценивания. В приоритете будут профильные предметы. По ним абитуриенты смогут набрать наибольшее количество баллов – 60, по основным предметам лишь по 20. Максимальное количество балов по итогам ЕНТ - 140, вместо 125, как было раньше. По данным МОН РК, тестовые вопросы для школьников сильно не изменятся, а вот выпускников колледжей ждут нововведения.

Таким образом,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: