НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Под термином принципы в педагогике понимают наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

Общими они называются потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).

В общих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой).

1. Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности.

Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

1.Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность.

2.Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности).

Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, к военной деятельности.

1.Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2.В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3.Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

3. Принцип оздоровительной направленности.

Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления здоровья человека. Этот принцип обязывает:

—определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности;

—планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

—обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;

— широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Таким образом, основное назначение общих принципов системы физического воспитания:

- создание наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

- обозначение общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);

- определение основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания.

НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысле — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъектно-субъектных отношениях, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач.

Воспитание в узком смысле — это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.

Воспитательный процесс — это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепция» (относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, отношение к себе, осуществляет свою деятельность и поведение) в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.

Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: