Система финансирования высшего образования в Казахстане




Статья 43 Закона «Об образовании» гласит, что высшее образование финансируется на основании Государственного образовательного заказа. Следовательно, для регулирования процесса подготовки специалистов, государство (через Министерство образования и науки) ежегодно формирует заказ. Он представляет собой финансируемый государством объем услуг по дошкольному воспитанию и обучению, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных работников и специалистов для обеспечения потребностей экономики, воспроизводства квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества, а также по учебно-методическому обеспечению системы образования. Другими словами, посредством Государственного образовательного заказа государство регулирует, сколько специалистов и в каких областях должно быть подготовлено.

В то время как большинство выпускников школ заинтересованы в поступлении на юридический, экономический и сходные факультеты, государство отмечает дефицит педагогических, сельскохозяйственных, медицинских, инженерных кадров, проблему недостаточности воспроизводства трудовых ресурсов в этих областях. Поэтому государство распределяет финансовые ресурсы (посредством образовательных грантов) в целях подготовки специалистов указанного профиля. Заинтересованные в приобретении престижной специальности, которая не является острой необходимостью на рынке труда, самостоятельно оплачивают стоимость обучения.

Правительство ежегодно распределяет бюджетные фонды на образование согласно государственным приоритетам. Эти приоритеты также влияют на специфические 6 программы, такие как программа Темпус. Казахстан ввел государственные образовательные гранты для лучших студентов с правом обучения в любом вузе по выбору. Эти гранты предоставляются Министерством образования и науки в рамках государственного заказа победителям «Алтын белгi» (золотой медали), победителям международных олимпиад, а также на конкурсной основе и в рамках государственного заказа для отдельных дисциплин и языков обучения абитуриентам, успешно сдавшим Единое национальное тестирование.

Например, в 2009 году из общего числа (33 840) грантов для подготовки специалистов в системе высшего образования 8 075 грантов были выделены на педагогику (подготовка педагогических кадров), 770 на гуманитарные специальности, 230 на юриспруденцию, 220 – искусство, 810 – на социальные науки и бизнес, естественнонаучные специальности – 1000, технические и технологические специальности – 11465, сельскохозяйственные – 1600, здравоохранение и социальное обеспечение – около 5000, и т.д.. Это значит, что приоритетами в 2009 году были педагогика, технические и технологические специальности, здравоохранение и социальное обеспечение (медицина).

Финансирование частных учебных заведений осуществляется через предоставление (продажу) образовательных услуг, финансовые средства учредителей и другие источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Частные ПТУ и вузы, прошедшие государственную сертификацию (лицензирование), могут участвовать в программе государственного заказа по подготовке студентов, получивших государственные образовательные гранты на конкурсной основе. Прослеживается устойчивая тенденция роста государственного финансирования системы образования.

В течение последних пяти лет государственное финансирование образования увеличилось в абсолютном выражении более чем 3 раза и в 2008 году составило 641 061 млн. тенге (около 641 млрд. тенге). В относительном выражении объем государственного финансирования увеличивается и как доля государственного бюджета, и в процентном отношении от ВВП. В то же время этот объем недостаточен для обеспечения устойчивого развития системы образования согласно уровню, рекомендованному ЮНЕСКО - 6-7% от ВВП.

В настоящее время доля государственного финансирования высшего образования в общем объеме финансирования системы образования низка – менее 10,0%. Чтобы компенсировать низкий уровень государственного финансирования правительство разработало стратегию мобилизации многоканальных ресурсов. В 1999 году прямое финансирование государственных высших учебных заведений было заменено образовательными грантами, получателями которых стали студенты, получившие возможность использовать их для поступления в государственные или частные вузы по выбору. В настоящее время число студентов – получателей государственных грантов менее 20%. Следовательно, доля частных платежей растет и составляет более 85% от общей выручки вузов. Существует группа высших учебных заведений, финансируемых напрямую государством (например, консерватории). Наряду с основным финансированием, осуществляемым через образовательные гранты, имеет место финансирование через внебюджетные ресурсы для государственных вузов для реализации специальных проектов. Например, для таких целей, как приглашение зарубежных профессоров, оснащение новых лабораторий и т.д. Существует еще один канал финансирования государственных научно-исследовательских учреждений. Большая часть финансирования выплачивается Министерством образования и науки научно-исследовательским институтам и исследовательским университетам через прямые субсидии, и оставшаяся часть – через гранты на конкурсной основе. Государственные расходы на одного студента в системе высшего образования ежегодно увеличивается. В 2008 году они составили 187 600 тенге (около 1000 ˆ), и это было напрямую связано с увеличением числа выделенных грантов (в 2007 году – 33 190 грантов, в 2008 году – 33 490 грантов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: