Учение Магомета изложено в Коране.




Слово "Коран" происходит от арабского корня "кара,а" - "читать" или "декламировать".

Коран, как утверждает мусульманская традиция, является откровениями Аллаха, данными им его пророку Магомету. Коран делится на 114 глав или "сур". Впоследствии для удобства чтения вслух Коран был разбит на тридцать частей - джузов или же на шестьдесят частей - хизбов.

Число стихов Корана составляет примерно две трети стихов Нового Завета, по количеству.

Текст Корана был канонизирован после смерти Магомета. Преемник Магомета Абу Бекр в 633 году собрал все сохранившиеся изречения Магомета (первые из них не сохранились) и записал их на отдельных листах. Непосредственную запись производил Зейду ибн Сабит.

Вера в Аллаха - это первый, основной догмат веры в исламе. Вера в единого бога выражается формулой "Нет божества, кроме Аллаха" (ля илях илля ллах).

В Коране признаются ангелы и демоны. Ангелы - это существа, созданные из света, они не имеют пола и беспрекословно повинуются Аллаху. Четыре древнееврейских архангела, о которых говорится в Библии, "перешли" в Коран. Это Джабраил (Гавриил), передающий божественные повеления, Михаил, наблюдающий за вселенной, Исрафил - вестник суда и Азраил - архангел смерти. Каждый человек, согласно исламу, имеет двух ангелов-хранителей, которые записывают все его хорошие и дурные поступки.

Непокорный ангел Иблис - это дьявол или шайтан (от слова "сатана") тоже заимствован из Библии. Кроме демонов - слуг Иблиса, Коран называет двух падших ангелов - Харута и Марута.

Пророки, согласно Корану, стоят выше ангелов, так как они не ведут борьбы с природой. Шестью главными пророками являются Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Магомет - "печать пророков". Второстепенные пророки - это Давид, Иаков, Иосиф и Иов. Пророки обладают даром творить чудеса. Магомет признавал за собой только одно чудо: откровения, которые Аллах посылал ему, и которые он записывал. Изо всех пророков магометане особенно чтут Авраама, своего отца. Предметом почитания является также их мать - Агарь.

Коран проповедует абсолютную веру в предопределение. По учению ислама, в этом мире не существовало и не существует ничего, что не зависело бы от Аллаха. Во многих местах Корана есть стихи, подобные следующим: "С нами сбывается только то, что предначертал для нас Аллах". Это относится как к жизни, так и к смерти.

Мусульмане, отягченные смертными грехами, не объявляются неверными, если они умирают без покаяния. Они несут адское наказание, затем, благодаря заступничеству пророка, они попадают в рай.

В Коране имеются понятия о рае и аде, учение о воскресении мертвых и о страшном суде, на котором пред Аллахом предстанет все человечество.

Культ ислама

Культ базируется на пяти основных обязанностях: исповедание веры, молитва, пост, узаконенные милостыня (закят) и паломничество (хадж).

Кириллическая транслитерация: Ашхаду Аль-ля* Ила*ха Иль-ла Лла*х, уаАшхаду анна Мухаммадар расу*лю Лла*х

(* — долгие гласные)

Мусульманин должен совершать ежедневно пять ритуальных молитв: на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи. Молитве предшествует омовение, и, в зависимости от степени нечистоты, омываются руки, ноги и все тело. Ритуальная молитва имеет семь элементов. Она может совершаться не только в мечети, но и под открытым небом, где только застанет мусульманина время молитвы. Тело молящегося должно быть покрыто одеждой.

Больные освобождаются от молитв и совершают их по выздоровлении. Молитва за умерших является совершенно обязательной, долгом живых по отношению к каждому умершему мусульманину.

Мусульманину запрещается употребление свинины и вина. Месячный пост "рамадан" обязателен для всех, и он соблюдается строго всеми мусульманами во всех частях света. Пост длится целый месяц, от восхода до захода солнца. После захода солнца начинается трапеза.

Мусульмане строго соблюдают запрет не делать изображения - "кумиров". Ни в мечетях, молитвенных домах магометан, ни в их собственных домах не встречается никаких изображений, ни скульптурных, ни живописных. Мусульманство с самого своего возникновения вело борьбу против идолопоклонства, уничтожая идолов в завоеванных магометанами городах.

Сунниты и шииты

Магометане делятся па две разновидности в зависимости от их отношения к личности пророка Магомета и его учению - сунниты и шииты. Большинство магометан (90%) принадлежат к суннитам ("сунна" - предание, текст), основывающим свою веру на Коране. Они - не рабы своего духовенства, они молятся богу без посредников, и их место для поклонения богу находится там, где их застанет час молитвы. Каждый суннит может сказать: "Покоряясь божественной воле, я сам - представитель той веры, выразителем которой является Магомет". Суннитами во всем мире руководит не духовенство, а только верность своей вере, сурам Корана. Они считают себя людьми традиции и имеют халифа из "партии Али", героического зятя Магомета.

Суннизм является "ортодоксальным" направлением в исламе и был официальным течением в исламе периода арабского халифата. Большинство мусульман, проживающих у нас и в других странах, придерживаются суннитского направления.

Начало шиизму (от слов "шиат Али" - партия Али) положила группа сторонников Али - двоюродного брата Мухаммеда, мужа его дочери Фатимы.

Шииты считают, что все суннитские халифы были правителями, незаконно захватившими власть. Законными правителями как в духовной, так и в светской жизни должны быть потомки Али. Шиизм получил распространение в Иране и Ираке. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, посланничество Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. Но их толкование некоторых принципов ислама отличается от принятого у суннитов. Шиитами в Коран добавлена одна сура - "Два светила" (Мухаммед и Али), они совершают паломничество и в другие "священные города" (Кербела с гробницей Хусейна, Неджеф с гробницей Али), верят в переселение души. В отличие от суннитов, шииты признают только те повествования о Мухаммеде и его изречения, которые связаны с именем Али. У них есть свое предание - хабары.

Шиитско-суннитская рознь явилась препятствием для национального единения народов Востока.

Оценка ислама

Нужно сказать, что сам Магомет не притязал ни на непогрешимость, ни на божественность. Из его биографии известно, что он, например, признал свою вину в том, что отвернулся в беседе от нищего и заговорил с именитым членом общины, проявив тем самым лицеприятие. Он не приписывал себе совершения чудес, считая главным своим делом передачу откровения Аллаха. Установлено, что он строил свое учение на отрывках из Священных книг иудеев и христиан - Торы, Псалтири и Евангелия. Главным его заблуждением было то, что он решительно восставал против веры в Божественность Иисуса Христа как Сына Божьего. Религия ислама, поэтому, лишает последователей Магомета и его самого - искупления и жизни вечной, даруемой Иисусом Христом.

Большим заблуждением Магомета было также стремление насаждать ислам насильственным путем и при этом "освящать" этот разбой именем Аллаха.

Он считал необходимым молиться за умерших, что тоже противоречит тому самому Писанию, из которого он выбирал те или иные места для своего Корана.

Нравственное учение ислама, с одной стороны, требуя от верующих строгого соблюдения установленного ритуала, касающегося молитв, поста, омовений, но, с другой стороны, одобряет чувственные наслаждения в жизни, одобряет многоженство (разрешается до 4-х жен при условии одинакового отношения к ним). Ислам отвергает аскетизм. Оно одобряет и убийство ради продвижения ислама. Можно сказать, что нравственное учение посвящено, главным образом, тем моментам, которые способствовали бы религиозному объединению к национальному единству, а не святой жизни. Задача ислама - не преобразить человеческую природу, а "освятить житейские данности". Это делается с помощью механически понятого "предопределения", которое стало той "буквой" Писания, которая убивает в самом прямом значении слова.

Евангелие же учит, что Божье спасение во Христе, распятом на кресте за грехи людей, предназначено всем людям на земле. Оно является силой рожденного от Духа человека, т.е. не зависит от человеческих заслуг - 1 Кор. 1,18; 23-24. Заслугой Магомета является борьба с идолопоклонством. Лишь только в городе Мекке он уничтожил 360 идолов меккского храма.

Распространение ислама

Ислам - это массовая религия, которая широко распространена и во многих странах современного мира является государственной: основные районы с мусульманским населением находятся в Азии, на Аравийском полуострове, в Африке (40% населения исповедуют ислам). В нашей стране мусульманство исповедуют в Средней Азии, Сибири, Татарии, Башкирии, на Кавказе и в Закавказье. На территорию Средней Азии нашей страны ислам проник в 7 в. н.э., где и в настоящее время находятся его последователи из киргизов, узбеков, кинчанов, каракалианов таджиков и др.

Число мусульман по переписи к началу 1911 года в Средней Азии насчитывалось 8.223.982 чел. Число мусульман в нашей стране в настоящее время не установлено.

Магометанство, или как его называют его последователи - Ислам, является религией, основанной Магометом в 5-6 вв.

Монотеистическая религия ислама ("преданность Богу") возникла в Хаджазе в среде арабов, жителей Аравии, "сынов Востока". Арабы - это народ, образовавшийся из многих племен, потомков Хшу, Хеттура, Измаила, Исава и Лота. В Библии название этих племен - измаильтяне, агаряне, амаликитяне (Амалик - внук Исава), мадианитяне (Мадиан - сын Хеттуры, второй жены Авраама после Сарры), моавитяне, Едом (Идумея). Эти племена, находившиеся в постоянной вражде между собой, составили, однако, единый народ, по библейскому пророчеству: "И сказал ей Ангел Господень: вот ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил; ибо услышал Господь страдание твое. Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он перед лицом всех братьев своих" - Быт. 16,11-12. "Они жили от Хавилы до Сура, что перед Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились перед лицом всех братьев своих" - Быт.25,18. Все племена имели общий язык - арамейский, родственный еврейскому, и общие старинные обычаи, сохранившиеся во многом до настоящего времени; по быту современных арабов можно судить об их жизни в Библейские времена.

Известным стимулом к союзам, соединению арабских племен послужила их общая вражда к Израилю: "Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову" - Быт.37,36, "И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу" - Суд.6,6. "Побили уцелевший там остаток Амаликитян, и живут там до сего дня" - 1 Пар.4,43. Ирод Великий, избивший младенцев в Вифлееме, был идумеянин.

Арабские племена долгое время были кочевниками, скотоводами. Они начали вести оседлую жизнь только с 3 века до Р.Х., хотя в древности, в 1200 г. до Р.Х. они образовали на территории нынешнего Йемена свое царство - Сабейское, с городом Саба, его столицей. В 10 веке до Р.Х. царица этого государства предприняла многодневное путешествие, чтобы послушать мудрых речей Соломона.

С 3 века до Р.Х. арабы начинают строить города, заниматься ирригацией и ставят над собой своего царя - Арету (это имя сохраняется в династии арабских царей до времен апостольской церкви - 2 Кор. 11,32). Города арабов располагаются на их караванном пути в Египет: арабы торговали предметами роскоши.

В древности они были идолопоклонниками - поклонялись небесным светилам и "священным предметам", например черному камню в Мекке. Во многом они восприняли зороастризм с его магизмом, дуализмом и культом огня. Впоследствии они испытали большое влияние иудаизма. Некоторые племена принимали обрезание и служили Израилю. Именно от иудаизма арабы восприняли идею о едином Боге (монотеизм). В то же время арабы чрезвычайно интересовались античной философией, и эллинизм оказал большое влияние на их мировоззрение, в частности греческий фатализм - учение об иррациональной, темной "судьбе", детерминированности человеческой жизни неведомыми силами, исключающими всякий свободный выбор человека.

В первые века после Р.Х. на арабское миропонимание стали оказывать влияние лжеиудаизм в форме талмудизма и законничества, а также лжехристианство в форме монофизитства и несторианства, отвергающих троичность Божества.

Под влиянием этих религий первоначально возник Ханифизм (самостоятельная форма монотеизма), а в 7 веке (610-614) под влиянием проповеди Магомета развилось магометанство (мусульманство).

Магомет (570-632) дал арабам объединяющую религию и с ее помощью призвал их от непрерывных междоусобиц и разбоя к завоеванию мира, будто бы для Бога, с помощью меча. "Дар-уль-ислам" - это, собственно, та территория, которая уже завоевана, и она должна расширяться. "Священная война" - Газават - призванная покорить мир исламу, началась при Магомете и повела к огромным Арабским завоеваниям 7-8 вв.

Арабы покорили Северную Африку, страны Малой Азии (где находились почти все первохристианские церкви), Испанию, проникли в Индию, в Среднюю Азию.

Теологическим обоснованием арабских завоеваний стал фатализм. Теологический фатализм - это стержень мусульманства, и он состоит в признании абсолютного предопределения: Бог-де до рождения предопределил одних к "спасению", а других - к "погибели". Выражение "спасение" - в завоевательной политике, а "погибель" предназначается всем неверным от меча. "Рай лежит в тени мечей", - говорил Магомет и обещая каждому участнику арабского завоевательного движения - рай, независимо от того, какую жизнь вел до этого. Движению арабов был поставлен предел несколькими успешными битвами, одна из которых была выиграна Карлом Великим.

В настоящее время мусульманство исповедует около 600 млн. человек (по другим сведениям - около 800 млн.), и оно является одной из трех мировых религий.

Догматика ислама

Учение Магомета изложено в Коране.

Слово "Коран" происходит от арабского корня "кара,а" - "читать" или "декламировать".

Коран, как утверждает мусульманская традиция, является откровениями Аллаха, данными им его пророку Магомету. Коран делится на 114 глав или "сур". Впоследствии для удобства чтения вслух Коран был разбит на тридцать частей - джузов или же на шестьдесят частей - хизбов.

Число стихов Корана составляет примерно две трети стихов Нового Завета, по количеству.

Текст Корана был канонизирован после смерти Магомета. Преемник Магомета Абу Бекр в 633 году собрал все сохранившиеся изречения Магомета (первые из них не сохранились) и записал их на отдельных листах. Непосредственную запись производил Зейду ибн Сабит.

Редакция Зейда не была единственной, и окончательная редакция Корана была установлена только в 10 веке н.э.

В двух стихах Корана перечисляются основные догматы этой религии: "Верующие! Веруйте в Аллаха, в посланника его, в писание, какое он ниспослал своему посланнику, и в писание, которое ниспослал он прежде; кто отвергает веру в Аллаха, в ангелов его, в писания его, в его посланников и в последний день, тот заблудился крайним заблуждением".

Вера в Аллаха - это первый, основной догмат веры в исламе. Вера в единого бога выражается формулой "Нет божества, кроме Аллаха" (ля илях илля ллах).

В Коране признаются ангелы и демоны. Ангелы - это существа, созданные из света, они не имеют пола и беспрекословно повинуются Аллаху. Четыре древнееврейских архангела, о которых говорится в Библии, "перешли" в Коран. Это Джабраил (Гавриил), передающий божественные повеления, Михаил, наблюдающий за вселенной, Исрафил - вестник суда и Азраил - архангел смерти. Каждый человек, согласно исламу, имеет двух ангелов-хранителей, которые записывают все его хорошие и дурные поступки.

Непокорный ангел Иблис - это дьявол или шайтан (от слова "сатана") тоже заимствован из Библии. Кроме демонов - слуг Иблиса, Коран называет двух падших ангелов - Харута и Марута.

Пророки, согласно Корану, стоят выше ангелов, так как они не ведут борьбы с природой. Шестью главными пророками являются Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Магомет - "печать пророков". Второстепенные пророки - это Давид, Иаков, Иосиф и Иов. Пророки обладают даром творить чудеса. Магомет признавал за собой только одно чудо: откровения, которые Аллах посылал ему, и которые он записывал. Изо всех пророков магометане особенно чтут Авраама, своего отца. Предметом почитания является также их мать - Агарь.

Коран проповедует абсолютную веру в предопределение. По учению ислама, в этом мире не существовало и не существует ничего, что не зависело бы от Аллаха. Во многих местах Корана есть стихи, подобные следующим: "С нами сбывается только то, что предначертал для нас Аллах". Это относится как к жизни, так и к смерти.

Мусульмане, отягченные смертными грехами, не объявляются неверными, если они умирают без покаяния. Они несут адское наказание, затем, благодаря заступничеству пророка, они попадают в рай.

В Коране имеются понятия о рае и аде, учение о воскресении мертвых и о страшном суде, на котором пред Аллахом предстанет все человечество.

Культ ислама

Культ базируется на пяти основных обязанностях: исповедание веры, молитва, пост, узаконенные милостыня (закят) и паломничество (хадж).

Мусульманин должен совершать ежедневно пять ритуальных молитв: на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи. Молитве предшествует омовение, и, в зависимости от степени нечистоты, омываются руки, ноги и все тело. Ритуальная молитва имеет семь элементов. Она может совершаться не только в мечети, но и под открытым небом, где только застанет мусульманина время молитвы. Тело молящегося должно быть покрыто одеждой.

Больные освобождаются от молитв и совершают их по выздоровлении. Молитва за умерших является совершенно обязательной, долгом живых по отношению к каждому умершему мусульманину.

Мусульманину запрещается употребление свинины и вина. Месячный пост "рамадан" обязателен для всех, и он соблюдается строго всеми мусульманами во всех частях света. Пост длится целый месяц, от восхода до захода солнца. После захода солнца начинается трапеза.

Мусульмане строго соблюдают запрет не делать изображения - "кумиров". Ни в мечетях, молитвенных домах магометан, ни в их собственных домах не встречается никаких изображений, ни скульптурных, ни живописных. Мусульманство с самого своего возникновения вело борьбу против идолопоклонства, уничтожая идолов в завоеванных магометанами городах.

Сунниты и шииты

Магометане делятся па две разновидности в зависимости от их отношения к личности пророка Магомета и его учению - сунниты и шииты. Большинство магометан (90%) принадлежат к суннитам ("сунна" - предание, текст), основывающим свою веру на Коране. Они - не рабы своего духовенства, они молятся богу без посредников, и их место для поклонения богу находится там, где их застанет час молитвы. Каждый суннит может сказать: "Покоряясь божественной воле, я сам - представитель той веры, выразителем которой является Магомет". Суннитами во всем мире руководит не духовенство, а. только верность своей вере, сурам Корана. Они считают себя людьми традиции и имеют халифа из "партии Али", героического зятя Магомета.

Суннизм является "ортодоксальным" направлением в исламе и был официальным течением в исламе периода арабского халифата. Большинство мусульман, проживающих у нас и в других странах, придерживаются суннитского направления.

Начало шиизму (от слов "шиат Али" - партия Али) положила группа сторонников Али - двоюродного брата Мухаммеда, мужа его дочери Фатимы.

Шииты считают, что все суннитские халифы были правителями, незаконно захватившими власть. Законными правителями как в духовной, так и в светской жизни должны быть потомки Али. Шиизм получил распространение в Иране и Ираке. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, посланничество Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. Но их толкование некоторых принципов ислама отличается от принятого у суннитов. Шиитами в Коран добавлена одна сура - "Два светила" (Мухаммед и Али), они совершают паломничество и в другие "священные города" (Кербела с гробницей Хусейна, Неджеф с гробницей Али), верят в переселение души. В отличие от суннитов, шииты признают только те повествования о Мухаммеде и его изречения, которые связаны с именем Али. У них есть свое предание - хабары.

Шиитско-суннитская рознь явилась препятствием для национального единения народов Востока.

Оценка ислама

Нужно сказать, что сам Магомет не притязал ни на непогрешимость, ни на божественность. Из его биографии известно, что он, например, признал свою вину в том, что отвернулся в беседе от нищего и заговорил с именитым членом общины, проявив тем самым лицеприятие. Он не приписывал себе совершения чудес, считая главным своим делом передачу откровения Аллаха. Установлено, что он строил свое учение на отрывках из Священных книг иудеев и христиан - Торы, Псалтири и Евангелия. Главным его заблуждением было то, что он решительно восставал против веры в Божественность Иисуса Христа как Сына Божьего. Религия ислама, поэтому, лишает последователей Магомета и его самого - искупления и жизни вечной, даруемой Иисусом Христом.

Большим заблуждением Магомета было также стремление насаждать ислам насильственным путем и при этом "освящать" этот разбой именем Аллаха.

Он считал необходимым молиться за умерших, что тоже противоречит тому самому Писанию, из которого он выбирал те или иные места для своего Корана.

Нравственное учение ислама, с одной стороны, требуя от верующих строгого соблюдения установленного ритуала, касающегося молитв, поста, омовений, но, с другой стороны, одобряет чувственные наслаждения в жизни, одобряет многоженство (разрешается до 4-х жен при условии одинакового отношения к ним). Ислам отвергает аскетизм. Оно одобряет и убийство ради продвижения ислама. Можно сказать, что нравственное учение посвящено, главным образом, тем моментам, которые способствовали бы религиозному объединению к национальному единству, а не святой жизни. Задача ислама - не преобразить человеческую природу, а "освятить житейские данности". Это делается с помощью механически понятого "предопределения", которое стало той "буквой" Писания, которая убивает в самом прямом значении слова.

Евангелие же учит, что Божье спасение во Христе, распятом на кресте за грехи людей, предназначено всем людям на земле. Оно является силой рожденного от Духа человека, т.е. не зависит от человеческих заслуг - 1 Кор. 1,18; 23-24. Заслугой Магомета является борьба с идолопоклонством. Лишь только в городе Мекке он уничтожил 360 идолов меккского храма.

Распространение ислама

Ислам - это массовая религия, которая широко распространена и во многих странах современного мира является государственной: основные районы с мусульманским населением находятся в Азии, на Аравийском полуострове, в Африке (40% населения исповедуют ислам). В нашей стране мусульманство исповедуют в Средней Азии, Сибири, Татарии, Башкирии, на Кавказе и в Закавказье. На территорию Средней Азии нашей страны ислам проник в 7 в. н.э., где и в настоящее время находятся его последователи из киргизов, узбеков, кинчанов, каракалианов таджиков и др.

Число мусульман по переписи к началу 1911 года в Средней Азии насчитывалось 8.223.982 чел. Число мусульман в нашей стране в настоящее время не установлено.

Вопрос 16 Христианство

Уже исповедание Единого Личного Бога существенно меняет, по сравнению с научным и философским подходами, христианское осмысление проблемы истины. Бог есть не просто источник всякого бытия и сознания (смысла), но само Бытие («Я есмь Сущий», Исх. 3, 14) и Сознание, то есть сама Истина. Этот логически естественный вывод является бесспорным для всех монотеистических религий. Однако в христианстве он принципиально углубляется и приобретает иной, уникальный в истории человеческой мысли, характер.

Инаковость эта обусловлена христианским учением, во-первых, о Боге как Триипостасном и Единосущном, во-вторых, о человеке как существе духовно-телесном и богоподобном. Из первого следует догмат воплощения Второй Ипостаси через совершенно особый, не имевший прецедентов в истории религиозного и философского сознания, т. н. «халкидонский» способ восприятия Ею человеческой природы и таким образом установление теснейшего единения человека с Богом. Из второго — что полноценное знание истины человеку возможно (1 Ин. 2, 13; 1 Кор. 13, 12), но осуществляется при участии в познавательном процессе всей его природы, а не одной души, тем более не одного разума.

Христианство исповедует истину как совершенное Богочеловечество, осуществленное в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном (по определению четвертого Вселенского Халкидонского Собора 451 года) соединении Божественного Логоса с человеческой природой в Богочеловеке Иисусе Христе. Христос, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно»(Кол. 2, 9), есть высшее, доступное человеческому постижению, самооткровение Бога миру, Самой Истины человеку. Об этом говорят Его совершенно поразительные, единственные в истории слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его, и видели Его… Видевший Меня видел Отца», ибо «Я в Отце и Отец во Мне»(Ин. 14, 6-7; 9; 11). Христос прямо говорит, что знание Его есть знание Отца-Бога, и оно отныне уже есть для «избранных». Поэтому приобщение ко Христу в Церкви как Теле Его и достижение в Его богочеловечности полноты богообщения («и вы имеете полноту в Нем»

— Кол. 2, 10) есть единственная возможность познания Истины человеком.

При этом в ее познании человек оказывается не перед высшей умосозерцаемой идеей или совершенной рациональной моделью, или универсальной волновой функцией, или в состоянии экстатического растворения в Божестве, или особом переживании своей экзистенции, — но сам в совершенстве личностного раскрытия и духовно-телесного единения со Христом, становится ее носителем, ее членом, ее соучастником.

Предвосхищением этой полноты бытия-в-истине для христианина является его участие в Евхаристии, в которой, по самой сути этого Таинства, причастник становится едино-телесным, едино-духовным, единым Христу (хотя полнота осуществления этого личностного единения, естественно, прямо обусловлена степенью духовной подготовленности человека).

Таким образом, христианство утверждает, что Истина — это не просто моноличностный Бог-Дух, ибо тогда она оставалась бы, в силу Божественной трансцендентности, принципиально недоступной человеческому познанию. Истина, разумеется, и не вне (без) Бога, ибо она есть то, что есть и всегда есть, поэтому она не может быть изменчивым тварным миром (включая и человека) и не может быть познана на путях его философского, научного, эстетического, мистического (оккультного) созерцания. Христианство утверждает, что Истина — это реальность богочеловеческого единства, во-первых, во Христе, как «начатке» (Кол. 1, 18) и актуально-бесконечном совершенстве богочеловечества, затем и в тех, которые Христовы, и суть члены Его Тела (1 Кор. 12, 27), Его Церковь «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23). Истина есть вечная жизнь богочеловечества Христа, в Котором заключается конечный смысл и конечная цель всякого бытия, всего существующего, всей человеческой жизни. Что проистекает из такого видения Истины? Понимание того, что:

1) истина есть духовное, разумное, благое, личностное Существо, а не человеческое состояние или мысль, логический вывод, теоретическая абстракция, материальный объект… Она — Бытие, а не процесс или результат «умной» человеческой деятельности;

2) познание истины осуществляется не одной какой-либо способностью человека (например, рассудком) или суммой их совокупного восприятия, но целостной человеческой личностью, «целостным разумом»;

3) не может быть познания Истины без соответствующего духовно-нравственного развития человека; и таковое познание осуществляется через приобщение ко Христу на пути правильной (праведной) христианской жизни, постепенно преображающей человека из состояния страстного, болезненного в новое, святое, богоподобное. «Истина, — как сказал св. Исаак Сирин, — познается по силе жития»;

4) только через такое единение со Христом человеку открывается правильное видение существа тварного мира как единого с человеком организма, а не чуждого ему объекта исследований, эксперимента и потребления, и потому таковое познание превращает человека из алчного и слепого эксплуататора природы в ее любящего и зрячего возделывателя и хранителя;

5) настоящая жизнь (земная) является не самодовлеющей ценностью, но преходящей формой бытия личности, необходимым условием самопознания, реализации ею своей свободы перед лицом совести в этом изменчивом мире, познания своей несамобытности, «ничтойности» без Бога, и через это — признание необходимости Христа и Его познания;

6) это познание Христа-Истины есть совершенное, вечное блаженство.

Христианское понимание истины можно выразить и другими, важнейшими для христианина словами: «Христос Воскрес!» — поскольку в них заключена бесконечная перспектива жизни и одновременно конкретный и полный ее смысл. Этот смысл — в богоподобии и единении со Христом, иначе — в обожении (теозисе), что означает пребывание в совершенной любви, являющейся как бы синонимом Самого Бога, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Апостол Павел перечисляет некоторые плоды обитания Бога в истинном христианине: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5, 22-23), — и свидетельствует о невыразимой силе блаженства их переживания: «Не видел того глаз и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Но богоподобие в любви — это не только нравственное и эмоциональное благо человека. Любовь в не меньшей степени является и совершенным «инструментом» познания. Не случайно те, которых Церковь в силу особой духовной чистоты именует преподобными, называли духовную жизнь истинной философией, искусством из искусств, наукой из наук. Они так ее именовали потому, что правильная аскеза, приводя душу к совершенной любви, открывает христианину и ведение Истины, и созерцание ее нетленной красоты, и познание существа всех творений.

Этот совершенно особый метод познания в богоподобной любви — бесконечное, практически, число раз подтвержденный в историческом опыте Церкви, является достоверным свидетельством и бытия, и познаваемости той Истины, которую возвещает христианство и которую столь безуспешно ищет человеческая мысль на путях иных.

 


 

О Священном Предании и Священном Писании

16. КАКИМ ОБРАЗОМ БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ?

    Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

17. ЧТО МЫНАЗЫВАЕМ СВЯЩЕННЫМ ПРЕДАНИЕМ?

    Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды.

18. ГДЕ ХРАНИТСЯ СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ?

    Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого Апостола Павла, «Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Святой Ириней пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Против ересей. Кн.3. Гл.4).

19. ЧТО МЫНАЗЫВАЕМ СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ?

    Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией.

20. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «БИБЛИЯ»?

    Слово «библия» – греческое. Оно значит «книги».

   Этим названием выражается то, что Священные книги преимущественно перед всеми прочими достойны внимания.

21. ЧТО ДРЕВНЕЕ: СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ ИЛИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?

    Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием все.

Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что Священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.

23. СЛЕДУЕТ ЛИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ, ЕСЛИ ЕСТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?

    Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание.

   Апостол Павел пишет: «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол.2:15).

24. КАК В НАШЕ ВРЕМЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВЯЩЕННЫМ ПРЕДАНИЕМ?

    Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Святой Василий Великий говорит об этом следующее: «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя.

   Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое послание нас научило?

   Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оныя от неписанного учения. По какому также писанию благословляем и воду Крещения, и елей Помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее относящееся к Крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, кото



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: