Глава 4. Массовая и элитарная культура в театральном искусстве.




1.3. Взаимовлияние Массовой и элитарной культуры.

 

Элита — по Ортеге — это не родовая аристократия и не при­вилегированные слои общества, а та часть общества, которая обла­дает особым «органом восприятия». Именно эта часть обществу способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен об решаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, «...чтобы «лучшие» познавали самих себя,...учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством» (Тамже. С. 221—222).

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства») которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры.

Так, например, в России на рубеже XIX—XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художествен­ное объединение «Мир искусства». Лидерами «мир искусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую Л. Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности твор­ца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действи­тельности.

Причем это воззрение понималось как совестливое пони­мание художественного в человеке (Астафьев Б. В. Русская живо­пись. Мысли и думы. — Л-М., 1966. С. 29). Под совестью искусства, однако, подразумевалась лишь субъективная искренность индиви­дуального творца в выражении им красоты. Именно отсюда берет свое начало «мирискусническая» декадентская претензия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической позиции.

 

 

1.4. Театральное искусство как пример взаимодействия массового и элитарного искусства.

 

Я полагаю, что традиционное противопоставление народной и элитарной субкультур с точки зрения понимания их социальных функций является совершенно неубедительным. Оппозицией народной (крестьянской) субкультуре представляется городская (буржуазная), а контркультурой по отношению к элитарной (культуре эталонов социального порядка) видится криминальная (культура социального беспорядка). Разумеется, невозможно население какой-либо страны полностью "расписать" по тем или иным социальным субкультурам. Определенный процент людей по разным причинам всегда находится в промежуточном состоянии либо социального роста (перехода из сельской субкультуры в городскую или из буржуазной в элитарную), или социальной деградации ("опускаясь" из буржуазной или элитарной "на дно" в криминальную).

Массовый человек характеризуется несостоятельным ощущением своего превосходства, желанием повторения уже освоенного, знакомого, «герметичность духа». Поэтому произведения, ориентированные на его понимание, отличаются стремлением уйти от действительности и показной чрезмерной развязностью построения.

Элитарное же искусство, напротив, всегда чуждо образцовости, тиражированию опробованных приемов, всегда стремится разбить иго устоявшихся правил, обращено к новаторской трактовке мира и человека и требует «самовозвеличивания» как от художника, так и от принимающего.

Вместе с тем массовую культуру сложно оценить определенно. Дело в том, что, как и любая другая, массовая культура не гомогенна. Продукция, произведенная по банальному принципу "два притопа, три прихлопа", расположена здесь с вполне достойными с художественной точки зрения произведениями (детективы А. Кристи и Б. Акунина, фильмы М. Скорсезе, Д. Кэмерона, мюзиклы Уэббера и т. д.). С одной стороны, низкопробные поделки действительно способствует снижению общего культурного уровня. Произведение массовой культуры по определению адресовано самой широкой аудитории, следовательно, в силу интеллектуальной неоднородности этой аудитории, оно должно ориентироваться на уровень чуть ниже среднего. Именно поэтому в нем нередко используется минимум изобразительных средств. С другой стороны, впервые культурой оказались охвачены те слои общества, которые прежде существовали как бы "вне культуры".

Все вышеперечисленное отражается ив театральном искусстве получая свет в новых трактовках классических постановок в упрощении образцов элитарного искусства в театре и напротив переосмысливая театральное искусство мы приходим к пониманию естественности взаимовлияния массовой и элитарной культур в постановке подаче материала осмысления произведений. приходим к пониманию того что искусство не статично но сохраняя свои признаки культура элитарная и массовая сохраняются, конкурируют, взаимодействуют сохраняя свою целевую аудиторию.

Человек массы X. Ортеги-и-Гассета не поглотил все искусство, не навязал окончательно свои унифицированные вкусы интеллектуальной элите общества.

 

Заключение

Таким образом, искусство нельзя считать ненужным дополнением к более необходимым, благам и потребностям людей. Оно играет важную роль в жизни любого общества, обеспечивая создание, накопление и передачу духовного опыта и эстетических ценностей от одного к последующему поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре.

Искусство является своеобразным зеркалом и раскрывает сущность каждой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Познавая шедевры искусства, человек социализируется, постигает мир, его прошлое, настоящее и будущее, учится постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Необходимость в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее.

Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в полуживотное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственных ориентиров и, как следствие из этого, разгулу преступности, наркомании и т. п. явлениям.

И культурная политика каждого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, и театрального, прежде всего в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

Если от негативно-оценочного истолкования этих явлений перейти к их объективному историко-культурному и культурологическому анализу, если перестать часть выдавать за целое, то окажется, что массовая культура - не особое, жестко связанное образование с однотипным перечнем свойств, а некоторое состояние, обусловленное нынешним этапом исторического развития.

Особенность массовой культуры состоит не в том, что она "плохая" по своему содержанию, а в том, что как ни банально выглядит это утверждение, она массовая.

Стало быть, в сфере массовой культуры в разное время с большей или меньшей вероятностью могут появится разные и даже противостоящие друг другу её образцы, в том числе и классические, и фольклорные, и элитарные и пр.

Именно это последнее обстоятельство позволяет успешно работать над тем, чтобы подлинные ценности, как сформированные в прошлом, так и создающиеся на наших глазах, не замыкались ни на верхних, труднодоступных и малопосещаемых этажах культуры, ни на нижних, а жили полноценной жизнью совместно и повсеместно. Чтобы ценности транслировались, в том числе через театральную и концертную деятельность и передавались усваивались каждым последующим поколением преумножались приобретали еще более совершенные формы и через культуру сохраняли нас самих нашу сущность ментальность душу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: