Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы с подходов культурологи




Соотношение элитарного и массового в художественной культуре (на примере театрального искусства)

 

Курсовая работа

 

Автор: П. А. Чебышев,

студент 1 курса,

магистратуры очной формы обучения,

направления подготовки

51.03.03 «Социально-культурная деятельность»

Научный руководитель:_____________

Л. Ф. Балина, канд. филос. наук, доцент

 

Тюмень, 2018

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы с подходов культурологи

1.1. Характеристика разработанности проблемы взаимодействия элитарного и массового искусства.

1.2. Степень изученности данной проблемы с позиции культурологи.

 

Глава 2. Особенности массовой и элитарной культуры

2.1. Элитарная культура в искусстве понимание ее развития в современности.

2.2. Массовая культура современности концепция ее развития.

 

Глава 3. Театральное искусство современности

3.1. Театральное искусство прошлого.

3.2. Театральное искусство современности.

 

Глава 4. Массовая и элитарная культура в театральном искусстве.

1.1. Взаимовлияние Массовой и элитарной культуры.

1.2. Театральное искусство как пример взаимодействия массового и элитарного искусства.

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………..

Глоссарий ………………………………….

Приложение

 

Введение

Актуальность темы исследования. Идея относительно того что массовая и элитарная культуры взаимодействуют в театральном искусстве зародилась давно. Сама ситуация с расширением влияния массовой культуры на театральное искусство вызвана в том числе ухудшением финансирования, информационным воздействием на театральное искусство со стороны масс медиа.

В результате потребовало расширения репертуара с целью привлечения внимания к театральной деятельности.

В связи, с чем значительно изменилось театральное искусство. Но процесс изменения начался не вчера и его изучение позволит предметно изучить изменяющиеся предпочтения зрителей, тенденции развития театрального искусства видится автору в применении понятийной парадигмы (от знаний к деятельности).

Тема актуальна тем, что она не проработана достаточно, не раскрыта с позиции подходов в культурологи, деятельностный, генетический, бытийный, игровой подход, семиотический подход, биосферный подход, синтетический подход и Антропологический подход. А тема взаимоотношения между людьми, отражающие ценности и нормы их коллективного существования, — это уже научный предмет культурологи.

Данный вопрос значим, интересен также тем, что прямо на наших глазах происходит упрощение искусства, квалифицированная критика вымирает. Авторы стремятся угодить толпе зрителей, усреднённому человеку сознательно упрощая свои шедевры. Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка, которая понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения.

Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная.

Цель массовой культуры - стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Массовая культура создает особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Образуется личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

Следовательно, рассчитана массовая культура на массовое потребление и на среднего человека, она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. В социальном плане она формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».

Элитарное же искусство тоже не сдает своих позиций, но стремится абстрагироваться от масс. Но в современных условиях, когда в трансляциях в сети интернет любое произведение становится достоянием масс медиа и многочисленных блогеров и интернет ресурсов.

Культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, владеющих наивысшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и обладающих высокими нравственными и эстетическими задатками.

Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Элита сегодня — это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» - способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.

Потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же прослойка населения – около одного процента. Элитарная культура – это, прежде всего, культура образованной и состоятельной части населения. Под элитарной культурой обычно понимают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.

Элита, по мнению Ортега, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «особым органом восприятия». Именно эта часть способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художники. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «...Лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в западноевропейской и русской культуре на рубеже ХІХ-ХХ веков. Так, например, в России идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства» (художник А. Бенуа, редактор журнала С. Дягилев и др.).

Элитарная культура является двойственной, противоречивой по своей природе. С одной стороны, элитарная культура выступает в качестве инновационного фермента социокультурного процесса. Произведения элитарной культуры способствуют обновлению культуры общества, вносят в нее новую проблематику, язык, методы культурного творчества. Первоначально в границах элитарной культуры рождаются новые жанры и виды искусства, вырабатывается культурный, литературный язык общества, создаются неординарные научные теории, философские концепции и религиозные учения, которые как бы «выламываются» за устоявшиеся границы культуры, но затем могут входить в культурное достояние всего общества. Поэтому, например, говорят, что истина рождается как ересь, а умирает как банальность.

С другой стороны, позиция элитарной культуры, противопоставляющей себя культуре общества, может означать консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в идеализированный мир «искусства для искусства», религиозно-философских и социально-политических утопий. Такая демонстративная форма неприятия существующего мира может быть как формой пассивного протеста против него, так и формой примирения с ним, признания собственного бессилия элитарной культуры, неспособности ее воздействовать на культурную жизнь общества.

Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, организаций социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование.

Вместе с тем круг потребителей элитарной культуры – это ее созидатели: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.

Искусство должно восприниматься и формировать личность человека, передавая ему ценности культуры, прежде всего молодежи следующим поколениям, в том числе посредством театрального искусства. А взаимоотношения между людьми, отражающие ценности и нормы их коллективного существования, — это уже научный предмет культурологи. Таким образом тема актуальна та как не рассматривалась в рамках науки культурологии с позиции подхода антропоцентризма. А результаты могут быть использованы для развития концепции театрального искусства в условиях взаимодействия элитарной и массовой культур. Кроме того понимание данного взаимодействия позволит разработать новые актуальные для развития современного театра возможности для постановки спектаклей, хореографии оперы других выступлений и подведут под них теоретический фундамент позволяющий выявлять тенденции и адаптировать творческий процесс

 

Актуальность прописана слабо

 

Степень разработанности проблемы.

Элитарное и массовое искусство в театральной деятельности В середине 30-х гг. XX века элитарная и массовая культуры становятся предметом анализа испанского мыслителя X. Ортеги-и-Гассета, который показал творческую бесплодность человека массы и его неспособность к глубокому осмыслению реальности. Говоря о современном искусстве, Ортега-и-Гассет обратил особое внимание на «принципиально непопулярную» его разновидность, которая никогда не станет доступной массовому сознанию и не утратит своего содержания под влиянием стандарта.

Данная тема поднималась и рассматривалась ранее в работах Х Артега-и-гассета «Восстание масс» А. В. Костина. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности: автореф. дис. докт. культ. наук: 24.00.01. - M, 2009. Х. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. – М.: АСТ: Ермак, 2005. А так же в «Оппозиция и взаимодействие массовой и элитарных музыкальных культур». В свете развития медиакультуры 2010 Т.И. Кузуб УДК 78 Самарский государственный архитектурно-строительный университет Статья поступила в редакцию, статья посвящена проблеме возникновения оппозиции массовой и элитарной культур в XX веке и на рубеже XX и XXI веков. Где данный аспект рассматривался с позиции социологии, философии, и культурологи в музыкальном искусстве. Но в данных работах не проработано взаимодействие элитарной и массовой культуры взаимовлияния в театральном искусстве в рамках культурологи.

В культурологии существуют следующие подходы: Генетический Аксиологический, Игровой подход, Биосферный подход, Диалоговый метод, Синтетический подход, Антропологический подход:

Генетический подход, здесь культура рассматривается с точки зрения возникновения и развития.

Деятельностный подход (Н.В. Злобин, М.С. Коган) культура это произведение творческой деятельности. И сущность культуры Э. Маркарян «Сущность Культуры» Е.В. Давидович Культура есть процесс и результат человеческой деятельности.

Аксиологический подход не все социальные явления входят в культуру 2) противоположность культуры и природы.

Бытийный подход этот подход понимает культуру как объективное явление, связанное с функционированием социальной системы. Этот подход представлен в трудах Уайта

В современной западной культуре получил распространение социологический подход (П. А. Сорокин) Цель подхода применение системного анализа культуры. Здесь понятие культуры охватывает не всю жизнь.

Игровой подход И. Хейзинга, С. Лем культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. Мнение И. Хейзинга о культуре оказало влияние на культурологи.

С. Лем выдвинул модель культуры игры. Культура и природа играют.

Семиотический подход ориентирован, прежде всего, на анализ материала в системе терминов и понятий семиотики,семиотика не имеет своего предмета исследования, то она может использоваться в качестве универсального подхода или знакового подхода. Эрнст Касси́рер Ю.М. Лотман. Культура как символическая система, акцент на знаковое толкование культуры.

Биосферный подход если рассматривать нашу планету как целостную систему, то правомерная попытка понять культуру с биосферной точки зрения Конрад Лоренц в своей книге «По ту сторону зеркала» заявляет субъект эволюции целостная система.

Диалоговый метод. Этот метод берет начало от Сократа. Культуры не только уникальны, но и принципы их взаимодействия. Время общения культур постоянно в форме произведения.

В. С.Библер понимает произведения как феномен культуры и культуру как сферу произведения.

Синтетический подход Суть возможность понять единство современного мира. Понятие не устойчивости линейности и не линейности хаоса и детерминированный хаос. Эти понятия лежат в основе синтетической парадигмы.

Антропологический подход формирование началось в трудах (Г. Спенсер Э.Б. Тейлор «Первобытная культура».

Для эволюционистов характерна абсолютизация непрерывного в рамках сформирования культурно антропологический метод он представлен трудами Б.К.Малиновского К. Леви-Стросса. Э.Фрома. В рамках антропологического подхода сформировался культурно антропологический подход. Сформировались направления структурализм функционализм и некоторые другие. Функционализм Малиновский интерпретация положений функционализма

1) Культура представляет собой целостность

2) Каждое общество, обычай или обряд поклонение или верование выполняют функцию для культуры,

3) Для сохранения культуры каждый ее метод является незаменимым

Структологический подход К.Леви-Стросс, М.Фуко Главный вопрос культурологи изучение перехода от природы к культуре и использовании теории культурной лингвистики.

Проблемой является взаимодействие двух различных направлений в культуре на базе театрального искусства степень их взаимодействия и влияния.

А так же характер их взаимодействия на зрителя и формирования его мировоззрения культурных предпочтений.

В качестве метода исследования избран Антропологический подход в свете его использования в исследовании как массового, так и элитарного художественного искусства, так как данная проблематика не рассматривалась в рамках театрального искусства с позиции антропоцентризма.

Проблема, каким образом массовая культура и элитарная культуры взаимовлияют в чем взаимодействуют а в чем остаются на своих позициях. Существом проблемы является степень взаимодействия и влияния элитарного и массового искусства на примере современного театрального искусства, степень разработанности данной темы. С позиции культурологи и в рамках данной науки не рассматривалось обе культуры в рамках одного из древнейших из искусств.

Объектом является элитарная, массовая культуры, рассматриваемые в совокупности их взаимовлияния, в рамках театрально-концертной деятельности, влияния на менталитет зрителя и его мировоззрение..

Предмет исследования. являются форма взаимодействия и способность проявления в театральном пространстве современности элитарной и массовой культур, которые позволяют нам утверждать об исторической обусловленности каждого из обозначенных феноменов на примере театральной деятельности.

Целью настоящего исследованияявляется разработка взаимовлияния на соотношении и взаимодействии в театральном искусстве их воплощении в таких типах культуры, отличающихся между собой своими проявлениями как элитарная и массовая.

Ее реализация предполагает решение таких задач, как:

Раскрытие разработанности проблемы с позиции подходов культурологи и подхода антропоцентризма.

раскрытие сущности элитарной, массовой культур в современном театральном искусстве на данный момент;

выяснение совокупности условий взаимовлияния элитарной, массовой культур в контексте театрального искусства, рассмотрение следствия взаимодействия данных культур.

С пониманием выдвинутой цели принята необходимость решения следующих исследовательских задач, методологической и теоретической основой исследования применены труды философов культурологов Х. Ортега –и-Гассет, А. Я. Флиер.

Задачи: Проработать возникновение массовой и элитарной культур их взаимодействие. Рассмотреть развитие театрального искусства проникновение в его элементов массовой культуры и выявить ее взаимовлияние с культурой элитарной в рамках театральной постановочной деятельности.

 

Методологическая базой является работы Х. Ортега –и-Гассет, Б.К.Малиновского. А. Я. Флиер. А. В. Костина. Т.И. Кузуб

содержат фундаментальные основы позволяющие рассмотреть объект исследования. В этих рассматриваемых работах отражен характер общего исследования культурного взаимодействия. Однако в трудах этих ученных не рассмотрен процесс непосредственного взаимовлияния культур в рамках театрально-концертной деятельности.

Методы и подходы Теоретически-методологической базой исследования стали труды известных ученых и специалистов в области культурологи: Х. Ортега-и-Гассет,

 

Структура работы. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, глоссарий, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования и определена степень научной разработанности проблемы, указаны цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, раскрыта практическая значимость работы.

 

В первой главе рассмотренытеоретическиеаспекты изучения проблемы с подходов культурологи и характеристика разработанности проблемы взаимодействия элитарного и массового искусства. Степень изученности данной проблемы с позиции культурологи.

Во второй главе рассмотрены Особенности массовой и элитарной культуры, элитарная культура в искусстве понимание ее развития в современности, массовая культура современности концепция ее развития.

В третьей главе рассмотрено Театральное искусство современности, но с учетом развитием театральное искусство прошлого, театральное искусство современности.

В четвертой главе рассмотрена Массовая и элитарная культура в театральном искусстве, взаимовлияние массовой и элитарной культуры, театральное искусство как пример взаимодействия массового и элитарного искусства.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы с подходов культурологи

Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце восемнадцатого века., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующее размежеванию публики произошли значительно раньше. Особенно наглядно разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях романтиков.

Первоначально у романтиков элитарное искусство несет эстетику избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как равнозначное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения, когда античная художественная традиция расценивалась как нормативное ядро, как некий вневременной образец художественного творчества.

В таком понимании классическое искусство отождествлялось с элитарным и образцовым. Романтики представители романтизма, выступившие с принципиально новыми художественными манифестами, утверждали преобладающую ориентацию на новацию в сфере художественного творчества в том числе театрального.

Тем самым они неосознанно отделили свое искусство от социально адаптированных художественных форм, выделив в отдельный сектор то, что получило название массового искусства.

Триада «элитарное-образцовое-классическое» начала рассыпаться; элитарное, в сознании романтиков, безусловно, сохраняло близость образцовому, однако уже не являлось тождественным классическому - последнее сопрягалось с адаптированным, традиционным.

Процесс размежевания публики искусства традиционно связывался с углублением социальной иерархии; однако сам по себе этот фактор нельзя считать определяющим.

 

 

Степень изученности данной проблемы с позиции культурологи

Актуальность исследования. Процессы, происходящие в культуре последней трети XX и начала XXI века, коренным образом преобразили характер эпохи. Глобализация экономики активизировала воздействие СМИ на политическую, научную и художественную жизнь общества. Общество пронизано информационными потоками, формирующими содержание и ориентации как индивидуального, так и массового сознания. Изменения картины мира нашли своё отражение в теоретических работах и художественной практике постмодернизма. Трудности исследования заключаются в том, что постмодернизм — реальный и незавершённый процесс современной культуры. Философская теория постмодернизма имеет устойчивую интенцию к расширению дискурсивного поля, характеризуется семантическим и категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от концептуального конституирования, в постмодернистской рефлексии невозможно констатировать парадигмальное единство. Тем не менее, сложились устойчивые характеристики этого явления, выделился ряд влиятельных теоретиков постмодернизма, постулирующих теоретический отход не только от классической, но и неклассической традиций философствования, определился корпус текстов. Постмодернистская парадигма утверждает новую эпистемологическую модель, соединяющую реальные подходы к познанию явлений культуры, постулирует принципиально плюралистическую картину мира, нелинейный характер социальных и культурных динамик, преодолевает противостояние западного и восточного интеллектуального опыта. Концептуальная модель нелинейных динамик создаётся в современной культуре во встречном движении гуманитарного и естественнонаучного познания, в постмодернистской философской теории и в синергетике. Осознанный с начала 80-х годов как общекультурный феномен, постмодернизм стал специфическим направлением в социогуманитарных науках. Необходимость в исследовании процессов, происходящих в художественной культуре постмодернизма, их теоретическое осмысление важны для перспектив философской и культурологической диагностики дальнейшего развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: