Как будет происходить сведение счётов в Судный день?




Глава 11. Сведение счётов.

 

 

Рассматриваемые вопросы:

Как будет происходить сведение счётов в Судный день?

Пролитая кровь.

Сведение счётов между животными.

Когда верующие будут расплачиваться за нанесённые друг другу обиды?

_________________________________

Всевышний Аллах, Справедливый Судья, в Судный день спросит с обидчика за того, кому он нанёс обиду, и сделает так, чтобы счёты между ними были сведены, а справедливость — восстановлена, и не останется ни одной обиды, за которую не было бы взыскано. Это касается даже животных. Если в этом мире бодались две овцы, одна безрогая, а вторая рогатая, в Судный день между ними будут сведены счёты. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскрешения обязательно будут соблюдены права имеющих право* и даже к безрогой овце приведут рогатую**» [Муслим, № 2582].

*(Здесь речь идёт о праве отмщения за притеснения и несправедливости и о том, что ничто дурное не останется безнаказанным).

**(Для того чтобы она могла воздать обидчице равным).

 

Того, кто ударил кого-то в этом мире, в Судный день тоже ударят. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто несправедливо ударит кого-то плетью, с тем поступят так же в Судный день» [Байхаки; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6250].

 

Аммар передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто несправедливо ударил своего раба, он отплатит тем же в Судный день» [Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6252].

 

Тот, кто ложно обвинил своего раба в прелюбодеянии, понесёт наказание в Судный день. Абу Хурайра передаёт: «Абу аль-Касим сказал: "Кто обвинит своего раба в прелюбодеянии, тот сам понесёт наказание, подобное наказанию за клевету, в Судный день, если только раб его на самом деле не совершил прелюбодеяния"». [Муслим, № 1660].

Как будет происходить сведение счётов в Судный день?

 

В Судный день истинным богатством человека и его капиталом будут его благие дела. Если же в своей земной жизни он обижал кого-то и поступал с кем-то несправедливо, то из его добрых дел будет взята какая-то часть в соответствии с размерами этих обид и несправедливостей. Если же у него вообще не было благих дел или же они уже истощились, тогда из дурных дел обиженного им будет взято что-то и возложено на него.

 

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть допустивший по отношению к своему брату несправедливость, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня*, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда**, если будут у него благие дела, их заберут у него в соответствии с тяжестью нанесённой им обиды, а если благих дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него». [Бухари].

*(То есть при жизни, когда можно загладить свою вину перед другим человеком).

**(То есть в День Воскрешения).

 

Этот человек, у которого люди забирают его благие дела и перекладывают на него свои грехи, и есть разорившийся, или неимущий. Абу Хурайра передаёт, что однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущими среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда он сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День Воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровь того и ударил этого. И тогда что-то из его благих дел будет отдано этому и что-то — другому. А если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в Огонь!». [Муслим, № 2581].

 

А если человек умер, задолжав кому-то и не вернув долг, то в Судный день те, кому он задолжал, будут брать что-то из его благих дел в соответствии с тем, сколько он задолжал им. Ибн 'Умар передаёт такой хадис: «Кто умер, имея долги в дирхемах или динарах, тот будет рассчитываться своими благими делами, поскольку там не будет уже ни дирхемов, ни динаров». [Ибн Маджа; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6432].

 

Если же между людьми были взаимные обиды, то между ними также будут сведены счёты. Если обиды эти одинаковой степени, тогда получится, что никто никому ничего не должен. Если же нанесённые обиды неравнозначны, тот, кто был обижен или притеснён сильнее, взыщет с того, кто был обижен меньше.

 

'Аиша передаёт: «К Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек, сел перед ним и сказал: "О Посланник Аллаха! У меня есть рабы, которые лгут мне, предают меня и ослушиваются. Я же ругаю их и бью. Правильно ли я поступаю?" Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "В Судный день все их вероломство, ослушание и ложь будут сопоставлены с твоими наказаниями. Если наказание твоё соответствовало тяжести их деяний, тогда счёт сравняется, и ты ничего не будешь должен им, а они — тебе. Если твоё наказание было менее значительным, чем их проступки, это пойдёт тебе на пользу. Если же твоё наказание было слишком суровым по сравнению с их проступками, тогда они взыщут с тебя за все эти излишки". Услышав это, человек запричитал и расплакался. А Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: "Разве не читал ты слова Всевышнего: «В День Воскрешения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зёрнышко, Мы принесём его. Довольно того, что Мы ведём счёт!»"». [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7895].

 

Если несправедливость и притеснение имеют столь серьёзные последствия, то не лучше ли рабам Всевышнего, которые боятся Судного дня, отказаться от притеснения и всячески избегать любого проявления несправедливости? Ведь Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что несправедливость обернётся мраком в Судный день. АбдаЛлах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт его слова: «Несправедливостьгустой мрак в Судный день». [Бухари; Муслим, № 2579].

 

А Джабир ибн ‘АбдаЛлах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость обернётся густым мраком* в День Воскрешения» [Муслим, № 2578].

*(В комментариях указывается, что здесь имеется в виду либо кромешная тьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания).

Пролитая кровь.

 

Одно из самых тяжких преступлений у Аллаха — когда Его рабы проливают кровь друг друга, не имея на то узаконенных Им оснований. Ибн Мас'уд (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день придёт человек, держащий за руку другого человека, и скажет: "Господи! Этот человек убил меня!" Тогда Аллах спросит: "Зачем ты убил его?" Он ответит: "Я убил его, чтобы величие принадлежало Тебе!" Аллах скажет: "Оно и принадлежит Мне". После этого придёт ещё один человек, держащий за руку другого, и скажет: "Господи! Этот человек убил меня!" Тогда Аллах спросит: "Зачем ты убил его?" Он ответит: "Чтобы величие принадлежало такому-то!" Тогда Аллах скажет: "Оно не принадлежит ему!" — и ляжет на него грех его». [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7885].

 

Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день убитый приведёт своего убийцу, держа его за чуб. При этом из вен его будет течь кровь. Он будет говорить: "Господи! Спроси его, за что он убил меня?!" — пока не приблизится вместе с ним к Трону». [Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Маджа; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7887].

 

А поскольку кровопролитие — столь тяжкое преступление, то именно с него и начнётся сведение счётов между рабами Всевышнего.

‘АбдаЛлах ибн Мас'уд (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первым, в чём рассудят людей, станет кровопролитие». [Бухари; Муслим; Тирмизи; Насаи; Джами' аль-усуль, № 7968].

 

Ибн Хаджар сказал, поясняя этот хадис: «Хадис указывает на то, что кровопролитие — очень серьёзное и тяжкое деяние. А начинают обычно с самого важного. Грех тем тяжелее, чем больше вреда он приносит и чем большее воздействие оказывает на благополучие общества» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 397].

 

Между этим хадисом и тем, в котором говорится о том, что первым, за что будет рассчитан раб Всевышнего в Судный день, станет молитва, нет противоречий. Ибн Хаджар аль-'Аскаляни говорит: «Это ничуть не противоречит хадису Абу Хурайры: "Первым, о чём будет спрошен раб Аллаха в Судный день, станет молитва" — этот хадис приводят авторы "Сунан", — потому что первый хадис связан с отношениями между творениями, а второй — с поклонением Творцу. Ан-Насаи, приводя хадис Ибн Мас'уда, объединил два этих сообщения: "Первым, за что будет рассчитан раб Аллаха, станет молитва, а первым, с чего начнётся сведениесчётов между людьми, станет пролитие крови"» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 396].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: