Система финансирования высшего образования в Казахстане




Действующая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений коренным образом изменила механизм финансирования высшего образования. Как известно, согласно этой модели все абитуриенты проходят централизованное комплексное тестирование по единой программе вступительных экзаменов и в соответствии с набранными баллами участвуют в общереспубликанском конкурсе на присуждение образовательных грантов. При этом обладатели образовательных грантов самостоятельно выбирают специальность и высшее учебное заведение для обучения. Размещение государственного образовательного заказа среди вузов независимо от формы собственности осуществляет уполномоченный орган в области образования на конкурсной основе. В связи с этим объем финансирования высшего образования определяется общим объемом госзаказа, а размеры финансирования образовательной деятельности вузов зависят от количества студентов, являющихся обладателями образовательных грантов. Таким образом, финансовые потоки, обеспечивающие высшее образование, из республиканского бюджета направляются в государственные и частные вузы.

Кроме обладателей образовательных грантов, вуз принимает на обучение абитуриентов, преодолевших установленный пороговый уровень по результатам комплексного тестирования, на платной основе.

Следует отметить, что в соответствии с данной моделью осуществлен переход от принципа «финансирование объекта образования» к принципу «финансирование субъекта образования», основанном на механизме финансирования «деньги следуют за обучающимся», размер бюджетного финансирования поставлен в зависимость от объема оказанных образовательных услуг.

Современная модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений Казахстана, соответствующий ей способ финансирования имеют, безусловно, определенные преимущества перед ранее действовавшими механизмами и являются более перспективными с точки зрения учета интересов обучающихся, стимулирования повышения качества образования, выделения финансовых ресурсов в зависимости от объема оказанных образовательных услуг и др. При этом образовательный грант как «целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся для оплаты высшего образования»[ Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. №319. – Информационная система «Параграф», 2015,с.78 ] выступает основным инструментом государственного финансирования высшего образования.

Такая система финансирования высшего образования в большей степени ориентирована на результат, на интересы потребителя, поэтому служит основой оптимизации расходов. Для нее характерны черты бюджета ориентированного на результат.

Планирование расходов на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием осуществляется исходя из контингента студентов, магистрантов и докторантов в разрезе специальностей, форм обучения (очная, заочная, вечерняя) и денежных и натуральных норм и нормативов, определяющих расходы на образование.

Расчетные нормы определяются на одного обучающегося. Расходы на обучение одного студента определяются путем деления общих расходов на приведенный контингент студентов и утверждаются ежегодно постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных образовательных заказов на подготовку специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием». Объем этих расходов определяется стоимостью образовательного гранта.

При расчете стоимости образовательного гранта определяется состав расходов на подготовку кадров с высшим образованием. В данный состав включаются:

- заработная плата профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, административно-управленческого, обслуживающего и прочего персонала;

- дополнительные денежные выплаты и почасовой фонд оплаты труда;

- налоги и обязательные платежи в бюджет;

- расходы на профессиональную практику и стажировку;

-расходы на повышение квалификации ППС;

- коммунальные расходы;

- расходы на приобретение учебно-методической литературы;

- прочие расходы (банковские услуги, обслуживание компьютерной техники, приобретение канцелярских и других хозяйственных товаров, расходы на приобретение продуктов питания по отдельным категориям обучающихся, состоящих в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан на полном государственном обеспечении, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения для медицинских специальностей).

В основе планирования расходов на образование лежат такие оперативно-сетевые показатели как численность контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава. При этом руководствуются приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2009 года № 374 «Об утверждении финансовых нормативов по высшему и послевузовскому образованию» и приказом и.о. МОН РК от 10.08.2009 г. № 381 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию расходов на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием и расчету расходов на обучение одного обучающегося» [Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2009 года № 374 « Об утверждении финансовых нормативов по высшему и послевузовскому образованию»; Приказ и.о. МОН РК от 10.08.2009 г. № 381 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию расходов на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием и расчету расходов на обучение одного обучающегося»].

Первая проблема действующей системы финансирования вузов республики по образовательному гранту состоит в том, что она не позволяет решить основную проблему финансирования на основе образовательного гранта (по существу подушевого) – обеспечить заинтересованность и ответственность поставщиков образовательных услуг в повышении эффективности своей деятельности вследствие отсутствия прямой зависимости между выделяемыми бюджетными средствами и конечным результатом образовательной деятельности – качеством подготовленного специалиста.

Вторая проблема обусловливается самой существующей моделью формирования студенческого контингента, когда студент может выбрать как государственный, так и частный вуз. В случае выбора студентом частного вуза государство косвенным образом направляет бюджетные средства в содержание имущества частной организации, что противоречит бюджетному законодательству. Дело в том, что в стоимость образовательного гранта включены средства на текущие затраты – коммунальные расходы, приобретение библиотечного фонда, повышение квалификации ППС, содержание основного фонда.

В связи с этим необходимо считаем целесообразным пересмотреть методику расчета стоимости образовательного гранта. То есть общие расходы, связанные с подготовкой кадров следует разделить на две составляющие, первая – расходы, связанные с реализацией образовательного процесса, вторая – расходы, связанные с обеспечением образовательной среды.

В стоимость образовательного гранта следует включать только те расходы, которые связаны с реализацией образовательного процесса. В случае, если студент становится обладателем образовательного гранта, то эти расходы покрываются полностью за счет средств республиканского бюджета. В случае, если студент поступил на платной основе, то эти расходы оплачивает он сам.

Расходы, связанные с обеспечением образовательной среды, целесообразно финансировать через инвестиционные проекты или по проектно-целевым программам. При этом такие проекты могут финансироваться за счет внебюджетных средств вуза, средств республиканского бюджета или на основе государственно-частного партнерства. Такой подход снизить финансовую нагрузку на государственный бюджет. Студент, обучающийся на платной основе, не должен нести расходы по созданию образовательной среды. Он поступает, чтобы получить определенный объем образовательной услуги. Образовательная среда должна создаваться самим вузом за счет средств его учредителя. Иначе говоря, учредитель создает соответствующую образовательную среду (здания, лаборатории, общежития, иные объекты), заявляет об этом лицензиару и получает лицензию на ведение образовательной деятельности. Таким образом, студенты оплачивают лишь тот объем образовательных услуг, который они получают. Это соответствует рыночным принципам – оплата товаров и услуг в зависимости от полученного их количества и качества.

Иначе следует обеспечивать студентов стипендией. Последняя должна носит только социальный характер и выплачивать ее следует той определенной категории студентов, которая в ней нуждается, исходя из социального статуса, то есть с низким прожиточным минимум семейного бюджета (доходов родителей). В связи с этим затраты на выплату стипендий целесообразно не включать в расходы, определяющие стоимость расходов на обучение по государственному образовательному заказу, а выделять в отдельную программу по социальной поддержке обучающихся вузов.

Третья проблема заключается в установлении прямой взаимосвязи механизма финансирования с осуществлением образовательной деятельности. Иначе говоря, финансовые средства, направляемые в учебный процесс должны напрямую зависеть от фактического объема получаемых образовательных услуг (осваиваемых образовательных программ). Речь идет об оплате по кредитам (количеству выбранных программ). Данную проблему следует решать посредством внедрения кредитно-подушевого финансирования. Студент формирует свой индивидуальный учебный план, включающий количество изучаемых им дисциплин и их объем в кредитах, на учебный год. Определяется стоимость одного кредита и сумма, которую следует оплатить (из бюджета или собственных средств).

Эффективное решение этой проблемы в известной мере зависит от степени финансовой самостоятельности вузов.

За 2016 год расходы государственного бюджета на образование составили 1,6 трлн тенге, увеличившись на 22% по сравнению с 2015. Напомним, что за последние три года среднегодовое увеличение составляло лишь 4%. Резкий рост обусловлен стартом работы государственной программы развития образования и науки, рассчитанной на 2016-2019 годы.

 

Расходы государственного бюджета на образование РК (млрд.тенге)

Расчеты Ranking.kz на основе данных Министерства финансов РК

 

В структуре госбюджета расходы на образование составляют ежегодно 17-18% от всех затрат и находятся на 2-м месте после расходов на социальную помощь и социальное обеспечение.

 

Структура расходов государственного бюджета РК

Расчеты Ranking.kz на основе данных Министерства финансов РК

 

Сфера образования на 80% финансируется средствами местных бюджетов, и только высшее образование и программы республиканского уровня финансируются за счет средств республиканского бюджета. Средства Нацфонда идут на строительство и реконструкцию объектов образования. За 2016 год расходы местного бюджета на образование выросли на 22% (до 1,3 трлн тенге), республиканского бюджета – на 24% (до 357 млрд тенге).

В 2016 году была введена "Государственная программа развития образования и науки 2016-2019" (ГПРОН), задачами которой являются увеличение доступности и качества образования путем модернизации содержания и улучшения качества педагогического состава с учетом потребностей приоритетных направлений и предприятий ГПИИР.

За 2016 год по программе было выделено 433 млрд тенге, что составляет 25% всех выделяемых средств на образование. Из РБ было выделено 320 млрд тенге, из НФ по программе "Нурлы Жол" на строительство и реконструкцию объектов образования 58,7 млрд тенге (+64% за год) и из МБ 55 млрд тенге.

По плану на 2017 год будет выделено по программе 319,6 млрд тенге. Также с 2017 года планируется подключить 3,4 млрд тенге внебюджетные средства за счет механизмов ГЧП и лизинга. Отметим также, что совместно с Всемирным Банком за последние несколько лет разработаны три программы в сфере образования, которые интегрированы в ГПРОН: «Развитие трудовых навыков, соответствующих требованиям рынка труда», «Модернизация среднего образования» и «Стимулирование продуктивных инноваций» на $376 млн.

 

*- Так как ГБ = РБ + МБ, рассматривая отдельно РБ и МБ, трансферты из РБ в МБ зачитываются в расходы РБ и эти же трансферты, расходуемые МБ зачитываются в расходы МБ и происходит двойной учет суммы трансфертов. Во избежание этого расходы РБ на образование представлены без учета трансфертов

Расходы местного и республиканского бюджетов на образование (млрд.тенге)

Расчеты Ranking.kz на основе данных Министерства финансов РК

 

С 2017 года в Казахстане запускается проект “Бесплатное профессиональное и техническое образование для всех”. Он направлен на увеличение подготовки квалифицированных рабочих кадров на 40% и охват всех желающих получить бесплатное образование.

Также в этом году предусмотрено начало работ по созданию Венчурного фонда раннего финансирования двух офисов технологического ускорения за пределами Казахстана по совместной программе с ВБ "Стимулирование продуктивных инноваций".

С 2018 года в рамках займа Всемирного банка начнется реализация проекта "Модернизация среднего образования Республики Казахстан" по поддержке повышения качества и снижения неравенства в школьном образовании. Проект предполагает поддержку перехода на 12-летнее образование, в том числе улучшение материально-технической базы школ.

 

Расходы по ГПРООН, млрд. тенге

Расчеты Ranking.kz на основе данных Министерства финансов РК

 

В структуре расходов по ГПООН на образование большая часть 81% приходится на республиканский бюджет.

 

Структура расходов по ГПРООН

Расчеты Ranking.kz на основе данных Министерства финансов РК

На ЮКО и Алматинскую области приходится 30% расходов местного бюджета на образование, а также 24% всех учебных заведений (в основном дошкольные и школьные учреждения). Поэтому данные области являются основными потребителями трансфертов из РБ.

Расходы ЮКО на образование составили 238,6 млрд тенге, Алматинской - 149 млрд тенге, при том, что расходы остальных регионов составляют в среднем 66 млрд тенге.

 

Расходы регионов на образование

Расчеты Ranking.kz на основе данных Министерства финансов РК

 

Набольшее увеличение расходов на образование за 2016 год наблюдается в Атырауской, Алматинской областях и СКО. Атырауская область увеличила расходы на 39%, Алматинская на 33% и СКО на 27%.

За прошедший год Атырауская область увеличила бюджетное финансирование на 14,1 млрд тенге с 36,2 млрд за 2015 год и 50,3 млрд за 2016 год. Удельный вес региона в общем количестве расходов МБ на образование 3,8%.

В Алматинской области увеличение в тенговом выражении составляет 37 млрд тенге со 112 млрд до 149 млрд тенге, а удельный вес 11,4%.

В СКО увеличение расходов в денежном выражении составило 10,5 млрд тенге с 39 млрд до 49,5 млрд тенге, удельный вес 3,7%.

Таким образом, реформы привели к расширению доступа к высшему образованию на основе личных заслуг. Университетский сектор в настоящее время диверсифицирован, частные учреждения имеют равные права с государственными, предлагая различные форматы обучения. Законодательная база ориентирована на содействие внедрению трехцикличной структуры, способствующей международному признанию и мобильности. Высшие учебные заведения, в частности, частные, пользуются значительной степенью автономии в вопросах, управления и в финансовых вопросах. Сильная политическая воля и конкретные планы правительства направлены на продвижение международного передового опыта в области обеспечения качества, управления и научных исследований в сфере образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: