ДВОРЦОВО-ЗАМКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО




 

Основным типом монументального зодчества в конце XVI и первой половине XVII в. продолжает оставаться замок и дворец феодала. Создание укрепленных феодальных резиденций, как уже отмечалось, было вызвано не только непрекращающимися войнами на белорусской земле, но и колонизаторской сущностью господства на ней польско-литовских магнатов. Особенно широкий размах замкового строительства наблюдается после Люблинской унии 1569 г. С конца XVI в. этот вид строительства претерпевает эволюцию от замкового к дворцово-замковому характеру комплексов.

Старый замок в Гродно в 80-х годах XVI в. при Стефане Батории подвергся коренному переустройству. Из укрепления Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Все остальные постройки, включая дворец, въездную и круглую башни XIII в., были разобраны. По существу дворец был построен заново по проекту итальянского архитектора Скотто из Пармы. План дворца представляет собой несколько перекошенный прямоугольник. В планировке обоих этажей заметна приспособленность его к обороне. Отсутствовали парадные вестибюль и лестница, а стены отличались большой толщиной. Скромные комнаты и несколько залов образуют асимметричную и замкнутую композицию плана, столь характерную для дворцов XVI в., забранных в крепостные стены. Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича. В верхнем этаже располагались королевские комнаты, оштукатуренные шлифованным гипсом и украшенные изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.

Дворец Старого замка выдержан в формах архитектуры Возрождения. Характерные черты его - декоративный аттик, окна, обрамленные тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением и др. Новым был уже сам подход к архитектурному решению замка - он задуман как дворцово-замковый комплекс. Господствующее положение занял большой дворец, напоминавший богатое палаццо. Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с двор цом, стоящим внутри, становится типичным в замковом зодчестве Белоруссии XVI-XVII вв.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций: от небольшого здания с четырьмя угловыми башнями (Гатюнишки) до обширного комплекса, окруженного фортификационными сооружениями и водоемами (Несвиж).

Замок в Мире (Гродненская область) - выдающееся произведение белорусского зодчества. В его архитектуре нашла прямое отражение эпоха феодализма: за мощными стенами и башнями, способными защитить владельца от неприятеля, стоял богатый дворец резиденция магната. Выполненный из камня и кирпича, расположенный в стороне от поселения, замок своей монументальностью и неприступностью демонстрировал силу и неограниченную власть феодала. Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами; с четвертой, южной, стороны прикрывался водоемом. План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, близкий к квадрату, образованный крепостными стенами протяженностью в среднем около 75 м. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня - главная - с аркой въезда находится в середине западной стены и обращена к поселку. За степами, возвышаясь над ними, располагается дворец.

Дворцово-замковые комплексы в Геранонах и Ляховичах имели сходство с Биржайским замком (Литва) и прогрессивными образцами западноевропейского фортификационного искусства. В дальнейшем приемы западного фортификационного искусства получили развитие с учетом местных традиций и особенностей.

Гераноны своими совершенными фортификационными укреплениями и архитектурно-планировочным построением оказали определенное влияние на строительство других белорусских замков. Они явились как бы этапом в крепостном зодчестве того времени. В первую очередь замок в Геранонах оказал влияние на обвалование замка Радзивиллов в Несвиже в конце XVI в. Хотя строительство этого замка велось известным иностранным мастером, тем не менее практика возведения подобной постройки в местных условиях не имелась. Конструкция замка в Геранонах и опыт его строительств несомненно, были учтены в Несвиже.

Каменный замок в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок был расположен в стороне от города, на возвышенности, которую омывали воды, поднятые системой плотин реки Уша. Попасть из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту. За укреплениями располагались три отдельных каменных корпуса. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединяли архитектурными вставками, образуя замкнутый двор. Изменился внешний вид замка: укрепленная резиденция постепенно превратилась в дворцовый ансамбль.

Замок в Старом Быхове представлял собой в плане несколько зданий, образующих замкнутый комплекс неправильной четырехугольной формы. Главный корпус по своей архитектуре мало отличается от дворцового здания. В нем размещались парадные залы и комнаты, вход в которые вел через аркадную галерею. Основной зал находился на втором этаже, в левом торце здания, к нему примыкала анфилада других помещений и жилые покои владельца. Внутренний двор с шестигранными башнями по углам ограничивался каменной стеной и казармами.

В систему укреплений входили также внушительные земляные валы и рвы, заполняемые водами Днепра. Замок, а позже дворцово-замковый комплекс в Старом Быхове построен в конце XVI в. и частично перестроен во второй половине XVII-XVIII в.

Замок в Ляховичах, возведенный в конце XVI в. гетманом Ходкевичем, расположен на невысоком холме у р. Ведьма. Он был окружен рвами и земляными валами, укрепленными камнем и кирпичом. В плане имел форму правильного четырехугольника с четырьмя мощными бастионами полигональной конфигурации и брустверами. Попасть на территорию замка, как и в Несвиже, можно было только через въездную браму у разводного моста через ров с водой. Двухэтажный каменный дворец владельца, П-образный в плане, располагался в глубине двора на главной оси композиции комплекса. Ляховичский замок, подобно замку в Биржае (Литва), относится к эпохе Ренессанса, о чем свидетельствуют традиционная планировка комплексов и система фортификационных сооружений, изображенных на гравюрах XVII в.

 

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

 

Общий крепостной и замковый характер монументальной архитектуры XIV - первой половины XVII в. распространился и на культовое зодчество. Укрепленные храмы с мощными стенами, башнями, бойницами или обнесенные крепостным валом и стеной получили распространение на белорусской земле.

Самостоятельную группу храмов оборонного типа составляют церкви в Сынковичах, Супрасле и Мурованке (Маломожейкове). Это прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. Их планировка родственна четырехстолпным храмам западнорусских областей XII- XIII вв., что свидетельствует о продолжении традиций древнерусского строительства, непрерывном процессе развития белорусского зодчества. Вместе с тем у них были отличительные черты, обусловленные местными особенностями.

Сынковичская церковь (Гродненская область) является древнейшим оборонным храмом в Белоруссии. Наиболее вероятным временем ее строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Система оборонных устройств церкви в основном повторяет подобные приспособления в крепостном зодчестве того времени. Массивные стены, башни и помещение над сводами с бойницами сближают ее с небольшим замком. План представляет собой слегка вытянутый пе рекошенный прямоугольник с трехнефным членением, все нефы имеют почти одинаковую ширину.

Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают небольшую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Зальность интерьера чувствуется и во внешнем объеме церкви, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой двухскатной крышей.

Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием.

Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием по существу превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви (начало XVI в.) в Вильнюсе, что подтверждает гипотезу о единстве многих характеристик архитектуры православных храмов в Великом княжестве Литовском.

В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества.

К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, большая высота крыши с острым щипцом, звездчатый свод в правой апсиде - элементы готики.

Следовательно, в церкви наряду с чертами, близкими русским культовым постройкам, наблюдаются формы, распространенные в архитектуре западноевропейских стран. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатление тяжеловесности стены. Подобный прием распространен в белорусской архитектуре.

Церковь Благовещенского монастыря в Супрасле (XVI в.) также имеет много элементов готической архитектуры. В интерьере они представлены разнообразными сводами - крестовыми, звездчатыми, сетчатыми или сотовыми; снаружи - формой апсид, высокой щипцовой крышей, стрельчатыми окнами, круглым проемом над входом. Устремленная вверх композиция постройки усиливается высоким барабаном центрального купола и стройными угловыми башнями. Объемная целостность храма, четкость архитектурных членений и богатый декор наделяют памятник большой художественной силой.

Во всех рассмотренных церквах крутые крыши вызвали необходимость возведения высоких щипцов-фронтонов, в которых строители проявили умение соединять конструктивные принципы с богатой и изобретательной декоративностью. Можно предполагать, что этот прием послужил источником для ренессансного аттика грядущих столетий.

Храмом, приспособленным к обороне, но отличающимся от рассмотренных образцов, является Борисоглебская церковь в Новогрудке. Эта постройка относится к 1519 г. Позже, в первой половине XVII в., она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик.

Первоначально храм был значительно меньше по размерам: его западная фасадная стена с входом возвышалась на месте существующих ныне столбов в интерьере. Об этом говорят наличие па чердаке остатков былого фронтона, опиравшегося на столбы, иная техника кладки и рисунок сводов и, наконец, существенное различие в архитектурном декоре стен. Восточная (древнейшая) часть храма выложена из большемерного кирпича (9X17X33 см), а западная (более поздняя) вместе с двумя башнями выполнена из кирпича, близкого к современному (6X12X26 см).

Церковь представляла собой небольшой четырехстолпный храм с планом, близким к квадрату со стороной около 14 м (без апсиды). Широкая и сильно выступающая пятигранная апсида являлась как бы продолжением основного объема постройки. Углы храма укреплены почти на всю высоту гранеными контрфорсами. Оригинально выполнено декоративное оформление стен древней части церкви: топкие вертикальные лопатки под карнизом завершаются своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек. Принятый мотив декорации создает иллюзию ажурности фасадных стен и придает им нарядность.

После перестройки план церкви получил форму вытянутого прямоугольника, западная сторона которого фланкирована двумя башнями и притвором. Новые участки боковых стен имеют более простое,
плоскостное решение. Высокие башни головной части храма в основании имеют прямоугольное очертание, а вверху переходят в восьмигранники. Башни сильно выдаются за пределы основного объема храма, тем самым повторяя в новой редакции композиционный прием церквей XV-XVI вв. Башни имели оборонное назначение, поэтому их стены прорезаны узкими бойницами, а верхняя часть завершена зубцами.

Церковь в Кодне (около 1530) на западном берегу Буга была возведена на территории замка Сапеги. Она представляет собой трехнефную бескупольную постройку с одной сильно выступающей апсидой. Интерьер освещается только с южной стороны (аналогия имеется в Ишкольди). Окна узкие, высокие, с полуциркульным завершением. Объем храма компактен и лаконичен: это параллелепипед, завершенный высокой двухскатной крышей. Ступенчатые контрфорсы имеются на всех фасадах. На главном, где собрано наибольшее количество декоративных элементов, контрфорсы сильно вытянуты и объединяют основную часть храма со щипцовой стеной. Такой композиционный прием в других постройках этого типа не встречается.

Храм в Кодне, как и ряд других памятников культового строительства (Сынковичи, Мурованка, Новогрудок, Супрасль), являет пример развития художественного направления в зодчестве Белоруссии XV-XVI вв. Отмечается творческая переработка унаследованных приемов древнерусской архитектуры, использование доступных и передовых конструктивных и художественных достижений готики, высокое искусство местных мастеров в компоновке декоративных украшений. Это в сумме уже не переработка какого-либо известного художественного стиля, а свое творческое кредо, сложившееся в течение десятилетий и получившее признание.

Реформатские храмы, или «кальвинские сборы», также были приспособлены к оборонным нуждам. Они подобно маленьким крепостям обносились каменными стенами с башенками или земляными валами с бастионами. Иногда использовались старые укрепления, обычно насыпные, в которых вписывали новую культовую постройку. Известны церкви такого типа в Дзержинске, Осташине, Деревне Заславле.

Показательным примером реформатского храма является Преображенская церковь в Заславле, построенная в середине XVI в. Расположение на высоком холме, подножие которого огибает извилистая речка, создало хорошие условия для организации круговой обороны. Земляные валы и бастионы по углам удачно завершили холм, создавая труднопреодолимую систему обороны. Преображенская церковь - бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто высокой щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипяти метровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами, так как общий характер церкви с системой земляных укреплений не вызывает сомнения. Башня была возведена одновременно с реконструкцией фасадов. Об этом свидетельствует общность их архитектурной обработки на уровне венчающей части стен церкви. Эта часть храма трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре ренессанса в Белоруссии.

Церковь в Сморгони (1553) является оригинальным памятником архитектуры ренессанса. План церкви представляет собой растянутый восьмигранник. Внутреннее пространство решено в виде цилиндра, перекрытого высоким куполом. Основание купола замаскировано аттиком, богато декорированным со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами и гирьками. В противоположность аттику большая часть церкви выполнена в строгих формах. Монументальная приземистая башня, через которую открывается доступ в церковь, имеет оборонное значение. Заслуживает внимания и небольшая полукруглая башенка с узкими окнами - бойницами, поставленная в месте примыкания основной башни к храму. Подобное устройство оборонного характера можно встретить в белорусской и литовской архитектуре. Такой композиционный прием стал традиционным. В каждом конкретном случае он приобретал свое выражение, исходя из прямого назначения здания, и в какой-то мере перекликался с цилиндрическим фланкированием культовых и замковых памятников XVI в. Реформатские храмы своеобразны по своей архитектуре. Они не похожи на костелы, но и значительно отличаются от православных церквей. С последними их сближают некоторые черты планов и общий оборонный характер. Церкви в Осташине, Заславле, Сморгони представляют собой новый этап в развитии бесстолпных храмов Белоруссии, пришедших на смену многопролетной готической системе. По своей планировке, конструкциям и архитектуре они многообразны: с алтарем (Осташин) и безалтарные (Заславль), с коробовым сводом с люнетами (Деревна) и куполом (Сморгонь), с башней у главного фасада (Осташин) и безбашенные (Заславль, до реконструкции).

В их архитектуре заметно влияние поздней готики и насыщение формами ренессанса. Контрфорсы, граненые апсиды, высокие щипцовые крыши и другие элементы, характерные для готики, уживаются с цилиндрическими сводами, аттиками, расчлененными фасадами - типичными для ренессанса чертами.

Реформационное движение коснулось преимущественно феодальной верхушки общества, а среди горожан и крестьян Белоруссии не нашло распространения. Местное население в своей борьбе против католической церкви пошло по пути организации православных братств.

В такой исторической обстановке уже в конце XVI в. католицизму и контрреформации удалось свести на нет влияние реформационных идей.

Первые памятники католической архитектуры восходят к концу XV-XVI в. Но это были лишь отдельные и редко встречавшиеся постройки.

Древнейшие каменные костелы носили черты крепостей. В их архитектуре преобладали готические формы - контрфорсы, оборонные башни, характерные своды, стрельчатые ниши и проемы, имевшие широкое распространение в белорусском зодчестве почти до середины XVII в. К таким постройкам можно отнести храмы в Ишкольди, Гнезно, Чернавчицах, Комаи, отдельные части бернардинского костела в Гродно (все конца XV, XVI - начала XVII в.) Вместе с тем уже в конце XVI в. появляются барочные костелы, близкие к итальянским прототипам (Несвиж). В дальнейшем на их архитектуру стали оказывать активное влияние местные традиции культового зодчества, в силу чего костельное строительство XVII и XVIII вв. в Белоруссии приобретает своеобразие.

Многие мастера-иностранцы, приглашенные из разных стран Европы для строительства костелов и монастырей, также испытывали влияние национальной культуры. Не случайно в первой половине XVIII в. в Белоруссии развивается своя разновидность архитектуры, известная в литературе как «виленское барокко». В этом отношении белорусское барокко представляет больший художественный интерес.

Костел в Ишкольди (Брестская область) является редким образцом деревенского готического храма. Построен в 1472 г. Его прямоугольный план (10X14,5 м) завершается пятистенной апсидой. По своей площади апсида немногим уступает основной части храма, являясь ее органическим завершением как в плане, так и в объемном построении. Фигурное завершение главного фасада и криволинейные очертания контрфорсов сообщают костелу скульптурность, смягчающую его монументальный облик. В архитектуре и конструкциях отмечаются элементы, типичные для готики: кладка стен с использованием характерной перевязки, орнаментики на фасадах из торцов пережженного кирпича, декоративное убранство щипцовой степы плоскими нишами стрельчатого очертания, такой же формы оконные и дверные проемы, звездчатый свод над граненой апсидой, высокая крыша. Архитектура костела в Ишкольди во многом перекликается с храмом Йонаса в Запишкисе (XVI в.) и другими средневековыми культовыми постройками Литвы.

Костел в Гнезно (Гродненская область), относящийся к первой половине XVI в., представляет собой невысокую и массивную постройку. Храм не был достроен: внутри отсутствуют опорные столбы и своды. Перекрытия более тонкие, из дерева. Только высокая ярусная башня доминирует в его композиции. Стены с контрфорсами, окна и ниши стрельчатого очертания подтверждают принадлежность костела к готической архитектуре. Вместе с этим конструктивная характеристика и особенности декора отличают храм от образцов западноевропейской архитектуры этого стиля, придавая ему своеобразие.

Костел в Чернавчицах (Брестская область), построенный во второй половине XVI в., наделен чертами оборонной архитектуры. Так, у апсиды на южном фасаде храма высится цилиндрическая башня. Башни такого типа встречаются в ряде памятников белорусского зодчества XV-XVI вв. (Сынковичи, Маломожейков). Можно полагать, что и введение в архитектуру костела такой башни объясняется известным влиянием местных традиционных приемов строительства. Характерно сводчатое и украшенное скульптурными узорами перекрытие костела. Декорация сводов восходит к ренессансу, что для Белоруссии явление редкое.

Костел в Комаи (Витебская область), возведенный в 1606 г., является примером связи католической культовой архитектуры Белоруссии с местными традициями в церковном зодчестве.

План костела имеет сходство с планом церкви в Маломожейкове и первоначально имел компактное построение, типичное для белорусских храмов. Отличительной чертой его является присутствие только двух круглых башен. Их подчеркнуто монументальный вид делает постройку сходной с небольшой крепостью.

Две круглые башни оборонного назначения имелись и у фарного костела (фара Витовта) в Гродно, построенного во второй половине XVI в. на рыночной площади. Это был монументальный однонефный храм под высокой шатровой крышей. Полуциркульная в плане апсида имела высоту, меньшую чем неф.

В середине главного фасада выступала высокая, до конька крыши, башня-четверик, завершенная восьмигранными ярусами и шатром. По бокам к ней примыкали две боевые башни с винтовыми лестницами внутри и окнами-бойницами в стенах. Черты архитектуры готики прослеживались в объемной композиции постройки, контрфорсах на боковых фасадах, окнах стрельчатого очертания. В отдельных формах имелись черты ренессанса. После перестройки (1892-1904) храм был известен как православный Софийский собор с псевдовизантийским убранством интерьера.

Костелы в отличие от церквей в большинстве случаев отделялись от соседней застройки высокими стенами (Друя) или плотно окружались монастырскими строениями (Гродно). Создавались комплексы, изолированные от городских кварталов, способные в случае необходимости выдержать осаду. Единственным архитектурным акцентом в каменных оградах таких комплексов были входные ворота - брамы, представляющие собой высокохудожественные произведения, связанные с архитектурой костелов.

Раннее барокко в Белоруссии представляет костел в Несвиже. Это первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой был воздвигнут архитектором-монахом Яном Марией Бернардонн в 1584-1593 гг. Его прототипом является римский храм Иль Джезу (1568-1584), построенный выдающимися итальянскими зодчими Д. Виньола и Д. Порта.

Костел представляет собой трехнефную купольную базилику с одной полуциркульной вытянутой апсидой. Конструктивная схема постройки четкая и достаточно простая: средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты,- крестовыми -сводами, шесть массивных внутренних столбов с арками воспринимают нагрузку стен среднего нефа с верхними окнами.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Первые решены пилястрами, вторые - развитыми поясами антаблементов и карнизами. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, введение ниш со скульптурами. В главном фасаде здания особенно проявилась нарядность архитектуры барокко: он представляет собой самостоятельную тему, мало связанную с композицией скромных боковых фасадов. Интерьер храма характеризуется торжественностью и пышностью. В его украшении больше использованы живопись и резьба по дереву, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Д. Гесским (Хески) в середине XVIII в.

На архитектуру бернардинского костела в Гродно вследствие затяжного строительства (1595-1678 гг., башня достроена в XVIII в.) наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыловом и боковом фасадах - черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с некоторыми элементами ренессанса. Последнее обнаруживается в тонких обрамлениях ниш и окон, а также в плоскостном решении стены со слабо выступающими пилястрами. Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке пилястр коринфского ордера, нишах со скульптурами. Позднебарочными являются два верхних этажа башни-колокольни со сложными фигурными шлемами и оформление интерьера костела (1788, художники А. Грушецкий, Ф. Михалкевич). Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они удачно собраны в одно целое, представляют единую композицию большой художественной силы.

Определенной близости белорусских костелов с отдельными православными церквами способствовало нередко то, что они создавались на основе ранее построенных православных храмов. Однако главная причина заключалась в том, что основными строителями костелов были белорусские мастера-каменщики, которые из поколения в поколение передавали свой строительный опыт. Не отказываясь от влияния западноевропейской архитектуры в прогрессивном ее проявлении, они продолжали развивать приемы и мотивы местного народного узорочья, отражающего национальный орнамент и белорусскую природу. Эти элементы декора нередко включались в архитектуру костелов и монахами-архитекторами, стремившимися привлечь народные массы нарядностью и пышностью своих построек.

 


Заключение

 

Белорусская архитектура развивалась вод действием войн, а следовательно и развитие фасадов домов, очертаний городов и способа строительства зданий исходило из необходимости иметь защиту от нападений.

Белорусские архитекторы весьма умело перенимали навыки зарубежных архитекторов и синтезировали из них свои стили, свойственные для Белорусских земель и Белорусского народа. Развитие идей Белорусских архитекторов шло интенсивными темпами и только большое количество расточительных войн приостановило это развитие. Неизвестно какой уровень градостроительства мы могли бы иметь на сегодняшний день не будь на территории Беларуси такого количество сражений и дележки.

 


Список литературы

 

1. Архитектура периода формирования Белорусской народности (14-й - вторая половина 17-й века.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: