Содержание
Введение
. Сущность бизнес-элиты
. Основные этапы формирования российской бизнес-элиты в РФ
3. Особенности современной бизнес-элиты в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Характерным моментом современного этапа политической эволюции России является то, что среди ряда элитных групп, формирующих российский правящий класс, все больше проявляют себя в качестве полноправных актеров политического пространства представители бизнес-сообщества, динамично развивающегося и имеющего мощный ресурсный потенциал.
Выделение из номенклатуры группы бизнесменов содействовало формированию в российском обществе бизнес-элиты, которая стремится, помимо доминирования в экономическом пространстве, укрепить свои позиции в политике, закрепиться в государственных структурах для реализации собственных интересов.
В отечественной политической науке исследования в данной сфере осуществлялись в плане изучения проблем элитообразования досоветского периода, либо анализ касался критики зарубежной элитологии. Серьезных исследований бизнес-элиты России очень мало. Таким образом, исследование данной темы является
Цель данной работы - исследовать особенности бизнес-элиты в России.
Задачи исследования:
раскрыть сущность бизнес-элиты;
рассмотреть основные этапы формирования российской бизнес-элиты в РФ;
исследовать особенности современной бизнес-элиты в России.
Сущность бизнес-элиты
Понятие «элита» - в политологии означает группу общества, которая осуществляет функции управления этим самым обществом, избранный, изысканный круг людей. Элитой принято называть правящую группу. Лица, получившие высшие показатели в своей деятельности, обладающие интеллектуальным, моральным превосходством, наивысшим чувством ответственности по отношению к обществу. Это с терминологической точки зрения.
|
Категория «бизнес-элита» идентифицируется с лидирующим звеном традиционной для социально-экономической системы триады: малым бизнесом, средним бизнесом и крупным бизнесом. Причем последний ассоциируется с бизнес-элитой.
Бизнес-элита - это определенная группа крупных предпринимателей, которые с мощью своего финансового потенциала объективно оказывают влияние на характер и тенденции социально-экономических и политических процессов в масштабах всего социума. Бизнес-элита, в силу неизбежной включенности в современном обществе экономических феноменов в политический контекст, оказывает воздействие на область политики.
Сегодня существует 2 подхода для обозначения термина «элита», что вызывает неоднозначность:
. Ценностный подход - исходный смысл слова «элита» (то есть «лучшее»). Согласно этому подходу входящие в элиту индивидуумы предположительно должны обладать более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретно рассматриваемого социума.
. Подход «власти» - означает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием - без особой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.
Если рассматривать с точки зрения практики, то, конечно же, в настоящее время второй подход гораздо актуальнее. Элита сегодня - это синоним власти.
|
Авторы, широко использующие этот термин, далеко не всегда дают на него ответ. Ряд элитологов признают бизнес-элиту «частью правящего класса». Другие применяют этот термин «по отношению к высшему слою предпринимателей, не относящемуся к властвующей элите».
«В отличие от экономической элиты, которая является непосредственной составляющей номенклатуры, бизнес-элита относительно более независима. Ее члены не назначаются органами государственного управления и не отстраняются от должности». По крайней мере, формально и легитимно это не так, хотя, конечно, можно привести множество примеров того, как власть позволяет одним бизнесменам преуспевать, а других может разорить, унизить, уничтожить если не физически, то социально.
Бизнес-элита - один из тех, кто организует совместное дело (бизнес), управление бизнесом, «проведение маркетинговых исследований по изучению ситуации на рынке товаров и услуг, спроса и конкуренции; ориентируется на достижение коммерческого успеха путем принятия самостоятельных решений и ответственности за их последствия и связанный с этим риск».
Представитель бизнес-элиты - это «это человек, занимающийся частной экономической деятельностью, направленной на получение личного дохода, осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность».
Представитель бизнес-элиты - это «деловой человек, берущий на себя финансовый риск, связанный с введением на рынок новых идей, продукции, услуг, работ».
К бизнес-элите относят акционеров (а иногда и менеджеров) тех предприятий и банков, которые занимают высшие строчки в рейтингах экономических журналов (т.е. это главы тех предприятий и банков, которые оказывают наибольшее влияние на экономическое, политическое развитие страны).
|
Согласованность признаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другие группы и по уровню образования, и по всем параметрам материального благосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.
Представители этой группы:
более активны,
более коммуникабельны и мобильны,
имеют внутренний социальный стержень,
способны генерировать и воплощать новые идеи,
рационально мыслящие, с сильными мотивами личной выгоды,
расчетливые и предприимчивые,
готовы идти на риск, с ощущение личной ответственности за свои действия,
имеют связи в чиновничьих кругах,
имеют определенные материальные и трудовые ресурсы.
Таким образом, можно сделать вывод, что «бизнес-элита - это верхушка крупных предпринимателей, которые благодаря своему финансовому могуществу и наличию экономических ресурсов оказывают существенное влияние на принятие общегосударственных решений. Она не тождественна группе крупных бизнесменов.
Основные этапы формирования российской бизнес-элиты в РФ
В отечественной литературе делаются попытки систематизации процесса возникновения бизнес-элиты как особого социального слоя. Так, В.В. Радаев выделяет четыре этапа в становлении бизнес-элиты:
нулевой - до 1989 года;
первый - 1988-1989 годы (связывается с Законом СССР о кооперации);
второй - 1990-1991 годы (знаменуется «дальнейшими правовыми послаблениями в области организационно-хозяйственного формотворчества»),
третий - с 1992 года (результат массовой приватизации).
По представлению И. Бунина об основных этапах формирования бизнес-элиты:
первая волна (до 1989 года) была связана с Зако-ном об индивидуальной трудовой деятельности, вторая продолжалась до 1991 года, и третья волна началась после августа 1991 года.
Существует и еще одна классификацию этапов формирования бизнес-элиты:
. До 1986-1987 годов - «протопериод». В это время оформляются, детализируются, становятся более выпуклыми и заметными основные источники формирования предпринимательства в последующие годы: криминальная и теневая экономика, партийно-хозяйственная номенклатура и социальный потенциал нереализованных индивидуальных возможностей. Это время первых авантюристов; бизнес-элиты нет.
. С 1987-1988 по 1992-1993 годы продолжается «романтический период». Время активного формирования предпринимательства как социального слоя и возникновение бизнес-элиты как группы людей, занимающей ведущие социальные позиции. В этот период происходит последовательное снятие ограничений на предпринимательскую деятельность. Идет интенсивное накопление «первоначального капитала» на разнице биржевых и государственных цен, на разнице между мировыми и внутренними ценами и т.д.; проводятся первые «эксперименты» по преобразованию государственных структур в акционерные. В то время зародились и сформировались все основные группы в бизнес-элите.
. После 1992 года (особенно после «коренного перелома» осени 1993 года) - период «социально-политической стабилизации». Происходит возвращение номенклатуры (в первую очередь «промышленного генералитета»), что сопровождается вытеснением «романтиков» от бизнеса, образованием финансово-политических группировок и, как следствие, формированием «партии власти».
Таким образом, процесс становления бизнес-элиты в РФ практически завершен. При этом очевидно, что бизнес-элите свойственны преимущественно тенденции внутренней консолидации и отчетливое стремление к консервации. Таковы основные тенденции ее развития на современном этапе.