Особенности современной бизнес-элиты в России




 

Бизнес-элита России - это группа людей, которые владеют почти всеми ведущими предприятиями и банками России. Это главы тех предприятий и банков, которые оказывают наибольшее влияние на экономическое, политическое развитие страны.

К факторам, определяющим влияние современной бизнес - элиты России, в первую очередь, по степени важности можно отнести:

мощь контролируемого капитала (высокий уровень личного дохода и потребления);

важность, «стратегичность» бизнеса;

контроль над СМИ (явный или неформальный);

отношения с чиновниками, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

причастность к процессам распределения, перемещения и обмена общественного, особенно государственного продукта;

уровень профессионализма в определенной сфере деятельности.

Бизнес-элита - молодая социальная группа российского общества, и члены этой группы молоды. Так, если средний возраст позднесоветской элиты (1985 г.) равнялся 56,6 года, а горбачевской элиты (1990 г.) - 52,2 года, то возникшая в 1987 году группа «номенклатурных предпринимателей» была на 10 лет моложе. Ее средний возраст достигал 42,1 года. Это была самая молодая из всех субэлитных групп постперестроечной поры, хотя надо отметить значительное омоложение и других групп (так, средний возраст парламентской элиты 1993 г. составлял 46,5 года, а региональной элиты - 49 лет). Однако, когда формирование группы в целом завершилось, началось ее стремительное старение. Это говорит о том, что в нее перестали вливаться новые силы. За восемь лет, прошедших с 1993 по 2001 год, бизнес-элита постарела на шесть лет, и ее возраст составил уже 48,6 года (хотя она по-прежнему остается самой молодой группой среди элиты). Сравнение данных 1993 и 2001 гг. позволяет увидеть изменения возрастной структуры бизнес-элиты: с 2001 года и до настоящего времени она все больше наполняется людьми, которым за 50 и даже за 60 лет. Самой молодой группой бизнес-элиты являются производственники и финансисты (46 лет), а самыми «старыми» - владельцы торговых домов (52 года).

По данным исследований 80-95% российской бизнес-элиты имеют высшее образование, 10% - кандидаты в доктора наук. 3% - имеют степень докторов наук. Много бизнесменов окончили крупнейшие, лучшие учебные заведений нашей страны, например Бауманка, МГИМО, МГУ и др.

Согласно, Агентству экономических новостей, из 50 человек российской бизнес-элиты: 38 человек имеют одно высшее образование, 10 человек - два высших образования, 2 человека имеют три высших образования.

Современная бизнес-элита относится к категории трудоголиков - их совокупная трудовая нагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Переработки связаны, прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом является высокий доход (относительно важен мотив накопления полезных связей).

Кроме выше описанных качеств представители бизнес-элиты сознают важность непрерывного повышения уровня компетентности, повышения профессиональных знаний, при чем больше всего в сферах компьютеризации, информатики и рыночной экономики.

Современный российский бизнес осваивает новые пока для него технологии взаимодействия с обществом. Представитель бизнес-элиты умеет использовать новые, свежие специальные и социальные знания в развитии нетрадиционных практик.

Материальные позиции у представителей бизнес-элиты высокие по всем показаниям. Достаточно активно делают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием. Фактически в их руках сосредоточена основная масса валютных сбережений. Более высокий уровень благосостояния проявляется в покупках предметов длительного пользования, недвижимости.

В целом взаимодействие бизнес-элиты с политической властью многоверсионнл и складывается в разных формах в Центрах и регионах. Основные типологические формы: патронажно-клиентальная, симбиозно-олигархическая, партнерская, конфликтная, приватизация власти. Лишь в симбиозно-олигархической и приватизационно-властной формах бизнес-элита имеет возможности прямого влияния на политический процесс. Однако значительно более распространенными выступают иные формы взаимодействия и влияния, имеющие косвенный или опосредованный характер.

Российская бизнес-элита, как и в прошлые исторические периоды, предоставлявшие ей возможность развития, подчинена бюрократическим структурам, опасается их, по преимуществу придерживается дистанто-отстраненного отношения к власти. Бизнес-элита рассматривает власть не как партнера, а как товар-услуги. Некоторая часть крупных и деятельных бизнесменов, предпринявших попытки «хождения во власть», создания общественно-политических движений, отражающих интересы предпринимательства, убеждается в том, что их влияние на политический процесс существенно в том случае, когда совпадает с основными интересами политической элиты.

При анализе бизнес-элиты в России можно наблюдать несколько примеров перехода из бизнес-элиты в политическую или тесное взаимодействие между бизнесом и властью. Такой переход в большей части осуществляется на стадии выборов, поскольку бизнес-элита стала обоснованно считаться одним из важных кадровых инкубаторов для пополнения элиты властной. Говорить о положительных или отрицательных моментах данной тенденции пока рано, так как можно привести примеры, когда крупные топ-менеджеры смогли состояться именно как политические лидеры, проводящие очень сбалансированную политику с точки зрения отношений власти с теми или иными компаниями (например, А. Хлопонин в Красноярском крае («Норильский никель»)).

Таким образом, приход к власти в России бизнес-элиты обычно приводит к некоторой деформации бизнес-пространства, поскольку интересы собственного бизнеса учитываются при принятии решений, и разрыва с прежней деятельностью не происходит. Губернаторы, которые аффилированы бизнес-группами, могут проводить различную политику. В условиях моноцентрического регионального бизнес-пространства они, являясь аффилированными с доминирующей бизнес-группой, проводят ее политику. Напротив, в условиях полицентрического регионального бизнес-пространства губернаторы предпочитают диверсифицировать свои интересы в отношениях с бизнесом.

Однако можно также выявить и другую тенденцию: в некоторых регионах отмечается дистанция между политической и бизнес-элитой. В данном случае бизнес-элита представлена в законодательных органах. Эта тактика сочетает относительную легкость в использовании с относительной политической ценностью (политический статус, участие в принятии решений и парламентском контроле над исполнительной властью). Правда, изменение избирательной системы несколько ограничило и упорядочило процесс проникновения бизнесы-элиты в представительную власть. Ранее доминировал сценарий прохождения бизнесменов от округов, расположенных в тех городах и районах, где находится соответствующий бизнес, и избиратели своими голосами поддерживали эту тенденцию. С частичным или полным переходом на выборы по партийным спискам резко выросла роль партий как участников и посредников в процессе инфильтрации бизнес-элиты в законодательную власть. Очевидно, что партийные списки имеют более сбалансированный характер и включают наряду с бизнесменами достаточное число политиков, профессиональных парламентариев, представителей других социальных слоев.

Другой распространенной практикой является косвенное, лоббистское влияние на исполнительную власть, имеющую основную ценность для бизнес-элиты. Именно косвенное, поскольку переход из бизнеса во власть остается относительно редким явлением в связи с формированием и даже укреплением профессиональной бюрократии, строительство и ремонт жилья, отдых за границей.

В зависимости от степени представительства бизнес-элиты в законодательных органах власти можно выделить неколько существующих моделей. Структура депутатского корпуса может быть охарактеризована как модель пропорционального (сбалансированного) представительства, когда ведущие бизнес-группы представлены в законодательном собрании более или менее адекватно их роли и влиянию. Но бывает и модель смещенного баланса (несбалансированного представительства), когда крупные бизнес-группы по каким-то причинам не представлены или почти не представлены. Обычно это объясняется их собственной политической пассивностью на региональном уровне.

Модель «патронажа» предполагает административно-распорядительное отношение местной власти по отношению к актерам рынка. «Патронаж» властей по отношению к экономическим агентам принимает более или менее жесткие формы, но суть его сводится к сохранению командных методов управления экономикой.

Активная поддержка со стороны губернатора, использование его покровительства вплоть до фактического сращивания бизнеса и власти. Система патронажа властей над бизнесом вынуждает последнего быть полностью лояльным в таких жестко управляемых регионах.

Модель «партнерства», взаимодействия бизнеса и власти сформировалась в регионах, где экономическим и политическим деятелям удается вести диалог, помогая друг другу. «Партнерство» получило распространение в регионах, где осуществляются рыночные преобразования и развивается предпринимательство.

Модель «приватизации власти» возникла в регионах, где группа или группы бизнеса взяли власть в свои руки или установили контроль над ней. «Приватизация власти» получила распространение как в богатых регионах, так и в бедных провинциях и республиках. Основным условием появления этой модели являются наличие консолидированной экономической элиты, которая самостоятельно формирует элиту властную.

Конфликт с властями и попытки давления на власть со стороны бизнеса. К подобной тактике крупные бизнес-группы прибегают редко, поскольку редки случаи, когда недружественный губернатор способен нанести большой ущерб действительно крупной бизнес-группе.

Конфликтные тактики более характерны для регионального и местного бизнеса - в той его части, которая не получает поддержки со стороны региональной власти или подвергается преследованиям. В целом, однако, открыто враждовать с региональными властями не решается и не считает рациональным практически ни одна серьезная бизнес-группа.

Модель «подавления» возникла в регионах с ограниченными экономическими ресурсами, жизнедеятельность которых всецело зависит от получения трансфертов из федерального бюджета. Отличительной чертой этих регионов является слабость местной властной элиты, не сумевшей создать консолидированную команду, предложить эффективную программу развития и выдвинуть авторитетного лидера. Зависимость от Центра еще больше ослабляет властную элиту региона, усиливает недовольство населения и всеобщее ощущение некомпетентности руководства.

Причины выбора, осуществляемого между различными моделями, во многом связаны с происхождением властвующей региональной элиты, с привычными для нее социальными и управленческими практиками. Как известно, ротация элит в российских регионах была достаточно медленной, более медленной, чем ротация на федеральном уровне. Поэтому сильными оказались позиции бизнес-элит советского происхождения, для которых государственный капитализм и патронаж с элементами социальной политики являются вполне естественными.

Таким образом, переходный характер экономики и общества во многом определяет специфику взаимодействия бизнес-элиты и политики. В отличие от стабильных рыночных демократий, где представителями интересов бизнеса выступают различные ассоциации деловых кругов, в нашей стране такая социальная практика еще не сложилась и находится на стадии формирования. В силу этого отношения между бизнес-элитой и властью в стране, особенно на уровне регионов, персонифицированы, а в качестве партнера власти выступают либо отдельные представители бизнеса, либо крупные финансово-промышленные структуры.


 

Заключение

 

Итак, бизнес-элита - это определенная группа крупных предпринимателей, которые с мощью своего финансового потенциала объективно оказывают влияние на характер и тенденции социально-экономических и политических процессов в масштабах всего социума.

В отличие от экономической элиты, которая является непосредственной составляющей номенклатуры, бизнес-элита относительно более независима. Ее члены не назначаются органами государственного управления и не отстраняются от должности.

Согласованность признаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другие группы и по уровню образования, и по всем параметрам материального благосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.

Представители этой группы: более активны, более коммуникабельны и мобильны, имеют внутренний социальный стержень, способны генерировать и воплощать новые идеи, рационально мыслящие, с сильными мотивами личной выгоды, расчетливые и предприимчивые, готовы идти на риск, с ощущение личной ответственности за свои действия, имеют связи в чиновничьих кругах, имеют определенные материальные и трудовые ресурсы.

Этапы формирования бизнес-элиты в России: до 1986-1987 годов - «протопериод» (это время оформляются, детализируются, становятся более выпуклыми и заметными основные источники формирования предпринимательства в последующие годы: криминальная и теневая экономика, партийно-хозяйственная номенклатура и социальный потенциал нереализованных индивидуальных возможностей, это время первых авантюристов; бизнес-элиты нет); с 1987-1988 по 1992-1993 годы продолжается «романтический период» (время активного формирования предпринимательства как социального слоя и возникновение бизнес-элиты как группы людей, занимающей ведущие социальные позиции, происходит последовательное снятие ограничений на предпринимательскую деятельность); после 1992 года (особенно после «коренного перелома» осени 1993 года) - период «социально-политической стабилизации» (роисходит возвращение номенклатуры (в первую очередь «промышленного генералитета»), что сопровождается вытеснением «романтиков» от бизнеса, образованием финансово-политических группировок и, как следствие, формированием «партии власти»).

В настоящее время, процесс становления бизнес-элиты в РФ практически завершен. При этом очевидно, что бизнес-элите свойственны преимущественно тенденции внутренней консолидации и отчетливое стремление к консервации.

Бизнес-элита России - это группа людей, которые владеют почти всеми ведущими предприятиями и банками России. Это главы тех предприятий и банков, которые оказывают наибольшее влияние на экономическое, политическое развитие страны.

К факторам, определяющим влияние современной бизнес - элиты России, в первую очередь, по степени важности можно отнести: мощь контролируемого капитала (высокий уровень личного дохода и потребления); важность, «стратегичность» бизнеса; контроль над СМИ (явный или неформальный); отношения с чиновниками, как на федеральном, так и на региональном уровнях; причастность к процессам распределения, перемещения и обмена общественного, особенно государственного продукта; уровень профессионализма в определенной сфере деятельности.

В целом взаимодействие бизнес-элиты с политической властью многоверсионнл и складывается в разных формах в Центрах и регионах. Российская бизнес-элита, как и в прошлые исторические периоды, предоставлявшие ей возможность развития, подчинена бюрократическим структурам, опасается их, по преимуществу придерживается дистанто-отстраненного отношения к власти. Бизнес-элита рассматривает власть не как партнера, а как товар-услуги.

Переходный характер экономики и общества во многом определяет специфику взаимодействия бизнес-элиты и политики в России. В отличие от стабильных рыночных демократий, где представителями интересов бизнеса выступают различные ассоциации деловых кругов, в нашей стране такая социальная практика еще не сложилась и находится на стадии формирования. В силу этого отношения между бизнес-элитой и властью в стране, особенно на уровне регионов, персонифицированы, а в качестве партнера власти выступают либо отдельные представители бизнеса, либо крупные финансово-промышленные структуры.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: