И.С. Бах. ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Токката и фуга ре минор (d-moll BWV 565).
История создания. Особенности жанра.
Предположительно произведение относится к Веймарскому периоду (1708-1717). У И.С.Баха носит одно название «Токката» (от ит. toccare - ударять, касаться), так как в инструментальной музыке XVII века токката представляла собой единое произведение, в котором чередовались виртуозно-моторные и фугированные (полифонические) эпизоды. Жанр токкаты Бах воспринял от своего знаменитого предшественника Дитриха Букстехуде (1637-1707). Этот жанр в органной музыке отличается виртуозностью, сложной фактурой, мануальной и педальной техникой.У Баха токката обычно представлена схемой «прелюдия-токката-кода», что и позволило впоследствии обозначить знаменитую токкату как «токката и фуга», где собственно токкатой является первый большой раздел, а фугой – второй раздел. Завершается произведение мощной Кодой.
Музыкальные особенности произведения.
Образы. Образное содержание токкаты как единого произведения отличается характерной для концертного органного стиля рельефностью и многозначительностью образов, музыка насыщена драматическими элементами, патетикой, изредка появляется светлый колорит, связанный с появлением мажора и «хрустального» верхнего регистра звучания.
Характеристика разделов.
I. ТОККАТА. Драматически–насыщенная импровизация, исполненная патетики и мощи. Используется пассажная и фигурационная техника, аккордовые наслоения, «педали». Токката состоит из нескольких построений как гомофонного, так и имитационно-полифонического склада, отделенных каденциями.
1 раздел. Adagio. Начинается токката со знаменитой темы-возгласа, звучащей с пафосным напряжением. Это унисонная мелодическая линия в нисходящем движении и рельефным ритмическим рисунком. Тема-возглас – это своеобразный «мотив вечности», «глас Божий» - суровый и строгий. Следом за этой темой идут две вариации на нее в скором темпе – Prestissimo.
|
Первая вариация – унисонное изложение в восходящем движении на мотиве опевания, триольный ритм шестнадцатых.
Вторая вариация – арпеджированные фигурации с интонациями квинты и тритона.
Весь первый раздел заканчивается уменьшенной гармонией и речитативом.
2 раздел. Быстрый темп Prestissimo. Отличается полифоническим изложением. « Тремолирующие» фигурации с опорой на звук «ля» к 3-х кратному проведению аккордовых волевых оборотов, прерывающихся снова речитативом.
3 раздел. В быстром темпе в едином потоке арпеджио уменьшенного септаккорда, ритм снова триольный. Господствует мрачный драматизм, напряженность.
Токката завершается проведением начальной темы в низком регистре «в увиличении».
II. ФУГА.
Allegro.4-х голосная.
Стиль фуги не у ступает возвышенной патетике токкаты. Фуга масштабна, виртуозна и продолжает образную линию токкаты. В фуге много гармонических вертикалей и гомофонных эпизодов в интермедиях.
Композиция фуги трехчастна по структуре (развивающая средняя часть начинается в параллельном мажоре), завершается Кодой-фантазией.
Тема фуги по фактуре напоминает приемы скрипичной игры (тремолирующая фигурация, скрытое двухголосие), она как бы разворачивается по оси от квинтового тона (звук «ля»).
|
Ответ темы субдоминантовый (g- moll).
Интермедии протяженные, развивающего типа, построены в основном на секвенциях, по фактуре – гаммы, пассажи, волнообразные фигурации.
СХЕМА:
I | - | - | ИНТЕРМЕДИЯ 1 | d-moll | ИНТЕРМЕДИЯ 2 | ИНТЕРМЕДИЯ 3 | ИНТЕРМЕДИЯ 4 | d-moll | ИНТЕРМЕДИЯ 5 | ||||
II | - | g-moll | |||||||||||
III | d-moll | F-dur | c- moll | ||||||||||
IV | - | - | g-moll | c- moll | |||||||||
Экспозиционная часть | Развивающая часть |
I | ИНТЕРМЕДИЯ 6 | ИНТЕРМЕДИЯ 7 | ИНТЕРМЕДИЯ 8 | ИНТЕРМЕДИЯ 4 | ||||
II | ||||||||
III | g-moll | d-moll | ||||||
IV | d-moll | |||||||
Заключительная часть |
КОДА - переносит арку к токкате (сходный тематический материал и приемы развития), подводит образно-смысловой и тематический итог всему грандиозному развертыванию, служит средством, которым достигается единство и цельность композиции.
Начинается Кода с мощного аккорда (VI53), в который приходит развитие фуги. Далее чередуются пассажные фигурации в быстром темпе Presto с могучими тяжелыми аккордами. Заключение коды особенно виртуозно, патетично. Все завершается вновь суровым хоральным звучанием.
И.С. Бах. ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Токката и фуга ре минор (d-moll BWV 565).
История создания. Особенности жанра.
Предположительно произведение относится к Веймарскому периоду (1708-1717). У И.С.Баха носит одно название «Токката» (от ит. toccare - ударять, касаться), так как в инструментальной музыке XVII века токката представляла собой единое произведение, в котором чередовались виртуозно-моторные и фугированные (полифонические) эпизоды. Жанр токкаты Бах воспринял от своего знаменитого предшественника Дитриха Букстехуде (1637-1707). Этот жанр в органной музыке отличается виртуозностью, сложной фактурой, мануальной и педальной техникой.У Баха токката обычно представлена схемой «прелюдия-токката-кода», что и позволило впоследствии обозначить знаменитую токкату как «токката и фуга», где собственно токкатой является первый большой раздел, а фугой – второй раздел. Завершается произведение мощной Кодой.
|