К сожалению, в последнее время еще наблюдается рост числа этих негативных проявлений. И одной из причин нетерпимости является непринятие различий с точки зрения самобытности того или иного народа, хотя интересы и мнения этих народов зачастую не расходятся. Такие случаи должны быть своеобразными уроками толерантности для других и, прежде всего, вызывать опасения у каждого человека.
Мирное сосуществование возможно лишь в том случае, если каждый из нас с уважением научится относиться к представителю любой этнической культуры, принципы терпимости – это основа толерантного сосуществования людей. Мы должны бороться с дискриминацией людей по этническому признаку, выступать в их защиту и пытаться изменить стереотипы мышления тех, кто еще не научился толерантности.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
Толерантность не означает только признание факта существования «Другого». Толерантность означает возможность «Другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.
Формирование взаимоотношений должно строиться согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
|
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Упражнение «Снежный ком».
Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем, слева сидящий от него, называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Упражнение «Сосед справа, сосед слева»
Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.
Упражнение «Чем мы похожи»
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Комплименты»
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
|
Мы все такие разные и это круто!!!
Список литературы:
Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников.//Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательномпроцессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
Семина Л.И. Учимся диалогу.Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа.2002 №11-12
Степанов П. Как воспитать толерантность?// Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9