Задания для групп 3304–3307
(Правоведение)
Дорогие студенты!
Высылаю вам:
1/ индивидуальные задания для всех с методическими указаниями;
2/ список литературы и вопросов к экзамену;
3/ таблички и схему к курсу (см. отд. файл).
Желаю успеха.
Искренне ваш
А.Л.Рогачевский.
Методические указания
для самостоятельной работы студентов по дисциплине
«ПРАВОВЕДЕНИЕ »
Вступительные замечания
Лекционный курс «Правоведение» читается студентам всех форм обучения. В результате знакомства с этим курсом студенты получают общее представление об основных государственных и правовых институтах, знакомятся с важнейшими источниками российского права, приобретают элементарные навыки для применения их на практике. Важность грамотного подхода к разрешению всех этих проблем очевидна и не требует особых доказательств.
Предлагаемое пособие содержит терминологический глоссарий и ряд методических и справочных материалов, предназначенных для лучшего усвоения предмета. Они относятся ко всем темам курса. Часть из них представлена в виде текстов, часть – в виде условных графических схем. Для удобства студентов эти материалы пронумерованы, первая цифра в каждом номере соответствует номеру темы. Разумеется, таблицы и схемы раскрывают лишь основное содержание правовых источников и не могут заменить обращения к текстам последних. Однако они существенно облегчат поиск необходимых материалов, упростят решение задач и подготовку к экзаменам и т.п.
При ознакомлении с рядом тем, выполнении учебных заданий и подготовке к экзаменам студентам рекомендуется держать перед глазами соответствующие графические схемы. Они сжато и в наглядной форме иллюстрируют действие правовых норм, рассеянных по различным источникам.
|
Где можно найти нормативные источники
https://kodeks.ru – правовая система «Кодекс». Обладает наиболее удобной и совершенной системой поиска, доступной в Сети, но бесплатный доступ возможен лишь для наиболее важных материалов типа кодексов. Однако, отыскав с её помощью точное название и выходные данные какого-либо закона, подзаконного акта или международного договора, можно затем найти их тексты в других базах данным (см. ниже). Рекомендуется не пренебрегать этой возможностью, поскольку при прямом обращении к иным системам без точных сведений о разыскиваемом источнике вероятны неудачи. Так, популярная система «Консультант Плюс» в сетевой версии почти бессильна при поиске по тематике и мало что даёт при поиске по ключевым словам.
https://www.consultant.ru – правовая система «Консультант Плюс». Наиболее популярна у пользователей, т.к. не только обладает большой полнотой, но и открывает ограниченный во времени бесплатный доступ к федеральному, петербургскому и частично московскому законодательству (ежедневно с 20:00 до 24:00 в рабочие и круглосуточно – в выходные и праздничные дни).
https://www.garant.ru – правовая система «Гарант» (бесплатный доступ ко многим материалам).
https://www.referent.ru – правовая система «Референт» (ежедневно с 19:00 до 23:00 открывает бесплатный доступ к федеральному и московскому законодательству).
https://rg.ru/documents.html – сайт «Российской газеты», официального издания, публикующего все законы и большинство подзаконных актов. Содержит в бесплатном доступе новейшие документы и важнейшие материалы более раннего времени. Полного закрытия архива для пользователей теперь нет (ранее был бесплатный доступ лишь к документам, принятым сегодня). Поиск по ней не слишком удобен (рекомендуется найти сперва точные сведения об акте), перекрёстные ссылки в найденных документах отсутствуют, но тексты надёжны.
|
Методические рекомендации по решению задач
Студентам рекомендуется следующий порядок решения задач.
1/ Для общей ориентировки в материале ознакомьтесь сперва с соответствующим параграфом учебника и конспектами лекций.
2/ Уяснив характер задачи, обратитесь к правовым источникам – текстам законодательства, международных соглашений, записям международных обычаев и пр. Наиболее важные из них перечислены в списках источников и литературы (см. методические указания по подготовке к практическим занятиям).
3/ При решении задач может оказаться необходимым изучение монографической литературы (книг, диссертаций, статей) по соответствующей теме, поскольку не все вопросы в учебниках изложены с равной полнотою.
4/ Ответ на задачу готовится студентом в письменном виде и строится по следующей схеме:
а/ общая характеристика ситуации, описанной в казусе, с юридической точки зрения (т.е. прежде всего правовая природа);
б/ круг источников, применимых к данной ситуации, с указанием их точных названий, номеров статей и пр.;
в/ выводы по задаче и (если требуется) рекомендации по практическому разрешению описанного в ней спора.