ТЕМА 3: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.




1. Краткая характеристика основных и дополнительных факторов производства.

2. Направления эффективного использования факторов производства в РБ.

3. Туристический рынок и его сущность.

4. Виды спроса.

5. Эластичность спроса.

6. Структура туристского предложения..

Факторы производства в туризме подразделяются на основные – земля, труд, капитал – и дополнительные – предпринимательство и информатика.

Специфика туристской деятельности заключается в том, что она связана с эксплуатацией земельных ресурсов. Земля как производственный фактор включает не только твердую поверхность планеты, используемую в сфере туризма для строительства зданий, сооружений, но и леса, водные ресурсы, климатические и т.д. Их особые свойства учитываются при размещении предприятий туристской индустрии. Организации отдыха предшествует выявление и изучение природных туристских ресурсов, которые завершаются их оценкой:

  1. Технологической – функциональная пригодность ресурсов для того или иного типа рекреационной деятельности;
  2. Физиологической – степени комфортности для туристов;
  3. Психологической – соответствия эстетическим требованиям;
  4. Экологической – с точки зрения последствий эксплуатации для безопасности окружающей среды;
  5. Экономической - выражается в цене земли – т.е. доходе, который может быть получен владельцем земли от ее эксплуатации или сдачи в аренду.

Цена земли для туристских целей определяется рядом условий: близостью расположения туристских объектов к месту проживания, уровнем экологичности, наличием объектов культуры, памятных мест, инфраструктуры, площадью, числом мест размещения, рентабельностью капитальных вложений и др..

Привлекательность территории для развития туризма определяется не только уникальностью её природно-климатических ресурсов, но и зависит от ее историко-культурного потенциала, который включает: историко-культурные памятники, мемориальные места, народные промыслы, музеи, а также социокультурную среду с т радициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни.

Туризм как отрасль народного хозяйства имеет ярко выраженную ориентацию на использование природно-климатических и историко-культурных ресурсов. Поэтому их неграмотная и бессистемная эксплуатация, несоблюдение норм антропогенной нагрузки приводят к его последующему разрушению, часто необратимому.

Заработная плата как фактор производства. В процессе производства в туризме используется труд – сознательное раскрытие физической и духовной энергии человека, направленной на получение доходов и удовлетворение своих потребностей. Это понятие включает и состояние здоровья, и физическую силу, и образование, и профессиональные навыки.

К особенностям труда в сфере туризма относятся:

· Неквалифицированный характер (производственный процесс основан на ручном труде, как правило, и непосредственном контакте обслуживающего персонала с клиентами);

· Подавляющем использовании женского труда (более 50%);

· Использовании труда иностранных рабочих и молодежи (в странах ЕС более 30% молодых людей в возрасте от 16 до 21 года вовлечены в сферу обслуживания туристов и экскурсантов);

· Относительно невысокая заработная плата;

· Сравнительно длинная рабочая неделя (до 40 часов) со специальным графиком и режимом работы;

· Использование сезонного труда;

· Высокая текучесть кадров;

· Слабое участие профсоюзов для защиты интересов.

Капитальные ресурсы. Это, в первую очередь, средства труда, созданные человеком, с помощью которых он производит товары и услуги. Специфика структуры капитала в туризме зависит от объекта эксплуатации. Например, в структуре капитальных ресурсов гостиничного хозяйства велик удельный вес зданий – более 70%.. Туристские компании же, как правило, арендуют помещения и в структуре их собственного капитала преобладают вычислительная техника и инвентарь..

Естественные туристские ресурсы, рабочая сила и капитал в системе общественных отношений обладают признаком редкости и как факторы производства носят ограниченный характер. Экономических ресурсов всегда недостаточно для полного и всестороннего удовлетворения потребностей людей, в частности, в отдыхе. Поэтому ограниченность лимитирует туристскую деятельность, а общество ставит перед выбором, например – строить на данном участке санаторий или молочный завод? Если предпочтение будет осуществлено в сторону санатория, то высвободившиеся от расширения молочного производства ресурсы увеличат рекреационные возможности населения.

Проблема распределения ресурсов – земли, труда и капитала – присутствует на всех уровнях экономической системы и не имеет однозначного решения. Каждое государство, отрасль и отдельное предприятие ведут поиск их оптимального использования и комбинации.

 

Туристская политика Беларуси может содействовать развитию, эффективному устойчивому использованию, постоянному совершенствованию и возобновлению факторов производства туристских услуг по следующим направлениям:

 

— оптимальное использование естественных преимуществ географического положения республики, ее отдельных регионов и центров за счет проведения эффективной транзитной политики, активизации приграничного туристского обмена с соседними странами, развития системы коммуникаций и, прежде всего, обустройства трансъевропейских коммуникационных коридоров и пограничных переходов;

— охрана и восстановление национального природного и историко-культурного наследия путем совершенствования нормативно-правовой базы, законодательного выделения статуса рекреационно-туристских территорий и расширения их фонда, соблюдения научно обоснованных норм емкости рекреационно-туристских территорий, привлечения внутренних и внешних инвестиций в реконструкцию и благоустройство туристских объектов, увеличения туристской привлекательности национальных природных и культурных достопримечательностей за счет целенаправленной пропаганды и использования "информационно-мифологических" ресурсов туризма;

— совершенствование общехозяйственной и специализированной инфраструктуры с использованием сложившегося в мировой практике разделения сфер приложения капитала между государственным (макроинфраструктура туризма — транспортные коммуникации, инженерно-техническая инфраструктура, связь, благоустройство территории и др.) и частным (микроинфраструктура туризма — малые и средние предприятия туристского обслуживания с быстрым оборотом капитала) секторами;

— создание благоприятного инвестиционного климата на макроуровне (привлекательные и предсказуемые условия экономической деятельности в стране в целом) и микроуровне (налоговые, таможенные и другие льготы для предприятий, специализирующихся на въездном и внутреннем туризме) в целях притока отечественного и иностранного капитала, непосредственное участие и поддержка государства в осуществлении крупных инвестиционных проектов;

— совершенствование системы подготовки и повышения квалификации туристских кадров с учетом реально существующей и перспективной потребности национального туристского комплекса в специалистах различного профиля;

— создание информационно-аналитической базы, включающей материалы нормативно-правового, статистического, программного, научного, учебно-методического, рекламно-информационного, коммерческого характера; формирование соответствующей организационной инфраструктуры путем создания Национального центра маркетинговых исследований в туризме, сети туристско-информационных центров в основных туристских регионах и центрах республики и иностранных государствах, генерирующих наибольшие туристские потоки в Беларусь, а также активного использования ресурсов глобальной сети Internet;

— совершенствование системы статистического учета в туризме в целях расширения информационной базы для научного анализа и выработки эффективных управленческих решений, приведение отечественного статистического аппарата в соответствие с общепринятыми международными стандартами и рекомендациями ВТО (использование понятия "временный посетитель" в качестве единицы учета, проведение выборочных социологических обследований посетителей с целью определения мотивов и продолжительности поездок, величины и структуры их расходов и других характеристик, внедрение методики комплексного учета международных туристских поступлений и расходов Беларуси);

— организация научных исследований в сфере туризма путем частичного бюджетного финансирования наиболее значимых исследовательских туристских проектов, содействия интеграции национальных исследовательских структур в международные программы, проведению научно-практических конференций и семинаров, созданию научного периодического издания по туристской проблематике;

— содействие развитию инновационного процесса в туристском комплексе, стимулирование внедрения инноваций в технологические процессы создания и продвижения туристского продукта. Приоритетным инновационным направлением для Беларуси является использование новых туристских ресурсов и развитие нетрадиционных (альтернативных) видов туризма ("продуктовые" инновации): экотуризм на базе лесо-озерных и пойменно-болотных экосистем, агротуризм, фольклорно-этнографические туры, использование Полесского радиационно-экологического заповедника в целях научно-образовательного и экстремального туризма. Необходимо также применение инновационных подходов к музеефикации и экскурсионному использованию охраняемых природных и культурных территорий и объектов, внедрение в познавательные программы современных анимационных технологий, принципа "знакомство через действие" (участие в фольклорных мероприятиях, инсценировках исторических событий, традиционных праздниках и обрядах, обучение народным ремеслам, дегустация блюд национальной кухни и др.). Важными направлениями инновационной деятельности являются внедрение технологических инноваций с использованием научно-технических достижений (коммуникации, компьютерные системы, Internet) и учетом современных требований экологизации производства, нововведения организационного (упорядочение системы туристских территорий Беларуси, формирование национального кадастра туристских ресурсов, создание туристских союзов и ассоциаций) и управленческого характера (вовлечение местных жителей в процесс туристского обслуживания и др.);

— формирование привлекательного имиджа Беларуси на мировом туристском рынке путем широкого многоканального распространения рекламно-информационных материалов о стране, создания на международных туристских выставках единого национального стенда с общей имиджевой стратегией, регулярного проведения информационно-ознакомительных мероприятий в зарубежных странах и их средствах массовой информации, организации рекламных поездок в Беларусь для представителей зарубежного туристского бизнеса и журналистов;

— содействие продвижению национального туристского продукта путем частичного бюджетного финансирования и создания благоприятных условий для рекламно-информационной и выставочной деятельности, использования в этих целях имеющейся организационной инфраструктуры (зарубежные дипломатические и консульские учреждения, торговые представительства) и ее дальнейшего развития путем создания туристских информационных центров. Задачи создания привлекательного туристского имиджа Беларуси и продвижения национального туристского продукта с 2001 г. выполняет Национальное агентство по туризму. С учетом особой важности активной рекламно-информационной деятельности на начальном этапе становления туристского комплекса представляется целесообразным целенаправленное совместное финансирование деятельности Агентства из средств государственного бюджета и отчислений туристских предприятий;

— упрощение пограничных формальностей при въезде в страну, их минимизация для организованных туристских групп, включая возможность снижения стоимости визы и ее получения непосредственно по прибытии в Беларусь, широкое использование практики "зеленого коридора" при таможенном контроле и др.;

— обеспечение безопасности иностранных посетителей за счет системы профилактических мероприятий и усиленного контроля органов внутренних дел над состоянием правопорядка в районах объектов туристского посещения;

— приоритетное развитие перспективных направлений приема иностранных посетителей и внутреннего рекреационно-туристского обслуживания. Представляется целесообразным дополнение Национальной программы развития туризма как базового программного документа, определяющего общие приоритеты развития туристского комплекса, разработкой конкретных специализированных программ развития транзитного, экологического, этнического, охотничьего, экскурсионного, спортивного и других направлений въездного и внутреннего туризма. Следует подчеркнуть, что без дальнейшей детализации индикативных планов развития суботраслей туристского комплекса Беларуси Национальная программа развития туризма приобретает абстрактный декларативный характер. Затрагивая важность планирования и прогнозирования как инструмента туристской политики, следует отметить целесообразность и актуальность выделения в национальных и отраслевых программах и прогнозах социально-экономического развития Беларуси отдельных разделов, посвященных развитию туристского комплекса с указанием приоритетных мероприятий и конкретных источников их финансирования.

 

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов.

Туристский рынок – общественное явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристических товаров и услуг в данное время и в данном месте.

В сфере туризма существует понятие субрынков – это элементы рынка, которые возникают при его дифференциации на сегменты в зависимости от особенностей туристского продукта:

  • Рынок гостиничных услуг;
  • Рынок услуг питания;
  • Рынок культурно-развлекательных услуг;
  • Рынок экскурсионных услуг;
  • Рынок транспортных услуг.

Спрос – это количество любого продукта или услуги, которую потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени.

Туристский спрос – это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства и работы и в состоянии оплатить свою потребность в путешествиях.

Виды туристского спроса:

  1. Действительный (фактический) – фактическое число путешествующих туристов. Легче поддается измерению и составляет основную часть статистических данных.
  2. Скрытый – та часть населения, которая хочет, но не может путешествовать по определенным причинам.

2а. потенциальный – те, кто будет путешествовать в будущем в случае благоприятного изменения обстоятельств (рост покупательной способности, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска);

2б. откладываемый – отложенный на время вследствие проблем в сфере предложения (недостаточное количество мест размещения. Неблагоприятные погодные условия, терроризм). Снятие данных или других проблем превратит данный спрос в действительный.

  1. Нулевой спрос – категория людей, не желающих путешествовать ни при каких обстоятельствах.

Эластичность спроса. Согласно закону спроса, при снижении цены покупатели будут приобретать большее количество продукции.

Экономисты определяют степень чуткости потребителей к изменению цен: незначительные изменения в цене приводят к з начительным изменениям в покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть эластичным.

Есть продукты, в отношении которых потребители относительно нечутки к цене – это неэластичный спрос.

Степень ценовой эластичности или неэластичности определется как соотношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены.

Экономисты взяли за правило игнорировать математически отрицательный знак коэффициента эластичности, вычисляя лишь его абсолютную величину.

Спрос является эластичным, если процентное изменение цены ведет к большему процентному росту количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызовет рост спроса на 4%, то спрос является эластичным, т.к. Ed=2.

Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности Ed будет всегда больше 1.

Если процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением спрашиваемой продукции, то спрос является неэластичным. Например, если снижение цены на 3% дает рост количества спрашиваемой продукции на 1%, то спрос неэластичен (Ed=1/3).

При неэластичном спросе Ed всегда будет меньше 1.

 

Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены ведет к такому же изменению спроса. Например, падение цены на 1% ведет к изменению спроса на 1%.Этот специфический случай называют единичной эластичностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: