Не забывайте кормить пустоту




Вполне квалифицированный современный хоррор. Из плюсов - то, что это именно рассказ, а не недописанная повесть и не стихотворение в прозе. Именно рассказ, с четкой и вполне "работающей" структурой. Из минусов: ну и где здесь проклятый дом? И то, что героиня - нежить, угадывалось с самого начала.

 

Иное

Барабашка, которая меняет соль на сахар, и "гигантские когти, исполосовавшие стены" - это совсем разная нежить. А кресла-качалки - еще одна нежить

\ Благодаря тому, что спал в спортивном костюме, я мгновенно впрыгнул в кроссовки
??? ну да, далее следует "и выскочил в коридор", но я уже успел начать смеяться. И как это можно мгновенно впрыгнуть в кроссовки?

Бодро, конкретно и представимо. Но - ужасный прокол с мистикой: инопланетяне, барабашки, когти, астральные проекции, все это совершенно не увязано между собой и поневоле вызывает юмористически-циничное восприятие. Ну и в финале все вообще рассыпается. А ведь чуть лучше продумать мистический план - мог бы получиться хороший рассказ.

 

Игра в шахматы

Внезапное и ничем не обоснованное описание внешности посреди дневника (!), да еще в том месте, когда вроде бы героине незачем себя разглядывать. Я еще понимаю, если бы она написала 20 страниц рассуждений о своей внешности от нечего делать...

\ тонкие лучики морщинок
штамп

Простенько, все описания - штампованные, но история интригует, потому что происходит у всех на глазах, в многолюдном помещении, и еще подсказки проведены неплохо. Удалось и нарастание ужастика на фоне этакой няшненько-девичьей стрекотни. А ведь и вправду один из немногих удачных рассказов в конкурсе.

 

Я Призрак!

\ Если бы я мог, то обязательно бы вздохнул на этой фразе, но я не могу.
А почему призрак вздыхать-то не может?

\ оплетена плюЮщем

\ Он представился как Танатос и предложил мне выбор: либо в ад, где мне будет, мягко говоря, плохо, либо остаться на земле, но уже в роли призрака.
Зачем?

\ джинсы, не прикрывающие щиколотку, тонкий свитер
откуда призрак знает про джинсы и свитер?

\ глаза слишком темные
?

Такое ощущение, что рассказ не дописан, скорее - зарисовка, за которой обязательно должно бы что-то последовать. Но не последовало. Порой - смешно, но многовато невнятицы в описаниях.

 

Удивительные кружева

Очень хорошо. Атмосфера жутковатой, но трогательной сказки. Чувствуется, что средневековье - настоящее. Такое оно и было для женщин: душное, тесное, утомительно-равномерное. И смысл есть, и трогательно, и необычно, и не чувствуется все уравнивающий каток массовой культуры и влияние шаблонного хоррора, которое в большинстве рассказов ой как заметно.

 

Проклятый милый дом

Старая история про поедающий и растущий дом рассказана раздражающе фельетонным тоном, так что, во-первых, не страшно, а во-вторых, устаешь от человеконенавистнической интонации и бессмысленного зубоскальства. Нелогичные нагромождения фантазий - вроде и ярко написано, но написано таким тоном, что вникать не интересно. И - вполне предсказуемая концовка.

 

 

Мария Покусаева

 

Проза

 

С " Не забывайте кормить пустоту " все сразу ясно - это был однозначный фаворит. Очень хороший слог, очень интересный нарратор, очень мурашковызывательная история, множество сочных образов и метафор. Удивительная концовка - конечно, о ней можно догадаться под конец, но тем не менее все очень правильно и не банально.

 

" Проклятый дом " на втором месте из личной симпатии, скажем. Этот рассказ, на мой взгляд, заметно слабее нескольких других, которые в рейтинге разместились за ним, но мне очень понравилось умение автора переплетать множество довольно тяжелых образов без ощущения их тяжести. Это редкость, к сожалению. Образность и ритм на высоте, но, к сожалению, не хватает четкости в сюжете - а она, на мой взгляд, при таком градусе сюрреализма крайне необходима. К сожалению, в тексте довольно много мелких, но досадных проблем с пунктуацией и есть некоторые неприятности с согласованием. Были и фразочки типа "согнувшись пополам, ввернулся наизнанку и без того пустой желудок" - думаю, здесь подразумевалось, что не желудок согнулся пополам, а его владелец. Тем не менее - за атмосферу и образы второе место.

 

" Проклятый милый дом ". Честно говоря, я не поняла сначала, это такая тонкая стилизация под Платонова-и-иже-с-ним или автор просто усвоил наборы клише? Напрягало сочетание несочетаемого и некоторые стилистические ошибки. Но все-таки я решила, что это сделано специально - и довольно тонко. Хорошая игра в слова, хорошая атмосфера, очень мрачные образы.

 

" Иное ". История банальная, как сам мир. Но выбор рассказчика порадовал - не часто встретишь крипипасту с гастарбайтеами в главной роли. Когда у них там начался разгар хоррора, мне стало страшновато. Спасибо автору. А, да, по началу ждала реферансы в сторону Кафки, не дождалась, а жаль.

 

" Опасная практика ". Тоже отличная работа с вариациами на тему. Понравилась работа с историческими контекстами и деталями, отдельные тонкие наблюдения ("католическая экзальтация любую девиацию в святость готова превратить"), очень позабавила концовка.

 

" Удивительные кружева " могли бы стать седьмыми, но стали шестыми, потому что потенциально лучше, чем получились. Мне понравилась сказочность, которая буквально из каждого пробела выглядывала в первых двух третях рассказа. Это была отличная мрачная сказка, подпорченная излишней детализацией и сбивом со сказочной ритмики в последней трети (с того момента, как героиня сбежала из мрачного локуса замка). Образ матери-паучихи просто прекрасен. Мне кажется, что если стилистически доработать этот текст, он будет великолепным.

 

" Тайная папка ". И у нас еще одна вариация на тему "герои пошли искать приключений на свою пятую точку там, куда ходить не надо бы", но вариация очень милая, с отличными опианиями интерьеров и ощущений, чуть менее отличными диалогами и прекрасным "а что это было?" в конце. В смысле - с традиционным "было там мистическое нечто или меня тепловой удар хватил?" Хорошая, ровная работа.

 

Из того, что в семерку не вошло, хотелось бы отметить несколько работ.

 

" За порогом " - очень крутая лиричная зарисовка, на самом деле, в которой не хватило, пожалуй, чего-то необычного.

 

" Семейные узы " - совершенно потрясающее начало, совершенно восхитительные описания замка и его интерьеров, но провальные диалоги и провальное же построение взаимоотношений между персонажами. Сама по себе задумка очень неплохая, но реализована слабо.

 

" Любовь и смерть всегда вдвоем " - тоже хороший текст, которому не хватило чего-то необычного.

 

Поэзия

 

 

Первые два места были большим вопросом. Решение очень субъективное: я не могла выбрать и отдала предпочтение тексту, тема которого мне ближе. Оба стихотворения написаны прекрасно: отличная форма, отличное содержание, которое эта самая форма дополнительно раскрывает. " Библиотека книжных душ " могла бы быть чуточку лаконичнее, но в стихотворении столько блестящих образов и метафор, в нем сквозит столько наблюдательности автора и его иронии, что некоторая затянутость не слишком мешает.

 

" Из легенды прочь " покорило несколькими яркими, жуткими образами, поданными через правильные фразы и недоговоренности. Прекрасная история, прекрасный текст сам по себе.

 

" Азбукой Морзе " - отличная лирика с хорошей центральной метафорой и неплохой идеей.

 

" Школа мертвецов " - довольно типичный текст, скажем, в своем жанре. Автор берет историю - и пытается подать ее через вроде как стихотворную форму. Для стихотворения здесь не хватает лиричности и образности, а еще немного хромают ритм и рифма, так что "прозаическая" составляющая, к сожалению, "стихотворную" побеждает. Опять же - можно немного лаконичнее. Сама по себе история довольно... занятная, хотя где-то я это слышал, где-то я это читал, что-то такое видел, а ничего нового нет.

 

" Начало цикла " - просто неплохая лирика, выигрывающая на фоне всей остальной лирики хотя бы тем, что у автора дружеские отношения с формой. Но. Здесь есть несколько великолепных образов: "ржавая кровь, продвигаясь толчками,/Наполняет теплом капиллярную сеть батарей", "сегодня деревья мертвы,/Потому что их жизнь составляет движение соков". Хотя бы от эти два. Ну замечательно же!

 

 

Виктория 'Рэйвен' Каина

Проза

Рассказ " Любовь и смерть всегда вдвоем " "цепляет", в первую очередь, захватывающим сюжетом. Плюс, достаточно интересное построение текста – история сестры, как "рамка", обрамление для истории брата. Хороший язык, повествование, от которого невозможно оторваться. Мне понравилось, как показан дом – он действительно жуткий (пожалуй, наиболее жуткий из всех домов на этом конкурсе;) и то, как раскрывается зло (олицетворяемое Винсенте) – почему-то, когда я читала, мне представлялись венецианские маски вместо лица – зло не имеет лица, оно может быть любым – манящим, таинственных, даже понимающим... но оно лишено всех этих качеств. Есть совершенная ошибка и плата за нее. И она будет взята в любом случае.

 

" Иное " – честно говоря, сама удивлена, что поставила этому рассказу столь высокую оценку... с одной стороны, гастарбайтеры (внезапно!), стилистика девяностых (по крайней мере, по моим ощущениям), очень (ОЧЕНЬ!) простой язык (что, в общем, нормально, учитывая героев и ситуацию)... но, черт, я буквально не могла оторваться!:) Есть моменты действительно, я бы сказала, запредельно жуткие – по крайней мере, я редко так сильно сопереживаю героям... Написано очень кинематографично – ты не читаешь, ты буквально видишь всю эту историю. Кроме того, с иронией *(и самоиронией) у автора (а, следовательно, и у лирического героя) все в порядке. И, конечно же, НЛО – для меня, как для любителя и ценителя фантастики, такой поворот – безусловный плюс.

 

" Не забывайте кормить пустоту " – очень качественная мистика, хороший слог, интересный сюжет. Жаль только, что про законы мира призраков понятно далеко не все, у меня осталась масса вопросов – например, почему героиня не выходила из квартиры, а новый сосед вовсю бродил по дому с самого начала? В чем было их отличие – старушки, которую сожрал "сосед", самого соседа (почему он обладал силой жрать других духов?), героини (она стала такой из-за самоубийства или просто по какой-то случайности, чем она вообще отличалась от других призраков (а она явно отличалась, раз ее дядя видел ее и общался с ней), какие у нее были "способности", почему она не пыталась никого защитить, хотя явно имела такую возможность) ну и т.д. Т.е. у меня сложилось ощущение некоторой незаконченности этой вещи... впрочем, ее качеств это не умаляет.

 

" Удивительные кружева " – пожалуй, среди конкурсных произведений этот рассказ в наибольшей степени подходит под определение "готической прозы". Очень красивый, выверенный язык, цепляющий сюжет – и, как второе дно, если отвлечься от всей этой мистики – абсолютно стандартная и узнаваемая история об "удушающей", "токсичной" матери, уничтожающей в своих детях любые попытки освободиться и идти своим путем. Скорее всего, смерть дочерей в этом смысле можно рассматривать, как смерть любой свободы – каждая из них осталась в той паутине, что соткала их мать, а до нее, ее мать и так далее... И каждая будет плести подобную для своей дочери, думая, что знает, как сделать ее счастливой. Но, возвращаясь к собственно сюжету... почему этот рассказ не на первом месте в моем рейтинге (хотя он, безусловно, достоин этого) – я долго думала,

чего же мне все-таки не хватило в повествовании. Пожалуй, все дело в финале, не оставляющем никаких путей выхода (которые в пространстве сказки, на мой взгляд, все же обязаны быть). А, может, меня просто слишком угнетают истории, в которых герой пропадёт в любом случае, что бы он не делал и как бы ни поступал... Какая-то невероятная безысходность и безнаказанность зла.

 

" За порогом " – глубокая и изящная история, почти что поэзия в прозе, на мой взгляд. С красивым финальным аккордом/твистом.

 

" Тайная папка " – очень "минималистская" мистика, настолько, что даже не скажешь уверенно, "а был ли мальчик".:) Лаконичный и приятный стиль, очень ровная и добротная проза. Но, на мой вкус, ей немного не хватило яркости, какой-то "остроты", она пресновата...

 

" Опасная практика " – чем-то этот рассказ похож на предыдущий.;) Из плюсов: интересный и жутковатый сюжет, хороший, легкий язык, литовско-советский (не знаю, почему такая странная ассоциация, возможно, из-за старых домов и железобетонной бюрократической структуры) колорит. Но финал оставляет ощущение незаконченности, что несколько не вяжется с жанром (герой готического произведения совершенно точно полез бы в гущу событий, возможно, сам того не желая и трагически погиб) и заставляет читателей страдать.;)

 

И пара слов о внеконкурсном рассказе Татьяны Мудрой " Огняник ", о котором я просто не могу не написать... Рассказ начинается тяжеловато, тягуче, но уже через пару страниц буквально проваливаешься в текст, тонешь в нем, почти даже не замечая, как обыденная реальность постепенно подменяется реальностью мифологической. Талантливое, по-своему изысканное постмодернистское сочетание вроде бы совершенно несочетаемых частей: сказки, былины, фантастики (андройды, Пандемии Равнодушия, мир без электричеств, мир) и мифа о разрушении и сотворении мира... Очень "архетипическая" – и в то же время абсолютно живая, настоящая вещь, написанная прекрасным русским языком - красивейшим, певучим, богатым. Только таким, наверное, и могут твориться новые мифы. Если бы этот рассказ не шел как внеконкурсный, он, безусловно, был бы моим фаворитом.

 

 

Игорь "Lancelot" Сорокин

 

Общее предисловие.

Здесь я, в отличие от обычной своей манеры, решил не писать грамотных отстраненных обзоров, а вместо этого набросать личные впечатления. Само собой, далеко не везде я полностью понял авторскую задумку, потому просьба не воспринимать мои краткие отзывы слишком серьезно. Если мое мнение чем-то вам поможет, мне будет очень приятно. Если вы считаете, что я просто не проник в суть вашего произведения — не расстраивайтесь, это нормально. Надеюсь, ваш рассказ или стихотворение в должной мере оценили другие рецензенты.

 

В любом случае, не могу не отметить, что в этом году, несмотря на небольшое количество, общий уровень произведений в номинации «Малая проза» был на весьма достойном уровне, по моему личному мнению — самым высоким за прошедшие 4 года. В поэзии ситуация не настолько оптимистичная, и, по моему мнению, все действительно интересные работы по теме заняли места на пьедестале и около него. Остальным авторам я предлагаю активно совершенствоваться — тем интереснее будет почитать их работы в следующий раз.

 

Меня удивил тот факт, что ни один рассказ не закончился победой над проклятым домом. В лучшем случае его посетители уносили ноги целями и невредимыми, но никто из авторов не снял проклятия со своего мрачного творения. Мне кажется, это знак времени: сейчас мало кто верит в хэппи-энды и чудесные победы сил добра. Я сам не люблю слащавые предсказуемые концовки, но сейчас мне показалось, что самая предсказуемая концовка — вовсе не положительная. В общем, на всякий случай хотел напомнить, что не всегда в готической литературе всё заканчивалось плохо. Хотелось бы в будущем видеть чуть больше разнообразия в этом отношении.

 

Проза

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: