Понятие и классификация методов исследования документальных данных




МЕТОДЫДОКУМЕНТАЛЬНОЙ И ФАКТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ В ПРАКТИКЕ РЕВИЗИОННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

Понятие и классификация методов исследования документальных данных

Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов

Использование методов фактической проверки в юридической практике

Понятие и классификация методов исследования документальных данных

Фальсификация данных бухгалтерского учёта, вызывает различные не­соответствия, которые находят своё отражение в учётно-экономической ин­формации. Они различны по своей природе, содержанию и проявлению, однако в целом их принято называть формами отражения экономических пре­ступлений в учётном процессе. Для того чтобы юристы и работники ревизи­онных органов могли успешно выявлять подобные проявления, особое значение приобретает знание ими комплекса специальных методов иссле­дования учетной документации, которые позволяют выявить информацию, могущую иметь доказательственное значение.

Ранее считалось, что субъектами применения различных методов иссле­дования являются только работники контрольно-ревизионных аппаратов. Вме­сте с тем, практика убедительно свидетельствует, что многие приёмы исследования документов (формальная проверка, встречная проверка и др.) успешно используются для решения своих задач не только ревизорами и экс­пертами-бухгалтерами, но и оперативными и следственными работниками.

Таким образом, субъектами применения методов проверки являются:

 

Методы исследования документальных данных - это различные спосо­бы изучения явлений учетного процесса для получения информации об объекте, в целях выявления несоответствий в документах и отклонений в движении товарно-материальных ценностей.

 

Методы проверки документов - это приемы исследова­ния документальных данных, применяемые работниками кон­тролирующих и правоохранительных органов с целью установ­ления их доброкачественности или обнаружения различных не­соответствий в учетном процессе.

В процессе выявления преступлений наиболее эффективен такой под­ход, когда первоначально сотрудники правоохранительных органов самостоя­тельно либо с помощью специалистов изучают узкий круг заранее отобранных учётно-бухгалтерских документов. Затем, если будет установлено, что преступ­ление нашло какое-то отражение в данных бухгалтерского учёта, то по требо­ванию правоохранительных органов проводится документальная ревизия, ре­визору даётся задание, а за ходом его работы осуществляется контроль.

Проверка документов, как правило, предполагает применение разных ме­тодов исследования, выбор наиболее эффективных из них, сочетание тех или иных методов.

Методы исследования документов, применяемые указанными субъекта­ми, различаются между собой по различным основаниям.

Методы исследования документальных данных
По назначению Поисковые - с их помощью опреде­ляются признаки добро­качественности доку­ментов или возможных криминальных изменений в учетном процессе Проверочные - служат для определения закономерностей проявления и взаимосвязи выявленных признаков между собой
По сфере применения Общие - используются при ана­лизе любых учетных до­кументов и хозяйствен­ных операций во всех отраслях экономики Частные - применяются для проверки определенных групп доку­ментов и хозяйственных операций
По степени достаточности их использова­ния для решения поставленных задач Основные- без их применения в конкретном случае не­возможно решить по­ставленную учетную задачу Вспомогательные- служат для подтвержде­ния и проверки выводов, полученных путем приме­нения основных методов
По полноте охвата документов, отражающих однородные операции Сплошной - проверяется вся доку­ментация, относящаяся к проверяемому объекту (кассовые-операции) Выборочный - проверяются отдельные наиболее важные докумен­ты, где чаще всего отража­ются признаки противо­правной деятельности
Исходя из круга объектов проверки Методы исследования одного документа Методы исследования нескольких документов
По способу исследования Методы документаль­ной проверки- их применение связано с изучением и сопос­тавлением содержания документов в различных сочетаниях Методы фактической проверки- сущность их использования состоит в проверке соот­ветствия содержания учет­ных документов реальной действительности

Данные методы по назначению делятся на две группы:

1. Методы исследования документальных данных, с помощью которых определяются признаки их доброкачественности или возможных криминальных изменений в учётном процессе. Их можно назвать поисковыми, первичными.

2. Методы исследования самих этих признаков (свойств) с целью оп­ределения закономерностей их проявления и взаимосвязи между собой. Они могут быть обозначены как собственно проверочные (про­изводные) рабочие методы. Оперативные работники подразделе­ний БЭП ОВД, чаще всего, применяют первую группу методов, а следователи вторую.

По сфере применения методы подразделяются на общие и частные. Общие используются при анализе различных учётных документов и опера­ций во всех отраслях экономики и на всех участках деятельности хозяйствую­щих субъектов. Частные методы используются для проверки определённых групп документов и хозяйственных операций на отдельных участках.

По формамотражения замаскированных правонарушений в учетных данных они подразделяются на:

1. Методы, направленные на выявление противоречий в содержании отдельного документа.

2. Методы, с помощью которых обнаруживаются несоответствия в содержании нескольких взаимосвязанных документов.

3. Методы, позволяющие выявить отклонения от обычного порядка движения материальных ценностей.

 

В связи с этим, по объектамразличают: методы проверки одного бухгал­терского документа; нескольких документов, отражающих одну и ту же хозяй­ственную операцию; учетных данных, отражающих однородные операции.

По способам исследования содержащихся в документах сведений ме­тоды подразделяются на: методы документальной и фактической проверки.

Методы документальной проверки так же делятся на определённые виды в зависимости от возникающих несоответствий. В настоящее время в судеб­ной бухгалтерии при выявлении различных несоответствия или противоре­чия в содержании отдельных документов применяется формальная, арифметическая и нормативная проверки.

Выявление несоответствий в содержании нескольких взаимосвязанных (сопряжённых) документов осуществляется с помощью двух методов встреч­ной проверки и взаимного контроля.

К числу методов документальной проверки, посредством которых уста­навливаются отклонения от обычного порядка движения ценностей и выпол­нения хозяйственных операций, нашедших своё отражение в данных учёта, относятся:

- восстановление учётных записей по документам;

- обратная каль­куляция (контрольный пересчёт готовых изделий в сырьё);

- хронологический и сравнительный анализы.

При осуществлении различного рода проверок используются так же методы фактической проверки. К ним относятся:

- выборочная инвентариза­ция;

- проверка реального состояния средств хозяйства, упомянутых в содер­жании документа;

- выполнение различных контрольных операций;

- осмотр;

- обследование;

- анализ качества сырья, материалов и готовой продукции;

- получение письменных справок от различных предприятий и учреждений по поводу содержания проверяемых документов;

- получение письменных объяс­нений от лиц, подписавших проверяемый документ либо принимавших не­посредственное участие в совершении хозяйственных операций.

Выделенные методы исследования по различным иным признакам находятся во взаимосвязи между собой. Одни из них могут включать в себя элементы других методов, быть различными по содержанию, но иметь общие объекты исследования, предмет проверки и т.д. Во многих случаях достоверное установления фактов достигается лишь путём умелого сочета­ния различных методов.

Некоторые методы документальной и фактической проверок не пред­ставляют особой сложности и могут успешно применяться самостоятельно работниками правоохранительных органов в процессе выявления и рассле­дования преступлений. При этом ряд методов требуют соответствующей экономической подготовки, знания специфики проверяемой отрасли хозяй­ства, определенного практического опыта ревизионной работы, поэтому они в полной мере доступны лишь квалифицированным специалистам в соот­ветствующих областях знаний.

Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов

 

Методы исследования документов, применяемые в ревизионной и юри­дической практике, различаются по своему содержанию, формам осуществ­ления, объектам, предмету и задачам исследования, кругу объектов проверки, сфере применения и другим признакам.

Содержание данных методов может находить выражение в осмотре документов, их изучении, контрольных подсчетах, сравнительном анализе учетных записей. Как уже было ранее отмечено, исходя из круга изучаемых объектов и возникающих несоответствий различают, три группы методов до­кументальной проверки. Рассмотрим их более подробно.

 

 

1. Методы исследования отдельного документа включают в себя фор­мальную, нормативную и арифметическую проверки.

Формальная проверка - это внешний осмотр бухгалтерского документа, изучение и взаимное сопоставление его реквизитов.

 

Начальная стадия осмотра может привлечь внимание прове­ряющего к отдельным отклонениям от формальных требований:

- отклонение от правил составления и оформления документов. Первичные документы составляются по форме, содержащей­ся в альбоме унифицированных форм первичной учетной до­кументации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, утверждаемых при формировании учетной политики;

- отсутствие каких-либо реквизитов (печати, подписи, части тек­ста и т.п.). Обязательные реквизиты документа находят закреп­ление в п.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете»; наличие сомнительных реквизитов, свидетельствующих о при­знаках материального подлога (подчисток, травления, подкле­ек, приписок иных изменений цифровых и текстовых записей);

 

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

 

- наличие излишних реквизитов. Например, наличие излишних реквизитов в документе может свидетельствовать, как прави­ло, о стремлении преступника внешне придать документу наи­большую достоверность и силу. К их числу относятся различные пометки, посторонние записи на тексте документа, которые мо­гут быть как напоминанием сущности совершенного подлога, так и сигналом для сообщников;

- несоответствие документов реальной обстановке их составле­ния, использования и хранения (чистые, немятые и др.);

- противоречие между реквизитами документа. Они бывают фор­мальные, то есть между самими реквизитами (например, несоответствие между штампом и печатью по названию пред­приятия), и логические, проявляющиеся в необычном их соче­тании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия вообще либо отдель­но взятой хозяйственной операции в частности.

Успех применения формальной проверки при выявлении при­знаков преступлений находится в прямой зависимости от знания:

- порядка заполнения бухгалтерских документов;

- слабых звеньев в учётном процессе;

- уязвимых хозяйственных операций, используемых преступниками в своих целях;

- применения апробирован­ных ревизионной практикой приёмов распознавания доброкачествен­ности документов.

Нормативная проверка содержания отдельного документа пре­дусматривает его изучение с точки зрения ее соответствия действу­ющим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности приме­нения расценок, размера налогов и т. п., а также целесообразности отраженной в нем хозяйственной операции.

Например, материаль­но-ответственные лица могут нарушать действующую Инструкцию (нормативы) и вести учет этилового спирта не в литрах безводного спирта (литр б/с), а в иных учетных единиц (кг., г.).

Применение данного метода, позволяет установить оформленные соответствующим образом, но незаконные по свое­му содержанию, документы, в силу чего последние становятся недоброкачественными, дефектными.

Вместе с тем, существуют объективные ограничения использования нормативной проверки работниками правоохранительных органов. Они связаны с нали­чием большого числа действующих правил оформления различных учетных документов. При этом наряду со знаниями бухгалтерско­го учета очень часто возникает необходимость изучения норматив­ного материала, относящегося к технологии, товароведению, экономике и др. Поэтому применение нормативной проверки ха­рактерно в основном для деятельности соответствующего специа­листа в рамках ревизии или проверки.

Несоответствия между содержанием документа и правилами его заполнения можно разделить на 3 основные группы:

1. применение иных измерителей хозяйственных операций (в ко­личественном и стоимостном выражении) в рамках действую­щих правил. Например, закупка молока у населения по литрам (1030 г.), а сдача по килограммам (1000 г.), что создает изна­чально излишки продукции;

2. использование в качестве основания при составлении докумен­тов иных норм и правил. Например, средней цены для различ­ных видов посола рыбной продукции;

3. отсутствие сведений о проведении промежуточных операций. Например, применение норм естественной убыли по товарам, фактически не хранившимся на базе и кладовой т.е. промежу­точные транзитные операции.

Арифметическая (счетная) проверка заключается в установ­лении правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм.

С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены как по горизонтальным строчкам (например, при умножении или сложении), так и по вертикальным (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной как в количественном, натуральном, так и стоимостном выражении). Она также позволяет установить правильность вычисления процен­тов, умножения количественных показателей на целостные и т.п.

Арифметически может быть проверена правильность обобще­ния данных первичных документов в регистрах бухгалтерского учета, а также правильность переноса данных из регистров бухгалтерско­го учета в бухгалтерскую отчетность.

 

С помощью названного приема могут быть выявлены следую­щие подлоги в первичных и сводных документах:

1. завышение или занижение итоговых сумм по горизонтальным и вертикальным строчкам (интеллектуальный подлог);

2. последующие дописки штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках (материальный подлог).

 

Применение арифметической проверки не требует от работ­ников правоохранительных органов специальных бухгалтерских по­знаний для технической (счетной) работы с документами. Вместе с тем, существуют и определенные объективные ограничения исполь­зования названного метода. Они связаны, как показывает практика:

- во-первых, с использованием процентов, индексов, нормативов;

- во-вторых, с существующими в ряде случаев правилами выведения итоговых сумм (рубежных, нарастающим итогом и т. д.) в сводных, накопительных и иных документах;

- в-третьих, зачастую возникает необходимость применения счетных устройств (микрокаль­кулятора и др.).

С учетом этого очень часто техническая работа с документами при проведении счетной проверки является прерога­тивой специалиста.

 

Отличительной чертой всех трех рассмотренных методов явля­ется их простота в применении и высокая поисковая значимость при проведении проверок и ревизий. С их помощью юристы-практики и ревизоры могут из большого объема документов выявить наиболее сомнительные и подвергнуть их всесторонней и глубокой проверке.

Вместе с тем, подозреваемые лица с целью сокрытия следов хищений и иных злоупотреблений часто изготавливают подложные документы, которые по своему внешнему виду не отличаются от подлинных и внутренних противоречий не содержат. Подобного рода несоответствия выражаются иногда в виде противоречий в содер­жании нескольких взаимосвязанных документов.

2. Исследование несоответствий в содержании нескольких взаимосвя­занных (сопряженных) документов осуществляется с помощью двух методов - встречной проверки и взаимного контроля.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпля­ров одного и того же документа.

 

Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают при внутренних операциях в разные подразделения одно­го предприятия, а при внешних операциях в разные организации. При этом наибольшее распространение имеют случаи неоприходо­вания полученных в других организациях товарных и денежных средств, уменьшение количества полученных материальных цен­ностей путем подделки тех экземпляров документов, которые по­ступают в соответствующую организацию.

Применять названный метод целесообразно только в 2-х ситу­ациях:

1. когда преступники уничтожили только находящийся у них экзем­пляр документа, а в других организациях (подразделениях) эк­земпляры сохранились;

2. когда в результате совершения подлога появились расхожде­ния в содержании разных экземпляров одного и того же доку­мента. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, но все они сохранились.

 

Успех применения работником правоохранительного и контро­лирующего органа названного метода зависит от следующих обсто­ятельств:

- знания графика документооборота - сколько экземпляров того или иного документа составляется, кто его оформляет, прове­ряет, обрабатывает, дает разрешение на проведение опера­ции, в какие подразделения или сторонние организации направляются соответствующие экземпляры, где хранятся и в течение какого-то периода;

- взаимодействия с работниками органов внутренних дел, нахо­дящихся в другом регионе и обслуживающих предприятия, где находятся представляющие интерес документы;

- наличия возможного сговора между работниками данного и иных предприятий, могущего привести к уничтожению документа или утрате следов преступления в нем.

 

Применение встречной проверки ограничивается в следующих ситуациях:

- бухгалтерские документы составляются в одном экземпляре (расходный кассовый ордер, карточка складского учета);

- подозреваемыми лицами совершен подлог во всех экземпля­рах одного и того же документа;

- особенности документооборота в отдельных отраслях экономи­ки (например, на предприятиях бытового обслуживания насе­ления - фотосалоны, ателье, прачечные один экземпляр документа (квитанции и др.) выдается на руки частным лицам безвозвратно.

Применение метода встречной проверки при полном отсутствии хотя бы некоторой информации о возможном событии преступле­ния крайне затруднительно. Это предопределяет различную эффективность метода в случаях применения его ревизором по соб­ственной инициативе или в процессе проведения им ревизии (про­верки) по заданию правоохранительных органов.

В первом случае ревизор, чаще всего, подвергает встречной проверке только те документы, которые при внешнем осмотре по­казались ему «подозрительными». Лишь в редких случаях объек­том проверки становятся другие документы, отобранные для этой цели с помощью анализа или методом случайной выборки. Во вто­ром случае ревизор применяет встречную проверку целенаправленно, с ориентацией на материалы, полученные оперативным или следственным аппаратом.

Метод взаимного контроля. Его сущность заключается в ис­пользовании в любом сочетании самых различных документов, пря­мо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.

Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы, а также документы оперативно-технического учета (ве­совой журнал, бракеражный журнал и др.). С его помощью решаются две основные задачи:

- выявляются подложные документы;

- определяется круг участников преступлений.

О наличии в документах подлога (как интеллектуального, так и материального) могут свидетельствовать две группы признаков, выявляемых взаимным контролем:

- отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке» документов);

- противоречия в содержании взаимосвязанных документов.

Данный метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время достаточно сложных в организационном и методичес­ком плане. Сложность заключается в том, что он более трудоемкий и требует в ряде случаев сопоставления целого ряда взаимосвя­занных документов. При осуществлении действий по проверке све­дений о различных злоупотреблениях необходимо помнить о факторах, объективно влияющих на результативность метода:

- предварительное выдвижение версий о предмете преступного посягательства и способе его изъятия;

- ознакомление со спецификой движения ценностей в сфере ма­териального производства или при осуществлении коммерчес­кой, а также банковской деятельности;

- знание специфики документального оформления хозяйственных операций по движению материальных ценностей на каждом эта­пе, участке производства (заготовка, транспортировка, хране­ние, изготовление, сбыт и т. д.);

- реализация специфики документального оформления в виде графика документооборота на определенном предприятии (груп­пе интересующих предприятий).

 

Содержание рассматриваемого метода в том, что работники правоохранительного или контролирующего органа идут «по сле­ду» движения предмета преступного посягательства, будучи воору­женными знаниями о том, как в действительности должна протекать та или иная хозяйственная операция, какие документы должны при этом оформляться, выявляя при этом указанные ранее признаки. Соответственно этим двум признакам выделяют два вида методов взаимного контроля:

 

Метод взаимного контроля в зависимости от вида устанавливаемых признаков подлога
Сквозной анализ документов- позволяет установить разрыв в «цепочке» документов Комбинированный анализ документов- позволяет установить противоречия в содержании взаимосвязанных документов
Прямой Обратный Полный Локальный
Проверка осуществля­ется от источ­ника возник­новения воз­можности изъятия цен­ностей к факту самого пре­ступного изъя­тия виновны­ми лицами Проверка про­водится от фак­та изъятия цен­ностей к источ­нику возникно­вения возмож­ности соверше­ния хищения Предполагает по­этапный анализ всех связанных друг с другом до­кументов, после­довательно отра­жающих движе­ние ценностей, и позволяет уста­новить несоот­ветствия по всей «цепочке» документов Позволяет уста­новить несоот­ветствия доку­ментов в отдель­ном звене, при­меняется для вы­явления всего массива злоупот­реблений, когда установлен кон­кретный алгоритм несоответствий

 

1) сквозной анализ документов (прямой и об­ратный), позволяющий установить разрыв в «цепочке» документов;

2) комбинированный анализ имеющихся документов (полный и ло­кальный), позволяющий установить противоречия в содержании вза­имосвязанных документов и их целесообразном (для нужд практики) сочетании.

При прямом сквозном взаимном контроле необходимо начи­нать свою работу от источника возникновения возможности изъятия материальных ценностей и денежных средств к факту самого пре­ступного изъятия вверенного имущества конкретными виновными лицами.

Наиболее часто работники правоохранительных органов (преж­де всего ОБЭП) используют в своей работе второй варианта метода взаимного контроля (от изъятия к источнику) документов, прямо либо косвенно отображающих ту или иную хозяйственную операцию.

Что касается комбинированного взаимного контроля, то его применение обусловлено, прежде всего, возможностью первооче­редного ознакомления с той или иной группой документов, а также соответствующей подготовкой работника ОВД в области бухгалтер­ского учета и контроля. Полный или сплошной комбинированный контроль предполагает поэтапный анализ всех сопряженных (непос­редственно связанных друг с другом) документов, последовательно отражающих (прямо или косвенно) движение материальных ценно­стей на определенном этапе и позволяющих установить несоответ­ствия по всей цепочке документов. Локальный же или выборочный взаимный контроль позволяет установить в каком-либо отдельном звене сопряжение документов.

Выбор одной из четырех разновидностей взаимного контроля либо их целесообразного сочетания зависит отконкретной практи­ческой ситуации. Локальный взаимный контроль применяется ра­ботниками правоохранительных органов и ревизионных аппаратов для выявления всего массива фактов злоупотреблений, когда уста­новлен конкретный вид (алгоритм) несоответствий.

Следует, однако, заметить, что и сквозной, и сопряженный ме­тод взаимного контроля документов иногда может не сработать, когда основная «цепочка» документов оказалась полностью подложной. В этом случае целесообразно исследовать «круг» документов, от­ражающих какую-либо одну хозяйственную операцию на определен­ном производственном участке, составляющем часть рабочего цикла. При этом информацию можно получить не только в учетных регистрах, но и различных документах оперативно-технологическо­го и чернового учета.

Преимущество метода взаимного контроля документов наибо­лее ярко проявляется при обнаружении признаков групповой, в том числе и организованной преступности, а также носящей межрегио­нальный и межотраслевой характер.

В связи с общественным разделением труда и его специали­зацией у преступников нередко возникает необходимость обраще­ния к определенным категориям работников с целью реализации своих корыстных замыслов. В результате происходит их вовлече­ние в преступную деятельность, и совершение правонарушений ста­новится возможным в результате интеграции усилий членов преступных сообществ. В действующих довольно продолжительное время группах возникает определенная ролевая специализация, обусловленная социальным и должностным положением в обще­стве. Работника органов дознания и следствия должна интересо­вать, прежде всего, занимаемая должность, поскольку зачастую именно официальная служебная деятельность тех или иных катего­рий работников может оставить следы в учетном процессе, находя­щие свое проявление в виде материализованных (посредством совершения различных подлогов в документах) признаков правона­рушений.

Взаимный контроль применяется также при обнаружении меж­региональных и межотраслевых преступлений, когда преступная деятельность связана с выполнением работниками различных пред­приятий, учреждений и организаций своих обязанностей в другой местности при сбыте или закупке похищенного за пределами дан­ного региона.

Метод взаимного контроля документов решает еще одну до­вольно важную задачу, а именно - задачу моделирования утрачен­ного или искаженного документа. Сопоставляя различные документы, можно построить модель документа в первоначальном (первозданном) виде, который может служить источником инфор­мации о содержащихся в нем сведениях.

Посредством создания модели документа можно установить:

- действительное содержание документа со всеми его реквизи­тами;

- какие реквизиты документа побудили преступников его уничто­жить или фальсифицировать;

- какие следы хозяйственной операции, указанной в утраченном или искаженном документе, могут найти отражение в иных но­сителях информации («цепочка» и «круг» документов).

В связи с этим можно проводить более целенаправленную работу по установлению фактов злоупотреблений и изучению круга лиц, причастных к их совершению.

 

Факторы, влияющие на эффективность применения взаимного контроля:

- Предварительное выдвижение версий о предмете преступного посягательства и способе его изъятия.

- Ознакомление со спецификой движения ценностей в сфере материального производства, при осуществлении коммерческой или банковской деятельности.

- Знание специфики документального оформления хозяйственных операций по движению материальных ценностей на каждом этапе, участке производства (транспортировке, хранении, изготовлении, сбыте и т.д.).

- Реализация специфики документального оформления в виде графика документооборота в определенной организации.

 

1.3. Отклонения от обычного порядка движения ценностей и выполне­ния хозяйственных операций, нашедшие свое отражение в данных учета, устанавливаются посредством следующих методов: восста­новление учетных записей по документам (его частные случаи вос­становление количественного учета, контрольное сличение остатков), обратная калькуляция (пересчет готовых изделий по до­кументам в исходное сырьё, хронологический анализ, сравнитель­ный анализ).

Восстановление учетных записей на основе документов це­лесообразно осуществлять в следующих случаях:

- при запущенности бухгалтерского (синтетического или аналити­ческого) либо оперативно-технического (чаще всего складско­го, объектового) учета;

- при умышленном или случайном уничтожении регистров бух­галтерского и оперативного учета (разумеется, если не уничто­жена первичная документация);

- когда первичная документация имеется в полном объеме, од­нако аналитический учет не велся в целях сокращения учетной работы (например, на производстве предприятий обществен­ного питания) или в связи с особыми правилами и условиями документального оформления некоторых хозяйственных опера­ций (строительство, розничная торговая сеть);

- при наличии достоверных данных о подложности записей в ана­литическом учете.

 

Частными приемами восстановления учетных записей явля­ются восстановление количественного учета и контрольное сличе­ние остатков.

Восстановление количественного (количественно-сорто­вого) учета может быть использовано при проведении докумен­тальной ревизии в любой отрасли экономики, но чаще всего этот метод применяется на предприятиях торговли и общественно­го питания (склады, оптовые базы, магазины, рестораны, сто­ловые и т.п.).

Возможно сплошное или выборочное восстановление коли­чественного учета. В первом случае восстанавливается вся карто­тека, во втором - проверяется движение отдельных видов товара. На практике сплошное восстановление количественного учета тре­бует больших затрат времени и к нему прибегают лишь в необходи­мых случаях.

В некоторых организациях (предприятиях общественного пи­тания, складах) все приходные и расходные операции с материаль­ными ценностями оформляются первичными документами, но вторичный бухгалтерский учет ведется лишь в суммарном денеж­ном выражении. Отсутствие количественно-суммового бухгалтерс­кого учета, т. е. учета движения товаров в количественном и денежном выражении по отдельным наименованиям и сортам, спо­собствует сокрытию злоупотреблений, при которых в результате подлогов в первичных документах изменяются данные о реальном движении отдельных ценностей, но общая сумма стоимости това­ров подгоняется под действительную.

Т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: