МЕТОДЫДОКУМЕНТАЛЬНОЙ И ФАКТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ В ПРАКТИКЕ РЕВИЗИОННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Понятие и классификация методов исследования документальных данных
Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов
Использование методов фактической проверки в юридической практике
Понятие и классификация методов исследования документальных данных
Фальсификация данных бухгалтерского учёта, вызывает различные несоответствия, которые находят своё отражение в учётно-экономической информации. Они различны по своей природе, содержанию и проявлению, однако в целом их принято называть формами отражения экономических преступлений в учётном процессе. Для того чтобы юристы и работники ревизионных органов могли успешно выявлять подобные проявления, особое значение приобретает знание ими комплекса специальных методов исследования учетной документации, которые позволяют выявить информацию, могущую иметь доказательственное значение.
Ранее считалось, что субъектами применения различных методов исследования являются только работники контрольно-ревизионных аппаратов. Вместе с тем, практика убедительно свидетельствует, что многие приёмы исследования документов (формальная проверка, встречная проверка и др.) успешно используются для решения своих задач не только ревизорами и экспертами-бухгалтерами, но и оперативными и следственными работниками.
Таким образом, субъектами применения методов проверки являются:
Методы исследования документальных данных - это различные способы изучения явлений учетного процесса для получения информации об объекте, в целях выявления несоответствий в документах и отклонений в движении товарно-материальных ценностей.
Методы проверки документов - это приемы исследования документальных данных, применяемые работниками контролирующих и правоохранительных органов с целью установления их доброкачественности или обнаружения различных несоответствий в учетном процессе.
В процессе выявления преступлений наиболее эффективен такой подход, когда первоначально сотрудники правоохранительных органов самостоятельно либо с помощью специалистов изучают узкий круг заранее отобранных учётно-бухгалтерских документов. Затем, если будет установлено, что преступление нашло какое-то отражение в данных бухгалтерского учёта, то по требованию правоохранительных органов проводится документальная ревизия, ревизору даётся задание, а за ходом его работы осуществляется контроль.
Проверка документов, как правило, предполагает применение разных методов исследования, выбор наиболее эффективных из них, сочетание тех или иных методов.
Методы исследования документов, применяемые указанными субъектами, различаются между собой по различным основаниям.
Методы исследования документальных данных | ||
По назначению | Поисковые - с их помощью определяются признаки доброкачественности документов или возможных криминальных изменений в учетном процессе | Проверочные - служат для определения закономерностей проявления и взаимосвязи выявленных признаков между собой |
По сфере применения | Общие - используются при анализе любых учетных документов и хозяйственных операций во всех отраслях экономики | Частные - применяются для проверки определенных групп документов и хозяйственных операций |
По степени достаточности их использования для решения поставленных задач | Основные- без их применения в конкретном случае невозможно решить поставленную учетную задачу | Вспомогательные- служат для подтверждения и проверки выводов, полученных путем применения основных методов |
По полноте охвата документов, отражающих однородные операции | Сплошной - проверяется вся документация, относящаяся к проверяемому объекту (кассовые-операции) | Выборочный - проверяются отдельные наиболее важные документы, где чаще всего отражаются признаки противоправной деятельности |
Исходя из круга объектов проверки | Методы исследования одного документа | Методы исследования нескольких документов |
По способу исследования | Методы документальной проверки- их применение связано с изучением и сопоставлением содержания документов в различных сочетаниях | Методы фактической проверки- сущность их использования состоит в проверке соответствия содержания учетных документов реальной действительности |
Данные методы по назначению делятся на две группы:
1. Методы исследования документальных данных, с помощью которых определяются признаки их доброкачественности или возможных криминальных изменений в учётном процессе. Их можно назвать поисковыми, первичными.
2. Методы исследования самих этих признаков (свойств) с целью определения закономерностей их проявления и взаимосвязи между собой. Они могут быть обозначены как собственно проверочные (производные) рабочие методы. Оперативные работники подразделений БЭП ОВД, чаще всего, применяют первую группу методов, а следователи вторую.
По сфере применения методы подразделяются на общие и частные. Общие используются при анализе различных учётных документов и операций во всех отраслях экономики и на всех участках деятельности хозяйствующих субъектов. Частные методы используются для проверки определённых групп документов и хозяйственных операций на отдельных участках.
По формамотражения замаскированных правонарушений в учетных данных они подразделяются на:
1. Методы, направленные на выявление противоречий в содержании отдельного документа.
2. Методы, с помощью которых обнаруживаются несоответствия в содержании нескольких взаимосвязанных документов.
3. Методы, позволяющие выявить отклонения от обычного порядка движения материальных ценностей.
В связи с этим, по объектамразличают: методы проверки одного бухгалтерского документа; нескольких документов, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию; учетных данных, отражающих однородные операции.
По способам исследования содержащихся в документах сведений методы подразделяются на: методы документальной и фактической проверки.
Методы документальной проверки так же делятся на определённые виды в зависимости от возникающих несоответствий. В настоящее время в судебной бухгалтерии при выявлении различных несоответствия или противоречия в содержании отдельных документов применяется формальная, арифметическая и нормативная проверки.
Выявление несоответствий в содержании нескольких взаимосвязанных (сопряжённых) документов осуществляется с помощью двух методов встречной проверки и взаимного контроля.
К числу методов документальной проверки, посредством которых устанавливаются отклонения от обычного порядка движения ценностей и выполнения хозяйственных операций, нашедших своё отражение в данных учёта, относятся:
- восстановление учётных записей по документам;
- обратная калькуляция (контрольный пересчёт готовых изделий в сырьё);
- хронологический и сравнительный анализы.
При осуществлении различного рода проверок используются так же методы фактической проверки. К ним относятся:
- выборочная инвентаризация;
- проверка реального состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа;
- выполнение различных контрольных операций;
- осмотр;
- обследование;
- анализ качества сырья, материалов и готовой продукции;
- получение письменных справок от различных предприятий и учреждений по поводу содержания проверяемых документов;
- получение письменных объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ либо принимавших непосредственное участие в совершении хозяйственных операций.
Выделенные методы исследования по различным иным признакам находятся во взаимосвязи между собой. Одни из них могут включать в себя элементы других методов, быть различными по содержанию, но иметь общие объекты исследования, предмет проверки и т.д. Во многих случаях достоверное установления фактов достигается лишь путём умелого сочетания различных методов.
Некоторые методы документальной и фактической проверок не представляют особой сложности и могут успешно применяться самостоятельно работниками правоохранительных органов в процессе выявления и расследования преступлений. При этом ряд методов требуют соответствующей экономической подготовки, знания специфики проверяемой отрасли хозяйства, определенного практического опыта ревизионной работы, поэтому они в полной мере доступны лишь квалифицированным специалистам в соответствующих областях знаний.
Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов
Методы исследования документов, применяемые в ревизионной и юридической практике, различаются по своему содержанию, формам осуществления, объектам, предмету и задачам исследования, кругу объектов проверки, сфере применения и другим признакам.
Содержание данных методов может находить выражение в осмотре документов, их изучении, контрольных подсчетах, сравнительном анализе учетных записей. Как уже было ранее отмечено, исходя из круга изучаемых объектов и возникающих несоответствий различают, три группы методов документальной проверки. Рассмотрим их более подробно.
1. Методы исследования отдельного документа включают в себя формальную, нормативную и арифметическую проверки.
Формальная проверка - это внешний осмотр бухгалтерского документа, изучение и взаимное сопоставление его реквизитов.
Начальная стадия осмотра может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований:
- отклонение от правил составления и оформления документов. Первичные документы составляются по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, утверждаемых при формировании учетной политики;
- отсутствие каких-либо реквизитов (печати, подписи, части текста и т.п.). Обязательные реквизиты документа находят закрепление в п.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете»; наличие сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках материального подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок иных изменений цифровых и текстовых записей);
Статья 9. Первичные учетные документы
1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
- наличие излишних реквизитов. Например, наличие излишних реквизитов в документе может свидетельствовать, как правило, о стремлении преступника внешне придать документу наибольшую достоверность и силу. К их числу относятся различные пометки, посторонние записи на тексте документа, которые могут быть как напоминанием сущности совершенного подлога, так и сигналом для сообщников;
- несоответствие документов реальной обстановке их составления, использования и хранения (чистые, немятые и др.);
- противоречие между реквизитами документа. Они бывают формальные, то есть между самими реквизитами (например, несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия), и логические, проявляющиеся в необычном их сочетании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия вообще либо отдельно взятой хозяйственной операции в частности.
Успех применения формальной проверки при выявлении признаков преступлений находится в прямой зависимости от знания:
- порядка заполнения бухгалтерских документов;
- слабых звеньев в учётном процессе;
- уязвимых хозяйственных операций, используемых преступниками в своих целях;
- применения апробированных ревизионной практикой приёмов распознавания доброкачественности документов.
Нормативная проверка содержания отдельного документа предусматривает его изучение с точки зрения ее соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов и т. п., а также целесообразности отраженной в нем хозяйственной операции.
Например, материально-ответственные лица могут нарушать действующую Инструкцию (нормативы) и вести учет этилового спирта не в литрах безводного спирта (литр б/с), а в иных учетных единиц (кг., г.).
Применение данного метода, позволяет установить оформленные соответствующим образом, но незаконные по своему содержанию, документы, в силу чего последние становятся недоброкачественными, дефектными.
Вместе с тем, существуют объективные ограничения использования нормативной проверки работниками правоохранительных органов. Они связаны с наличием большого числа действующих правил оформления различных учетных документов. При этом наряду со знаниями бухгалтерского учета очень часто возникает необходимость изучения нормативного материала, относящегося к технологии, товароведению, экономике и др. Поэтому применение нормативной проверки характерно в основном для деятельности соответствующего специалиста в рамках ревизии или проверки.
Несоответствия между содержанием документа и правилами его заполнения можно разделить на 3 основные группы:
1. применение иных измерителей хозяйственных операций (в количественном и стоимостном выражении) в рамках действующих правил. Например, закупка молока у населения по литрам (1030 г.), а сдача по килограммам (1000 г.), что создает изначально излишки продукции;
2. использование в качестве основания при составлении документов иных норм и правил. Например, средней цены для различных видов посола рыбной продукции;
3. отсутствие сведений о проведении промежуточных операций. Например, применение норм естественной убыли по товарам, фактически не хранившимся на базе и кладовой т.е. промежуточные транзитные операции.
Арифметическая (счетная) проверка заключается в установлении правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм.
С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены как по горизонтальным строчкам (например, при умножении или сложении), так и по вертикальным (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной как в количественном, натуральном, так и стоимостном выражении). Она также позволяет установить правильность вычисления процентов, умножения количественных показателей на целостные и т.п.
Арифметически может быть проверена правильность обобщения данных первичных документов в регистрах бухгалтерского учета, а также правильность переноса данных из регистров бухгалтерского учета в бухгалтерскую отчетность.
С помощью названного приема могут быть выявлены следующие подлоги в первичных и сводных документах:
1. завышение или занижение итоговых сумм по горизонтальным и вертикальным строчкам (интеллектуальный подлог);
2. последующие дописки штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках (материальный подлог).
Применение арифметической проверки не требует от работников правоохранительных органов специальных бухгалтерских познаний для технической (счетной) работы с документами. Вместе с тем, существуют и определенные объективные ограничения использования названного метода. Они связаны, как показывает практика:
- во-первых, с использованием процентов, индексов, нормативов;
- во-вторых, с существующими в ряде случаев правилами выведения итоговых сумм (рубежных, нарастающим итогом и т. д.) в сводных, накопительных и иных документах;
- в-третьих, зачастую возникает необходимость применения счетных устройств (микрокалькулятора и др.).
С учетом этого очень часто техническая работа с документами при проведении счетной проверки является прерогативой специалиста.
Отличительной чертой всех трех рассмотренных методов является их простота в применении и высокая поисковая значимость при проведении проверок и ревизий. С их помощью юристы-практики и ревизоры могут из большого объема документов выявить наиболее сомнительные и подвергнуть их всесторонней и глубокой проверке.
Вместе с тем, подозреваемые лица с целью сокрытия следов хищений и иных злоупотреблений часто изготавливают подложные документы, которые по своему внешнему виду не отличаются от подлинных и внутренних противоречий не содержат. Подобного рода несоответствия выражаются иногда в виде противоречий в содержании нескольких взаимосвязанных документов.
2. Исследование несоответствий в содержании нескольких взаимосвязанных (сопряженных) документов осуществляется с помощью двух методов - встречной проверки и взаимного контроля.
Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.
Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают при внутренних операциях в разные подразделения одного предприятия, а при внешних операциях в разные организации. При этом наибольшее распространение имеют случаи неоприходования полученных в других организациях товарных и денежных средств, уменьшение количества полученных материальных ценностей путем подделки тех экземпляров документов, которые поступают в соответствующую организацию.
Применять названный метод целесообразно только в 2-х ситуациях:
1. когда преступники уничтожили только находящийся у них экземпляр документа, а в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;
2. когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, но все они сохранились.
Успех применения работником правоохранительного и контролирующего органа названного метода зависит от следующих обстоятельств:
- знания графика документооборота - сколько экземпляров того или иного документа составляется, кто его оформляет, проверяет, обрабатывает, дает разрешение на проведение операции, в какие подразделения или сторонние организации направляются соответствующие экземпляры, где хранятся и в течение какого-то периода;
- взаимодействия с работниками органов внутренних дел, находящихся в другом регионе и обслуживающих предприятия, где находятся представляющие интерес документы;
- наличия возможного сговора между работниками данного и иных предприятий, могущего привести к уничтожению документа или утрате следов преступления в нем.
Применение встречной проверки ограничивается в следующих ситуациях:
- бухгалтерские документы составляются в одном экземпляре (расходный кассовый ордер, карточка складского учета);
- подозреваемыми лицами совершен подлог во всех экземплярах одного и того же документа;
- особенности документооборота в отдельных отраслях экономики (например, на предприятиях бытового обслуживания населения - фотосалоны, ателье, прачечные один экземпляр документа (квитанции и др.) выдается на руки частным лицам безвозвратно.
Применение метода встречной проверки при полном отсутствии хотя бы некоторой информации о возможном событии преступления крайне затруднительно. Это предопределяет различную эффективность метода в случаях применения его ревизором по собственной инициативе или в процессе проведения им ревизии (проверки) по заданию правоохранительных органов.
В первом случае ревизор, чаще всего, подвергает встречной проверке только те документы, которые при внешнем осмотре показались ему «подозрительными». Лишь в редких случаях объектом проверки становятся другие документы, отобранные для этой цели с помощью анализа или методом случайной выборки. Во втором случае ревизор применяет встречную проверку целенаправленно, с ориентацией на материалы, полученные оперативным или следственным аппаратом.
Метод взаимного контроля. Его сущность заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.
Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы, а также документы оперативно-технического учета (весовой журнал, бракеражный журнал и др.). С его помощью решаются две основные задачи:
- выявляются подложные документы;
- определяется круг участников преступлений.
О наличии в документах подлога (как интеллектуального, так и материального) могут свидетельствовать две группы признаков, выявляемых взаимным контролем:
- отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке» документов);
- противоречия в содержании взаимосвязанных документов.
Данный метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время достаточно сложных в организационном и методическом плане. Сложность заключается в том, что он более трудоемкий и требует в ряде случаев сопоставления целого ряда взаимосвязанных документов. При осуществлении действий по проверке сведений о различных злоупотреблениях необходимо помнить о факторах, объективно влияющих на результативность метода:
- предварительное выдвижение версий о предмете преступного посягательства и способе его изъятия;
- ознакомление со спецификой движения ценностей в сфере материального производства или при осуществлении коммерческой, а также банковской деятельности;
- знание специфики документального оформления хозяйственных операций по движению материальных ценностей на каждом этапе, участке производства (заготовка, транспортировка, хранение, изготовление, сбыт и т. д.);
- реализация специфики документального оформления в виде графика документооборота на определенном предприятии (группе интересующих предприятий).
Содержание рассматриваемого метода в том, что работники правоохранительного или контролирующего органа идут «по следу» движения предмета преступного посягательства, будучи вооруженными знаниями о том, как в действительности должна протекать та или иная хозяйственная операция, какие документы должны при этом оформляться, выявляя при этом указанные ранее признаки. Соответственно этим двум признакам выделяют два вида методов взаимного контроля:
Метод взаимного контроля в зависимости от вида устанавливаемых признаков подлога | |||
Сквозной анализ документов- позволяет установить разрыв в «цепочке» документов | Комбинированный анализ документов- позволяет установить противоречия в содержании взаимосвязанных документов | ||
Прямой | Обратный | Полный | Локальный |
Проверка осуществляется от источника возникновения возможности изъятия ценностей к факту самого преступного изъятия виновными лицами | Проверка проводится от факта изъятия ценностей к источнику возникновения возможности совершения хищения | Предполагает поэтапный анализ всех связанных друг с другом документов, последовательно отражающих движение ценностей, и позволяет установить несоответствия по всей «цепочке» документов | Позволяет установить несоответствия документов в отдельном звене, применяется для выявления всего массива злоупотреблений, когда установлен конкретный алгоритм несоответствий |
1) сквозной анализ документов (прямой и обратный), позволяющий установить разрыв в «цепочке» документов;
2) комбинированный анализ имеющихся документов (полный и локальный), позволяющий установить противоречия в содержании взаимосвязанных документов и их целесообразном (для нужд практики) сочетании.
При прямом сквозном взаимном контроле необходимо начинать свою работу от источника возникновения возможности изъятия материальных ценностей и денежных средств к факту самого преступного изъятия вверенного имущества конкретными виновными лицами.
Наиболее часто работники правоохранительных органов (прежде всего ОБЭП) используют в своей работе второй варианта метода взаимного контроля (от изъятия к источнику) документов, прямо либо косвенно отображающих ту или иную хозяйственную операцию.
Что касается комбинированного взаимного контроля, то его применение обусловлено, прежде всего, возможностью первоочередного ознакомления с той или иной группой документов, а также соответствующей подготовкой работника ОВД в области бухгалтерского учета и контроля. Полный или сплошной комбинированный контроль предполагает поэтапный анализ всех сопряженных (непосредственно связанных друг с другом) документов, последовательно отражающих (прямо или косвенно) движение материальных ценностей на определенном этапе и позволяющих установить несоответствия по всей цепочке документов. Локальный же или выборочный взаимный контроль позволяет установить в каком-либо отдельном звене сопряжение документов.
Выбор одной из четырех разновидностей взаимного контроля либо их целесообразного сочетания зависит отконкретной практической ситуации. Локальный взаимный контроль применяется работниками правоохранительных органов и ревизионных аппаратов для выявления всего массива фактов злоупотреблений, когда установлен конкретный вид (алгоритм) несоответствий.
Следует, однако, заметить, что и сквозной, и сопряженный метод взаимного контроля документов иногда может не сработать, когда основная «цепочка» документов оказалась полностью подложной. В этом случае целесообразно исследовать «круг» документов, отражающих какую-либо одну хозяйственную операцию на определенном производственном участке, составляющем часть рабочего цикла. При этом информацию можно получить не только в учетных регистрах, но и различных документах оперативно-технологического и чернового учета.
Преимущество метода взаимного контроля документов наиболее ярко проявляется при обнаружении признаков групповой, в том числе и организованной преступности, а также носящей межрегиональный и межотраслевой характер.
В связи с общественным разделением труда и его специализацией у преступников нередко возникает необходимость обращения к определенным категориям работников с целью реализации своих корыстных замыслов. В результате происходит их вовлечение в преступную деятельность, и совершение правонарушений становится возможным в результате интеграции усилий членов преступных сообществ. В действующих довольно продолжительное время группах возникает определенная ролевая специализация, обусловленная социальным и должностным положением в обществе. Работника органов дознания и следствия должна интересовать, прежде всего, занимаемая должность, поскольку зачастую именно официальная служебная деятельность тех или иных категорий работников может оставить следы в учетном процессе, находящие свое проявление в виде материализованных (посредством совершения различных подлогов в документах) признаков правонарушений.
Взаимный контроль применяется также при обнаружении межрегиональных и межотраслевых преступлений, когда преступная деятельность связана с выполнением работниками различных предприятий, учреждений и организаций своих обязанностей в другой местности при сбыте или закупке похищенного за пределами данного региона.
Метод взаимного контроля документов решает еще одну довольно важную задачу, а именно - задачу моделирования утраченного или искаженного документа. Сопоставляя различные документы, можно построить модель документа в первоначальном (первозданном) виде, который может служить источником информации о содержащихся в нем сведениях.
Посредством создания модели документа можно установить:
- действительное содержание документа со всеми его реквизитами;
- какие реквизиты документа побудили преступников его уничтожить или фальсифицировать;
- какие следы хозяйственной операции, указанной в утраченном или искаженном документе, могут найти отражение в иных носителях информации («цепочка» и «круг» документов).
В связи с этим можно проводить более целенаправленную работу по установлению фактов злоупотреблений и изучению круга лиц, причастных к их совершению.
Факторы, влияющие на эффективность применения взаимного контроля:
- Предварительное выдвижение версий о предмете преступного посягательства и способе его изъятия.
- Ознакомление со спецификой движения ценностей в сфере материального производства, при осуществлении коммерческой или банковской деятельности.
- Знание специфики документального оформления хозяйственных операций по движению материальных ценностей на каждом этапе, участке производства (транспортировке, хранении, изготовлении, сбыте и т.д.).
- Реализация специфики документального оформления в виде графика документооборота в определенной организации.
1.3. Отклонения от обычного порядка движения ценностей и выполнения хозяйственных операций, нашедшие свое отражение в данных учета, устанавливаются посредством следующих методов: восстановление учетных записей по документам (его частные случаи восстановление количественного учета, контрольное сличение остатков), обратная калькуляция (пересчет готовых изделий по документам в исходное сырьё, хронологический анализ, сравнительный анализ).
Восстановление учетных записей на основе документов целесообразно осуществлять в следующих случаях:
- при запущенности бухгалтерского (синтетического или аналитического) либо оперативно-технического (чаще всего складского, объектового) учета;
- при умышленном или случайном уничтожении регистров бухгалтерского и оперативного учета (разумеется, если не уничтожена первичная документация);
- когда первичная документация имеется в полном объеме, однако аналитический учет не велся в целях сокращения учетной работы (например, на производстве предприятий общественного питания) или в связи с особыми правилами и условиями документального оформления некоторых хозяйственных операций (строительство, розничная торговая сеть);
- при наличии достоверных данных о подложности записей в аналитическом учете.
Частными приемами восстановления учетных записей являются восстановление количественного учета и контрольное сличение остатков.
Восстановление количественного (количественно-сортового) учета может быть использовано при проведении документальной ревизии в любой отрасли экономики, но чаще всего этот метод применяется на предприятиях торговли и общественного питания (склады, оптовые базы, магазины, рестораны, столовые и т.п.).
Возможно сплошное или выборочное восстановление количественного учета. В первом случае восстанавливается вся картотека, во втором - проверяется движение отдельных видов товара. На практике сплошное восстановление количественного учета требует больших затрат времени и к нему прибегают лишь в необходимых случаях.
В некоторых организациях (предприятиях общественного питания, складах) все приходные и расходные операции с материальными ценностями оформляются первичными документами, но вторичный бухгалтерский учет ведется лишь в суммарном денежном выражении. Отсутствие количественно-суммового бухгалтерского учета, т. е. учета движения товаров в количественном и денежном выражении по отдельным наименованиям и сортам, способствует сокрытию злоупотреблений, при которых в результате подлогов в первичных документах изменяются данные о реальном движении отдельных ценностей, но общая сумма стоимости товаров подгоняется под действительную.
Т