Наш исследуемый материал подтверждает, что для рассматриваемых форм доминирующей является функция сказуемого в предложении. На это указывают и данные «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой» [25]:
Прыг, в знач. сказ. (разг.) Прыгнул
Юрк, в знач. сказ. (разг.) Юркнул
Хлоп, в знач. сказ. (разг) 1, Хлопнул. 2. Хлопнулся.
Например:
Вольронд вытянул его [Пивинского] из угла - хрясь, по зубам («Из тупика». Т.1, с. 36).
Отбросив костыли, девица - бух на колени: «Я и сама чувствую, - запищала она, ползая по траве, - что я не от себя, а лишь загадочное орудие чужой судьбы, которая должна очень тесно переплестись с судьбой моей.» («Нечистая сила», с. 83).
Кабинет-министр подошел к поэту и сразу - тресь его в ухо кулаком («Слово и дело». Т.1, с. 467).
Румянцев кулаком по столу - тресь, велел баталъно: «А ну! Пересесть вперемешку!» («Фаворит». Книга первая, с. 294).
Использование в предложениях глагольно-междометных форм в качестве сказуемых придает высказываниям особую экспрессивность.
Особенностью данных форм является невозможность их употребления с отрицанием.
Шарах ядрами по воротам замка, и они сорвалисъ с петель («Душистая симфония жизни». «Воин метеору подобный», с. 111).
Я сумел бежать из форта Сикхамори, оттуда людей выносят только пятками вперед… бултых - в море! («Под шелест знамен», с. 176).
Капитанша яйцом ему в лоб - тресь (баба смелая): «Ишо он мне хвосты трепать будет!» («Слово и дело». Т.1, с. 286).
Глагольно-междометные формы употребляются также и в односоставных предложениях: определенно-личных, неопределенно-личных, безличных. Важнейшими условиями для функционирования подобных образований в качестве сказуемого выше перечисленных типов предложений являются либо их соотносительность с глаголами обычной формы в составе одного и того же односоставного предложения, либо окружающий контекст, либо оказывает влияние сама структура предложения.
Примеры определенно-личных предложений:
Отколешь кусок с полпуда, прижмешь к себе и тащишь до моря. Бултых! А оно [сталагмиты] не тонет… («Мальчики с бантиками», с. 416).
Что-то черное завиднелось… А-а, это кормится тюлень, рылом разрыхляя залежи природной ракуши. Вот ползет, вся в иголках, пемзопористая звезда. Хвать ее! Теперь наверх… («Мальчики с бантиками», с. 360).
Примеры неопределенно-личных предложений:
Самое удобное винцо: когда язык лыка не вяжет, промычишь только - м-м-м-; и тебе сразу над ухом - хлоп пробочкой! («На задворках Великой империи». Книга вторая, с. 61).
Бутылки тоже пошли в дело: по черепу тебе - трах - только осколки брызнут… («Из тупика». Т.1, с. 51).
Сунет иная девка нос за ворота, тут ее - хвать, и увезут («Слово и дело». Т.1, с.З71).
Среди конструкций с двумя глаголами А.А. Шахматов указывал на наличие безличных предложений, сказуемое которых выражено глагольно-междометными формами: «А Пронюшка стала ставить пироги - хроп! А вон видать гостей (т.е. «стукнуло», «зашумело» - примечание А.А. Шахматова» [41, с. 113]. В качестве примеров приведем следующие предложения:
А тут - шарах! - и через день я проснулся уже на флоте… («Мальчики с бантиками», с. 370),
«Молния как фукнет с небес - будто, язва, из пушки прицелилась. От алтаря божиего - пырх! - и одни головешки остались. Людей пожгло» («Слово и дело». Т.2, с. 72).
Глагольно-междометные формы в данных конструкциях употребляются в функции сказуемого безличного предложения, которое поясняется последующим предложением в составе сложного. Таким образом, в данных примерах безличное предложение выражает действие, результат которого ясен из последующего предложения, то есть между ними устанавливаются «результативно-пояснительные отношения» [4, с. 16-17]. Как правило, подобное безличное предложение препозитивно по отношению к результативно-пояснительному, что подтверждается и приведенными примерами.
Употребление подобных типов односоставных предложений делает повествование более динамичным, так как все внимание сосредотачивается на действии. Использование в предложениях глагольно-междометных форм в качестве сказуемых придает высказываниям особую экспрессивность.
От односоставных предложений следует отличать неполные предложения, в которых подлежащее легко восполняется из контекста или подсказывается формой и значением наличных членов или ситуацией.
Например:
«Жулики! - сказал Иконников. И червонец перед собой - тресь («На задворках Великой империи». Книга вторая, с. 165).
Возвращаясь уже не строем, а гурьбой. Кто-то из матросов нагнулся, подкинул на руке булыжник и сказал: «А чего тут думать?» - И дрызь по стеклам витрины! («Из тупика». Т.1, с. 104).
Англичане проснулись ровно в семь. Кажется, они даже не позавтракали. А сразу - шарах! - по туркам из главного колибра («Из тупика». Т. 1, с. 26).
Всех покойников божедомы тащили прямо на столы. «Сорок сороков!» - скажут и шлепнут на доски…» Сорок сороков!» - кувырк и шлеп на доски… («Слово и дело». Т.1, с. 259). Евдокия на него (Яшку Шишкова) залюбовалась, старое счастье вспомнив, и он тот взгляд перехватил. Карету перед ней - хлесть («Слово и дело». Т.1, с. 415).
Примеры иллюстрируют достаточно широкое распространение неполных предложений, подлежащее которых опускается в силу того, что оно уже было названо в предыдущих предложениях.
Глагольно-междометные формы, соотносительные с деепричастиями, совмещают функцию второстепенного сказуемого с функцией обстоятельства.
Например:
Ссыльный врач вытянул руку и - дерг, дерг пальцем: подзывал к себе («На задворках Великой империи». Книга вторая, с. 148).
И снова - цок-цок, цок-цок - ушел во тьму по камням кремлевским («Слово и дело». Т.1, с. 217).
Худенький подросток на высоких каблуках - дрыг-дрыг! - она (девочка) ходила по дворцам вприпрыжку, и аравы в чалмах двери перед ней растворяли («Слово и дело». Т.1, с. 436).
Следует отметить и интонационные особенности в употреблении данных слов. Каждое из них является в предложении центральным, производится подчеркнуто, с особой силой и повышением тона.
Таким образом, рассматриваемые нами образования обычно употребляются в качестве сказуемого двусоставных предложений, однако они встречаются и в односоставных предложениях.
Заключение
Анализ рассмотренного материала позволяет сделать ряд выводов:
. Данные формы являются своеобразными формами глагола, имеющими ярко выраженную экспрессивную окраску.
. Основному лексическому значению подобных слов сопутствует большинство грамматических категорий, присущих глаголу, однако выражаются они аналитически и находятся в зависимости от контекста.
. Для рассматриваемых нами форм является функция сказуемого в предложении.
Все это подтверждает мысль о том, что данные формы входят в систему глагола.
Глагольно-междометные формы играют в речи очень важную роль. Подобные образования, в отличие от обычных глаголов «образнее, ярче выражают оттенок мгновенно-внезапного действия, передавая его быстроту» [43, с. 136].
Показательны и интересны особенности их употребления в языке произведений В. Пикуля. Необыкновенная живость изложения, яркая эмоциональная окрашенность, характерные доля романов этого писателя, во многом обязаны и рассматриваемыми нами формами.