Методы сбора эмпирической информации в социологии.




Социологическое исследование как познавательный процесс.

Понятие и функции СИ.

Социологическое исследование (СИ) – 1. Система теоретических и и эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте; 2. Исследование, проводимое с целью решения конкретной социальной проблемы; 3. Система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью.

Виды СИ.

2.1. По цели и направленности: теоретическое СИ; теоретико-практическое; практико-теоретическое; практическое.

2.2. По глубине изучаемой проблемы: разведывательное (пилотажное, зондажное); описательное; аналитическое.

2.3. По состоянию объекта: одноразовые; повторные.

2.4. По количеству обследованных: монографические СИ; сплошные; выборочные.

Этапы СИ.

3.1. Подготовительный: обсуждение вопросов СИ с заказчиком, разработка программы СИ, разработка организационного плана исследования.

3.2. Полевой этап: решение организационно-технических проблем, инструктаж интервьюеров и опросной сети, сбор информации разными методами, контроль за работой интервьюеров.

3.3. Обработка собранной информации: выбраковка анкет, кодировка и ремонт выборки, ввод информации, вычислительные операции.

3.4. Анализ информации, подготовка и написание итоговых документов: работа с таблицами, проверка гипотез и качественный анализ информации, написание текстов.

Итоговые документы:

В пилотажном исследовании – информация/ информационная справка (информация в цифрах без комментариев и интерпретации);

В описательном исследовании – информационная записка (не только линейное распределение по вопросам, но и описание цифрового материала, возможно использование группировок и сопоставлений и их анализа для решения задач исследования);

В аналитическом исследовании – аналитическая записка (линейное распределение+ группировки + анализ их + рекомендации!!!, т.е. выводы и обоснование путей решение проблемы, предложения экспертов и исследователей).

Основные требования, предъявляемые к итоговым документам:

1. Четкость изложения;

2. Логичность структуры;

3. Доступность языка;

4. Наглядность и выразительность таблиц и графиков.

Программирование СИ.

Программа СИ – научный документ, в котором содержится методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта.

Структура программы:

1 раздел – методологический – включает: введение (актуальность + вид исследования), проблема + формулировка проблемной ситуации, объект и его предварительный анализ, предмет и его предварительный анализ, цель и задачи СИ, гипотезы СИ (рабочие), основные понятия, их интерпретация и операционализация.

2 раздел – методико-процедурный – включает: описание выборочной совокупности + ее расчет, процедуры сбора-обработки-анализа информации, стратегический план исследования.

 

Методы сбора эмпирической информации в социологии.

Метод – совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности, способ достижения действительности.

 

1. Социологический эксперимент (СЭ).

1.1 Определение СЭ

Эксперимент – это метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за объектом, который изменяется под воздействием определенных факторов, подконтрольных экспериментатору. К СЭ применимы все черты, принципы эксперимента для изучения социальных объектов. Социальный объект – это группы, коллективы, отобранные по определенному признаку. Используется редко, если есть возможность применить другой метод или методы, то его не применяют.

Никогда не используется в ОСИ, так как требует много времени, непредсказуем по результатам, содержит этический аспект.

Цель СЭ – определить наличие зависимости, тип зависимости и ее степень.

1.2 Виды СЭ

По специфике поставленной задачи: научно-исследовательский, практический

По характеру логической структуры: параллельный, последовательный

По характеру экспериментальной ситуации: лабораторные, полевые

Квази-эксперимент и эксп-пост-факто

Чистый эксперимент – тот, в котором участники не знают о его проведении.

2. Социологическое наблюдение (СН)

2.1 Определение СН

СН - научный метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте, основанный на непосредственном восприятии и регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения исследования.

Преимущества метода: неконтактный метод (возможность избежать искажения информации, отсутствие проблемы понимания), дает возможность реагировать на одни факты и не принимать другие, можно собрать объективную информацию.

Недостатки метода: корректирующее воздействие наблюдателя и оценка в восприятии, избирательность в фиксации, сложность обработки, частный характер, невозможность повторения события.

2.2. Классификация СН

2.2.1 Неконтролируемое и контролируемое

2.2.2 Структурированное и неструктурированное

2.2.3 Оперативное

2.2.4 Систематическое и случайное

2.2.5 Полевое и лабораторное

2.2.6 Включенное (открытое и скрытое) и невключенное

2.3 Документы СН

Дневник наблюдения - методический документ для фиксации результатов наблюдения как в формализованном, так и в неформализованном виде.

Карточка - методический документ для регистрации всех признаков в строго формализованном виде.

2.4 Этапы СН

1. Подготовительный: разработка программы, составление сетевого графика работ, проектирование инструментария, пилотаж инструментария, разработка программы анализа, разработка инструкции и обучение наблюдателей 2. Оперативный сбор данных 3. Контроль работы наблюдателей 4. Результирующий этап: обработка результатов, получение статистических данных, анализ результатов, написание итогового отчета.

 

 

3. Анализ документов в СИ

Документ – фиксированная информация о фактах, явлениях, закрепленная на специальном материале и представляющая научный интерес.

Методы анализа документов:

1. Качественный – изучение документов на понимание. Включает чтение, понимание, интерпретацию содержания. Аспекты качественного анализа:

1.1 Критика со стороны: определить степень достоверности документа, авторство, дату создания, его теоретическое и семантическое значения.

1.2 Критика изнутри: проверить достоверность сообщаемых фактов.

1.3 Синтез – выяснить главное. Определить мотивы и ценности автора.

1.4 Прогнозы и рекомендации.

Правила проведения качественного анализа:

- необходимо различать описание и оценку события;

- выяснить целевую установку создания документа;

- выяснить, как получена первичная информация;

- проверять подлинность информации.

2. Количественный анализ – контент-анализ – количественный подсчет определенных единиц текста.

Контент-анализ – анализ содержания массовых совокупностей текста с использованием формализованного наблюдения. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Имеются стандартные правила поиска изучаемых характеристик текста. Применяется как самостоятельный метод. А также в комплексе с другими методами как вспомогательный или контрольный.

Принципы контент-анализа: восхождение от текста к внетекстовой реальности, научная строгость.

Процедура контент-анализа.

После того, как сформулирована проблема, цель, задачи и гипотезы исследования, социологами определяются категории контент-анализа (наиболее общие и ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам и отражающие определенные социальные идеи). Категории контент-анализа служат в качестве тем, отраженных в операциональных понятиях.

Далее следует выбор единиц анализа, т.е. элементов содержания текста, служащих индикатором интересующих исследователя явлений, например, суждение, темы, авторы.

Для правильного истолкования единицы анализа выбираются контекстуальные единицы, в пределах которых исследуется наличие или отсутствие единиц анализа, например, для единицы анализа «слово» контекстуальной единицей является предложение.

Затем устанавливаются единицы счета – количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее распространенными единицами счета выступают: 1. Временные и пространственные характеристики документов (количество строк, площадь с см2 , минуты вещания и другое) 2. Частота или интенсивность проявления признаков в документе.

Инструментом проведения контентного исследования является таблица контент-анализа, т.е. документ, в котором упорядочены категории анализа. Еще одна таблица (кодировальная матрица) составляется в соответствии с таблицей контент-анализа для регистрации единиц анализа.

 

Наиболее распространенным методом является опрос.

4. Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Преимущества метода:

· Массовость

· Репрезентативность

· Универсальность (нет тех проблем, которые нельзя изучить этим методом)

· Оперативность

· Легкая организация

· Относительная дешевизна

· Доступность

Недостатки метода:

· Ответы респондента во многом зависят от вариантов выбора, предложенных социологом

· На качество опроса влияет качество выборки

· На качество информации влияют факторы, связанные с личностью респондента - количество знаний у респондента, его компетентность, уровень образования, память, отношение к проблеме, отношение к социологу, защитные реакции,

· На качество информации оказывает влияние «эффект интервьюера» + присутствие других лиц в процессе опроса, время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, нарушение правил проведения опроса.

Компоненты опроса: социолог, анкетер, опросный лист (инструментарий), респондент.

Цель опроса – получить информацию о состоянии общественного мнения в форме высказываний респондентов относительно вопросов, ответы используются как индикаторы состояния проблемы.

Виды опросов

1. По способу получения информации: анкетный опрос, социологическое интервью, экспертный опрос, социометрический опрос.

2. По степени охвата генеральной совокупности: сплошной и выборочный опрос.

3. По процедуре проведения: индивидуальный и групповой.

4. По форме проведения: устный и письменный

5. По способу коммуникации: контактный (интервью) и бесконтактный (почтовый, прессовый)

6. По уровню стандартизации процедур: нестандартизированный, частично стандартизированный, строго стандартизированный.

7. По частоте проведения: разовый и многоразовый / повторный.

Анкетный опрос (АО)

- метод сбора социологической информации, характеризуется письменной формой ответов респондента на поставленные и жестко фиксированные вопросы при личном непосредственном или опосредственном заочном способе взаимодействия социолога и респондента.

Преимущества: высокая степень анонимности, оперативный способ сбора информации.

Недостатки: преобладание количественных методов, ограничение информации о качественных характеристиках изучаемых событий или явлений, необходимость ограничивать количество вопросов, существуют пропуски в ответах, низкий процент возврата анкет при некоторых видах опросах, проблема непонимания вопросов респондентами.

Виды анкетного опроса:

По составу аудитории: индивидуальный и групповой

По масштабу исследуемых проблем: широкие – большой круг проблем, опрос-молния (экспресс-опрос) – содержит 5-7 вопросов.

В зависимости от темы: АО событийного характера, АО по ценностным ориентациям, АО хронометраж

По месту проведения: по месту жительства и по месту производства / работы/ учебы

По способу распространения анкет: почтовый, прессовый, интернет-опросы, раздаточный (опрос прямой – при анкетере, заочный – процесс заполнения происходит в отсутствии анкетера).

Анкета – упорядоченный ряд вопросов, связанных с целями и задачами исследования.

Структура анкеты:

1.вводная часть – обращение к респонденту

2.основной блок вопросов

3.демографический блок/паспортичка – возраст, пол, образование, профессия, место жительства и др.

Классификация вопросов в анкете:

По цели постановки вопросов:

1. Содержательные

1.1. о событиях, известных респонденту;

1.2. о поведении респондента;

1.3. о фактах сознания – мнения, пожелания, суждения, планы;

1.4. о социально-демографических характеристиках респондентов)

2. Функциональные

2.1. контрольные вопросы, или вопросы-ловушки. Не должны ставиться сразу после контролируемых вопросов

2.2 вопросы-фильтры

2.3 функционально-психологические, или буферные вопросы – вопросы, позволяющие сделать плавный переход от одной тематики к другой, вводные вопросы

По форме:

Ø закрытые – альтернативные (выбор нескольких вариантов), неальтернативные (можно выбрать только один вариант ответа)

Ø открытые

Ø полуоткрытые

По композиции:

Ø прямые вопросы

Ø косвенные вопросы

По функциям:

Ø основные – направлены на сбор информации об изучаемом явлении

Ø неосновные – направлены на поиск адресата основных вопросов. К ним относятся: вопросы-фильтры и контрольные вопросы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: