Социологическое исследование как познавательный процесс.
Понятие и функции СИ.
Социологическое исследование (СИ) – 1. Система теоретических и и эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте; 2. Исследование, проводимое с целью решения конкретной социальной проблемы; 3. Система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью.
Виды СИ.
2.1. По цели и направленности: теоретическое СИ; теоретико-практическое; практико-теоретическое; практическое.
2.2. По глубине изучаемой проблемы: разведывательное (пилотажное, зондажное); описательное; аналитическое.
2.3. По состоянию объекта: одноразовые; повторные.
2.4. По количеству обследованных: монографические СИ; сплошные; выборочные.
Этапы СИ.
3.1. Подготовительный: обсуждение вопросов СИ с заказчиком, разработка программы СИ, разработка организационного плана исследования.
3.2. Полевой этап: решение организационно-технических проблем, инструктаж интервьюеров и опросной сети, сбор информации разными методами, контроль за работой интервьюеров.
3.3. Обработка собранной информации: выбраковка анкет, кодировка и ремонт выборки, ввод информации, вычислительные операции.
3.4. Анализ информации, подготовка и написание итоговых документов: работа с таблицами, проверка гипотез и качественный анализ информации, написание текстов.
Итоговые документы:
В пилотажном исследовании – информация/ информационная справка (информация в цифрах без комментариев и интерпретации);
В описательном исследовании – информационная записка (не только линейное распределение по вопросам, но и описание цифрового материала, возможно использование группировок и сопоставлений и их анализа для решения задач исследования);
|
В аналитическом исследовании – аналитическая записка (линейное распределение+ группировки + анализ их + рекомендации!!!, т.е. выводы и обоснование путей решение проблемы, предложения экспертов и исследователей).
Основные требования, предъявляемые к итоговым документам:
1. Четкость изложения;
2. Логичность структуры;
3. Доступность языка;
4. Наглядность и выразительность таблиц и графиков.
Программирование СИ.
Программа СИ – научный документ, в котором содержится методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта.
Структура программы:
1 раздел – методологический – включает: введение (актуальность + вид исследования), проблема + формулировка проблемной ситуации, объект и его предварительный анализ, предмет и его предварительный анализ, цель и задачи СИ, гипотезы СИ (рабочие), основные понятия, их интерпретация и операционализация.
2 раздел – методико-процедурный – включает: описание выборочной совокупности + ее расчет, процедуры сбора-обработки-анализа информации, стратегический план исследования.
Методы сбора эмпирической информации в социологии.
Метод – совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности, способ достижения действительности.
1. Социологический эксперимент (СЭ).
1.1 Определение СЭ
Эксперимент – это метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за объектом, который изменяется под воздействием определенных факторов, подконтрольных экспериментатору. К СЭ применимы все черты, принципы эксперимента для изучения социальных объектов. Социальный объект – это группы, коллективы, отобранные по определенному признаку. Используется редко, если есть возможность применить другой метод или методы, то его не применяют.
|
Никогда не используется в ОСИ, так как требует много времени, непредсказуем по результатам, содержит этический аспект.
Цель СЭ – определить наличие зависимости, тип зависимости и ее степень.
1.2 Виды СЭ
По специфике поставленной задачи: научно-исследовательский, практический
По характеру логической структуры: параллельный, последовательный
По характеру экспериментальной ситуации: лабораторные, полевые
Квази-эксперимент и эксп-пост-факто
Чистый эксперимент – тот, в котором участники не знают о его проведении.
2. Социологическое наблюдение (СН)
2.1 Определение СН
СН - научный метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте, основанный на непосредственном восприятии и регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения исследования.
Преимущества метода: неконтактный метод (возможность избежать искажения информации, отсутствие проблемы понимания), дает возможность реагировать на одни факты и не принимать другие, можно собрать объективную информацию.
Недостатки метода: корректирующее воздействие наблюдателя и оценка в восприятии, избирательность в фиксации, сложность обработки, частный характер, невозможность повторения события.
|
2.2. Классификация СН
2.2.1 Неконтролируемое и контролируемое
2.2.2 Структурированное и неструктурированное
2.2.3 Оперативное
2.2.4 Систематическое и случайное
2.2.5 Полевое и лабораторное
2.2.6 Включенное (открытое и скрытое) и невключенное
2.3 Документы СН
Дневник наблюдения - методический документ для фиксации результатов наблюдения как в формализованном, так и в неформализованном виде.
Карточка - методический документ для регистрации всех признаков в строго формализованном виде.
2.4 Этапы СН
1. Подготовительный: разработка программы, составление сетевого графика работ, проектирование инструментария, пилотаж инструментария, разработка программы анализа, разработка инструкции и обучение наблюдателей 2. Оперативный сбор данных 3. Контроль работы наблюдателей 4. Результирующий этап: обработка результатов, получение статистических данных, анализ результатов, написание итогового отчета.
3. Анализ документов в СИ
Документ – фиксированная информация о фактах, явлениях, закрепленная на специальном материале и представляющая научный интерес.
Методы анализа документов:
1. Качественный – изучение документов на понимание. Включает чтение, понимание, интерпретацию содержания. Аспекты качественного анализа:
1.1 Критика со стороны: определить степень достоверности документа, авторство, дату создания, его теоретическое и семантическое значения.
1.2 Критика изнутри: проверить достоверность сообщаемых фактов.
1.3 Синтез – выяснить главное. Определить мотивы и ценности автора.
1.4 Прогнозы и рекомендации.
Правила проведения качественного анализа:
- необходимо различать описание и оценку события;
- выяснить целевую установку создания документа;
- выяснить, как получена первичная информация;
- проверять подлинность информации.
2. Количественный анализ – контент-анализ – количественный подсчет определенных единиц текста.
Контент-анализ – анализ содержания массовых совокупностей текста с использованием формализованного наблюдения. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
Имеются стандартные правила поиска изучаемых характеристик текста. Применяется как самостоятельный метод. А также в комплексе с другими методами как вспомогательный или контрольный.
Принципы контент-анализа: восхождение от текста к внетекстовой реальности, научная строгость.
Процедура контент-анализа.
После того, как сформулирована проблема, цель, задачи и гипотезы исследования, социологами определяются категории контент-анализа (наиболее общие и ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам и отражающие определенные социальные идеи). Категории контент-анализа служат в качестве тем, отраженных в операциональных понятиях.
Далее следует выбор единиц анализа, т.е. элементов содержания текста, служащих индикатором интересующих исследователя явлений, например, суждение, темы, авторы.
Для правильного истолкования единицы анализа выбираются контекстуальные единицы, в пределах которых исследуется наличие или отсутствие единиц анализа, например, для единицы анализа «слово» контекстуальной единицей является предложение.
Затем устанавливаются единицы счета – количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее распространенными единицами счета выступают: 1. Временные и пространственные характеристики документов (количество строк, площадь с см2 , минуты вещания и другое) 2. Частота или интенсивность проявления признаков в документе.
Инструментом проведения контентного исследования является таблица контент-анализа, т.е. документ, в котором упорядочены категории анализа. Еще одна таблица (кодировальная матрица) составляется в соответствии с таблицей контент-анализа для регистрации единиц анализа.
Наиболее распространенным методом является опрос.
4. Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Преимущества метода:
· Массовость
· Репрезентативность
· Универсальность (нет тех проблем, которые нельзя изучить этим методом)
· Оперативность
· Легкая организация
· Относительная дешевизна
· Доступность
Недостатки метода:
· Ответы респондента во многом зависят от вариантов выбора, предложенных социологом
· На качество опроса влияет качество выборки
· На качество информации влияют факторы, связанные с личностью респондента - количество знаний у респондента, его компетентность, уровень образования, память, отношение к проблеме, отношение к социологу, защитные реакции,
· На качество информации оказывает влияние «эффект интервьюера» + присутствие других лиц в процессе опроса, время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, нарушение правил проведения опроса.
Компоненты опроса: социолог, анкетер, опросный лист (инструментарий), респондент.
Цель опроса – получить информацию о состоянии общественного мнения в форме высказываний респондентов относительно вопросов, ответы используются как индикаторы состояния проблемы.
Виды опросов
1. По способу получения информации: анкетный опрос, социологическое интервью, экспертный опрос, социометрический опрос.
2. По степени охвата генеральной совокупности: сплошной и выборочный опрос.
3. По процедуре проведения: индивидуальный и групповой.
4. По форме проведения: устный и письменный
5. По способу коммуникации: контактный (интервью) и бесконтактный (почтовый, прессовый)
6. По уровню стандартизации процедур: нестандартизированный, частично стандартизированный, строго стандартизированный.
7. По частоте проведения: разовый и многоразовый / повторный.
Анкетный опрос (АО)
- метод сбора социологической информации, характеризуется письменной формой ответов респондента на поставленные и жестко фиксированные вопросы при личном непосредственном или опосредственном заочном способе взаимодействия социолога и респондента.
Преимущества: высокая степень анонимности, оперативный способ сбора информации.
Недостатки: преобладание количественных методов, ограничение информации о качественных характеристиках изучаемых событий или явлений, необходимость ограничивать количество вопросов, существуют пропуски в ответах, низкий процент возврата анкет при некоторых видах опросах, проблема непонимания вопросов респондентами.
Виды анкетного опроса:
По составу аудитории: индивидуальный и групповой
По масштабу исследуемых проблем: широкие – большой круг проблем, опрос-молния (экспресс-опрос) – содержит 5-7 вопросов.
В зависимости от темы: АО событийного характера, АО по ценностным ориентациям, АО хронометраж
По месту проведения: по месту жительства и по месту производства / работы/ учебы
По способу распространения анкет: почтовый, прессовый, интернет-опросы, раздаточный (опрос прямой – при анкетере, заочный – процесс заполнения происходит в отсутствии анкетера).
Анкета – упорядоченный ряд вопросов, связанных с целями и задачами исследования.
Структура анкеты:
1.вводная часть – обращение к респонденту
2.основной блок вопросов
3.демографический блок/паспортичка – возраст, пол, образование, профессия, место жительства и др.
Классификация вопросов в анкете:
По цели постановки вопросов:
1. Содержательные
1.1. о событиях, известных респонденту;
1.2. о поведении респондента;
1.3. о фактах сознания – мнения, пожелания, суждения, планы;
1.4. о социально-демографических характеристиках респондентов)
2. Функциональные
2.1. контрольные вопросы, или вопросы-ловушки. Не должны ставиться сразу после контролируемых вопросов
2.2 вопросы-фильтры
2.3 функционально-психологические, или буферные вопросы – вопросы, позволяющие сделать плавный переход от одной тематики к другой, вводные вопросы
По форме:
Ø закрытые – альтернативные (выбор нескольких вариантов), неальтернативные (можно выбрать только один вариант ответа)
Ø открытые
Ø полуоткрытые
По композиции:
Ø прямые вопросы
Ø косвенные вопросы
По функциям:
Ø основные – направлены на сбор информации об изучаемом явлении
Ø неосновные – направлены на поиск адресата основных вопросов. К ним относятся: вопросы-фильтры и контрольные вопросы