Шри Чайтанья Глава 2, Часть 2 – Благочестивая деятельность.




 

Назначение человека после смерти определяется его поступками. Человек, занятый благочестивой деятельностью на благо общества, после смерти достигает райских планет этой вселенной, а человек, совершающий греховные поступки, отправляется страдать на адские планеты. То есть поступки, ведущие к райским наслаждениям, называются благочестивыми, а поступки, ведущие к адским страданиям, называются греховными. Законы, поощряющие благочестивые поступки и противостоящие греховным, – это правила, связанные с жизнью после смерти. В любой благочестивой, или предписанной, деятельности существенным фактором является вера человека, которая формируется под преобладающим влиянием одной из стихий материальной природы: добродетели, страсти или невежества. Эта вера может сопровождаться или склонностью к мирским наслаждениям, или к отречению от мира. Люди, находящиеся на самом низком уровне духовного развития, склонны к мирским наслаждениям. Более продвинутые имеют склонность и к тому, и к другому. Наиболее возвышенные посвящают себя отречению от мира. Люди, находящиеся под влиянием стихии добродетели, поклоняются только Богу. Поскольку преданный движим неэгоистическими мотивами, он совершает лишь те поступки, которые ведут его к достижению духовной цели. В «Бхагавад Гите» Господь Кришна сказал, что мудрый человек должен совершать только те поступки, которые благоприятны для развития преданности, и отвергать неблагоприятные.

В наших попытках представить краткий анализ благочестия и греха чрезвычайно трудно дать систематическую классификацию. Некоторые мудрецы подразделяли благочестие и грех в соответствии с физическим, психологическим, социальным и духовным аспектами жизни человека. Другие рассматривали благочестие и грех как проявляющиеся в поступках, мыслях и словах. Третьи разделяли их на физические, чувственные и мысленные. Однако все эти классификации небезупречны. В данной работе они будут просто разделены на две группы: изначальное благочестие (относящееся к истинной природе живого существа) и обусловленное благочестие (относящееся к временному материальному телу).

Верность, правдивость, чистота, дружелюбие, честность и теплота – это благочестивые качества первой категории, так как относятся к истинной природе живого существа, являясь его вечными украшениями. В обусловленном состоянии эти естественные качества души становятся более грубыми, и их называют благочестием. Остальные благочестивые качества называются обусловленными, поскольку они возникают лишь в обусловленном состоянии живого существа. В освобожденном состоянии они не нужны.

Грех не является фактором, неизменно присущим живому существу, проявляясь лишь в его обусловленном состоянии. Некоторые из негативных качеств вступают в конфликт с естественными благочестивыми качествами. Это следующие негативные качества: ненависть, лживость, жестокость, похоть, зависть, несправедливость. Все остальные грехи являются антиподами соответствующих благочестивых поступков. Поскольку мы лишь вкратце рассматриваем грех и благочестие, мы не будем останавливаться на анализе данных категорий с точки зрения их неизменности и обусловленности. Мы просто перечислим основные виды благочестия и греха, но, используя вышеупомянутые принципы, читатель может легко сориентироваться в данном вопросе.

 

Существует десять видов благочестивых действий:

1) помощь другим;

2) помощь старшим;

3) благотворительность;

4) оказание надлежащего приема гостям;

5) поддержание чистоты;

6) проведение праздников;

7) соблюдение дисциплины;

8)защита животных;

9) воспроизведение потомства;

10) хорошее поведение.

Помощь другим может быть двух видов: облегчение страданий и содействие в достижении успехов. Следует помогать в максимально возможной степени, не разделяя людей на родственников, друзей и прочих. То же несчастье, которое случилось с другими, может прийти и к нам. Когда человек в беде, он ждет помощи от других. Поэтому следует попытаться облегчить его страдания, как если бы это произошло с нами. Человек должен пытаться облегчить страдания других людей, не считаясь со своими собственными интересами. Нужно помогать людям в решении их физических, психологических, социальных и духовных проблем. Примеры физических страданий – это болезни и голод. Видами психологических страданий можно назвать: беспокойство, зависть, горе, страх и т.д. Проблемами социального плана являются: неспособность содержать семью, дать образование детям, женить их, недостаток средств на проведение последних обрядов по усопшим. Примеры духовных проблем – это недостаток веры, атеизм, желание совершать грехи. Наряду с тем, чтобы помогать людям избавиться от страданий, следует также вдохновлять их прогрессировать. Нужно помочь людям развиваться физически, психологически, в социальном плане и духовно, оказывая им денежную, физическую помощь, давая добрые советы и помогая строить отношения с родственниками.

Существует три вида помощи старшим: помощь родителям, помощь учителям и помощь другим старшим. Насколько это возможно, нужно следовать наставлениям родителей и помогать им. Человек должен помогать тем, кто заботился и ухаживал за ним, когда он был беспомощным ребенком. Он должен также оказывать уважение и помогать тем, кто дал ему образование, в особенности духовное. К превосходящим нас относят также тех, кто физически сильнее, старше по возрасту или обладает большим знанием. Нужно также уважать и помогать им. С одной стороны, не следует выполнять неправильные или некорректные распоряжения старшего, но, с другой стороны, следует воздерживаться от проявления грубости, враждебности и непочтительности по отношению к нему. Нужно попытаться тактично вразумить такого человека, в подходящее время смиренно и дружелюбно поговорив с ним.

Благотворительность означает оказание денежной или иной помощи тем, кто действительно в ней нуждается. Оказание помощи недостойному человеку – это пустая трата средств, и считается греховным поступком. Существует двенадцать видов благотворительности: рыть колодцы, сажать деревья, освещать темные места, оказывать медицинскую помощь, давать образование, кормить, строить дороги, давать кров, раздавать предметы первой необходимости, делиться едой и выдавать дочь замуж.

Нужно дать воду тем, кто измучен жаждой, тепло – тем, кто страдает от холода, и тень – страдающим от жары. Если измученный жаждой человек приходит в дом, нужно дать ему напиться. Рытье колодцев и водоемов с питьевой водой в подходящем месте также является благочестивым поступком. Везде, где необходима вода, где нет никакой реки или водоема, должны быть вырыты колодцы. Нужно сажать огромные деревья по сторонам дорог, берегам рек и в местах отдыха. Следует сажать священные и плодовые деревья возле своего дома и в общественных местах. Эти деревья способствуют телесному и духовному здоровью. Следует освещать места общественного пользования, улицы, места отдыха и т.д.

С благотворительной целью человек может заботиться о больных, предоставляя им бесплатно медицинскую помощь и лекарства. Но это необходимо делать искренне. Можно оплачивать образование чужих детей. Обучение детей – очень важное служение. Кормить людей можно у себя дома или в общественных местах. Необходимо строить дороги там, где их нет. Если человек сажает сады или строит храмы, это увеличивает его благочестивые заслуги. Строительство жилища человеку, у которого нет денег, и которому негде жить, – это тоже благочестивая деятельность. Раздавать предметы первой необходимости следует также достойным людям. Перед принятием пищи следует сначала предложить поесть другому человеку. Следует выдать свою дочь замуж за достойного и подходящего человека, дав ей приданое.

Нужно подобающим образом заботиться о гостях и обществе в целом. В священных писаниях указано, что, приготовив еду, человек должен выйти на улицу и три раза позвать голодных. Если таковые найдутся, то хозяин должен накормить этих людей, а уже потом поесть вместе со своей семьей. Это не относится к кормлению «профессиональных» нищих. Подобным образом следует совершать поступки, благотворные для общества в целом.

К чистоте относится: поддержание чистоты собственного тела, дорог, рынков, хлевов, храмов, собственных домов, а также паломничество по святым местам. Личная чистота бывает внутренней и внешней. Внутренняя (чистота ума) поддерживается безгрешными и благочестивыми поступками. Нужно также есть и пить в умеренном количестве вегетарианскую пищу, которая чиста, предложена Господу, и легко усваивается. Если есть пищу, которой касались люди греховных привычек, наш ум оскверняется. Главный из всех методов очищения ума – это помнить о Господе. Чтобы очиститься от греховных желаний и поступков, рекомендованы различные виды искупления грехов. Однако, подобные виды искупления освобождают лишь от последствий греховных поступков. Корнем являются греховные желания. Если человек совершает искупление, испытывая подлинное раскаяние, греховное желание покинет его, но корень греха – противостояние Господу, – можно устранить только путем памятования о Господе. Способы искупления грехов исчерпывающе описаны в священных книгах. Ум очищается также, когда мы совершаем омовение в священных реках или источниках, а также взираем на образ Господа в храме.

Внешняя чистота относится к поддержанию чистоты тела, одежды и жилища. Для этого необходимо принимать омовение, носить чистую одежду и есть благостную пищу. Если мы прикасаемся к чему-то грязному, то нужно вымыть эту часть тела.

Человек должен поддерживать в чистоте не только собственный дом или двор, но и общественные места: дороги, парки, рынки и храмы. Если город большой, граждане должны совместными усилиями сохранять в нем чистоту. Все это создает атмосферу благочестия. Человек обязан содержать в чистоте свои частные владения и совместно с другими заботиться об охране окружающей среды. Совершая паломничество и общаясь со святыми людьми, – самая важная часть паломничества, – человек обретает огромное благочестие. Греховные желания в его сердце в значительной мере сводятся на нет, и человек чувствует внутреннее очищение.

Праздники бывают трех видов: религиозные, семейные и общественные. Религиозных праздников много и, без сомнения, они создают атмосферу благочестия, поскольку они сопровождаются публичными шествиями, благотворительностью, духовными песнопениями и т.д. Если человека может помогать проведению таких церемоний, но не делает этого, он совершает грех. Следует в особенности принимать участие в подобных праздниках, если они пропитаны преданностью Господу. Существует множество причин для семейных торжеств, таких, как дни рождения, свадьбы, и т.д., и нужно отмечать эти события достойным образом. Есть также множество народных и государственных праздников, которые также необходимо помогать проводить.

Дисциплина бывает трех видов: телесная, социальная и духовная. Совершение омовения рано утром, принесение поклонов – это телесная дисциплина. Чтобы поддерживать тело в здоровом состоянии, в определенные дни необходимо соблюдать посты. Пост, воздерживание от привычных занятий и обуздание чувств побуждают человека сосредоточиться на Господе. Поэтому соблюдение постов в соответствии с указаниями священных писаний порождает благочестие.

Очистительные обряды относятся к социальной дисциплине. Некоторые из таких обрядов присущи лишь определенным классам, в то время как другие предназначены для всех людей. Обряды крещения и бракосочетания предписаны всех социальных групп. Брак священен. Повторные браки – это только следствие вожделения. Они характеризуют людей низкой духовной культуры и допустимы лишь в исключительных случаях.

Дополнительная духовная практика, совершаемая в определенные периоды времени, относится к духовной дисциплине. Цель таких обетов – духовное развитие. Мы обсудим их в разделе, посвященном преданному служению.

Человек должен заботится о животных. Без помощи животных прожить трудно. Следует уделять внимание улучшению внешнего вида, силы и породы животных с помощью селекции. В особенности это относится к коровам. Употребление в пищу молока и молочных продуктов приводит к развитию тонких тканей в подкорке головного мозга, что, в свою очередь, способствует восприятию духовного знания. Молоко – уникальный продукт, из него можно приготовить множество вкусных и питательных блюд. Давая молоко, корова является одной из наших матерей. Следует защищать коров и обеспечивать их кормом и кровом. Индия знаменита своей заботой о коровах, что считается очень благочестивой деятельностью.

Воспроизведение потомства является благочестивой деятельностью, если: 1) дети появляются в результате законного брака; 2) им дают должную заботу и воспитание; 3) помогают «встать на ноги» и завести семью; 4) дают духовное образование. Вступая в освященный брак, человек должен заботиться о физическом и психологическом благополучии членов своей семьи. Когда по воле провидения рождаются дети, родители должны заботиться о них, давая им должное воспитание и образование. Когда дети взрослеют, их учат зарабатывать на жизнь, после чего помогают обзавестись семьей и «встать на ноги». Детей необходимо обучать правилам личной гигиены, основам нравственности и духовным истинам. Наиболее важным является обучить их отрешенности от материальной жизни.

К правилам хорошего поведения относят: великодушие, благодарность, правдивость, честность, воздержание от воровства и «профессионального нищенства», милосердие, отрешенность, уважение к священным писаниям, паломничество в святые места, здравомыслие, вежливость, поклонение Господу и выполнение своих обязанностей в соответствии с возможностями. Отказ от желания наказывать человека за нанесенное оскорбление называется великодушием, или терпимостью. Наказывать обидчика – это не грех, но более высоким принципом является великодушие.

Воздаяние должного за помощь, оказанную другим человеком, называется благодарностью. В ведической цивилизации дети, например, испытывали благодарность к родителям: они заботились о них, пока те были живы, а после смерти совершали поминальные ритуалы, чтобы помочь им в следующей жизни. Выражение благодарности ко всем людям также является благочестием.

Говорить то, что, по мнению человека, является истиной, называется правдивостью. Правдивых людей уважают во всем мире. Искренний и прямолинейный характер называется честностью. Чем честнее живет человек, тем он добродетельнее. Незаконное присваивание чужих вещей называется воровством. Человек не имеет права посягать на предметы, которые он не заработал своим трудом или не получил в дар. Хромые и слепые имеют право просить милостыню, но другие должны зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Просить милостыню, не имея на это права, является грехом, и этого нужно избегать. Нужно проявлять милосердие ко всем живым существам. Настоящее милосердие проявляют по отношению к тем, кто этого действительно заслуживает. О сострадании, являющимся аспектом спонтанного преданного служения, мы поговорим в соответствующем разделе. Представления о том, что сострадания заслуживают лишь люди, а не животные, порочны. Следует всегда стараться облегчить страдания других.

Привязанность к материальным объектам уменьшается благодаря практике обуздания ума и чувств, воздержания и терпения. Сопротивление своим дурным желаниям называется терпением. Отказ от стремления обладать материальными вещами называется воздержанием. На начальных стадиях отрешенность следует воспитывать в себе постепенно, но на пути спонтанной преданности отрешенность становится совершенно естественной. Мы обсудим это в соответствующем разделе. Отрешенность – это одно из благочестивых качеств. Практика постов и ограничений способствует постепенному развитию духа отречения. Начиная с ограничения стремления получать удовольствие от сна и еды, можно в конечном итоге отказаться от стремления к любым материальным удовольствиям. Когда человек становится в состоянии довольствоваться лишь самым насущным, его называют отреченным. Развив это качество, человек может принять монашеский образ жизни.

Все люди должны уважать священные писания. К священным писаниям относят те произведения, которые учат отличать хорошее от дурного, дух от материи, истину от заблуждения. Подлинные священные писания были явлены великими святыми и пророками. Кроме этого, существует множество работ, написанных недостойными людьми, в которых они также пытаются очертить цель жизни и способы ее достижения, ведя мир по ложному пути. Подобные атеистические работы относятся к категории неавторитетных писаний, основанных на порочной логике и не должны приниматься во внимание. Если один слепой ведет другого слепого, то оба окажутся в яме. Подобным образом, авторы этих неавторитетных работ ведут себя и других по ложному пути. Подлинными священными писаниями являются Веды, Библия, Коран и т.д., а также произведения, согласующиеся с их заключениями. Изучать и пропагандировать такие писания является благочестием. Посещая святые места, человек обретает духовное знание и очищается от греха.

Человек должен пользоваться разумом. Если он не задается вопросами типа: «Что представляет этот мир? Кто я? Кто создал этот мир? В чем мой долг, и какова цель жизни?» – его нельзя считать человеком. Он отличается от животного тем, что он может задавать такие вопросы, а животное нет. В результате подобных вопросов человек находит знание о своей истинной природе.

Вежливость – это еще один аспект благочестия. В этом нужно следовать примеру и наставлениям древних мудрецов.

В разные эпохи правила поведения различаются. Например, жертвоприношения животных, совершавшиеся в далекие времена, сейчас запрещены. Нормы поведения устанавливаются на основе правил поведения прошлого с учетом места, времени и обстоятельств. Любому человеку следует оказывать должное почтение, соответствующее его статусу. Следует оказывать почтение всем людям, но большее почтение следует оказывать человеку, занимающее какое-либо положение. Наибольшее почтение следует оказывать преданному Господа. Необходимо придерживаться следующих приоритетов в оказании почтения другим (в возрастающем порядке):

– оказание почтения к людям вообще,

– к цивилизованным людям,

– к людям, занимающим какое-то положение (президент),

– к образованным людям,

– к людям, обладающим добродетельными качествами (в особенности к священнослужителям и интеллигенции, людям, давшим обет отречения, и преданным Господа),

– в соответствии с профессиональной деятельностью (священнослужители и интеллигенция),

– в соответствии со стадией жизни (человек, давший обет отречения от мира)

– оказание почтения преданности (преданным Господа).

Поклонение Господу считается в высшей степени благочестивой деятельностью. Из всех правил поклонение Богу является самым важным. Однако образ Всевышнего, которому будет поклоняться человек, зависит от уровня развития его духовного сознания.

Итак, совершение хороших поступков является благочестием, а совершение неправомочных поступков – грехом. Существует три вида поступков: 1) поступки, приносящие хорошие плоды; 2) действия, не приводящие ни к каким материальным последствиям; и 3) запрещенные действия. Благочестивая деятельность бывает трех видов: повседневная (такие как поклонение Господу), периодическая (например, праздники) и побуждаемая личными желаниями. Нужно избегать поступков, побуждаемых личными желаниями, но остальные два вида деятельности следует обязательно выполнять.

Сияниедрагоценныхтайнлайя-2 краснаяХатхайогапрадипика



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: