ПЗ № 3: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА




История зарубежной литературы XVII – XVIII веков

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

1. Корнель П. Сид. Гораций

2.Расин Ж. Федра. Андромаха.

3.Мольер. Смешные жеманницы. Тартюф. Мещанин во дворянстве. Дон Жуан.

4.Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник). Собака на сене.

5.Гонгора Л. Сонеты ("О влага светоносного ручья...", "В хрустальной чаше ласковых ладоней...", "Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое" или другие); Летрильи ("Жить бы мне в покое...", "Фортуна" или другие).

6.Кальдерон П. Жизнь есть сон.

7.Мильтон Дж. Потерянный Рай (фрагменты) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989. С. 506, 542.

8.Дефо Д. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.

9.Свифт Дж. Путешествия Гулливера (в 4 частях, без сокращений!).

10.Ричардсон С. Памела, или Вознагражденная добродетель (по хрестоматии). Кларисса Гарлоу, история молодой леди (по хрестоматии).

11.Филдинг Г. История Тома Джонса, Найденыша

12.Томсон Дж. Времена года.

13.Юнг Э. Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии.

14.Грей Т. Элегия, написанная на сельском кладбище.

15.Голдсмит О. Покинутая деревня.

16.Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.

17.Бёрнс Р. Стихотворения (Любовь и бедность. Джон Ячменное Зерно. Старая дружба. Шотландская слава. Был честный фермер мой отец. Пробираясь до калитки... Финдлей. Счастливый вдовец. Лучший парень. Горной маргаритке, которую я примял моим плугом. Тэм О'Шентер. Ночлег в пути. Ода шотландскому пудингу "Хаггис". Элегия на смерть моей овцы, которую звали Мэйли. Эпиграммы).

18. Вольтер. Магомет. Кандид. Простодушный

19.Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня.

20.Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза (по хрестоматии)

21.Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти.

22. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Стихотворения: Немецкая муза. К цветам. К радости. Мужицкая серенада. Боги Греции. Баллады: Кубок. Перчатка. Перстень Поликрата. Порука.

23.Гёте И.-В. Эгмонт. Страдания юного Вертера. Стихотворения: Прекрасная ночь. Смена. Майская песня. Свидание и разлука. На озере. Надпись на книге "Страдания юного Вертера". Ночная песнь странника. Песнь странника в бурю. Прометей. Миньона. Баллады: Лесной царь. Фулльский король. Певец. Фауст. Часть I и II (в переводе Б.Л. Пастернака).

 

 

ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ПЗ № 1: ТРАГЕДИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КЛАССИЦИЗМЕ XVII века

1. Основные черты эстетики классицизма и их реализация в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина:

а) роль античности (авторитет классики; обобщение; правдоподобие; гражданственность);

б) рационализм как основа классицистического мышления и структура текста (принцип расстановки персонажей в "Сиде");

в) идеологическая сущность конфликта в "Сиде" и "Андромахе";

г) дидактическое начало в трагедиях;

2. Эстетическая теория и творческая практика:

а) осознанные отступления от канона у Корнеля: причины обращения к сюжету о Сиде; эволюция конфликта в "Сиде"; нарушение правил ради художественной необходимости (три единства и правило благопристойности); соотношение темы любви и долга (анализ монолога Родриго в 6 явлении 1 акта, диалога Химены и Эльвиры в 3 явлении 3 акта); динамика диалогов; движение к психологизму;

б) приоритет нравственных проблем личности у Расина; античная идея Рока и диктат страстей; причины отступления от классического сюжета в "Андромахе"; разрешение конфликта и дидактизм в "Андромахе"; роль монологов в структуре трагедий Расина. Дидактическая функция главных героев.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнель П. Сид.

2. Корнель П. Предуведомление и Разбор "Сида" // Театр французского

классицизма. М., 1970. С. 84–96.

3. Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 378–384.

4. Расин Ж. Андромаха.

5. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к "Андромахе" // Театр французского классицизма. М., 1970. С. 350–353.

6. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма.

М., 1970. С. 5–18.

7. Обломиевский Д.Д. Корнель // Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

8. Обломиевский Д.Д. Расин // Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

9. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. № 1. (особ. С. 20).

10.*XVII век в мировом культурном развитии. М., 1969.

11.* Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 425–439.

 

ПЗ № 2: "ВЫСОКАЯ КОМЕДИЯ" МОЛЬЕРА

1. Жанровая специфика комедии.

2. Роль Мольера в истории комедии:

а) Мольер - создатель "высокой комедии". Эстетика мольеровского театра. Черты "высокой комедии" в "Тартюфе";

б) особенности конфликта и речевое поведение персонажей в комедиях Мольера ("Тартюф", "Дон Жуан");

3. Художник и власть ("заказные" пьесы Мольера):

а) заказ и его реализация ("Мещанин во дворянстве");

б) идеологическая основа конфликта комедии "Мещанин во дворянстве" и его осмысление современным читателем.

4. Особенности мольеровского дидактизма.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мольер. Тартюф.

2. Мольер. Мещанин во дворянстве.

3. Мольер. Дон Жуан.

4. *Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика) (любое издание).

5. Абрамович Г.Л. Комедия // Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1975. С. 256-263.

6. Пинский Л.Е. Комическое // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет.

М.,1989. С. 339–344.

7. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

8. Михальчи Д.Е. О комедиях Мольера // Литература в школе. 1967. № 2.

С. 48–52.

9. *Булгаков М.А. Мольер. М., 1968.

10.*Мольер. Критика "Школы жен" // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 392–405.

ПЗ № 3: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА

1. Лопе де Вега - теоретик (трактат "Новое искусство сочинять комедии

в наше время"):

а) Лопе де Вега и классицизм;

б) требования к драматургии (теория сценической интриги, занимательность действия; демократизм в проблематике, расстановке персонажей, их речевом поведении; "жизнеподобие" в смешении смешного и серьезного). Новая комедия как синтез жанровых форм.

2. Лопе де Вега - практик:

а) многогранность творчества; место комедии в творчестве Лопе де Вега;

б) "Собака на сене" и "Фуэнте Овехуна" как воплощение основных

принципов Лопе - драматурга:

- традиционное и новаторское в конфликте и сюжете;

- традиционное и нетрадиционное в амплуа (герой-любовник, героиня, комический слуга, благородные господа и простолюдины);

г) принципы создания персонажей:

- многогранность персонажей;

- зачатки психологизма и их проявление в речевой характеристике;

- смешение комического и серьезного;

- воплощение теории интриги, заменяющей дидактизм;

д) идеализация действительности как черта ренессансного реализма.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Лопе де Вега. Собака на сене.

2. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник).

3. Томашевский Н. Испанский театр Золотого века // Испанский театр. М., 1969. С. 5–19.

4. Плавскин З.И. Лопе де Вега. М.: Л., 1960.

5. Силюнас В. Испанская классическая драма XVI–XVII веков. М., 1995.

6. *Штейн А.Л. Драматургия "Золотого века" // Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

7. *Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.

8. *Ортега-и-Гассет Х. Два театра // Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994. ПЗ № 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: