Объективные факторы. К ним следует отнести прежде всего наследственность, поскольку в основе большинства «истинных заболеваний» человека преклонных лет лежит именно наследственная предрасположенность. В эту же группу следует отнести и случаи инвалидизации, наступившей вследствие несчастных случаев.
Субъективные факторы. Их существенно больше. Факторы, входящие в эту категорию, вероятно, можно разделить на три группы: физические, социальные, психологические.
В число физических факторов входят физическая форма человека, состояние его соматического и психического здоровья, обусловленное образом жизни. Почему данные факторы необходимо отнести к субъективным? Потому что, например, физическая форма человека во многом зависит от того, насколько человек осознает необходимость поддержания физической формы и предпринимает ли конкретные шаги к реализации своих целей. Регулярное занятие физической культурой, физические нагрузки (например, работа в саду на даче и т. п.) могут способствовать поддержанию необходимой физической формы человека. В свою очередь это в значительной степени обусловливает состояние соматической сферы пожилого человека. Кроме этого, известно, что курение и злоупотребление спиртными напитками приводит к угнетению нервной системы человека и снижению его интеллектуальных характеристик.
Соматическое здоровье — характеристика состояния и работоспособности внутренних органов.
Геронтогенез — один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет.
К числу социальных факторов необходимо отнести уровень образования и деятельность, которой занимался человек в предыдущие годы своей жизни. Известно, что люди с высшим образованием и высоким уровнем культуры имеют больше шансов сохранять активность после достижения преклонного возраста, поскольку многие из них после выхода на пенсию сохраняют стремление к познанию. Это особенно справедливо в отношении людей интеллектуального и творческого труда. Многолетняя привычка и сформированность познавательной направленности «заставляет» их и после прекращения официальной деятельности заниматься саморазвитием. Поэтому большинство истинных ученных практически не замечают изменения официального статуса при достижении пенсионного возраста. Они по-прежнему пользуются авторитетом, уважением и продолжают активную творческую жизнь.
|
В свою очередь, высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. Так, к числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. Кроме этого, творческая личность ориентирована на полезность не только отдельным людям, но и обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ориентация на будущее, на социальный прогресс. Для творческой личности также характерно стремление к самореализации и самовыражению.
Таким образом, подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.
|
Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.
Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.
Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми или косвенными.
К числу прямых причин относятся: заболевания мозга, например болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.
Косвенными причинами снижения познавательных способностей человека являются: общее ухудшения здоровья, низкий уровень образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.
С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:
1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.
2. Ухудшение способности к восприятию.
3. Сужение поля внимания.
4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.
5. Трудности распределения и переключения внимания.
6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.
7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.
8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.
9. Ослабление тенденции к “автоматической” организации запоминаемого.
10. Трудности воспроизведения.
Принцип “компенсации дефекта” должен применяться для решения когнитивных проблем старения.
В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и общественную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем. Он пояснил: “Основная моя специальность — древнерусская литература, но я то о Пастернаке пишу, то о Мандельштаме, обращаюсь даже к вопросам музыки, архитектуры. Дело в том, что есть такие области науки, которые по возрасту мне уже трудны. Скажем, текстология — изучение текстов: для этого нужна очень хорошая память, а у меня она уже не та, что в молодости».
|
Таблица
Способы компенсации когнитивных трудностей в пожилом возрасте
Симптом (Пример) | Способ компенсации |
Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости. Трудно быстро вспомнить нужную информацию | — Избегать спешки — Распределять время — Выработать дополнительные стратегии (предварительная подготовка к важной встрече, просмотр имен и фотографий, набросать план разговора, порепетировать) — Делать перерывы — Организовать рабочее место — Относиться терпимо к собственным слабостям |
Ухудшение способности к восприятию. Возрастные изменения в сенсорных функциях (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание) | — Прибегнуть к помощи корригирующих очков, лупы, слухового аппарата — Садиться поближе к собеседнику и поближе к экрану телевизор. — Без стеснения просить повторить сказанное — Наклонять ухо ко рту собеседника |
Уменьшение длительности сосредоточения внимания. Отвлекаемость, быстрая утомляемость | — Делать паузы, прогулки, отдых, сон — Осознать отвлекающие факторы — Учитывать собственные неблагоприятные состояния (волнение, усталость) и отложить дело на другое время |
Трудности распределения и переключения внимания. Становится труднее делать несколько дел одновременно | — Выбрать главные дела — Делать их последовательно (“есть слова чайными ложками”, “не вертеться, а поворачиваться”) |
Уменьшение объема внимания. Сосредоточение на одном аспекте ситуации (приближающийся автобус) приводит к игнорированию других (машины на проезжей части) | — Осознанные стратегии распределения внимания и учета всех сторон ситуации |
Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточные действия. Писал письмо, пошел за очками, отвлекся на пятно на ковре, забыл, зачем пришел | — Мысленно воспроизводя события в обратном порядке, найти отправную точку — Фиксировать свои мысли на первоначальной цели, визуализировать ее — Использовать речевые команды себе |
Сомнения в том, закрыли ли дверь, выключили ли утюг | такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении) — Вставлять паузы для размышлений между двумя действиями и “фотопаузы” (подчеркнутое осознание действия) — Использовать парадоксальные зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе) |
Автоматизм действий и ошибки памяти. | — Сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга |
Повседневная забывчивость Забывание зонта, поиски ключей перед выходом из дома | — Организация пространства дома, порядок и визуальные подсказки — “Сказано — сделано” — не откладывать то, что может быть сделано сразу (сразу написать другу, как только вспомните о нем) |
Потеря нити высказывания. Начало сказано, а что дальше? | — Прибегнуть к словесным шаблонам (“как я уже говорил”, “в связи с этим очень важно отметить” и т.п.), к повторению сказанного другими словами, чтобы выиграть время для вспоминания — Задавать вопросы, вставлять собственный комментарий |
Трудно выполнять прежние виды деятельности | — Ограничить время деятельности — Найти другие варианты внутри той же области |