Цель занятия – способствовать формированию общепрофессиональных компетенций студентов в виде знания особенностей создания журналистских публикаций, понимания их структурно-содержательной и композиционной специфики.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие заголовочный комплекс. Понятие лид. Роль лида в информационном сообщении.
2. Лид и общая структура заметки.
3. Суммирующие и специальные лиды.
4. Типы заголовков.
Методические рекомендации:
1. Для подготовки ответа на первый и второй вопросы воспользуйтесь книгой М.И. Шостак «Журналист и его произведение». Законспектируйте параграф «Лид и общая структура заметок».
2. При подготовке ответа на третий вопрос ориентируйтесь на параграф «Специальные лиды» в пособии М.И. Шостак «Журналист и его произведение». Сделайте соответствующие выписки.
3. При подготовке ответа на четвертый вопрос обратитесь к пособию М.И. Шостак «Журналист и его произведение». Сделайте выписки типов заголовков.
Литература:
Основная:
1.Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2012.
2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста.Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. – Доступно: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104054
3.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с. - Доступно:https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104067
Дополнительная:
1. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2010. 324 с. – Доступно:https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104067
2. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2008.
Основы журналистской деятельности
Практическое занятие 7,8.
Тема. Новостная журналистика. Общая характеристика информационных жанров.
Вопросы для обсуждения:
1. Определение новости. Новость и факт.
2. Основные требования, предъявляемые к информационному сообщению. Оперативность. Фактическая точность. Релевантность и декодируемостьновости. Новость и художественно-выразительные средства.
3. Краткая новость, способы ее подачи. Новость в «мягком» варианте. «Жесткий» способ подачи новости. Принцип перевернутой пирамиды.
4. Понятие расширенной новости. Атрибуция как средство расширения новости. Цитирование в новостном материале. Цифры и статистика и их использование в информационном сообщении. Понятие «наглядная новость».
Методические рекомендации:
1. Для ответа на первый вопрос дайте определение новости. Для этого обратитесь к учебнику «Основы творческой деятельности журналиста» под редакцией С.Г. Корконосенко (глава «Оперативно-новостные тексты»). Законспектируйте параграф «Природа и назначение факта в журналистском произведении» из книги М.Н. Кима «Технология создания журналистского произведения».
2. Для ответа на второй вопрос выпишите из главы «Оперативно-новостные тексты» учебника «Основы творческой деятельности журналиста» под редакцией С.Г. Корконосенко основные требования, предъявляемые к информационному сообщению.
3. Из главы «Мастерство хроникёра» в книге М.И. Шостак «Журналист и его произведение» сделайте выписки о краткой новости, способах подачи новостей (параграфы «Оперативное сообщение», «Исчерпывающая краткость», «Новость в «мягком» варианте).
4. Для ответа на четвертый вопрос практического занятия воспользуйтесь книгой М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (глава 2 «Расширение новости»).
Литература:
Основная:
1.Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2012.
2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста.Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. – Доступно: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104054
3.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с. - Доступно:https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104067
Дополнительная:
1. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2010. 324 с. – Доступно:https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104067
2. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2008.
Основы теории журналистики
Практическое занятие 1
Тема: Журналистика как сфера массово-информационной деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Массовая информация как ключевое понятие теории коммуникативистики. Виды информации.
2. Информация и аудитория. Типы информации в зависимости от освоения текста аудиторией.
3. Информационная насыщенность и информативность текста (семантическая, синтактическая, прагматическая адекватность текста).
а) семантический аспект массово-информационной деятельности: дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная типы информации.
б) синтактический аспект массово-информационной деятельности: набор, интенсивность, порядок элементов текста.
в) прагматический аспект массово-информационной деятельности: небанальность, декодируемость, релевантность.
4. Проблема дезинформации как одного из типов информации.