ВЗГЛЯД: И музейные сотрудники согласились на это?




ВЗГЛЯД: Станислав Юрьевич, не секрет, что интерес к оперному искусству в последнее время растет и звезды оперной сцены не менее популярны, чем звезды Голливуда. А кому принадлежала сама идея фильма с участием Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг?

Станислав Ершов: Несколько лет тому назад Рене Флеминг приезжала в Петербург. И вот тогда на одной из встреч известный музыкант и руководитель Государственного камерного оркестра Константин Орбелян и предложил снять в Петербурге фильм с участием Флеминг – так, чтобы сам город – его улицы, площади, дворцы, музеи – оказались героями этой картины. Чтобы главным в фильме были оперная и камерная музыка в исполнении великих артистов и музыка петербургской архитектуры. Эта идея, к счастью, заинтересовала и знаменитого режиссера Брайана Ларджа, который уже несколько десятков лет снимает музыкальные фильмы – оперы и балеты.

ВЗГЛЯД: Но ведь у оперных звезд невероятно плотный график, расписанный на много лет вперед...

С.Е.: Конечно, Дмитрия и Рене мы снимали всего две недели, но сама подготовительная работа заняла намного больше времени – десять раз международная съемочная группа приезжала в Петербург, только для того чтобы выбрать площадки и подготовить съемки.

ВЗГЛЯД: У фильма существует две редакции – для российского зрителя и для зарубежных показов. Чем они отличаются?

С.Е.: Мы решили, что зрителю за рубежом будет интересно не только услышать звезд оперы, увидеть великолепную панораму Петербурга, его памятники и дворцы, но еще и узнать что-то о самом городе. Поэтому в зарубежной редакции Рене Флеминг выступает в роли экскурсовода – рассказывает историю Петербурга и его памятников. А в российской, более короткой версии, мы сделали акцент на музыке.

ВЗГЛЯД: Значит, преимущественно фильм все-таки рассчитан на западного зрителя?
С.Е.: Ни в коем случае! Хотя, узнав, например, о том, что после выхода фильма на Западе приток туристов в Санкт-Петербург вырос на 30%, мы решили, что в этом есть и наша заслуга. Меня, например, поразил один из отзывов американского зрителя на форуме «Музыкальной Одиссеи». Он написал, что фильм классный, но больше всего ему понравились декорации. Когда ему объяснили, что это не павильон, не компьютерная графика, не декорации, а реальный город, он поверил с трудом. Конечно, после такого захочется увидеть в реальности Петербург, красота которого кажется нереальной. И музыкальный фильм намного эффективнее, чем «нафталиновые» путеводители в стиле «посмотрите направо, посмотрите налево».

ВЗГЛЯД: И все-таки западный зритель приучен к прямым показам оперных премьер, музыкальным фильмам. А у нас эта картина может вызвать реальный интерес?

С.Е.: Обратите внимание на то, как падает посещаемость кинотеатров, несмотря на огромное количество фильмов – на 15% только за этот год. При этом музыкальные театры сегодня, кстати, не страдают от недостатка слушателей. Зритель в кино стал разборчивее, требовательнее к качеству фильмов, особенно после таких 3D, как «Аватар». И лучше увидеть отлично сделанный музыкальный фильм с очень качественным звуком и блистательным музыкальным материалом, чем кинохалтуру.

А для тех, кто любит оперу, этот фильм представляет особый интерес, прежде всего потому, что таких крупных планов вы не сможете увидеть ни на одном спектакле и ни на одном концерте. Оценить актерскую игру оперных звезд – это отдельное удовольствие. Вы посмотрите, как Флеминг и Хворостовский не только поют, но и играют последнюю сцену «Евгения Онегина» – это ведь настоящий актерский шедевр, а не только оперный!

ВЗГЛЯД: А в чем заключалась специфика записи звука в вашем фильме?

С.Е.: Самое главное, что мы не делали традиционной «озвучки» в студии – звук записывали прямо на съемках. Поэтому приходилось изобретать всевозможные способы, чтобы звук получился идеальным. Правда, это ноу-хау, и секреты наших изобретений, которые позволяли сделать звукозапись максимально чистой, я не могу раскрыть... Но было и множество интересных ноу-хау, связанных, например, с освещением. Когда мы снимали эпизоды в Белом зале Большого Петергофского дворца, всю осветительную аппаратуру пришлось прикрепить к специальному гелиевому аэростату, который висел со всей техникой в воздухе, под потолком. Иначе вся аппаратура отражалась бы в зеркалах Белого зала.

ВЗГЛЯД: И музейные сотрудники согласились на это?

С.Е.: Конечно, согласовывать съемки в интерьерах музеев было непросто, но нам шли навстречу, понимая, какую роль этот фильм может сыграть в популяризации музеев Северной столицы. Иногда на съемках случались и забавные ситуации. Так, мы снимали эпизоды в Нижнем парке Петергофа, Рене Флеминг рассказывает об истории петергофских фонтанов, естественно, на фоне «Самсона», время – без пяти пять вечера. И в этот момент... фонтаны отключают. Рене стоит спиной к «Самсону» и продолжает очень эмоционально говорить, а фонтан уже не работает. Нам и прерывать ее не хочется, и, понятно, снимать невозможно. Пришлось переснимать дубль заново... А каково было снимать в театре Юсуповского дворца! Ведь специально для нас опустили легендарный живописный задник этой сцены – это все равно что снимать на фоне художественного шедевра. А здесь столько аппаратуры, целая съемочная команда – ответственность страшная!

ВЗГЛЯД: Когда мы смотрели ваш фильм, то увидели в зале Юсуповского театра среди зрителей Сергея Борисовича Тарасова. Он был поклонником таланта Хворостовского и Флеминг? (Тарасов – российский сенатор, погибший при взрыве «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года – прим. ВЗГЛЯД.)

С.Е.: Сергей Борисович не был оперным фанатом, но любил театр и был моим другом еще с тех времен, когда курировал вопросы культуры как вице-губернатор Петербурга. Ему просто удалось в один из его приездов в Петербург попасть на съемки фильма в Юсуповском. Так получилось, что эти кадры стали своеобразной данью памяти этому человеку...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: