Тема 1 Теоретические основы управления
Основные понятия управления и менеджмента
Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в успех организации, впервые зародилась в Америке, хотя толчок интереса к управлению дала промышленная революция в Англии. Америка стала родиной современного управления в результате следующих факторов:
• желание трудиться. В начале ХХ века США были единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку в ХIХ веке, создав огромный рынок рабочей силы, состоящей из трудолюбивых людей;
• желание учиться, т.е. образование США серьезно поддерживало
идею образования для всех, желающих получить его, что способствовало росту интеллекта людей, способных управлять;
• отсутствие государственного регулирования. Строительство
трансконтинентальных железных дорог превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. Невмешательство государства в бизнес привело к созданию крупных отраслей-монополистов, настолько крупных, что потребовались формализованные способы управления.
Совместный труд, кооперация рабочей силы приводят к появлению организации и к разделению труда, что порождает новый тип отношений, складывающийся не как отношения людей к средствам и предметам труда, а как отношения между людьми по поводу управления средствами и предметами труда.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Каждая организация вырабатывает свою миссию, определяет цели и стратегию.
|
Миссия – выражение философии и смысла существования организации. При формулировании миссии акцент делается на интересах, ожиданиях и ценностях потребителей, ориентированных на перспективу (например, свет и тепло в вашем доме). В миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. Миссия формулируется высшим руководством путем постановки и реализации целей организации.
Цель организации – это конечное состояние, желаемый результат которого стремится добиться любая организация.
Задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени.
Стратегия – это правила, нормы и процедуры, которыми руководствуется организация при выработке и принятии решений для достижения целей (дорога к цели).
Разделение всей работы на небольшие специализированные задания называется горизонтальным разделением.
Состав первичных производственных подразделений, их взаимосвязь и взаимодействие называется производственной структурой.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней (низовой, средний, высший) управления, которые составляют структуру управления, т.е. состав и взаимодействие управленческих подразделений. Деятельность по координации работ других людей составляет сущность управления.
Эволюция управленческой мысли
Практика управления, так же как и организации, существовала и до нашей эры. Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в огромных процветающих организациях древности. (Пример: Римская империя. Хорошо организованные, с четкой структурой, планированием и дисциплиной римские легионы завоевывали плохо организованные Европейские страны)
|
Древние организации и современные организации до 1900 г. стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена (цари, фараоны и их приближенные). Когда к власти приходил неумелый руководитель, организация распадалась, погружалась во мрак и наоборот – процветала. Например, структура Римской католической церкви существует и процветает несколько веков. Другие цивилизации
появлялись и исчезали (целые народы).
До ХХ века интерес к управлению отсутствовал. Впервые интерес к управлению возник в 1911 году, когда Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что считается началом признания управления наукой.
В науке и практике менеджмента выработаны 4 крупных направления:
1. Школа научного управления (1885–1920 гг.) связана с работами
Ф.Тейлора, Генри Гантта, Френка и Лилии Гилбрет. Создатели школысчитали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Так, например,Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера. Ф.и Л. Гилбреты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, который фиксировал интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в т.ч. и для отдыха. Количество времени на определенную работу было реалистичным, поэтому устанавливались нормы производства и платили дополнительно тем, кто превышал эти нормы, т.е. стимулировали их с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства. Таким образом, на данном этапе уже начиналась осуществляться организация производства, нормирование труда и отделение функций управления от работы.
|
2. Классическая теория управления (1920–1950гг.). Суть ее заключается в повышении производительности труда и получении максимальной прибыли за счет наведения порядка, дисциплины и организованности:
а) на рабочем месте рассматривал Тейлор Ф.;
б) по всей технологической линии – Г.Форд;
в) для всех сотрудников – Г.Эмерсон;
г) в аппарате управления – Анри Файоль (первый сформулировал принципы и функции управления).
3. Социально-психологическая теория менеджмента (1930–1950 гг.).
Ее еще называют поведенческая теория в менеджменте или школа человеческих отношений (Макгрегор Д., Элтон Мэйо, Мэри Паркер Фоллет). Полагалось, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда. Но было замечено, что четкая организация труда и хорошая зарплата не всегда приводят к повышению производительности труда. Силы взаимодействия между людьми часто превосходят усилия руководства
4. Современные концепции менеджмента (с 1950 г. по сегодняшний день). Подход к управлению – направленность на успех организации.
Существует 4 подхода к менеджменту:
1) количественный поход – он рассматривает применение методов точных наук в управлении. Словесные рассуждения заменяются количественными (или математическими) моделями. Предусматривает применение исследования операции (производственно-технологической, военной, коммерческой и т.д.) и применение вычислительной техники в управлении;
2) процессный подход – управление рассматривается как процесс. Упор делается на взаимозависимость между функциями управления с ориентацией на достижение конкретной цели. В организационной структуре выделяются самостоятельные структурные подразделения, отвечающие за весь процесс достижения конкретной цели. В общем виде процесс управления можно представить, состоящим из функций планирования (подготовки и принятия управленческих решений), организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Коммуникации – процесс обмена информацией. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность;
3) ситуационный подход к менеджменту – способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход пытается определить ситуационные переменные (их тысячи).
Поэтому выделяют наиболее важные. Их называют ситуационными факторами, для определения которых анализируют внутреннюю среду организации, а также ближнее и дальнее внешнее окружение. Ситуационный подход отказывается от создания единой универсальной теории управления. Считается, что для каждой конкретной ситуации разрабатывается своя модель управления;
4) системный подход не является простым набором каких- либо принципов для менеджеров. Это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход рассматривает организацию как систему, т.е. как некоторую целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Современная система взглядов на менеджмент предполагает отказ от рационализма классических школ менеджмента, заключающегося в том, что успех организации определяется, прежде всего, рациональной организацией производства, снижением издержек, т.е. воздействием на внутренние факторы производства.
В настоящее время на первое место выдвигаются проблемы гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям во внешней среде. Организация рассматривается как открытая система, на которую постоянно влияют различные факторы.
Управление – это вид целенаправленной трудовой деятельности по согласованию всех участников производственного процесса.
Можно выделить 3 основных вида управления:
1. Управление в неживой природе – это управление в технических системах;
2. Управление в живой природе – это управление в биологических системах (естественные науки: биология, медицина).
3. Управление в обществе – это управление в социальных системах; оно включает управление обществом в целом, государственное управление, управление общественными организациями, управление производством и т.д
Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности человека, превращающий неорганизованную толпу в производительную группу, путем координации деятельности всех членов группы. Формально управление проявляется в отношениях между людьми, занимающими определенную должность, по поводу производства.
Управление – более широкое понятие, чем менеджмент.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной
деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и метдов экономического механизма менеджмента.
Иными словами, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
• ориентацию на спрос рынка, чтобы получить прибыль;
• с меньшими затратами получить оптимальный результат;
• постоянную корректировку целей и задач в зависимости от состояния рынка;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой.
Значимость менеджмента была осознана в 30-е годы двадцатого столетия (1900–1930 гг.). Стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Термин «менеджмент» – это английское (американского происхождения) понятие, на другие языки оно не переводится. Там это понятие относится, скорее всего, к хозяйственной деятельности, а не к управлению.
Рассмотрим понятия, которые близки по смыслу к понятию «менеджмент».
В культуре развитых капиталистических стран понятие «менеджмент» соседствует с понятием бизнес. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Вообще, термин «менеджмент» применим к любым организациям, кроме государственных органов любого уровня, здесь используется термин государственное управление».
Менеджмент – это управление в рыночных условиях в организациях, получающих прибыль (т.е. в организациях, занимающихся производством, куплей-продажей, представлением каких-либо услуг и т.д.).
Бизнесмен – это тот, кто делает деньги, владелец капитала, приносящего доход. Бизнесмен может быть или не быть менеджером (член правления). Менеджер же обязательно занимает должность и в его подчинении находятся люди. Менеджер – это наемный управляющий.
Предпринимательство – частный случай бизнеса. Этот вид деятельности больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные деньги и средства в новое предприятие и принимает на себя личный риск.
Если у менеджера предпринимательский стиль управления, а не
бюрократический, то разница между менеджером и предпринимателем
невелика (у предпринимателя – собственный капитал, а у менеджера
акционерный или, например, уставный капитал фирмы).
В мировой литературе дается разная трактовка понятия «менеджмент»:
• вид деятельности;
• наука управления;
• искусство управления;
• орган или аппарат управления;
• категория или общность людей, занимающихся управлением.
В общем виде менеджмент – это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения, т.е. это управление, ориентированное на успех.
Анализ многообразия теорий и практики показывает, что американский менеджмент является наиболее мощной «управленческой цивилизацией», т.е. школой менеджмента, на базе которой идет обучение управлению во всем мире. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи
Необходимо
Функции управления Содержание управления раскрывают основные функции, совокупность которых отражает общие черты управления. Функция (лат. – исполнение, свершение) – вид деятельности,осуществляемой субъектом управления при целенаправленном воздействии на объект управления. Различают функции общие и частные или конкретные. В настоящее время общепринято группировать все управленческие действия менеджера в 4 функции управления, так называемые общие: Планирование – Организация – Мотивация – Контроль. 1. Планирование – это один из способов, с помощью которогоруководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Эта функция отвечает на следующие вопросы: а) где мы находимся в настоящее время (анализ ситуации); б) куда мы хотим двигаться (цели); в) как мы собираемся это сделать (замысел, стратегия). По длительности действия планирование делится на: • долгосрочное (от 1 года – до 5 лет, иногда и до 15 лет); • краткосрочное (от 1 квартала до 1 года); • разовое (1 квартал, месяц, вплоть до «минуты»). План – образ будущего фирмы. 2. Организация реализации принятых решений. Организовывать – значит разделить на части и делегировать выполнение общейуправленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. 3. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Существует несколькотеорий мотивации. Рассмотрим одну из них. Это содержательная теориямотивации Абрахама Маслоу, который предложил модель мотивациичерез потребности. Потребность– ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-нибудь (т.е. нужда в чем-нибудь). А. Маслоу все потребности людей разделил на 5 категорий и расположил их в виде пирамиды 5. Самореа- лизация 4. Признание и уважение 3. Социальные потребности 2. Безопасность 1. Физиологические потребностиРис.1 Иерархии потребностей А.Маслоу 1) физиологические потребности (потребности выживания):воздух, вода, сон, пища, убежище, одежда; 2) безопасность: физическая (смерть), физиологическая (здоровье), социальная гарантия заработной платы, рабочего места, пенсионного обслуживания, психологическая (защита от оскорбления, унижения); 3) социальные потребности: принадлежность к группе (к фирме), общение равного с равным, семейные отношения (продолжение рода, воспитание); 4) признание: высшее (престиж работы, должности, авторитет),внутреннее (чувство самоуважения, гордости); 5) самореализация: реализация своих потенциальных возможно-стей, рост как личности. Недостаток теории заключается в том, что не доказан факт, со-гласно которому удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня. Не учитывает индивидуальные отличия людей, жизненный опыт. 4. Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Управленческий контроль осуществляется по следующим этапам: • разработка стандартов – точное определение целей, которыедолжны быть достигнуты в установленные сроки; • измерение того, что было достигнуто за определенный период,и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; • реализация действий – корректировка отклонений от перво-начального плана (линии поведения: ничего не предпринимать, устра-нить отклонение или пересмотреть стандарт). Контроль бывает 3-х видов: 1) Предварительный – осуществляется до фактического началаработ; используется по отношению к человеческим (квалификацион-ные требования), финансовым (составление бюджета) и материаль-ным ресурсам (контроль качества). 2) Текущий контроль осуществляется по ходу выполнения рабо-ты. 3) Заключительный контроль – проверка фактически полученныхрезультатов и сравнение их с поставленными целями. К частным функциям относятся: 1. Функции, отражающие составные элементы: управление маркетин- гом, кадрами, качеством, производством.2. Функции, отражающие стадии производства: управление режимами работы оборудования, ремонтом; снабжением топливом, финансами; учетом и контролем по расходованию материалов, энергии, трудовых ресурсов.3. Функции, отражающие уровни производства: управление участком, цехом, сменой, энергохозяйством, станцией, энергосистемой, ЕЭС РФ. Поскольку основные и частные функции взаимосвязаны, необхо-димо говорить о системе функций. Методы управления Методы управления – это способы целенаправленного воздействия на работников и организации для обеспечения координации их деятельности в процессе достижения поставленных целей. Методы управления призваны обеспечить высокую эффективность деятельности организации, ее слаженную работу, способствовать максимальной мобилизации творческой активности каждого работника, обеспечить своевременную и действенную ликвидацию отклонений от намеченной программы действия. Методы управления тесно связаны с принципами управления и выступают в качестве способов их реализации; в свою очередь, принципы управления являются основополагающими началами методов управления. Методы управления классифицируются по различным признакам: • по типу воздействия различают методы прямого и косвенного воздействия; • по продолжительности действия различают методы стратегические и тактические; • по характеру (направленности) воздействия все методы можно разделить на 3 группы: - материальной мотивации – экономические; - социальной мотивации – социально-психологические; - властной мотивации – организационно-распорядительные. Организационно-распорядительные методы управления С помощью организационно-распорядительных или административных методов устанавливаются отношения управления (власть и подчинение) и определяется их конкретное содержание (место коллектива иотдельных работников в системе производства и управления, их права,обязанности и ответственность, координация действий, оценка эффективности и т.д.). Эти методы состоят из следующих групп: 1.Организационно-стабилизирующие методы включают:Регламентирование – это наиболее жесткий тип воздействия, с его помощью устанавливаются границы организационных структур и процессов управления. Нормирование – установление границ по верхним и нижнимпределам деятельности (норма времени, выработки и численности). Инструктирование (мягкий тип управления): а) ознакомление с работой; б) методическое объяснение; в) предостережение (чего нельзя на этой должности); г) совет; д) разъяснение. 2.Дисциплинарно-правовые методы включают: Дисциплинарное воздействие, в точном соответствии с КЗОТом.Последовательность дисциплинарного воздействия: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) перевод на нижеоплачиваемую должность; д) увольнение по КЗОТу; 3. Правовое воздействие осуществляется через правовые нормы иакты: а) законы; б) указы; в) постановления; г) государственные стандарты. 4. Распорядительные методы отражают текущее использование установленных организационных связей и их частичную корректировку при изменении условий работы. Они проявляются в таких формах как: а) распоряжение; б) приказ; в) резолюция на документе. По форме распорядительное воздействие может быть: • устным; • документально оформленным (лучший учет и контроль). Социально-психологические методы управления Это конкретные способы и приемы воздействия на процесс воспитания человека, его отношение к труду; на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него. Они должны обеспечить растущие социальные потребности человека, его всестороннее гармоническое развитие и повышение его трудовой активности. 1. К социальным методам управления относятся: - Методы социального нормирования (правила поведения, уставы), позволяющие путем введения различных социальных норм упорядочить отношения в коллективе. - Социально-политические методы (пропаганда и агитация, воспитание убеждением, привлечение трудящих к управлению), которые по сути являются воспитательными методами. - Методы социального регулирования (взаимные обязательства, договоры, системы распределения материальных благ). - Методы социальной преемственности (посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания). - Методы морального стимулирования ( награждение Почетными грамотами, орденами, присвоение званий) служат для поощрения коллективов, групп и отдельных работников, достигших наивысших показателей их деятельности. 2. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем создания оптимального психологического климата в коллективе, т.к. психическое состояние человека в тот или иной момент времени оказывает прямое и непосредственное воздействие не только на его личные результаты, но и на результатыдеятельности всего коллектива. Эти методы управления включают следующие методы психологического воздействия: - личный пример – увлеченность руководителя делом оказываетэмоционально-волевое воздействие и способствует появлению у подчиненного чувства ответственности; - позитивные неформальные отношения – различные хобби:спорт, музыка. Участие в этом позволяет завоевывать авторитет; - временный обмен функциями – в некоторых ситуациях руководитель знает лучше, как поступить, но уступает инициативе со стороныподчиненного, представляя ему возможность действовать самостоятельно; - индивидуальный подход – учитывать при подборе и расстановке кадров индивидуально-личностные особенности сотрудников (темперамент, интеллект и физические способности, черты характера: мнительность и самоуверенность) - инверсия знака регулирования – в некоторых ситуациях с большим нервным напряжением работники начинают делать ошибки. Если сделать замечание сразу, то в данной обстановке это повлечет ненужные конфликты и нанесет ущерб в работе. Надо похвалить своих работников; - инициальная коррекция – иногда руководителю бывает лучше не вмешиваться в ситуацию, а действовать когда станет необходимым личное участие руководителя; - гуманизация труда – исключение монотонности труда, развитие творческой активности, использование цвета и музыки; - предотвращение конфликтов в коллективе – устранение причин, использование психологической совместимости, деперсонализация. Экономические методы управления В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма хозяйствования: цена, кредит, финансирование, прибыль,оплата труда, премирование, налоги, санкции, страховка, аренда и т.д.Основной отличительной чертой экономических методов является возможность их количественного измерения, что позволяет соизмерять реакцию системы при той или иной силе воздействия на нее. Методы опираются на материальную мотивацию. 1 – экономический механизм в стране (курс доллара, налоги, кредитный механизм). 2 – внутрифирменный экономический механизм (заработная плата, премия, доплаты, персональные надбавки,участие в прибыли организации).[3,4,7] Тема 2 Организационные структуры управления Структура (с латинского – строение) – строение и внутренняя форма организации системы. Структура способствует сохранению устойчивого состояния системы и является показателем ее организованности. Структура органически связана с функциями управления. Если функции – содержание, то структура – форма управления. В структуре и функциях проявляется статика управления. Понятие организационной структуры управления Структура организации представляет собой синтез структуры управления и структуры производства. Структура, которая отражает синтез взаимодействия и взаимосвязей элементов различного содержания, обусловленного вполне определенной целью, называется организационной. Структура производства – это состав производственных подразделений, их взаимосвязь и взаимодействие. Структура управления – это совокупность работников и их связи, которые характеризуют отношения управления, возникающие при осуществлении функций и полномочий управления. Элементы структуры управления В основе построения структур лежат следующие элементы: 1. Разделение труда и специализация осуществляется по двум направлениям: • горизонтальная специализация – это постадийное разделение работ, начиная от поступления ресурсов до выхода продукции или услуг; • вертикальная специализация – разделение работ по уровням иерархии. 2. Иерархия в структуре управления и ее звенность Иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а в структуре управления – это структура власти или звенность. Уровнем управления считается та часть структуры управления, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше или нижерасположенными частями. Проблема количества уровней связана с проблемой ограничения числа подчиненных; 3. Масштаб управляемости и контроля отвечает на вопрос сколько людей или работ может быть эффективно объединено под единым руководством. Масштаб управляемости зависит от схожести работ, территориальной удаленности, сложности работ, уровня профессионализма руководства, степени ясности в делегировании прав и ответственности (делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение, т.е. это лицо превращается в менеджера – руководителя), степени четкости в постановке целей, степени стабильности в организации, от уровня потребности в личных контактах с подчиненными и др. Масштаб управляемости для различных звеньев иерархии и типов производства колеблется от 4 –10(высшее звено) до 15 – 48 (низшее звено). 4. Связи в структуре управления и координация Координация является функцией двух переменных: прав и информации; она является основой структуры управления. Связь – это выражение отношений, а не действия; связь являетсяусловием, определяющим возможность взаимодействия. Выделяют различные типы связи: • вертикальные связи отражают распределение полномочий иуказывают на то, «кто есть кто» в иерархии; • горизонтальные связи – это связи между равными по положению в иерархии частями структуры; • линейные связи – направлены сверху вниз, это отношения, вкоторых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными; • функциональные связи обеспечивают информационную координацию, направлены снизу вверх и имеют совещательный характер; • формальные связи – это связи координации, регулируемыеустановленными и принятыми процедурами; • неформальные связи появляются тогда, когда формальныесвязи не выполняют своей роли; в основе лежат отношения междулюдьми, а не между должностями; • косвенные связи обычно отвечают на вопрос «как», иногда –«когда» и реже – «где» и «кто». 5. Распределение прав и ответственности В практике управления применяются две системы распределенияправ на принятие решения и ответственности или полномочий: • на основе принципа единства подчинения (елочка). Система построена так, что права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководства, т.е. здесь четко зафиксированы права и ответственность руководителя каждого уровня, что позволяет легко найти виновного за неудачу; • система двойного или множественного подчинения («матрешка»). При такой системе права и ответственность распределены между многими уровнями и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. 6. Централизация – это концентрация прав принятия решений,сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства. 7. Децентрализация – это передача или делегирование прав иответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления. Оптимальная структура управления зависит от выбора между централизацией и децентрализацией. 8. Дифференциация – это деление работ таким образом, чтобыкаждая работа получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. 9. Интеграция – это уровень сотрудничества между частями ор-ганизации. 10. Департаментизация – это процесс организационного обособления, т.е. формирование звеньев структуры управления и связей, существующих между этими звеньями. Звено в структуре управления В основе формирования структуры управления лежат различные факторы, которые определяют существование или отсутствие звеньев структуры управления, их величину, организационный статус, т.е. положение в структуре управления, связи с другими звеньями представлены факторы обособления звена в структуре управления. Главным в формировании структуры управления является обособление звеньев. При этом звено рассматривается как организационно обособленная единица структуры управления. В качестве звена выступают должность, отдел, служба, подразделение и пр. Звенья в структуре управления разнообразны; они отличаются величиной, назначением, функциями, полномочиями, степенью специализации,информационным насыщением, динамикой взаимодействия (мера участия в процессах управления). Наиболее важное различие звеньев проявляется в сочетании полномочий и функций управления, закрепляемых за определенным звеном. По этому критерию различают следующие звенья: 1. Линейное звено управления – объем полномочий равен объему функций. Как правило, это звено отождествляется с первым руководителем в рамках определенного объекта управления, который имеет право принятия решений по всем функциям управления. 2. Функциональное звено – объем полномочий значительно меньше объема функций, в рамках которых работает звено. Нередко такое звено только разрабатывает варианты решений, но не принимает их, передавая на принятие линейному звену. 3. Линейно-функциональное звено – объем полномочий ограничен частью объема функций, но главное в деятельности этого звена все-таки полномочия. К таким звеньям относятся, например, должности главного экономиста, главного инженера. 4. Функционально-линейное звено – полномочия ограничены нетолько частью функций, закрепленных за звеном, но и определенными условиями их реализации. Здесь полномочия существуют как возможность, но не обязанность. При такой классификации звеньев, функции отражают составпроблем, по которым концентрируется информация, и разрабатываются варианты решений, а полномочия – состав проблем, по которым возможно и необходимо принимать решение данному звену. Типы структур управления Через структуру управления можно определить характер взаимодействия организации с внешней средой, подразделения с подразделением, человека с группой и организацией. Все указанные виды взаимодействий лежат в основе классификации структур: • по взаимодействию с внешней средой различают механистический и органический тип структуры управления. Механистический тип характеризуется использованием формальных процедур и правил, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе с жесткой иерархией власти в организации. Органический тип структуры управления характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений; • по взаимодействию с человеком различают корпоративные ииндивидуалистические типы структур. В корпоративных структурах воснове лежат интересы организации и деятельность человека подчинена этим интересам. Организация отвечает за человека. В индивидуалистических структурах интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человек отвечает сам за себя; • по взаимодействию подразделений структура управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям. Различают линейные, функциональные и смешанные структуры. Принципы построения структуры управления Построение структуры управления происходит с учетом следующих принципов: 1. Принцип сопряжения и соответствия целей, функций, полномочий и ответственности. 2. Все звенья структуры управления должны быть соразмерны по трудоемкости и по объему деятельности. 3. Структура должна способствовать быстрому принятию решений и должна быть ориентирована на все виды мотивации деятельности. 4. Структура управления должна быть адаптивной, т.е. приспособленной к изменениям. Связи должны быть максимально гибкими и простыми. 5. Структура управления должна иметь минимальное количествоступеней при обеспечении необходимого качества управления. 6. Структура управления должна быть ориентированной на определенный уровень компетентности персонала управления и информационного обеспечения управления. 7. Структура управления должна быть ориентирована не толькона формальную структуру, но и на проявление лидерства и возможности неформального решения проблем. 8. В структуре управления должна быть система контроля, каксистема обратной связи, позволяющая корректировать все действия.[3,4,7]