на самопознание, самосознание и формирование адекватной самооценки.




Упражнения

Ø «Конфликт эмоций». Цель: осознание множественности своих проявлений; выявлений процессов групповой динамики; осознание и расширение возможности чувствовать; управление эмоциональными состояниями через групповую динамику. Представьте, что вы – эмоции или чувства.… Каждый из вас сейчас имеет возможность выбрать одну из эмоций, окунуться в переживание собственных чувств, выбрать одно из многих, которые в вас сейчас есть и проявляется ярче других.… Прислушайтесь к себе и заметьте, как много разных состояний находится в вас. Если вы выбрали, то почувствуйте себя в этом состоянии.… Теперь, когда вы почувствовали себя в этой эмоции, обратите внимание на других участников. Все вы эмоции одного человека, которые, возможно, он чувствует, или которые, возможно, чувствовать отказывается. Выберите группой те эмоции или чувства, которые мешают комфортно жить, с которыми неуютно. Попробуйте прислушаться к каждой.

Ø «Мне в тебе не нравиться» В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравиться…» Используется только фактическая информация, полученная в процессе работы в группе. Следует избегать определений «хорошо», «плохо». После того, как все выскажутся, участник, занимающий стул, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, а что отверг.

Ø «Ассоциации». Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих они задумывают. Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким?» Тот, к кому он обратился, отвечает ему, имея в виду загаданного, так как ему кажется, т.е. высказывает свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Единственное условие состоит в том, что они должны задаваться опосредовано, в описательной форме: «Если бы этот человек был домом, картиной, ландшафтом, погодой, цветком, едой, видом транспорта и т.п.» Когда у водящего возникает ощущение, что он знает о ком речь, он может угадывать до 3 раз. Если он не угадал, ему говорят об этом. Затем выходит следующий водящий.

Ø «День рождения». Как будто у кого-то из членов группы день рождения. Все приходят к нему в гости и дарят пантомимические подарки. Условие: дарить то, что этому человеку действительно нужно для успеха, для того, чтобы легче жилось. Именинник должен угадать, что ему подарили. Затем можно рассуждать о будущем именинника. Потом – ответная вежливость: именинник «платит по групповым счетам», т.е. отвечает на претензии участников, если они есть, или выполняет какое-то задание.

Ø «Я в показе других». Все показывают кого-то, можно увидеть себя со стороны.

Ø «За и против». Две подгруппы обсуждают одного. Одна группа критикует, другая доказывает, что этот участник хорош.

Ø «Неодушевленный предмет». Назови любой неодушевленный предмет, а теперь представь, что ты этот предмет. Скажи несколько слов о себе. Расшифровка – внутреннее состояние человека в данный момент. Для детей – сказочный герой.

Ø «Инвентаризация». Умение найти в себе друга и помощника, обнаружит в себе сильные стороны. Каждый рассказывает о себе очень коротко – о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему уверенности в себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаливайте своих достоинств, говорите прямо, без обидняков, без всяких «но», «если» им т.д. Упражнение выполняется по очереди.

Ø «Самое хорошее и самое плохое». На листе в столбик записать 5 самых приятных события в вашей жизни, после каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло данное событие. Выписать 5 неприятных событий из вашей жизни: рядом из-за кого или из-за чего это событие произошло. При обсуждении полученных результатов обратить внимание на: какие события вспомнились легче? Из-за кого произошло большее количество событий от общего числа? Произвести подсчет. Общее число событий А, события которые произошли благодаря мне – Х. Найти отношение (Х: А) х100%. Полученное число – это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих. Обсуждение: обговорить такие словосочетания, как «не могу» и «не хочу» - что же мешает? Лучше это разбирать на каком-то конкретном примере, предложенном участниками. Обсудить проблему: мера ответственности человека за свою жизнь, эффективность общения с другими людьми.

Ø Отношение к себе 1) каждому участнику предлагается назвать свое имя, придумать себе еще одно ласковое имя и на невербальном уровне выразить чувство любви к себе (жестами, мимикой, интонацией, тембром голоса); 2) проективный рисунок «Я – реальный, Я - идеальный»; 3) выписать по порядку 10 слов, фраз, которые характеризуют человека. Проанализировать эти характеристики от наиболее важной (1б) к наименее важной (10б). Проанализировать, что относится к положительным качествам, что к отрицательным, сколько нейтральных (ролевых). Выделить два качества, которые на ваш взгляд друг счел бы наиболее присущими вам, и два, которые он посчитал бы менее характерными. Совпадает ли его мнение с вашим? Можно предложить знакомому заполнить 10 пунктов по тому же образцу. Сопоставьте результаты. Выбрать отрицательные самохарактеристики и перефразировать их так, чтобы сделать позитивными (например, у меня мало друзей – я дружу с немногими, но верными и надежными людьми)

Ø «Кто Я?». Цель: работа с образом Я в структуре «Я-концепции». Задачи: знакомство с группой, знакомство с представлениями о себе участников, осознание множественности собственных «образов Я». Написать на листе бумаги в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос «Кто Я?». Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы положительные и отрицательные качества. Затем приколите лист на грудь и ходите медленно по комнате, читая, что написано на листе каждого, и позволяя читать свой перечень.

Ø «Зеркало». «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи, я ль на свете всех милее…». Далее составить гимн себе или кому-то.

Ø «Горячий стул». Если вы не можете решить проблему, не можете сказать правду самому себе. Индивидуально. Два стула на небольшом расстоянии и представить себя в двух ролях. Сидя на одном стуле вслух высказать свою проблему, ничего не утаивая. Затем пересесть на другой стул и начать спорить, опровергая сказанное, затем наоборот и так до тех пор, пока вы либо не убедите свое Я или оно убедит вас. Вы услышите много полезного для вас.

Ø «Самоценность». Ощущение своей высокой самоценности. Вспомните те случаи из вашей жизни, когда ваше настроение поднималось: день, когда вы смогли помочь вашему ребенку справиться с какими-то трудностями, или день, когда вы надели свое новое платье и услышали комплименты. Вспомните свои ощущения и переживания. Что значит ощутить свою малоценность? Вы допустили какой-то досадный промах или совершили серьезную ошибку. Постарайтесь вернуться к тем чувствам.

Ø «Утверждение самоценности». В состоянии покоя и расслабленности попытайтесь дать несколько ответов на вопрос «Кто Я?». Затем в монологе для себя и других расскажите о своей уникальности. Начните со слов «Я – это Я. Все, чего я достиг сегодня, принадлежит мне: все мои печали и радости, победы и поражения… » Говорите далее все, что придет вам в голову для декларации вашей самооценки. Постарайтесь закончить диалог словами: «Я – это Я. Я хочу быть только собой» После монолога проанализировать, чтобы прочувствовать, как изменилось ваше самоощущение.

Ø «Контраргументы». Попробуйте немного разобраться в себе, своих достоинствах и ограничениях. Запишите их на одном листе бумаги. Старайтесь выразить то, что вы чувствуете «здесь и теперь», поставьте год, число, час заполнения листа и сохраните его. Подумайте о том, что вы принимаете в себе, чем вы лично недовольны. Анализируйте изменения ваших оценок и ваших чувств (принятие себя – недовольство собой).

Ø «Мои внутренние голоса или круг субличностей». 1) перечислите все свои желания, запишите их (все, что придет в голову), включите в этот список все, чем вы обладаете, и что хотите иметь (но не более 20); 2)прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали. Выберите из 20, 5-6 самых существенных; 3) на листе нарисовать 2 круга и разместить 5-6 желаний (субличностей) круг в круге; 4) нарисовать символы субличностей и дайте им имена, имеющие для вас смысл; 5) раскрасьте свое «Я»; 6) повторяйте это упражнение периодически и сравнивайте ваши рисунки, представления и чувства.

Ø «Впечатления». Один из участников садится напротив другого. Смотрит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники по очереди. Когда наступает ваша очередь, не затевайте дискуссии, постарайтесь узнать что-то полезное от впечатлений о себе. Важно не превращать упражнение в фарс или гротеск.

Ø «Дверь в мое внутреннее Я». Какое из перечисленных чувств вызывает наибольший отклик у вас? Найдите 3-4 приятных чувства, которые более всего соответствуют вашей сущности, а так же 3-4 неприятных чувства: ревность, любовь, подозрительность, верность, ненависть, доверие, страх неизвестного, уверенность, чувство вины, покой, тревога, триумф, обеспокоенность, гордость при достижении, страх неудачи, энтузиазм, страх разоблачения, нежность, радость, низкая самооценка, одиночество, удовлетворение, умиротворение, страх слабости. Запишите все восемь чувств в список под названием «Дверь в мое внутреннее Я». Теперь вы знаете свои главные чувства.

Ø «Самокритика» У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличным от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Лист бумаги разделить на 3 части по вертикали. 1 графа «Кто Я?» - записать быстро 10 эпитетов в той формулировке, в которой приходят в голову. 2 графа как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (один из них). 3 графа отвечает кто-то из группы (наугад или выбирает сам). Сравнить ответы. Найти сходство. Можно выделить доминирующую линию поведения – она повторяется во всех трех графах. Подсчитать количество совпадений – можно предполагать о степени открытости человека. Обсуждение: Всегда ли открытость человека в общении говорит о его личностной открытости? Когда легче общаться с человеком – когда он «открыт» или «закрыт»?

Ø Проверка наших возможностей. Попробуйте спеть в манере эстрадной звезды, оперного певца; заставьте нас спеть вместе с вами. Вы – затейник. Объяснитесь вашим романсом в любви к девушке. Станцуйте так, как если бы вам было 90 лет. Вы солист Большого театра. Танец невесомого. Прочесть как иностранец, плохо владеющий языком. Все иностранцы и они должны понять, что вы читаете. У вас пропал голос, прочтите. Вы это уже читаете 49 раз. Перед вами дети 7-8 лет, прочтите им. В зале холодно, прочтите. Теперь жарко. Почтите: как объявление, детектив, грустную историю, смешную историю.

Ø «Замена негативных мыслей о себе на позитивные». Вспомните ваши неудачи, которые до сиг пор влияют на вашу жизнь, поведение и самочувствие. Напишите 10 таких вещей. А теперь попробуйте изменить негативные мысли на позитивные. Это можно сделать тремя способами: обращение к своим правам («Я имею право на ошибку»); обращение к позитивному опыту на данную тему (есть ситуации, в которых мне удается быстро принимать решения); смена прилагательных (я толстая – я аппетитная). Далее обсуждение.

Ø «Декларация самоценности». Проговорить вслух. «Я это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как я. Есть люди похожие. Мне принадлежит все, что есть во мене: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мне принадлежит мой рот и все слова, которые он может произнести – вежливые, ласковые или грубые, правильные или нет; мой голос – громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому; мне принадлежать все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи, поражения и ошибки. Все это принадлежит мне, потому что я выдал это. Это есть, это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу отказаться от того, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в самом себе. Я могу видеть, слышать, думать, чувствовать, говорить и действовать, значит, во мне есть все, чтобы жить. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе и, потому, Я могу строить себя. Я – это Я. И Я – это замечательно».

Ø «Марионетка». 30 минут, тройками. Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-либо руководит, когда она не свободна. 1 участник – кукла, 2 участника – кукловоды, полностью руководящие всеми движениями куклы. Для каждой тройки 2 стула на расстоянии 1,5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом кукла не должна сопротивляться тому, что с ней делают. В роли куклы должен побывать каждый. Обсуждение: Что чувствовали участники, в роли куклы? Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно? Хотелось ли что-то сделать самому? Почему у вас возникали эти чувства?

Ø «Пугало». Каждый человек имеет недостатки. Настолько ли они страшны, как мы иногда себе представляем? Представьте, что в центре круга стоит очень несимпатичное пугало. Ему принадлежат все те качества, которые мы считаем недостатками. Тот, кто признает в себе какой-то недостаток, обращается к нему со словами: «Страшное пугало, ты …» (называет недостаток). Участники вместе с ведущим называют свои недостатки. Ведущий записывает то, что называют участники и после завершения игры зачитывает. Члены группы обговаривают позитивные стороны названых недостатков, но акцентируют свое внимание не на тех качествах, которые назвали сами, а на тех, которые назвали другие члены группы.

Ø «Волшебный магазин». Ведущий спрашивает участников, какие черты характера им присущи. Затем он предлагает представить, что они находятся в волшебном магазине, и он продавец. Каждый участник может обменять черты (мудрость, смелость, честность и др.), которых, по его мнению, у него много и ими можно поделиться с другими, или те, которых он хочет избавиться, на черты, которых ему не хватает. «Покупатель» сдает свои черты, а «продавец» интересуется, что необходимо «покупателю» и сколько он мог бы дать взамен. Во время обсуждения участники делятся мнением по поводу того, является ли каждая человеческая черта ценной.

Ø «Преодоление трудностей». Участники группы по очереди с помощью мимики, жестов показывают, как они преодолевают жизненные трудности. Можно начертить мелом дорожку, которая будет символизировать жизненный путь, и поставить на ней различные преграды.

Ø «Крепкое дерево». Участники делятся на пары. Ведущий предлагает: «Покачайтесь с носка на пятку, при этом плавно прижимая пятку к полу. Качайтесь пока не почувствуете легкое растяжение в икрах. Постойте несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Почувствуйте себя твердым и мощным, как крепкое дерево, корни которого входят глубоко в землю. Которое способно выдержать любую непогоду. Пусть партнер лег5ко толкнет вас в плечо. Сопротивляйтесь толчку. Оставайтесь в этом положении сколько пожелаете. Расслабьтесь и пройдитесь. Обратите внимание на свои ощущения. Вы чувствуете, как возросла ваша уверенность в своих силах, стойкость и выдержка».

Ø «Запретный плод». Члены группы поочередно показывают, как они будут вести себя в ситуации, когда желание на совпадает с внешними нормами поведения. «Запрещенный плод» кладется на стул в центре комнаты. Каждый должен подойти к стулу и показать, что он сделает с ним.

Ø «Мой девиз». Тренер рассказывает о средневековой традиции помещать на браме замка и на щите рыцаря родовой герб и девиз. После этого предлагается каждому придумать свой девиз, который выражает жизненное кредо и отношение к миру участников группы. Можно усложнить задание и предложить составить девиз из слов, которые начинаются на ту же букву, что и имя.

Ø «Бомбандирование» Один участник садится в кресло в центре круга и выслушивает мысли о своих сильных сторонах, позитивных чертах, в каких ситуациях они проявляются. Затем садится другой участник. Так через «бомбардирование» проходит вся группа. Упражнение на поднятие самооценки, обучение нахождению положительного в другом человеке, оказание и получение психологической поддержки.

Ø «Мои сильные стороны» Каждый участник группы на листе бумаги записывает все свои качества, которые считает сильными сторонами своего характера. После этого каждый зачитывает то, что написал, а затем спрашивает: «Какие еще сильные стороны я имею?» - другие члены группы дополняют его список, а он записывает.

 

Ø «Лесенка». На доске нарисовать две лесенки из 5 ступенек. Дети рисуют их в своем дневнике. Представьте себе, что всех ребят рассадили на ступеньки лесенки, соблюдая одно условие: на 1-ой самых прилежных, умных; на 2-ой – те, кто иногда невнимателен, делает ошибки и т.д. На первом рисунке изобразите себя на той ступеньке, куда бы вас посадили другие дети, на другом – куда бы вы посадили себя сами и почему. (Самооценка и уровень притязаний: 1 – завышенные, 2 – адекватные, 3,4,5 – заниженные)

 

Ø КОНТАКТЫ. Это способность посвящать себя другим людям, даже если они проявляют другие актуальные способности, и поэтому не считаться с одобре­нием. Ведущий рассказывает о контактах, экстраверсии-интроверсии, замкну­тости общительности. Тема для обсуждения: «С чем и с кем мы можем контактировать в этом мире (с людьми, с собой, с животными и т. д. - то есть с внешним и с внутрен­ним миром?)» Сегодня у нас есть возможность получить новый опыт и узнать, что для каждого из нас более ценно. Упражнение «Путаница». Эта игра направлена на активизацию совместной дея­тельности и может служить в качестве разминки, она наглядно показывает взаимосвязь всех людей. Упраж­нение выполняется в круге, дети стоят близко друг к другу. Инструкция: «С закрытыми глазами подними правую руку перед собой и рукой найди руку партнера. Затем протяни вперед левую руку и найди левую руку другого чело­века. (Таким образом, дети держат за руки тех, кто на­ходится не рядом с ними) Нашли?.. Теперь откроите глаза... Теперь попытайтесь распутаться, не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то - лицом из круга».

 

Ø Упражнение «Рукопожатия». Инструкция: «Мы все сейчас будем ходить по комнате (2-5 минут). Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал». Насколько ты был общительным, активным или по­жимал руки только тем, кто сам к тебе подходил? Связано ли твое поведение в упражнении с тем, общительный ты в жизни или замкнутый?

Ø Упражнение «Волшебная рука - 2». Каждый участник группы па листе бумаги сверху пи­шет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цве­та. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие уча­стники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка. Обсуждение: Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас дру­гие люди.

Ø Упражнение «Коллаж Кто Я?». Участникам предлагается мысленно задать себе воп­рос «кто я?». И из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, который бы отвечал на этот вопрос. Вариант: задать мысленно какой-то вопрос, волнующий тебя, и выпол­нить коллаж, с тем, чтобы получить ответ от своей «внутренней мудрости». Коллаж можно использовать со всеми детьми, но он лучше проходит со старшими подростками. Дети младшего возраста больше любят рисовать, а стар­ших подростков уже сковывает желание соответствовать критериям «хороше­го» рисунка, их готовность рисовать зависит от наличия художественных спо­собностей. А из иллюстрации картинок подросток может выбрать те готовые формы, которые удовлетворяют его эстетическим запросам. Старшие подрос­тки, кроме того, могут использовать материал богаче и разнообразнее по со­держанию, и объединять его оригинальным замыслом, в отличие от младших или менее интеллектуально развитых детей.

Ø Упражнение «Роза и чертополох». Дается два этих предмета одному из участников. И он может подойти к любому из сидящих в круге и ска­зать: «Я дарю тебе эту розу за то, что ты…, и дарю тебе этот чертополох за то, что ты... (роза - за то качество, которое ты принимаешь в человеке, оно тебе нравит­ся, а чертополох за то качество, которое ты не при­нимаешь в нем - над которым, как тебе кажется, ему нужно поработать). Участник, получивший розу и чер­тополох «дарит» их другому члену группы и т. д.

Ø Упражнение «Никто не знает». «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, у кого окажется этот мяч, говорит такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или - у меня)...» Будьте вниматель­ны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял уча­стие в упражнении. У каждого из нас мяч может по­бывать много раз».

Ø Упражнение по типу «Чемодан в дорогу». Например, по кругу на отдельном листочке каждый пишет два качества: качество, которое вы цените в этом человеке, и качество, которое вы хотели бы видеть у этого человека более развитым.

Ø «Работа с чувствами». Дети рассказывают об отрицательных чувствах, которые они встречали в жизни – «рисование ситуации словами». Тренер задает такие вопросы: «Что ты ощущал?», «А другие люди?». Происходит общая дискуссия на тему отрицательных чувств. При этом тренер строит беседу с учетом утверждения, что не бывает плохих чувств, все мы не отвечаем за чувство (оно появляются невольно), но мы несем ответственность за поведение. Далее идет рисование чувств, обсуждение рисунков, обмен ними. По завершении дети проигрывают сложные ситуации в разных возможных вариантах и избирают наиболее оптимальный путь к выходу из неприятного положения и изменения чувств на положительные (для каждой ситуации - конкретный путь).

Ø «День рождения». У кого-то из членов группы день рождения. Дети приходят к нему в гости и дарят пантомимические подарки. Но дарить можно только то, что этому человеку действительно нужно в жизни, чего ему не хватает для успеха. Именинник должен угадать, что ему подарили. Необходимо обсудить, почему он получил именно такой подарок. Далее можно смоделировать будущее именинника. Это делает тренер, который «авансом» «спускает» сверху положительные качества, которые требует ребенок. Потом именинник в ответ на подарки выполняет определенные задачи, которые заготовит тренер, учитывая трудности ребенка. Например, мальчик очень напряженно ведет себя с девочками, неудобно себя чувствует. Именинник должен выполнить задачу - поносить девочек поочередно на руках.

Ø Работа с эмоциями. В нашей культуре не принято открыто проявлять эмоции. Человек, который сдерживает как положительные, так и отрицательные эмоции, считается воспитанным. Однако, это не означает, что он овладела приемами саморегуляции, ведь огромное количество энергии расходуется на то, чтобы не дать эмоциям проявиться. Такое накопление невыраженных эмоций может вызвать дискомфортное состояние, сказаться на самочувствии, на состоянии здоровья, а также привести к неконтролируемого «взрыву». Кто я? С какой целью пришел на этот мир? Что делать со своими эмоциями? Как ощутить себя уверенным и спокойным в любой ситуации? Как пережить неразделенную любовь? Что делать с ощущениями, что ты никому не нужен? - такие вопросы очень остро возникают именно в подростковом возрасте. В связи с этим молодой человек часто ощущает дискомфорт в общении с другими и во многих случаях не способен его преодолеть. И именно в этом возрасте целесообразно овладеть умениями конструктивно выражать свои эмоции. Упражнения, которые предлагаются в этом разделе, направлены на формирование умения понимать чувства других людей и адекватно выражать свои. Опыт работы свидетельствует, что молодые люди не умеют идентифицировать свои чувства, потому работу целесообразно начинать, ознакомляясь с разнообразием названий чувств и эмоциональных состояний.

 

Ø «Кто большее?» Участники делятся на две команды. Каждая команда на протяжении 10 минут выписывает в один столбик названия отрицательных чувств и эмоциональных состояний, а во второй - положительные. Выиграет та команда, которая выписала больше названий чувств.

Ø «Покажи эмоцию». а) Тренер раздает членам группы карточки, на которых написаны названия эмоций, после чего каждый поочередно должен выйти в центр круга и показать эмоцию с помощью мимики и жестов. Остальные участники отгадывают. б) Участники делятся на пары. Один из партнеров каждой пары подходит к тренеру, который дает задание показать какую-то эмоцию. Второй партнер отгадывает, после чего они меняются местами.

Ø «Эмоция по кругу». Один участник показывает соседу какую-то гримасу. Тот как можно точнее ее копирует и передает дальше. Гримаса передается по кругу и возвращается к «автору». Он говорит, какую эмоцию хотел передать и какую получил, а все участники имеют возможность подискутировать, почему нас часто неправильно понимают. Ведущий предлагает попробовать передать свои эмоции по кругу следующим желающим.

Ø «Отражение эмоционального состояния». Все участники делятся на пары. Один выполняет роль «зеркала», которое должно отзеркаливать эмоциональное состояние, показанное партнером. Это упражнение необходимо выполнять молча. Эмоциональное состояние показывается с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнения по 3 раза (разные эмоциональные состояния).

Ø «Скульптура». Это упражнение выполняется в парах. Пусть один участник будет «скульптором», а второй - «глиной». «Глина» - податлива «скульптору» и сохраняет форму, которую ей придают. «Скульптор» придает «глине» выражение эмоции, которое предлагает ведущий. «Скульптор» должен работать молча и не давать никаких словесных указаний «скульптуре».

Ø «Преобразование». Группа медленно двигается. Один участник стоит в центре круга. Другие воображают, что он превратился: а) в чудовище - группа показывает отвращение; б) у супермена - группа показывает увлечение; в) в чрезвычайно красивого человека, в которого все влюбляются; г) в того, кого никто не хочет замечать; д) в строгого директора школы; ж) в богатейшего человека мира. Свое отношение участники должны выражать только с помощью мимики и жестов. После окончания упражнения участники обмениваются впечатлениями. Это упражнение можно использовать также на занятии по ролевому поведению.

Ø «Привет». Ведущий раздает участникам карточки с названиями эмоциональных состояний. Каждый может сказать: «Привет!» - с тем чувством, которое обозначено в карточке. Упражнение помогает осознать, что эмоциональное состояние человека передается, прежде всего, с помощью невербалики, которая может противоречить вербальному посланию.

Ø «Запрет на выражение эмоций». Участник игры садится в центре круга. Тренер иллюстрирует запрет на выражение эмоций следующими действиями: последовательно перекрывает все каналы восприятия и воспроизведения (с помощью шарфика, платка, шнурка и т.п.): а) рот – чтобы не кричал и не ссорился; б) глаза - чтобы не видели ничего плохого, не выражали ненависть, неудовольствие, злость, чтобы не плакали; в) уши - чтобы не слышали ничего лишнего; г) руки - чтобы не бились; д) ноги - чтобы не ходили в плохие компании; ж) душу - чтобы не страдала. После окончания ведущий обращается к участникам с вопросами, что может такой человек: а) выражать мысль - рот сжатый; б) наблюдать прекрасное – сниженная возможность реагирования; в) создавать прекрасное, обнимать, выражать радость - руки связанные; г) двигаться по жизни (ведущий легко подталкивает связанного участника, старается принудить его двигаться) - страх, скованность движений; д) сочувствовать, радоваться, доверять - душа молчит, она скованна. После окончания упражнения связанный участник делится впечатлениями.

 

Ø «Я не я…». Участники сидят в кругу. Каждый поочередно проговаривает фразу: «Я не я, лошадь не мой, мой дом с краю, ничего не знаю» с разными интонациями (с удовлетворением, с раздражением, радостно, с разочарованием, как политический деятель, как больной человек, как дошкольник, как влюбленный человек и т.д.)

Ø «Улыбка по кругу». Этим упражнением хорошо начинать или заканчивать занятие. Участники сидят в кругу, берутся за руки. Первый участник поворачивается к своему соседу справа или слева и улыбается ему. При этом можно «взять» улыбку в ладони и осторожно передать ее другому.

Ø «Молчанка». Группа выбирает ведущего. После этого тренер объясняет, что в этой игре нельзя разговаривать. Участники могут общаться между собой и обязано отвечать на вопрос ведущего, но только жестами. Все молчат, пока ведущий не скажет: «Стоп». Тот, кто промолвил какой-либо звук, выполняет желание ведущего. Тренер следит, чтобы желания ведущего не были обидными для исполнителя. В упражнении на роль ведущего выбираются несмелые, неуверенные в себе участники. Это дает им возможность ощутить себя важными, к мысли которых прислушиваются. Группа будет иметь возможность продемонстрировать изменение отношения к «изолированным», «невидимым» и «отторженным» участникам.

Ø «Жмурки». Ведущему, которого выбрала группа, завязывают глаза и трижды обертывают вокруг себя. Остальные участники тихо передвигаются по комнате, а если ведущий приходит в движение, замирают. Они не должны отрывать ноги от пола, но можно наклоняться, выгибаться, ложиться на пол. Ведущий старается кого-нибудь словить, узнать его, назвать по имени. После этого участник выбывает из игры. Если ведущий приходит в движение в другую сторону, участники могут плеснуть в ладони, чтобы указать направление движения. Побеждает тот, кто найдет наибольшее количество участников.

Ø «По команде». Члены группы последовательно по команде ведущего (это может быть хлопок в ладони) должны подпрыгнуть вверх и воскликнуть: «Гей!», засмеяться, похлопать в ладони, потопать ногами.

Ø «Что мне сделать с этим чувством?». Если вы огорчены, сердитесь или ощущаете какое-то другое отрицательное чувство, вообразите себе, как можно освободиться от него. Например, если сердишься, можно закричать, выйти из комнаты или, выбросить злость в мусорку, а также: - поджарить «сердитый омлет со злостных яиц»; - нарисовать портрет собственной злости и т.п.. А потом сделайте то, что вообразили, например, надуйте мяч со страха и закиньте его как можно дальше от себя.

Ø «Ну-ка громче!». Упражнение помогает выплеснуть наружу злость и превращает обиды и гнев в крик или смешной словесный спор. Это дает возможность почувствовать, чем недовольны другие и дает возможность обсудить и решить проблемы. Ведущий предлагает участникам сесть и зажмурить глаза. По сигналу: «Начать!», - все высказывают неудовлетворение ситуацией (учителями, родителями, приятелями, любимыми и др.). Это делают все одновременно и как можно громче. Как только крики начнут стихать, ведущий приказывает: «Откройте глаза! А теперь повторите свои слова, смотря друг другу в глаза». Потом ведущий определяет общие жалобы, после чего происходит групповое обсуждение.

Ø «Охота Бабы-Яги». Один из участников - Баба-Яга. Она стоит спиной к членам группы. По сигналу руководителя: «День» - Баба-Яга выходит на охоту, а участники от нее убегают. Когда Баба-Яга охотится, она мимикой и пантомимой выражает злость. Если ей удается кого-нибудь поймать, тренер выкрикивает: «Ночь!». Никто больше не убегает, а Баба-Яга «расправляется с жертвой»: она рассказывает, что с ней сделает, сопровождая рассказ пугающими жестами. После этого пленный становится Бабой-Ягой и выливает свою злость на другом участнике. Психолог должен следить за соблюдением правил безопасности.

Ø «Рисуем злость». а) Участникам предлагается нарисовать на листах свою злость так, как они ее воображают, а потом уничтожить рисунок или развести костер и сжечь собственную злость. б) Участники должны на общем рисунке нарисовать и «отдать» то, что есть в любом из них злого, агрессивного (когти, жало, колючки, перепонки, зубы). После чего совместно решают, что сделать со своей злостью. в) Тренер предлагает участникам нарисовать на листах портрет человека, к которому они ощущают злость и агрессию или написать его имя закарлючками, нехорошими буквами. Когда это сделано, все одновременно разрывают рисунки и выбрасывают их в корзину для мусора.

Ø Осторожные движения. а) Участники садятся в круг. Ведущий дает задачу зажмурить глаза и слегка постучать по своей голове с права и слева одновременно. Это может напоминать падение капель дождя. Потом надо ударить более сильно, но так, чтобы не причинить боли. Затем так же по голове, по лицу, по шее. После того, как каждый научится рассчитывать силу своих движений, следует разделиться на пары и повторить упражнение с партнером. б) Один из партнеров стучит руками другого по спине, плечах, но так чтобы не вызвать неприятных ощущений, не причинить боли. Потом партнеры меняются местами. Цель этого упражнения – научить рассчитывать силу своих движений и касаться друг друга, не нанося боли. Его выполнение особенно полезно для ребят младшего подросткового возраста.

Ø «Злючка». Один из участников игры сидит на стуле в центре круга с платком в руках. Другие члены группы бегают вокруг него - стараются любым образом разозлить его. Он должен сидеть на месте и терпеть столько, сколько может выдержать. Когда уже не возможно выдержать «издевательство», он встает и начинает бегать за оскорбителями. Если ему удается кого-нибудь догнать, он должен «ударить» его платком. Тот, кого поймали, садится на стул и игра продолжается.

 

Ø «Фигура монстра». Тренер предлагает собрать фигуру, которая состоит из всего плохого, злого, агрессивного, что есть в каждом участнике игры. Участники поочередно отдают для общего дела свои когти, зубы, жала, шипы, перепонки и т.п.. Монстр садится в центре круга, все одновременно нажимают на «кнопки», и как воплощение всего отрицательного, агрессивного участников игры, стартует в открытый космос и исчезает навеки.

 

Ø «Случай, когда меня несправедливо обидели». Участники делятся на пары и получают задание вспомнить случай, когда их несправедливо обидели. Один из них рассказывает свою ситуацию, а другой должен доказать, что он мог совершить иначе и избегнуть о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: