Основные особенности статуса муниципальной службы
С одной стороны, муниципальная служба осуществляется в местной администрации и других органах МСУ, это определяет самостоятельность муниципальной службы в системе власти РФ и отличие муниципальной службы от государственной.
С другой стороны, мсу функционирует в единой системе управления в РФ; муниципальная служба создается и функционирует по единым с государственной службой профессиональным принципам. Модель профессиональной организации муниципальной службы должна соответствовать модели профессиональной организации государственной службы.
Указанные особенности определяют различия и сходство муниципальной и государственной службы:
Различия, определенная самостоятельность муниципальной службы связаны с различием задач, функций и полномочий государственной и муниципальной службы.
Общие черты, соответствие муниципальной и государственной службы определяется общими принципами профессиональной организации, необходимостью существования единой системы управления в Российской Федерации.
Правовая база муниципальной службы
1. №131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношении муниципальной службы.
2. Федеральный закон № 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации'' 2007 г. закрепил принципы профессиональной организации муниципальной службы.
Федеральное законодательство относит к компетенции субъектов РФ принятие законов, регулирующих муниципальную службу, с учетом особенностей территориального сообщества,
В Федеральных законах "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003г., "О муниципальной службе в Российской Федерации" 2007г. и "о государственной гражданской службе Российской Федерации" 2004г, соотносятся основные задачи и принципы государственной й муниципальной службы:
- муниципальная и государственная служба отнесены к институтам публичного права;
- муниципальная служба на территории муниципального образования обязана решать государственные задачи по исполнению положений Конституции РФ, федеральных законов и т.д.;
- закреплен принцип профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих.
Позиции государственной и муниципальной службы настолько сближены, что предусмотрена возможность для муниципальных служащих перехода на государственную службу, с включением в стаж государственной службы стажа муниципальной службы.
Основные принципы муниципальной службы
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Задачи, стоящие перед государственными служащими, более масштабны и теоретически сложны; у муниципальных служащих трудности другого плана – у них более оперативный характер труда; проблемы, стоящие перед ними, социально обострены.
Социальные функции муниципальной службы
- поддержка социально незащищенных в условиях рыночной конкуренции слоев и групп населения;
- социальное прогнозирование и разработка соответствующих моделей управления;
- снятие социальной, политической напряженности и поддержание социального консенсуса в территориальном сообществе;
- регулирование, развитие и поддержание стабильности, равновесности экономических процессов в муниципальном образовании.
В механизмах реализации новых функций в условиях рынка происходят качественные изменения:
- отказ от позиций "административного диктатора" и распределителя средств, полученных "сверху" от федерального центра и субъекта РФ и перехода к рыночным механизмам "добывания";
- профессиональное управление финансами, природными, человеческими, информационными и иными ресурсами;
- в новых рыночных условиях муниципальная служба обязана сотрудничать с рыночными хозяйствующими субъектами, с негосударственными, общественными организациями. (принцип равного партнерства и баланса интересов участников договоров).
Муниципальная служба должна стать эффективным инструментом реализации интересов местного сообщества в результате:
1) освоения муниципальными служащими профессиональных технологий управления;
2) государственной поддержки местного самоуправления;
3) выработки населением муниципальных образований эффективных технологий самоорганизации, самоуправления.
Необходимым условием самостоятельности и эффективности муниципальной службы является обеспечение необходимой финансовой базы, уточнение организационного и правового статуса.
Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.