Домашнее изучение
Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения для вожатого.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
|
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Адаптация детей в лагере
Адаптационный период длится 3-5 дней не потому, что так принято в лагере или так требует начальник лагеря, а потому, что 3-5 дней – это оптимальное время для первичного привыкания ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Наибольшие трудности:
· в привыкании к условиям закрытого (ограниченного) социума;
· к самостоятельному ведению быта (уборка, ухаживание за одеждой и обувью, личная гигиена и т.д.);
· к новизне общения (установление многообразных коммуникативных связей и отношений с большим числом сверстников, старших и младших по возрасту);
· к смене вида деятельности (учебы на досуг; неорганизованного отдыха на организованный, пассивных видов отдыха на активные).
Известно, что люди различаются по своей способности приспосабливаться (адаптироваться). Одни делают это легко, для других освоение нового, чрезвычайно сложно. Характер адаптации и ее сроки зависят от исходного состояния здоровья детей на момент поступления их в оздоровительное учреждение.
Специальные исследования определили три типа адаптации:
· благоприятный, который наблюдается у 80% практически здоровых детей и больных в стадии стойкой ремиссии. При этом типе адаптационный период занимает от 3 до 5 дней;
|
· замедленный – он характерен для 15% детей, часто болеющих, физически ослабленных, а также поступивших в оздоровительное учреждение после перенесенных заболеваний. У этих детей адаптационный период занимает 5-7 дней;
· неблагоприятный тип отмечается у 5% детей с отягощенным анамнезом (как правило, хронические больные), а также имеющие в дополнение к основному диагнозу изменение функционального состояния сердечно-сосудистой, нервной и других систем. Такой тип адаптации затягивается до 7-10 дней.
Чтобы адаптировались все 100% детей, поступающих одновременно в оздоровительное учреждение, потребуется 7-10 дней.
Анализ результативной стороны детской адаптации позволяет говорить о четырех ее уровнях:
1) Оптимальный, характеризуется высокими адаптационными результатами при адекватных усилиях;
2) Избыточный (высокий), которому соответствуют высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
3) Низкий, обусловлен недостаточной требовательностью ребенка к себе;
4) Дезаптационный, характеризуется неумением приспособиться к жизни в лагере и, как правило, сопровождается плохим эмоциональным самочувствием, невротическими реакциями.
Основной показатель достижения детьми того или иного уровня адаптации – наличие или отсутствие затруднений, возникающих в ходе их приспособления к новым условиям жизнедеятельности.
Под затруднениями понимаются преграды или помехи, которые не дают ребенку возможности перейти к следующему этапу деятельности, обнаруживают несоответствие между требованиями деятельности и возможностями ребенка; это переживания детьми ситуации, когда усилия, затрачиваемые на достижение цели, значительно превосходят результат. Ребенок старается войти в жизнь коллектива, но у него возникают непреодолимые проблемы во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и взрослыми.
|
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации, таковы:
· адекватность поведения (дисциплинированность, участие в предлагаемых видах деятельности, проявление интереса к делам отряда и др.), спонтанность и естественность;
· стремление реализовать свои творческие возможность;
· вовлеченность ребенка в жизнедеятельность отряда (согласование личных и коллективных интересов и ценностей, стремление завоевать авторитет среди сверстников, завоевание статуса и стремление к его повышению, принятие внутригрупповой роли и др.);
· проявление способности к самоконтролю, к организации собственной деятельности, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
· терпимое отношение к временным неудачам и помехам в жизни и деятельности отряда и своим собственным;
· способность к поиску конструктивного выхода из сложных (неожиданных) ситуаций.
Осмысление сущности и содержания адаптационных затруднений детей позволяет выделить обуславливающие их причины. Таковыми являются индивидуально-личностные детерминанты (определили), к которым относятся особенности нервной системы, тип темперамента, специфические черты характера, адаптационные способности, адаптационный опыт и ценностные ориентации личности.
Детям с сильным типом нервной системы присущи самоуверенность, повышенная самооценка, стремление к первенству, низкий уровень тревожности. Обычно они быстро привыкают к новой обстановке.
Иная картина наблюдается у детей со слабым типом нервной системы. Им зачастую свойственны неуверенность, недовольство собой, сниженная самооценка, робость, застенчивость, высокий уровень как общей, так и ситуативной тревожности. У них отсутствует способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. Они постоянно находят поводы для переживаний. В то же время преобладающей направленностью этих детей является ярко выраженная установка на творческое решение задач, также им свойственна устойчивость мотивов, увлечений.
В ходе исследования процесса адаптации детей с различным темпераментом выявлены такие особенности, как адаптивная гибкость детей с сангвиническим темпераментом – активных, подвижных, быстро отзывающихся на окружающие события, сравнительно легко переживающих неудачи и неприятности. Более медленная, но также стабильная адаптация наблюдается у детей с преобладанием флегматических черт – несколько медлительных, внешне невозмутимых, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянными намерениями, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Наибольшие трудности испытывают дети с холерическим темпераментом – быстрые, порывистые, неуравновешенные, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, и меланхолическим – легкоранимые, подверженные глубоким переживаниям даже незначительных неудач, внешне вяло реагирующих на окружающее. Реакции этих детей неадекватны изменениям внешней среды: у холериков эмоции выплескиваются на окружающих, что не всегда нравится, меланхоликам же свойственна «самоагрессия», которая может привести к психическим расстройствам.
Изучение адаптационных затруднений показало, что для правильного прогноза поведения и управления детьми, вожатому полезна информация об адаптационном опыте ребенка. Этот опыт включает в себя самочувствие ребенка в семье (отношения с родителями, старшими и младшими братьями и сестрами, другими родственниками); в школе (отношения с одноклассниками, учителями, опыт вхождения в новые коллективы при смене школы), на отдыхе в оздоровительных лагерях в предыдущие годы.
Дети, имеющие богатый положительный опыт адаптации, относительно легко привыкают к новым условиям, без труда вливаются в новый коллектив. Те, у кого адаптационный опыт мал или носит отрицательный характер, будут испытывать затруднения, в той или иной степени.
«Конвенции о правах ребенка»
1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
2. Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
3. Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
4. Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.
5. Родители несут ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
6. Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление и эксплуатацию.
7. Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.
8. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
9. Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
10. Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать поучению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.
11. Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков и торговле ими.
12. Дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.
13. Дети меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.
14. Дети, которые были подвергнуты плохому обращению, задержанию или пострадали от надсмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.
15. С детьми, ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию в них чувства достоинства и значимости, и чтобы содействовать их реинтеграции в жизнь общества.
16. Государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.