Дата: 08.10.2020
Дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии
Группа: ТЭО 19
Лекционные занятия
Дисциплина Основы философии
Тема занятия Тема 1.3 Философия Античного Мира
Тип урока изучение и закрепление нового материала
Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:
Образовательная.
Повторить материал прошлого занятия, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Античности, знать основных основоположников эпохи Античного мира
2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации меж предметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на занятии:
Наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке:
Фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа
(индивидуальная)
Использование современных пед. технологий: Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике
Обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы, индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
3. Технические средства обучения, оборудование для практ. Занятий:
Компьютер
4. Литература:
- методическая литература
- учебная литература учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование)
Ход занятия
Вопросы для повторения материала:
1. Философские школы Древней Греции и их основоположники
2. В 1508 году Папа Юлий 2 пригласил Рафаэля помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?
1. Проверить таблицу: «Эволюция понятия бытия в древнегреческой натурфилософии»
Тема 1.3. Философия Античного Мира
Классическая философия Античного мира представлена также школой софистов.
Софисты.
Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты- платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательств и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Манифест релятивизма софистов: известное высказывание Протагора: «человек, есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они существуют». Нравственность- это то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо- вообще то, что кому- то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно и знание(можно одно и тоже утверждение доказать или опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм «Рогатый»: «то, что ты не потерял, ты имеешь». «Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь».
Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла речи; или напротив, нарочито, растягивать свою речь,, дабы его противнику было трудно охватить весь ход ее рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д. Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в выявлении противоречивости познавательного процесса.
Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений. Свое учение излагал в форме открытой беседы(диалога), темами которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло, любовь, счастье, честность. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания- самопознание, а принцип философии- «познай самого себя».
Что же такое познание и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е. определить ряд общих признаков. Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется понятием о доблести и благе: нет, человека, который зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или заблуждению. Задача философии- помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию- предмета или явления. На то направлен метод, применяемый Сократом- «Майевтика». Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство. Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время он посещал беседам и спорам. Однако, его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и был приговорен к смерти, и вынужден был принять чашку с ядом- цикутой.
Просмотр документального фильма «Сократ» Канал «Культура» 20 минут (просмотр самостоятельно)
Философия эпох эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм.
Киники - название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данному одному из ее представителей. Прославил киническую школу эпатировавший людей своим поведением и презрениям к жизненным радостям Диоген Синопский. Его жизнь- образец жизни кинического мудреца. Диоген лишил себя всех потребностей, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Жил он в большой круглой глиняной бочке(пифосе).
Эпикур - представитель атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Основной задачей философии Эпикур считал создание этики- учения о поведении, приводящем к счастью. Согласно философу, критерий счастья- в чувстве удовольствия. Благо- есть все то, что порождает удовольствие, зло-то, что порождает страдания. Философ различает три вида удовольствия:
1. Природные и необходимые для жизни
2. Природные, но для жизни не необходимые
3. Не необходимые для жизни, и не природные
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания полная невозмутимость, или безмятежность, которое и есть счастье философа, т. о. эпикуреизм – это воздержанность и аскетизм, а отнюдь не безудержное увлечение материальными удовольствиями.
Скептицизм- основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности- атараксии. Суть вещей познать невозможно. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких- либо суждений о чем- либо. Это тоже проявление атараксии.
Стоицизм- согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готов к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Представители: Зенон, Посидоний, Панеций, Марк Аврелий, Сенека.
Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости(року, судьбе).
Вопросы для закрепления материала:
1. Философские школа Античности
2. Таблицу: «Основные направления философии эллинизма»
Школа | Предмет | Философы | Основные идеи, суть учения | Роль философии |
Киническая | Предмет: сущность человека Проблема: как человек должен жить, чтобы быть счастливым | Антисфен Диоген | Аскесис: «тому, кто хочет стать добродетельным, следует укреплять тело гимнастикой, а душу образованием и воспитанием. Апайдеусиа: презрение к богатству, славе Аутаркейос: независимость, самодостаточность, самоудовлетворенность | Должна научить человека «умению беседовать с самим собой, оставаться наедине с собой. |
Керенская | Предмет: сущность человека; пути достижения: счастье | Аристипп Феодор | Смысл жизни – счастье, а счастье- наслаждение. Критерием добра и зла является наслаждение. Жизнь без него не выносима, а потому лучше смерть. | Философия – это наука о смерти |
Эпикуреизм | Предмет: природа, человек и его жизнь | Эпикур | Цель и смысл жизни человека –удовольствие, т.е. отсутствие страданий и свобода от душевных тревог, душевный покой и невозмутимость духа | Должна научить человека быть счастливым |
Стоицизм | Бытие как единое | Сенека Марк Аврелий | Бытие мира предопределено роком и полно страданий и бед. Человек должен стойко и мужественно переносить страдания и невзгоды, вести аскетическую жизнь. И тогда душа человека достигнет бессмертия | Философия – это наука о жизни, и должна научить человека быть другом самому себе |
Неоплатонизм | Бытие как единое | Плотин Порфирий | Учение о потусторонности, о сверхразумности первоначала всего сущего и мистическом экстазе как средству приближения к этому началу. Во главе иерархии сущего стоит одно начало, единое, сверхразумное. | Философия должна раскрыть сущность бытия |
3. В чем проявилось новаторство философии эллинизма?
4. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Прокомментируйте.