Методы работы с источниками информации




Дисциплина: «Методология и методы научного исследования»

Магистранты1 курс, 1 семестр

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Практическая работа № 1

Анализ моделей: организация учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей; развитие творческих возможностей учащихся

 

Цель: продемонстрировать информативные возможности моделей (показать, как довольно большой объем информации может быть представлен в виде компактной модели):

1) показать взаимосвязь и взаимозависимость различных компонентов учебно-воспитательного процесса, имеющиеся противоречия; расширить представление о поиске проблемы;

2) сформировать представление о возможности формирования творческих способностей.

Дидактическое обеспечение: модели на бумажных носителях.

Организация учебной деятельности: парная, взаимообучение. Каждая пара изучает одну из моделей.

Ход работы.

1. А) Самостоятельно проанализировать предложенные модели: выявить взаимосвязь различных компонентов учебно-воспитательного процесса, их взаимообусловленность и взаимозависимость; описать вербально предложенную модель.

2. Б) Рассмотреть влияние различных компонентов на процесс развития творческих способностей; описать вербально предложенную модель.

3. Результаты выполненной работы озвучить перед аудиторией.

После обсуждения результатов анализа моделей преподаватель подводит итоги, объясняет спорные моменты, указывает на возможные противоречия, разрешение которых может стать темой будущего исследования.

 

Практическая работа № 2

Семинар: Философские направления и их совокупность, определяющие мировосприятие исследуемых явлений и процессов.

Общие представления исследователя о природе, обществе, человеке, его месте в мире. Влияние философских направлений на мировоззрение исследователя: позитивизм, неопозитивизм, диалектический материализм, неокантианство, неофрейдизм и др. направления.

Вопросы, выносимые для обсуждения:

- В чем состоит назначение философского уровня методологии образования?

- В чем специфика каждого из выделенных философских направлений в исследовании проблем образования?

- Какие функции выполняет методологическое знание в теории и практике образования?

Литература

 

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

2. Борытко Н. М. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова / под ред. Н. М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград: Изд-во ВГИПК, 2006. – 284 с.

3. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 208 с.

4. Ласковец С. В. Методология научного творчества.: учебное пособие [электронный ресурс / С. В. Ласковец. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 32 с. – (URL: https://www.biblioclub.ru/90384_Metodologiya_nauchnogo_tvorchestva_Uchebnoe_posobie.html).

5. Новиков А. М. Методология [электронный ресурс] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: Синтег, 2007. – 668 с. – (URL: https://www.biblioclub.ru/82662_Metodologiya.html).

6. Новиков А. М. Методология научного исследования [электронный ресурс] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: Либроком, 2009. – 280 с. – (URL: https://www.biblioclub.ru/82773_Metodologiya_nauchnogo_issledovaniya.html).

7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

8. Просветова Т.. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Т. С. Просветова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 209 с.

9. Умнов В. С. Научное исследование: теория и практика [электронный ресурс] / В. С. Умнов, Н. А. Самойлик. – Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. – 99 с. – (URL: https://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html).

 

Практическая работа № 3

А) Сформулировать тему и объект исследования, если предмет исследования известен:

 

1) методики изучения сформированности мотивации школьников;

2) методика для определения готовности к профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования;

3) методики исследования межличностных отношений;

4) методики определения уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся;

5) диагностика уровня самостоятельности у школьников;

6) методика определения познавательного интереса;

7) процессизучения интересов школьников в разных видах учебной и внеучебной деятельности;

8) методики диагностики характерологических особенностей студентов.

Б) Определить предмет, объект, сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования по предложенным темам:

 

а) Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

б) Готовность к саморазвитию как цель образования.

в) Методические основы формирования профессиональных знаний и умений учащихся лицея в процессе выполнения проектов.

г) Реализация личностно ориентированного подхода в образовательной среде сельской гимназии.

д) Разработка многоуровневого компьютеризированного лабораторного практикума в техническом вузе.

е) Дифференцированный подход в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства.

ж) Методические основы развития познавательной активности учащихся VIII-IX классов на уроках технологии в сельской школе.

 

Практическая работа № 4

Методы работы с источниками информации

Цель: Освоение приемов эффективной работы с текстом. Способствовать развитию критического мышления через совершенствование работы с текстовой информацией. Совершенствование умений самостоятельной работы.

Дидактическое обеспечение: тексты, лекции, ИНТЕРНЕТ.

Организация учебной деятельности: индивидуальная.

Ход работы.

1. Подберите текст, близкий к тематике Вашей будущей выпускной работы.

2. Выделите основные дидактические единицы (на выбор) – ключевые понятия, ведущие идеи, тезисы и антитезисы, факты, законы, методы, выводы, метафоры, примеры.

3. Используя различные методы (приемы), «сожмите текст». Выберите те методы (приемы), которые Вы считаете наиболее удобными и продуктивными для Вас.

4. Представьте предложенный Вам текст в описательном виде и в виде графической модели, схемы.

5. Выполненную работу необходимо набрать на компьютере, оформить в соответствии с требованиями и донести до слушателей.

Практическая работа № 5

 

Выбор и обоснование методов исследования по предложенным целям и задачам исследования (См. практическую работу № 3)

№№ 5-6

№6. Изучение проективных методик: определение уровня притязаний; определение уровня развития воображения: воссоздающего и творческого.

№ 7. Исследование отношений внутри групп с помощью социометрических измерений

1. Сформулируйте цель и задачи проводимого исследования.

2. Из различных источников выберите краткое описание исследуемых параметров и их компонентов.

3. Подберите методы и методики для исследования выбранного параметра (психолого-педагогическая литература, ИНТЕРНЕТ).

4. Раскройте суть исследуемого явления, параметра, свойства и опишите порядок проведения исследования.

5. Подготовьте необходимые материалы для проведения исследования (бланки, тексты, задания, таблицы и т.д.).

6. Опишите методику обработки полученных данных.

7. Сформулируйте рекомендации по организации и проведению исследования.

8. Представьте полный отчет о проделанной работе с приложениями и указанием использованных источников информации.

9. Подготовьтесь к обучению своих товарищей по проведению исследований по Вашей теме.

 

Практическая работа № 8

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: