Психологическая сущность творчества.




Творчество представляет собой мыслительный процесс, в итоге которого рождается некоторая новая мысль, идея, которая может быть сохранена в абсолютно любой форме - в мелодии, кинофильме, поэме, книжке, фото и в других формах.

Выделяют три аспекта творчества:

1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей - ценностный (аксиологический) аспект.

2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого - эвристический аспект.

3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека -гуманистический аспект.

Основные элементы всякого творчества: вдохновение и труд.

Вдохновение - настрой на творчество, творческое горение.

С другой стороны, одного расположения души к творчеству мало.

Творческий труд - необходимый элемент творческого процесса.

Во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха - некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. В самом существе творческого труда лежит вдохновение.

Творческий человек проходит такой путь формирования и развития своих способностей:

задаток > способность > талант > гений

Задаток - возможность появления той или иной способности. Он, как правило, генетически предопределен.

Способность - психо-физиологическое средство деятельности. Творческая способность -способность открывать или созидать что-то новое, нужное людям.

Дар - случайная составляющая способности, таланта, гения, то, что дается человеку в силу стечения обстоятельств. Дар - подарок судьбы, «от бога». Дар - то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а получил готовым от своих родителей, учителей, в силу случайного стечения обстоятельств.

Призвание - расположение к творчеству.

Талант - просто творческая способность.

Гений - высшая творческая способность.

Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы.

Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир.

Важно не только восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важна и качественная переработка воспринятого, а также выражение результатов этой переработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно дополняет другое.

Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого.

Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок». Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности присуще и творческой личности.

После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими. Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева, заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них. В таком случае, люди могут заметить несущественные детали, а главное могут пропустить. Поэтому оценки со стороны окружающих важны не всегда.

 

Р. М. Грановская отмечает: «По мере формирования и укрепления самооценки возрастают способности к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции».

Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.

Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.

I. Крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику.

II. Все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали. Лучше работать над собой, для себя и с самим собой, совершенствуясь...

Художественная иллюстрация крайнего поведения в этом плане дана в рассказе О. де Бальзака «Неведомый шедевр». Художник, мастер своего дела, так долго переделывал свою замечательную картину, что от нее ничего не осталось.

III. Работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они «сталкиваются» с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.

Я. А. Пономарев, что чаще всего выделяются следующие стадии:

Первая стадия (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

Вторая стадия (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

Третья стадия (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая стадия (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом. В качестве прототипа такого представления можно рассматривать описание процесса творчества, сделанное известным канадским врачом и биологом Гансом Селье в книге «От мечты к открытию». Выделенные им семь стадий творчества можно увеличить: работу разума разделить на наблюдения и осмысление явлений. Получается десять стадий, которые можно изобразить в виде нуга, подчеркивая то, что творческая личность находится «в круге творчества» постоянно. Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Выделим фрагменты его характеристик.

1. «Любовь, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена».

2. «Оплодотворение». "Разум оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения.

3. «Созревание». «На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого».

4. «Родовые схватки». «Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому». По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно «вертится на кончике языка».

5. «Рождение». «Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением».

6. «Обследование». «Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждений и логически спланированного эксперимента».

7. «Жизнь». «Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение, но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям».

Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучи руководителем научной школы. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества и видит в нем главную цель и основной смысл своей жизни. Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры

Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, «результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности». Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал.

Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет особое формирование умственных действий. Ведь «творчество» не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, «отработка» которых - одно из обязательных условий творческой деятельности.

Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.

О.Кульчицкая и В.Моляко выделяют еще такие особенности творческой личности: возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы, высокая трудоспособность, подчинение творчества духовной мотивации, стойкость, упёртость, увлечение работой, высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний. (записать).

«Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения». Творческий человек отличается от других умением надежно передать свою мысль, все донести до слушателя (читателя), полностью выразить себя, высказаться. Он умеет выражать суть того, что хочет сказать лаконично, кратко. Однако сильная краткость или же многословие может быть отрицательной чертой творца, так как мысль может быть понята не до конца.

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

3. Главной движущей силой является потребность подтверждения своей ценности. Она удовлетворяется в основном благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Развитие - главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия и мысли человека, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным.

Таким образом, можно сказать, что творческий человек работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мирах.

Рассмотрим признаки творческой деятельности.

1. Новизна или оригинальность (нестандартность) способа деятельности или ее результата, продукта.

2. Общественная значимость, прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников.

3. Исповедальный характер. В процессе, продукте творчества раскрывается внутренний мир творца, его отношение к окружающей действительности, к проблемам, существующим в обществе.

4. Гуманный характер творчества. Творчество не совместимо с жестокостью, насилием. Оно должно нести идеи человеколюбия, мира, согласия.

5. Творчество должно быть максимально свободным (также и от профессиональной принадлежности), не должно продаваться. Оно должно быть отделено от государственной идеологии и политики, быть автономным, неподцензурным, нерегламентированным.

Признаки творческой личности:

- самостоятельность мышления;

- способность к критическому взгляду на предшествующий опыт и окружающую действительность;

- способность к анализу и синтезу;

- индивидуальность, неповторимость, оригинальность качеств самой личности. (записать)

В творчестве необходимо отличать такие понятия как «мастерство» и «творчество». Мастерство – основная часть творчества, ему можно научиться. Мастерство – высокое умение, овладение всем лучшим, совершенным в опыте предшественников.

Творчество – это способность сделать шаг вперед по сравнению с опытом предшественников, действовать индивидуально, оригинально, новаторски.

Творческая деятельность не всегда заканчивается творческим результатом, творческим продуктом. Картина, музыкальное произведение, скульптура может быть не закончена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: