Содержание
1.Актуальность……………………………………………………………… 3 стр.
2. Этапы реализации проекта:……………………………………………….5 стр.
2.1. Привлечение подростков и молодёжи к добровольческой деятельности
2.2. Обучение добровольцев……………………………………………..… 6 стр.
2.3. Работа молодежного клуба………………………………….………… 8 стр.
2.4. Развитие и поддержка деятельности молодежного клуба……........ 11 стр.
2.5. Рефлексия и оценка деятельности…………………………………… 12 стр.
3. Результаты ……………..……………………………………………….. 14 стр.
Актуальность
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестёр милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерского движения получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры не заменимы.
2018 год объявлен в России Годом добровольчества, поэтому сейчас очень важно привлечь внимание к созданию волонтерских объединений в образовательных организациях, так как многое закладывается именно в школе.
Первоначально основной целью деятельности волонтеров была пропаганда здорового образа жизни и первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.
Сегодня круг забот волонтеров расширился и включает в себя, кроме профилактической работы, следующие направления:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- социальное волонтерство;
- событийное волонтёрство по сопровождению мероприятий;
- участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта
и активного досуга;
- инклюзивное волонтерство.
По принципу “равный-равному” волонтеры передают сверстникам полезную информацию. Обучая других, они обучаются сами. Ребята обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В процессе общественно полезных практик волонтеры активно взаимодействуют с внешним миром, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, взаимодействовать с людьми разного возраста и социального статуса и включаться в любую деятельность.
Описанный далее проект реализовывался два раза: первоначально в 2003 году в МБОУ «Азовская СОШ № 2» при создании молодежного волонтерского отряда «Я - волонтер», который работает и сейчас, и в 2015-2016 учебном году на базе МБОУ «Азовская гимназия», где был организован МК «КАДР» (клуб активных добровольцев района), который ведет активную работу по всему району.
Цель проекта: создание добровольческого движения в образовательном учреждении
Возраст участников -14 -17 лет.
- Количество учащихся, прошедших обучение по программе -172
- Количество волонтеров, продолживших добровольческую деятельность в учебных заведениях – 68
Задачи проекта:
1. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
2. Формирование потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
3. Содействие социализации широкого круга подростков через вовлечение в социально значимую деятельность.
4. Формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.
5. Развитие лидерских качеств личности.
6. Формирование активной гражданской позиции.
7. Повышение степени самостоятельности детей и подростков, адаптация их в обществе, способность принимать на себя ответственность, воспитание социально-активной личности.
8. Педагогическая поддержка в опосредованной социализации личности.
Целевая аудитория: учащиеся школ старше 14 лет.
Основные этапами реализации проекта являются:
1. Привлечение подростков и молодёжи к добровольческой деятельности.
2. Обучение добровольцев.
3. Работа волонтёров.
4. Развитие и поддержка деятельности волонтёрского отряда.
5. Рефлексия и оценка деятельности.
2. Этапы и сроки реализации программы:
Привлечение подростков и молодёжи к добровольческой деятельности»
Для привлечения подростков и молодёжи к добровольческой деятельности традиционно проводятся рекламно-информационные мероприятия, на которых предоставляется возможность увидеть и услышать о том, что добровольчество способствует личностному росту, успешности, социальной значимости, активности, профессиональному самоопределению, развитию творчества
Эта работа ведётся в трёх направлениях:
- работа с родителями;
- работа с обучающимися;
- работа в социуме.
- Работа с родителями:
Задолго до поступления детей в школу проходит информирование родителей будущих первоклассников о деятельности добровольческого движения в работе школы.
В сентябре на общешкольной родительской конференции подводятся итоги года, где освещается работа волонтёров.
В январе Общешкольное родительское собрание в рамках «Недели правовых знаний» проходит с привлечением волонтёров.
В марте – апреле в рамках антинаркотической акции «Родительский урок» и Всемирного Дня здоровья организуются мероприятия.
В мае в рамках Дня семьи проходят конкурсные программы, в которых волонтёры выступают организаторами.
Работа с обучающимися:
- Для ребят старшего школьного возраста вывешивается объявление о наборе волонтёров в молодёжный клуб.
- Визитка отряда, в которой рассказывается о деятельности волонтёров, представляется на общешкольной линейке.
- Проводятся акции «Мы за здоровый образ жизни»
- Организуются тематическая линейки, агитационные, обучающие программы
- Социальная практика в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Мы вместе»
Работа в социуме:
- Проводятся акции, социологические опросы
- Встреча трёх поколений, посвящённая Празднованию Великой Победы
- Проведение конкурсной программы «Веселые забавы», посвящённой Дню семьи.
- Соведущие праздничной программы в День защиты детей.
2.2. «Обучение добровольцев»
Обучает добровольцев куратор молодёжного клуба по программе «Волонтер», разработанной на основе Концептуальной программы профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи и образовательной программы «Лидер».
Цель программы обучения: формирование здорового образа жизни, активной гражданской позиции, направленной на развитие личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ.
Данная программа состоит из 4 блоков.
1 блок — «Знакомство»
2 блок - «Информированность»
3 блок - «Игротека»
4 блок - «Творческая лаборатория»
В 1 блоке - 6 занятий по 2 часа 1 раз в неделю:
| 1.Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы | |
| 2.Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто ТЫ? | |
| 3.Что во мне и в тебе есть. Развитие личности. | |
| 4.Отношение к себе, самооценка. | |
| 5.Развитие и личностный рост. | |
| 6 Формирование навыков общения. |
Во втором блоке 5 занятий по 2 часа 1 раз в неделю
| 1. Информация о действиях и последствиях употребления ПАВ |
| 2. Понятие зависимости. |
| 3. Что такое ВИЧ. Пути передачи. |
| 4.Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, умения противостоять групповому давлению. |
| 5.Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «НЕТ» |
В третьем блоке 5 занятий по 2 часа 1 раз в неделю
| 1.Правила организации и проведения игр |
| 2. КТД от «А до Я» |
| 3 Микроигры и тематические дни. |
| 4. Проектная деятельность |
| 5. Чемодан волонтёра |
В четвёртом блоке
| 1. Разработка и проведение «Недели правовых знаний» |
| 2. Разработка и проведение военизированной игры на местности «Большие манёвры» |
| 3. Разработка и проведение акции по профилактики злоупотребления ПАВ в рамках «Родительского урока», подготовка к районному слёту волонтёрских отрядов |
| 4. Разработка и проведение добровольческой акции «Весенняя неделя добра» |
| 5.Разработка и проведение мероприятий в ДОЛ «Мы вместе» |
В начале и конце обучения проводится мониторинг по блокам программы.
Средние показатели по годам обучения приводятся в таблице:
| Блоки программы | На входе | На выходе |
| 1 Знакомство: методика исследования самооценки | Нормальная 25 % заниженная 35% завышенная 40% | нормальная 65% заниженная 20% завышенная 15% |
| 2 Информированность анкета «Самый умный волонтёр» | Низкий 55% средний 35% высокий 10% | Низкий 20% средний 55% высокий 25% |
| 3.Игротека Практическое занятие «Тематическая игра» | Называет игру 15% Знает правила 65% проведения умеет провести 20% | Называет игру 65% Знает правила 75% проведения умеет провести 35% |
| 4. Творческая лаборатория | Исполнитель 55% ведущий 35% организатор 10 % | Исполнитель 35% ведущий 45% организатор 20% |
2.3 «Работа молодежного клуба»
Для того, чтобы работа волонтёров была успешной, членами клуба определены правила:
- работаем с тем, кто пришёл, независимо от его способностей и возможностей.
- коллективно вырабатываем и принимаем законы и правила.
- свместно работаем на протяжении всех этапов: планирование, подготовка, проведение, анализ.
- независимо от тематики и содержания мероприятия концовку его всегда выстраиваем так, чтобы она была направлена на формирование позитивного отношения к увиденному, услышанному, прочувствованному.
- всегда поддерживаем имидж: единая форма, отличительная экипировка, выдерживаем свой стиль.
Этапы работы волонтёрского отряда:
1. диагностика
2. планирование работы
3. разработка сценария
4. проведение мероприятия
5. анализ проведённого мероприятия
6. корректировка работы
Формы работы волонтёров:
1 Анкетирование, социологический опрос
2. Акции
3. Презентация отряда
4. Обучающие программы
5. Агитационные программы
6. Диспуты
7. Конкурсные программы
8. Театрализованные представления
9. Тематические линейки, вечера
План работы Молодёжного клуба «КАДР»
| Мероприятие | сроки | Место проведения |
| Презентация деятельности молодёжного клуба «КАДР» | сентябрь | школа |
| Социологический опрос, анкетирование по употреблению ПАВ и ЗОЖ | сентябрь | Классы, школа, село |
| Пропаганда ЗОЖ – участие в общешкольном кроссе «Золотая осень» | сентябрь | школа |
| Пропаганда ЗОЖ – участие в районном кроссе «Спорт вместо наркотиков» | сентябрь | село |
| Проведение мероприятий в рамках антинаркотической акции «Классный час» | Октябрь | Классы (по заявкам) |
| Проведение акции «Мы за здоровый образ жизни» | октябрь | 1-4,5-7,8-11 классы |
| Проведение акции «Спорт вместо наркотиков» с привлечение родителей | Ноябрь каникулы | школа |
| Акция «Сигаретку на конфетку» | ноябрь | село |
| Проведение профилактических мероприятий в рамках акции «Школа-территория свободная от курения» | ноябрь | село |
| Участие в районном конкурсе «Волонтёр-новичок» | декабрь | район |
| Проведение тематической линейки, посвящённой Всемирному Дню борьбы со СПИДом | декабрь | Школа 5-11 кл |
| Пропаганда ЗОЖ участие в районных рождественских спортивных турнирах | Декабрь-январь | район |
| Участие в проведении Недели правовых знаний Выступление на общешкольном родительском собрании, проведение тематических классных часов по профилактике табакокурения, алкоголизма. | январь | Школа, классы |
| Пропаганда ЗОЖ – проведение военизированной игры на местности «Большие манёвры» | февраль | 5-7 классы село |
| Тематическая линейка, акция, агитационная программа в рамках антинаркотической акции «Родительский урок» | март | школа |
| Участие в районном слёте волонтёрского мастерства | апрель | район |
| Проведение акции «Всемирный день здоровья» | Апрель | Школа, село |
| Пропаганда добровольческой деятельности- проведение акции «Весенняя неделя добра» | апрель | Школа, село |
| Пропаганда добровольческой деятельности- реализация проекта «Память поколений» | май | село |
| Проведение акции «Письмо продавцу табачных изделии» | май | село |
| Социальная практика (проведение профилактических мероприятий в рамках акции Лагерь - территория здоровья). Сотрудничество с профильными лагерями ДОЛ «Юбилейный» р.п. Полтавка и ДОЛ «Пламя» | июнь | школа |
2.4 «Развитие и поддержка деятельности молодежного клуба»
Поддержка деятельности Молодёжного клубаоказывается администрацией, педагогическим и родительским коллективом в различных способах:
- Совместные чаепития, поздравления с Днём рождения через районную газету, игра «Таинственный друг».
- Поездка в кинотеатр «Галактика» г. Омска.
- Льготы при трудоустройстве в летний период.
- Путёвка в летние оздоровительные лагеря.
- Благодарственные письма волонтёрам за работу по различным направлениям по итогам года.
- Занесение имён волонтёров в Школьную книгу и районный банк данных «Талантливая и способная молодёжь».
- Публикации в школьной, районной газете.
- Представление документов на областной конкурс «Социальная звезда».