Человек призван владычествовать над всем миром




Тема №2 – Сотворение человека.

Блаженная жизнь прародителей в раю.

 

25 СТИХ: «Аса» – делать, творить из чего-то.

Рассказ про ПЕТА… вывод, что человек является несравненно высшим существом по сравнению с животными, потому что он создан по образу и подобию Божию, а животные созданы «по роду их».

Перед созданием человека, Бог подготовил для него дом. Он сотворил огромную, бесконечную вселенную, звёзды, планеты. Среди этой бесконечности Он создал крошечную планету Земля, создал наилучшие условия для существования людей и только затем создаёт человека. В этом видна огромная Божия забота о нас. Он показывает, что в силах дать нам всё необходимое для физической жизни. В Евангелии от Матфея 6:26 говорится: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Более того, когда мы обращаемся ко Христу, Бог даёт нам и всё необходимое и для духовной жизни.

26 СТИХ:

Сотворим человека. Здесь мы не встречаем никакого Божьего повеления: «да будет человек!». Перед тем, как сказать о творении человека, появляется неожиданный стих, говорящий о том, что думает Бог о человеке. Как будто какое-то внутреннее действие происходит в Самом Боге, какой-то внутренний совет, который разрешается итогом: «Сотворим». Библейское повествование как бы сбивается с ритма и замирает. Об этом эпизоде библейского рассказа говорят как о «творческой паузе».

Мир, каким он был до появления человека, был монологичен, в нем не было ничего, что не зависело бы от воли Творца. Но тот образ, который Творец хочет от Себя дать человеку, включает в себя свободу. Это означает, что в мире появляется бытие, не зависящее от Бога. Бог ограничивает свое всемогущество, создавая в бытии такую сферу, куда Он сам не может войти без стука («Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)»

Загадка про камень.

Словами сотворим Бог указывает на особое внимание к человеку, он лично принимает участие в создании человека. Но не только тогда, но и сейчас. Каждый из нас – шедевр, созданный рукой Великого Поэта – Бога. Бог, как хороший строитель обнародует свой план перед строительством. Плохой строитель сначала строит, а лишь затем по построенному пишет план, но здесь мы видим обратное. Госопдь с особым вниманием и трепетом приступает к созданию человека, который создан по образу и подобию нашего Творца.

С кем обращается Бог? К ангелам или к Пресвятой Троице.

Троица – Василий Великий, Ефрем Сирин, Григорий Нисский

 

Что такое образ и подобие? Разные ли это вещи или одинаковые?

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Здесь нет второго слова – подобие. Следовательно, можно сделать вывод, что Бог творит человека только по Своему образу. Но так ли это на самом деле?

На этот счет есть два мнения. Согласно первому из них, образ и подобие ­– разные вещи. Эту мысль выразил человек, сильно повлиявший на учение и богословие Восточной Церкви – Ориген. В гомилии на книгу Бытие он говорит: «Моисей хочет сказать не что иное, как то, что достоинство образа Божиего человек воспринял при сотворении, но совершенство подобия Божиего обретет только в конце. Иначе говоря, он сам, собственными усилиями в подражании Богу должен стяжать себе это совершенство. И хотя возможность совершенства была изначально дана ему в достоинстве образа, он сам, своими делами должен в конце добиться совершенного подобия». Иными словами образ – это потенциал достижения богоподобия, но не реального подобия с Богом. Это подобие нужно достигать на протяжении всей жизни путём обожения – стяжания благодати божией, Божественных энергий через участие в таинствах.

Но есть и другое мнение. Если мы взглянем на 5 главу 1 стих Бытие, то увидим, что Бог всё-таки создаёт человека и по подобию. Как тогда объяснить разность употребления этих терминов? Слова образ и подобие являются просто литературным приёмом – параллелизмом, широко применявшемся евреями для красоты и усиления смыла текста. Например, всем известный стих из прокимна 8 гласа: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь » (18 псалом 2 стих) – классический пример параллелизма. Слова образ и подобие так же являются таким приёмом, а значит они имеют схожее значение, то есть эти два слова просто синонимы. Но как их различить?

ОБРАЗ БОЖИЙ

Начнём со слова «Образ». Образ Божий в человеке заключается в той функции, которую человек призван выполнять человек здесь на земле. Его главная функция – своим присутствием на земле являть качества Бога и возвещать Его славу. Стоит обратить внимание, что только человек является образом Божиим. Ни ангелы, ни животные не могут этим похвастаться. И только человеку дана одна функция.. какая?

1. Владычество:

· «Господство, какое приял человек над землей и над всем, что на ней, есть образ Бога, обладающего горними и дольними». Ефрем Сирин

· «Имеющим в себе образ Божий называется всякий человек по достоинству ума, и по достоинству или по неуловимости души. Что же такое образ Божий? Это невидимость, бессмертие, свобода, а также владычественность, сила чадорождения, назида-тельность ». Ефрем Сирин

· Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью. Свят. Иоанн Златоуст

Человек призван владычествовать над всем миром

Власть над земными тварями и над всею землею дается человеку вследствие того, что он сози­дается по образу Божию, вследствие того, что по духовной своей природе и силам он имеет полное преимущество пред окружающими его тварями. Верховный Владыка твари есть Бог, а человек есть как бы наместник Его на земле. Какими великими правами облекается человек! Еп. Виссарион Нечаев

«Художник создал наше естество как некий сосуд, пригодный для царственной деятельности, и по душевным преимуществам, и по самому телесному виду устроив его таким, каким нужно быть для царствования. Ибо душа прямо показывает в себе царственность, и возвышенность, и великую далекость от грубой низости тем самым, что она, не подчиняясь, свободно, полновластно располагает своими желаниями». Свят. Григорий Нисский

«Когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу, тогда–то наконец создает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает, во сколько крат это, имеющее быть созданным, животное превосходнее всего сотворенного, когда Он повелевает всем тварям быть под его властью и управлением». Святитель Иоанн Златоуст

Ум. Способности ума

· «Выражение: по образу, указывает на способность ума и самовластности». Преп. Иоанн Дамаскин

· Образ Божий есть Его Слово (а Слово Божие – истинный Сын Ума, Прообраз Света); образ же Слова – истинный человек, то есть ум в человеке, который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога. Через сердечное разумение он уподобляется Божиему разумению и поэтому разумен. Климент Александрийский

Бытие

· «Человек сотворен по образу и по подобию Божию: сотворен по образу, – яко сущий – сущего, яко присносущй – присносущего, хотя и не безначально, впрочем, бесконечно». Преп. Максим Исповедник

Следствия образа Божия: все мы –дети Божии. Откуда это видно. У Древних восточных народов была уверенность, что сыновья являются образом и подобием своих отцов. В быт. 5:3 сказано, что «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф ». Другое следствие образа Божия – всё, что нарушает Образ Божий, является грехом. Например убийство, потому что это разрушение родившегося образа Божия. В Быт 9:6 запрещается убивать человека именно на этом основании.

В целом, в вероучении нашей Церкви закрепилась мысль о том, что образ Божий есть свойства и силы человеческой души: духовность, разум, чувства, воля и т.д. А подобие заключается в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу.

ПОДОБИЕ БОЖИЕ

Добродетели

· Художник создал наше естество как некий сосуд, пригодный для царственной деятельности, и по душевным преимуществам, и по самому телесному виду устроив его таким, каким нужно быть для царствования. Ибо душа прямо показывает в себе царственность, и возвышенность, и великую далекость от грубой низости тем самым, что она, не подчиняясь, свободно, полновластно располагает своими желаниями. Свят. Григорий Нисский

· Подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью, делами богоименитыми и богоподражательными, то есть соразмерно с тем, что человеколюбиво расположен к единородным, милосердствует, милует и любит подобных себе рабов, оказывает всякое сердоболие и сострадание. Подобие же Божие имеют редкие, и то одни добродетельные и святые, сколько возможно человеку, подражающие в благости Богу. Ефрем Сирин

· «По подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека». Преп. Иоанн Дамаскин

· «Как «образом» назвал Он образ владычества, так «подобием» то, чтобы мы, сколько возможно человеку, делались подобными Богу кротостью, смирением и вообще добродетелью, по слову Христову: «Будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:45).

· «Сотворен по подобию, яко благий – благого, яко премудрый – премудрого, тем бывая по благодати, чем Бог есть по естеству». Преп. Максим Исповедник

Образ и подобие Божие никогда не было присуще человеку в полноте до Боговоплощения Сына Божия:

Хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, это не было показано (самим делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово соподобным невидимому Отцу. Свящмуч. Ириней Лионский

Блаженная жизнь прародителей в раю и их грехопадение

В 27 стихе 1 главы книги Бытия мы читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Что интересно, в данном случае бытописатель применяет снова, как и при начале творения Мира, глагол бара – творение из ничего. Для чего применяется этот глагол. По мнению большинства толкователей это происходит для того, чтобы указать на особенное место человека в мире и на особенное отношение Бога к человеку. Как Бог творит небо и землю, а значит и весь мир, что по-гречески звучит как «космос», так и человека Господь творит как новый мир, новый космос. Не зря греческие философы называли человека «микрокосмосом», то есть миром в миниатюре, и были правы. Созданием человека Бог завершает шестой день творения, изложенный в первой главе книги Бытия.

Во второй главе мы видим немного иной сюжет творения мира и человека. Мы можем обратить внимание, что здесь мы совершенно неожиданно узнаем, что бог сотворил сперва человека в образе мужчины, потом низших животных и после них, уже по позднее возникшему замыслу, женщину, создав ее из ребра, которое он взял у мужчины, пока тот спал. Порядок расположения творений по их рангу в обоих рассказах явно противоположный. В первом рассказе бог начинает с рыб и продолжает творить по восходящей линии, переходя от рыб к птицам и зверям, а от них к мужчине и женщине. Во втором рассказе его созидательная работа идет по нисходящей линии - от мужчины к низшим животным и от них к женщине, которая, очевидно, знаменует собой самую низшую ступень божественного творчества. И в этой второй версии ни слова не говорится о том, что мужчина и женщина созданы по образу бога, а просто сказано, что «создал господь бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Впоследствии, чтобы облегчить одиночество человека, который, не имея спутника, слонялся по устроенному для него прекрасному саду, бог сотворил всех птиц и зверей и дал их человеку; очевидно, для того, чтобы те развлекали его и составили ему компанию. Человек посмотрел на них и дал им всем имена, но эти товарищи ему все-таки не понравились, и тогда только бог как бы с отчаяния создал наконец женщину из незначительной части мужского скелета и дал ее в жены человеку.

Резкое противоречие между обоими рассказами объясняется весьма просто, тем обстоятельством, что они происходят из двух различных и первоначально самостоятельных источников, впоследствии включенных в одну книгу редактором, который механически связал оба рассказа, не удосужившись даже смягчить или сгладить противоречия. Рассказ о сотворении мира в первой главе восходит к так называемому Жреческому кодексу, составленному жрецами во время вавилонского пленения или после него. Рассказ о сотворении человека и животных во второй главе восходит к так называемому Яхвисту, написанному на несколько столетий ранее первого, вероятно в IX в. до новой эры".

Сотворение Адама и Евы

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» – читаем мы в 7 стихе 2 главы. Из этого повествования мы видим, что человек создан из материального вещества при содействии особого действия Бога – дуновения дыхания жизни. Отцы Церкви при толковании этого места Священного Писания говорят о том, что человек был создан таким образом для того, чтобы мог наслаждаться как Божественным, так и земным. Например, святитель Григорий Нисский пишет: «В основание устройства полагает в нём сугубое начало, смешав с земным божественное, чтобы ради того и другого иметь ему наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому, наслаждаясь с Богом по естеству божественному, и земными благами по однородному с ними чувству».

Человек был создан из праха земного чтобы хранить и возделывать рай, но среди всех животных не было ему равного. Тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:21-23).

2 глава 21 стих:

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон». Святые отцы при толковании этого места отмечают сразу несколько деталей. Во-первых, это был не обычный сон. Еврейское слово "тардема", которое переведено словом "сон", указывает на то, что далее должно произойти событие, имеющее колоссальное духовное значение, смысл которого раскрывается не сразу. В Быт. 15:12 вслед за глубоким сном ("тардема"), охватившем Авраама, рассказывается о событиях в духовном мире, которые проявляются как реальная действительность лишь в ходе дальнейшей истории

Во-вторых, стоит отметить важность того, что Бог навел на Адама сон. Например Святитель Иоанн Златоуст пишет так: «Это было не простое исступление и не обыкновенный сон; но так как премудрый и благоискусный Создатель нашей природы хотел взять у Адама одно из ребр его, то чтобы он не почувствовал боли и затем враждебного расположения к созидаемой из его ребра, чтобы, помня боль, не возненавидел создаваемое, для этого (Бог), погрузив (Адама) в исступление и как бы повелев ему быть объятым некоторого рода оцепенением, навел на него такой сон, что он совсем не чувствовал, что происходило (с ним)».

Что такое ребро? По еврейски это – «цела», то есть грань, сторона. Иными словами, женщина — грань человеческого бытия, и во многих толкованиях на книгу Бытия предполагается, что та «Ева», что ввела «Адама» во искушение, есть эмоционально-чувственная сторона человеческой души, увлекшая за собою разум и волю (традиционно символизируемые мужским началом). По мнению Ефрема Сирина, до создания Евы в человеке Адаме в непроявленном виде присутствовали оба пола. После творения Евы Адам и Ева составляли одно, но уже лишь в соединении друг с другом.

Наконец, совершенно по-особому звучит рассказ Моисея, если соотнести Адама и Христа. Жена Адама — Ева. Невеста Христа — Церковь (Откр. 22:17). Церковь создана Христом через Его Кровь. Как жена Адама, так и Невеста Агнца получили свое бытие из ребра. Сон Адама оказывается прообразом смертного сна Иисуса… Как бы то ни было, полнота человечества — в единстве мужчины и женщины. Они предстают в Бытии поистине единосущными. Их единство благословляется, и задолго до грехопадения они получают заповедь деторождения.

Кроме этого, стоит отметить и то, что Ева творится не из праха, а из плоти Адама ещё и потому, чтобы указать, что в мужчине и женщине одна телесная природа и что источник человеческого рода един, как об этом говорит святитель Амвросий Медиоланский: «Поэтому в начале не были сотворены оба – мужчина и женщина, и не два мужчины, и не две женщины, но сначала мужчина, а потом, из него, - женщина. Желая, чтобы человеческая природа была единой, Бог создал человека из единого начала, устранив возможность существования многих и несхожих природ». Святитель Филарет (Дроздов) видит и другие причины этого события: «Жена созидается из ребра человека для того чтобы она естественно расположена была к послушанию и покорности ему, будучи его как бы частью; дабы облегчить взаимное сообщение мыслей, чувствований, совершенств и соделать род человеческий единым телом».

23 стих: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

Что интересно, практически во всех языках мира для обозначения мужа и жены применяются два разных слова. Но еврейский язык сохраняет ту библейскую мысль, согласно которой женщина и мужчина созданы равными между собой. Это видно из того, что когда жена, сотворенная невидимым для Адама образом, является пред ним (Быт. 2:22), тогда он или по внутреннему ощущению происходившего в нем во время сна и по естественному прозрению, или по внушению от Бога познает ее происхождение из собственного своего существа и соответственно сему нарекает ей имя «иша», что можно перевести, не как женщина, а как человечица, потому что человек мужского пола обозначается словом «иш».

24 стих:

Кроме естественного хода вещей здесь подразумевается пророчество о Христе и Церкви. (Еф. 5:31-32) Амвросий Медиоланский пишет: «Если брак Адама и Евы есть великое таинство во Христе и Церкви, то как Ева была костью от костей и плотью от плоти мужа своего, так и мы, несомненно, суть члены тела Христова, кость от костей и плоть от плоти Его».

Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим «поглощаться», «ассимилироваться», «уподобляться» (Втор. 10:20; 3 Цар. 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: