Теоретические и прикладные аспекты моделирования общения.




Моделирование общения.

Проблематика КЛ часто связывается с моделированием общения, в частности, с обеспечением общения человека с ЭВМ на естественном или ограниченном естественном яз-е. + компьютернные модели общения часто используются для изучения самого процесса общения.

Изучение накопившегося опыта эксплуатации компьютерных систем позволило исследователям по-новому взглянуть на функции и структуру коммуникации. Рассматриваются вопросы: что обеспечивает естественность общения? Каковы условия связности беседы? Когда общение оказывается успешным? В каких случаях возникают коммуникативные неудачи и можно ли их избежать? Какие стратегии общения используют участники коммуникативного действия при достижении своих коммуникативных целей?

Одной из наиболее интересных компьютерных моделей диалога, вызвавшей оживленные теоретические дискуссии, была программа Джозефа Вейценбаума "Элиза" (1й вариант в 1966), программа-имитатор, целью которой является не моделирование мышления в точном смысле, а моделирование речевого поведения – ограниченные программные ресурсы, лингвистический анализ и синтез были сведены к минимуму.

Программама "Элиза" была испытана группой исследователей во главе с М. Макгайром для изучения структуры диалога и особенностей е.-я. коммуникации. В эксперименте с "Элизой" беседовали в течение часа 24 испытуемых. 15 участников (62 %) были уверены, что им отвечал человек, 5 испытуемых (21 %) обнаружили определенные колебания и лишь четверо участников (17%) были абсолютно уверены, что общались с ЭВМ. С лингвистической точки зрения алгоритмы программы "Элиза" включают минимум лингвистической информации.

Во-первых, это комплекс ключевых слов, которые актуализуют некоторые устойчивые коммуникативные формулы (шаблоны).

Во-вторых, способность относительно несложно трансформировать предшествующее высказывание (ex: программа в состоянии переделать предшествующее утверждение в общий вопрос).

Выводы: 1)проявление важнейшей особенности ком-ции на е.я.: е.-я. дискурс очень терпим по отношению к сбоям и ошибкам - он избыточен и помехоустойчив. =>ч-к склонен наделять смыслом то, что часто смысла не имеет (испытуемые сами порождают смысл диалога, сами обеспечивают его связность, сами приписывают партнеру коммуникативные интенции).

2) испытуемые старались установить кто перед ними – компьютер или человек (т.е. ролевые характеристики партнера) как можно раньше: 22 участника из 24 уяснили для себя ситуацию не более, чем за 5 реплик. Определение ролей в коммуникации относится к метауровню общения, т.к. это составляет одну из предпосылок успешной коммуникации, предохраняющей общение от многочисленных коммуникативных неудач. Это свойство е.-я. коммуникации можно назвать принципом приоритета метакоммуникативных параметров ситуации общения. Например, программа в состоянии переделать предшествующее утверждение в об­щий вопрос. В одном из вариантов программы «Элиза» перевоплощается в доктора-психиатра, ср. фрагмент диалога с программой «Доктор»7):

Доктор. Говорите!

Пациент. Меня волнует погода.

Доктор. Как давно вас волнует погода?

Пациент. С тех пор, как умерла моя мать.

Доктор. Расскажите больше о вашей семье.

Пациент. Они все в области компьютеров.

Доктор. Машины пугают вас.

Пациент. Нет.

Доктор. Пожалуйста, не будьте столь кратки.

Пациент. Извините.

Доктор. Вы говорили о вашей матери.

По внешним характеристикам перед нами предстает совершенно нормальная беседа врача с пациентом. Между тем даже поверхностный анализ показывает, что программа «Доктор» не понимает собеседника в точном смысле: она не имеет своей модели мира, не строит в ней ото­бражение представлений/знаний собеседника, не модифицирует модель мира с каждым новым высказыванием, не накапливает информацию, хотя у нее есть некоторые аналоги кратковременной и долговремен­ной памяти. Например, она способна выделить упоминание терма мать и в последующем вставить этот терм в шаблон «Вы говорили об X», кото­рый представляет собой косвенно-инициирующую реплику (косвенный вопрос). По приведенному фрагменту видно, что программа содержит также шаблоны «Как давно XI», «Расскажите больше об X», «Пожалуйста, не будьте столь кратки», побуждающие адресата продолжить общение.

3)связано с существованием различных типов коммун-го взаимодействия между людьми. Успешное взаимодействие между человеком и программой типа "Элиза" возможно только в ситуации, когда происходит так называемое "ассоциативное общение", при котором реплики диалога связаны не столько логическими отношениями типа "причина - следствие", "посылка - заключение", а ассоциациями. Элиза не обладала ассоциативной базой => одна из типичных стратегий "ухода от непонимания", реализованная в программе - смена темы беседы.

4) неуниверсальность правил коммуникативного взаимодействия. Каждый тип коммуникации обслуживается своим набором относительно простых правил, обеспечивающих связность дискурса, его осмысленность для участников. Из экспериментов М. Макгайра с программой "Элиза" следует, что кроме ассоциативного способа общения, выделяется еще "решение задач", "задавание вопросов" и "уточнение понимания".

 

...





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.