Достоинства и недостатки метода QFD




Введение

 

В настоящее время преимущественное положение в мировой экономике, социальном и культурном развитии имеют страны, в которых организовано производство качественной продукции. Под качеством подразумевается степень соответствия совокупности присущих характеристик потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными. Эффективное управление выпуском конкурентоспособной продукции предполагает планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. Разработаны многочисленные инструменты качества. Это многообразие принято делить на следующие три больших класса: простые методы, новые инструменты и новейшие инструменты.

К новейшим инструментам управления качеством относят следующие методы: развертывание функции качества (QFD-анализ), бенчмаркинг (методология реперных точек), анализ форм и последствий отказов (FMEA-анализ), анализ деятельности подразделений, система "Ноль дефектов", система "Точно вовремя", функционально-стоимостной анализ.

Цель работы исследование метода QFD.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть основные понятия и этапы применения описание метода QFD;

2. раскрыть технология метода QFD.QFD;

3. рассмотреть достоинства и недостатки метода QFD.


Основные понятия и этапы применения QFD-методологии

Развертывание функции качества (Quality Function Deployment — QFD) — это методология [1, 8, 10] систематического и структурированного преобразования пожеланий потребителей (уже на ранних (первых) этапах петли качества) в требования к качеству продукции, услуги и/или процесса.

QFD-методология используется для обеспечения лучшего понимания потребителей при проектиро- вании, разработке и совершенствовании продукции, услуг и процессов с применением все большей и большей ориентации на установленные и предполагаемые потребности потребителей. Целями и задачами QFD-методологии являются [2, 14]: – позволить "голосу потребителя" быть ясно услышанным в процессе разработки и совершенство- вания как продукции, так и соответствующих производственных операций; – выполнить принцип "все должно быть сделано правильно с первого раза" и точно в срок.

QFD-методология представляет собой оригинальную японскую разработку, в соответствии с которой [1, 8, 10, 41] пожелания (установленные и предполагаемые потребности) потребителей с помощью матриц (рис. 1) переводятся в подробно изложенные технические параметры (характеристики) продукции

Рис. 1. Базовая структура QFD-диатраммы («дома качества») [1, 8, 14, 23, 24].

Представленную на рис. 1 структуру (состоящую из нескольких таблиц-матриц), используемую в рамках QFD-методологии, из-за ее формы называют «домом качества» (quality house).

Сначала важные (необходимые, критические) пожелания потребителей с помощью первого «дома качества» преобразовываются в детальные технические характеристики продукции, а затем (посредством трех последующих «домов качества», представленных на рис. 5.6) — в детальные технические требования сначала к характеристикам компонентов продукции, потом — к характеристикам процессов и, в конце концов, как к способам контроля и управления производством, так и к оборудованию для осуществления этого производства Эти технические требования к производству (к способу контроля и управления, а также и к оборудованию) должны обеспечить достижение высокого качества продукции.

Первый «дом качества» (рис. 2) устанавливает связь [1, 8, 10, 41] между пожеланиями потребителей и техническими условиями, содержащими требования к характеристикам продукции. Для второго «дома качества» центром внимания является взаимосвязь [1,8, 56] между характеристиками продукции и характеристиками компонентов (частей) этой продукции.

Рис. 2. Основные шаги последовательного применения QFD -методологии [1, 8].

Третий «дом качества» устанавливает связь [1,8, 56] между требованиями к компонентам продукции и требованиями к характеристикам процесса. В результате устанавливаются индикаторы (критерии) выполнения важнейших (критических) процессов.

Наконец, с применением четвертого «дома качества» характеристики процесса преобразуются [1, 2, 8, 14, 23, 24] в характеристики оборудования и способы контроля технологических операций производства, которые следует применить для выпуска качественной продукции по приемлемой цене, что должно обеспечить высокий уровень удовлетворенности потребителей.

В результате применения QFD-методологии, помимо прочего, полученные требования к оборудованию и к технологическим операциям производства включаются [1, 8, 56] в качестве неотъемлемых частей в стандартные рабочие инструкции для каждого шага производственного процесса.

 

 


 

Технология метода QFD.

 

Технология метода требует совместного участия специалистов отдела маркетинга и конструкторского отдела, в связи с чем, его реализация возможна как на завершающем этапе маркетинговых исследований, так и на начальном этапе проектирования изделия. Метод QFD является экспертным, в нем использованы специфические табличные формы представления данных, получившие название «дом качества» (рис. 1.2.2). Технология метода не требует на каждой стадии обязательного построения «дома», поэтому для упрощения изложения нами использован ряд обычных по форме таблиц.

 

Рис. 1. Составляющие различных частей (комнат) «Дома качества» (The Quality House)

Процесс структурирования функции качества складывается из нескольких стадий. Выделим основные (ключевые):

• уточнение требований потребителя,

• выделение приоритетных потребительских требований,

• перевод требований потребителя в характеристики продукта,

• выявление тесноты связи (корреляции) между степенью удовлетворения потребительских требований и величиной характеристик продукта, • построение профиля коэффициента корреляции,

• установление тесноты связи (корреляции) между самими характеристиками продукта,

• построение профиля компании на товарном рынке,

• выбор параметров качества продукта по техническим и экономическим возможностям компании,

• определение характеристик для технического задания на проектирование продукта


 

Достоинства и недостатки метода QFD

 

Из опыта компаний можно сделать вывод, что планомерное и свое- временное внедрение в деятельность организации QFD позволяет получать неоценимую пользу из работы многофункциональных групп, состоящих из представителей всех служб и отделов, вовлеченных, участвующих или заинтересованных в разработке нового товара.

Причем, предпочтительнее создание небольших групп, состоящих из шести- восьми специалистов с одинаковым статусом. Опыт свидетельствует о крайней важности командного участия в обсуждении решаемых задач - 10 - (обычно при планировании проекта много времени отводится на проведение совещаний и собраний). Формирование первых для организации проектов, основанных на идеологии QFD, требует тщательного, более того, осторожного подхода. С той же тщательностью и осторожностью необходимо подходить и к формированию многофункциональных коллективов [5,С.93].

При умелом применении QFD степень экономии ресурсов, и в пер- вую очередь временных, может находиться в диапазоне от одной вто- рой до одной трети. Подобные результаты возможны только в компа- ниях, давно и успешно практикующих QFD.

Основные достоинства использования QFD:

- позволяет наиболее эффективным способом идентифицировать ожидания потребителей, выделять среди них ключевые (с точки зрения достижения успеха организации) требования и воплощать их в продукцию;

- обеспечивает гарантии того, что потребители примут и воспользуются новой (модернизируемой) продукцией еще до того, как она будет произведена и поставлена на рынок;

- резко сокращает время цикла "Исследование рынка – проектиро- вание – производство – сбыт"; снижает затраты на выпуск опытной партии продукции (на 20–40%), а затраты на предварительную разработку продукции – более чем в 5 раз;

- обеспечивает увеличение рыночной доли благодаря более раннему появлению на рынке продукции с более высоким уровнем качества;

- более четко определяет процессы самой организации, нуждающиеся к тому же в меньшей переделке, начиная с того времени, как продукция будет запущена в производство;

- предоставляет возможность оптимально распределять, а значит – наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы организации для обеспечения как тактических, так и стратегических целей;

- прививает специалистам современный стиль работы и заставляет их работать не "на отдел", а "на проект". Этому способствует графический способ представления основной информации, делающий ее понятной для представителей всех отделов организации.

В процессе внедрения QFD следует помнить, что возникающие трудности приносят лишь пользу, заставляя осознать и понять важность тех аспектов процесса, которым при использовании традиционных технологий не уделялось должного внимания. Это способствует быстрейшему и эффективному разрешению возникающих вопросов, а также созданию благоприятных условий для успешной реализации про- грамм разработки новой рыночной продукции и услуг.

Как показывает практика, процесс внедрения QFD чаще всего сопряжен с возникновением следующих трудностей:

- недостаточной коммуникативностью потребителей;

- сложностью и громоздкостью ручных вычислений и анализа;

- сложностью получения количественного значения целей улучшения технических характеристик или параметров;

- вынужденными изменениями в проектируемой продукции, возни- кающими вследствие непродуманных целей;

- недостаточным вниманием к деталям.

Заключение

 

Цель QFD - предоставить предприятию инструмент для планирования, с помощью которого оно может предлагать свои продукты и услуги, полностью отвечающие желаниям заказчиков. Так как разработка продукта определяется качеством, затратами и его многофункциональностью, то именно на область разработки должны систематически оказывать влияние желания заказчика. Но и в соседних подразделениях, таких как: подготовка производства, производство, монтаж, отгрузка и сервисная служба, "голос" заказчика должен быть переведен на "язык" этих отделов, с тем, чтобы вся производственная деятельность по возможности сводилась к выполнению желаний заказчика.

Важным долгосрочным преимуществом использования QFD является обеспечение или расширение рынка за счет довольных заказчиков.

Преимущества в отношении затрат в значительной степени происходят за счет:

а) уменьшения внешних затрат на дефект, как, например, затраты по гарантиям;

б) недопущения холостых разработок в плане признания продукта на рынке.

Применение QFD может создавать также преимущества во времени, так как разработка продукта ставит четкие цели, основываясь на желаниях заказчиков.

QFD способствует наглядности процесса разработки; смысл и назначение отдельных функций или конструктивных элементов/компонентов четко установлены. При переработке продукта это ведет к меньшим трудовым и временным затратам, например, при расширении серии моделей или разработке последующих моделей. Конфликты, возникающие в отношении желаний заказчиков, техническая реализация и затраты выявляются и могут быть конструктивно решены без откладывания этих проблем.


 

Список использованной литературы

 

1. Адлер, Ю.П. Сколько ни развертывай, а структурировать все равно при- дется / Ю.П. Адлер // Методы менеджмента качества. – 2012. – №4. – С.11-13.

2. Брагин, Ю.В. Ф. Путь QFD: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей / Ю.В. Брагин, В.Ф. Корольков. – Яро- славль: Центр качества, 2013. – 240 с.

3. Глудкин, О.П. Всеобщее управление качеством/ О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, Ю.В. Зорин. – М., 2011. – 449 с.

4. Крегер, О. Типы людей / О. Крегер, Дж.М. Тьюсон. – М., 2011. – 312 с

5. Кузьмин, А.М. История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качества / А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. – 2012. – №1,2.

6. Планирование качества перспективной продукции и программа качества. APQP. 2-е изд. / пер. с англ. – Н.Новгород: АО НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 2008. – 127 с.

7. Планирование качества. Сер. Все о качестве. Зарубежный опыт. Вып. 5. / пер. с англ. – М.: НТК «Трек», 2009. – 29 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: