С целью стандартизации сырые баллы переводятся в стандартные z-баллы по формуле:
где Х - первичная оценка по тесту,
X(штрих) - среднее значение для нормативной группы,
а SD - стандартное отклонение от среднего значения для нормативной группы
Таблица нормативных показателей
Девочки в возрасте 7-10 лет (N=62) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | Высокие (от +1 до +2 z-баллов) | крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
5,40±2,60 | 0-2 | 3-7 | 8-9 | ||
4,45±2,36 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
5,55±2,55 | 0-3 | 4-8 | |||
5,52±2,00 | 0-3 | 4-7 | 9-10 | ||
4,69±2,02 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
5,16±2,15 | 0-2 | 3-7 | 9-10 | ||
5,60±2,49 | 0-3 | 4-8 | |||
6,03±2,39 | 0-3 | 4-8 | |||
5,27±2,33 | 0-2 | 3-7 | 9-10 | ||
4,94±2,44 | 0-2 | 3-7 | 9-10 |
Девочки в возрасте 11-12 лет (N=119) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | высокие (от +1 до +2 z-баллов) | Крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
4,18±2,42 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,74±2,29 | 0-1 | 2-6 | 8-10 | ||
4,65±2,33 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,18±2,26 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,03±2,23 | 0-1 | 2-6 | 8-10 | ||
3,96±2,01 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,61±2,14 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,79±2,50 | 0-2 | 3-7 | 8-9 | ||
4,00±2,27 | 0-1 | 2-6 | 8-10 | ||
3,69±2,32 | 0-1 | 2-6 | 8-10 | ||
Девочки в возрасте 13-14 лет (N=181) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | высокие (от +1 до +2 z-баллов) | Крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
3,40±2,16 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,56±2,25 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
468±2,33 | 0-2 | 3-7 | 9-10 | ||
3,67±2,25 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,21±2,62 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,44±1,82 | 0-1 | 2-5 | 7-10 | ||
3,94±1,91 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,48±2,44 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,59±2,10 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,47±2,10 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 |
|
Девочки в возрасте 15-17 лет (N=106) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | высокие (от +1 до +2 z-баллов) | Крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
3,32±2,31 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,29±2,02 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,17±2,42 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,51±2,00 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,42±2,33 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,27±1,66 | 0-1 | 2-4 | 5-6 | 7-10 | |
3,65±2,18 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,18±2,53 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,61±2,16 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,88±2,22 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
Мальчики в возрасте от 7 до 17 лет, | |||||
Мальчики в возрасте 7-10 лет (N=89) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | высокие (от +1 до +2 z-баллов) | Крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
4,13±2,40 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,89±2,15 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,61±1,87 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,51±2,10 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,12±1,94 | 0-2 | 3-6 | 8-10 | ||
4,18±1,87 | 0-2 | 3-6 | 8-10 | ||
4,09±2,11 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
5,00±2,40 | 0-2 | 3-7 | 8-9 | ||
4,35±2,16 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,81±2,58 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 |
Мальчики в возрасте 11-12 лет (N=111) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | высокие (от +1 до +2 z-баллов) | Крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
2,97±2,37 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,67±1,97 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,17±2,50 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,96±2,10 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,80±2,00 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,95±1,53 | 0-2 | 3-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,87±2,20 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,13±2,33 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,50±1,97 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
2,72±2,29 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
Мальчики в возрасте 13-14 лет (N=151) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | высокие (от +1 до +2 z-баллов) | Крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
2,74±2,17 | 0-1 | 2-4 | 5-7 | 8-10 | |
3,54±2,14 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,17±2,21 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,79±2,26 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
4,38±2,33 | 0-2 | 3-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,81±2,00 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,76±2,15 | 0-1 | 2-5 | 6-8 | 9-10 | |
4,00±2,31 | 0-1 | 2-6 | 7-8 | 9-10 | |
3,85±1,99 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
2,59±2,02 | 0-1 | 2-4 | 5-6 | 7-10 |
|
Мальчики в возрасте 15-16 лет (N=81) | |||||
шкала | Стандартизированные оценки | ||||
Низкие (от -2,5 до -1 z-баллов) | средние (от -1 до +1 z-баллов) | высокие (от +1 до +2 z-баллов) | Крайне высокие (от +2 до +3 z-баллов) | ||
2,46±2,07 | 1-4 | 5-6 | 7-10 | ||
3,16±2,04 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,65±2,27 | 0-1 | 2-5 | 6-8 | 9-10 | |
3,09±2,11 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
4,64±2,15 | 0-2 | 3-6 | 7-9 | ||
3,18±1,94 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,15±1,98 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,13±2,17 | 0-1 | 2-5 | 6-7 | 8-10 | |
3,85±1,70 | 0-2 | 3-5 | 6-7 | 8-10 | |
2,64±1,87 | 1-4 | 5-6 | 7-10 |
Каждая подвыборка разделялась на четыре группы, с которой и соотносится результат при интерпретации:
1. испытуемые, имеющие низкие значения показателя (от –2,5 до –1 z-баллов),
2. испытуемые, имеющие средние значения показателя (от –1 до +1 z-баллов),
3. испытуемые, имеющие высокие значения показателя (от +1 до +2 z-баллов),
4. испытуемые, имеющие экстремально высокие значения показателя (от +2 до +3 z-баллов).
Также отнесение испытуемого к той или иной группе может быть произведена на основании сравнения с нормативными показателями соответствующей выборки.
Процедура проведения
Опросник рассчитан на детей и подростков школьного возраста (от 8 до 18 лет). Помимо использования данного опросника в заявленном возрастном диапазоне, особенности построения методики многомерной оценки детской тревожности допускают в исключительных случаях возможность работы с детьми 6-7 лет, а также с детьми любого возраста, не имеющими физической возможности самостоятельно заполнить опросник. В этом случае предполагается использование формы стандартного интервью, в ходе которого опросник заполняет экспериментатор (иногда с помощью родителей).
|
Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов. Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая. Как показывает опыт, выполнение заданий опросника является простым, доступным детям в возрасте от 7 до 18 лет и длится от 20 до 30 минут. Кроме того, возможным представляется его использование как в индивидуальной работе, так и при массовых исследованиях. Испытуемый (или помогающий ему взрослый) в соответствии с инструкцией фиксирует на регистрационном бланке свои ответы на каждый из 100 вопросов.
Практическая значимость
Основным показанием к применению опросника многомерной оценки детской тревожности является индивидуальный анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками, учителями и родителями). При помощи опросника возможно более глубокое понимание психологических причин неуспеваемости и более адекватного формирования плана психологической помощи школьникам. По результатам индивидуального тестирования возможно прогнозирование и оценка психотравмирующих ситуаций и определения «мишеней» для индивидуальной и семейной психотерапии. Информация, получаемая с помощью опросника многомерной оценки детской тревожности будет также полезна врачам и другим медицинским работникам, занимающимся проблемами, связанными с различными нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями.
Наряду с индивидуальным анализом проявлений тревожности у отдельных детей и подростков опросник может быть использован для оценки структурных проявлений тревожности в микросоциальных группах в условиях школы с целью предупреждения развития конфликтных ситуаций между учащимися отдельных классов между собой и педагогами, а также прогноза успешности школьного обучения.
Также областью применения опросника многомерной оценки детской тревожности являются скрининговые психогигиенические и психопрофилактические исследования детей и подростков, в том числе, с использованием современных информационных (компьютерных) технологий для выявления групп риска школьной и психической дезадаптации.
Несомненно, целесообразно ее использование при оценке динамики эмоциональных нарушений у детей с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами в стационарной и амбулаторной практике, особенно - для уточнения и содержательной квалификации задач для проведения психокоррекционных мероприятий с «трудными» и «проблемными» детьми.
К ограничениям в использовании опросника можно отнести, прежде всего, возраст испытуемых младше 7 и старше 18 лет, а также низкую степень понимания смысла вопросов при отчетливом снижении интеллекта и наличие выраженных установок на симуляцию или диссимуляцию у испытуемого.
Методика многомерной оценки детской тревожности/Бланк
Инструкция
Предлагаемые вам вопросы имеют отношение к тому, как вы себя обычно чувствуете. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если вы определились с ответом на конкретный вопрос, то напротив соответствующего ему номера следует поставить знак «+», если ответ «ДА» и знак «–», если ваш ответ на данный вопрос – «НЕТ». Если вы затрудняетесь в выборе однозначного ответа, то выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще. Если ваш ответ на данный вопрос может быть различным в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Всякий вопрос, ответ на который вы не можете сформулировать как «ДА», следует считать отрицательным (т.е. «НЕТ).
Текст опросника
1. Часто ли ты чувствуешь себя обеспокоенным и взволнованным?
2. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
3. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, только потому, что тебя могут не выбрать?
4. Как ты думаешь, теряют ли симпатии учителей те из учеников, которые не справляются с учебой?
5. Можешь ли ты свободно говорить с родителями о вещах, которые тебя беспокоят?
6. Трудно ли тебе учиться не хуже других ребят?
7. Боишься ли ты вступать в спор?
8. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
9. Часто ли ты чувствуешь себя усталым?
10. Сказывается ли на желудке твое волнение?
11. Когда вечером ты лежишь в постели, часто ли ты испытываешь беспокойство по поводу того, что будет завтра?
12. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать того, что хочешь делать ты?
13. Кажется ли тебе, что окружающие часто недооценивают тебя?
14. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
15. Можешь ли ты обратиться со своими проблемами к близким, не испытывая страха, что тебе будет хуже?
16. Часто ли тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
17. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
18. Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?
19. Чувствуешь ли ты себя бодрым после отдыха?
20. Случается ли тебе попадать в такие ситуации, когда ты чувствуешь, что твое сердце вот-вот остановится?
21. Часто ли тебя что-то мучает, а что - не можешь понять?
22. Часто ли ты чувствуешь себя не таким, как большинство твоих одноклассников?
23. Часто ли ты боишься, что тебе не о чем будет говорить, когда кто-то начинает с тобой разговор?
24. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
25. Кажется ли тебе иногда, что никто из родителей тебя хорошо не понимает?
26. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда ты делаешь ошибки?
27. Обычно тебя волнует то, что думают о тебе окружающие?
28. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
29. Чувствуешь ли ты себя хуже от волнений и ожидания неприятностей?
30. Случается ли, что ты испытываешь кожный зуд и покалывание, когда волнуешься?
31. Часто ли ты волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имеет никакого значения?
32. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
33. Испытываешь ли ты стеснение, находясь среди малознакомых людей?
34. Волнуешься ли ты, когда учитель просит остаться после уроков и поработать с ним индивидуально?
35. Когда у тебя плохое настроение, советуют ли тебе твои родители успокоиться и отвлечься?
36. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выделиться?
37. Часто ли, отвечая на уроке, ты переживаешь о том, что думают о тебе в это время другие?
38. Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
39. Часто ли у тебя болит голова после напряженного дня?
40. Бывает ли у тебя сильное сердцебиение в тревожных для тебя ситуациях?
41. Часто ли ты чувствуешь неуверенность в себе?
42. Нравится ли тебе тот одноклассник, к которому другие ребята относятся лучше всех?
43. Обычно ты боишься невольно обидеть других людей своими случайно сказанными словами или поведением?
44. Боишься ли ты критики со стороны учителя?
45. Начинают ли твои родители сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, совершенного тобой?
46. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем теперь?
47. Часто ли одноклассники смеются над твоей внешностью и поведением?
48. Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?
49. Трудно ли тебе вставать по утрам вовремя?
50. Бывают ли у тебя внезапные чувства жара или озноба?
51. Трудно ли тебе сосредоточиться на чем-то одном?
52. Верно ли, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
53. Часто ли ты, услышав смех, чувствуешь себя задетым и думаешь, что смеются над тобой?
54. Легко ли учителю привести тебя в замешательство своим неожиданным вопросом?
55. Часто ли твои родители интересуются тем, что тебя волнует и чего ты хочешь?
56. Боишься ли ты не справиться со своей работой?
57. Часто ли ты упрекаешь себя в том, что не используешь многие свои способности?
58. Обычно ты спишь спокойно накануне контрольной или экзамена?
59. Легко ли ты засыпаешь вечером?
60. Кажется ли тебе иногда, что твое сердце бьется неравномерно?
61. Часто ли тебе снятся страшные сны?
62. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
63. Боишься ли ты потерять симпатии других людей?
64. Считаешь ли ты, что педагоги относятся к тебе несправедливо?
65. Всегда ли родители с пониманием выслушивают твои взгляды и мнения?
66. Можешь ли ты быть очень настойчивым, если хочешь добиться определенной цели?
67. Трудно ли тебе писать, если при этом кто-то смотрит на твои руки?
68. Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?
69. Часто ли ты сердишься по мелочам?
70. Бывает ли так, что при волнении у тебя появляются красные пятна на шее и на лице?
71. Часто ли ты испытываешь страх в тех ситуациях, когда точно знаешь, что тебе ничто не угрожает?
72. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
73. Обычно тебе безразлично, что думают о тебе другие?
74. Боишься ли ты, что тебя могут вызвать к директору?
75. Если ты сделаешь что-нибудь не так, будут ли твои родители постоянно и везде говорить об этом?
76. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
77. Нравится ли тебе быть первым, чтобы другие тебе подражали и следовали бы за тобой?
78. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
79. Часто ли тебе приходится дома доделывать задания, которые ты не успел выполнить в классе?
80. Бывает ли тебе трудно дышать из-за волнения?
81. Боишься ли ты оставаться дома один?
82. Мешает ли тебе твоя застенчивость подружиться с тем, с кем хотелось бы?
83. Часто ли бывает, что тебе кажется, будто окружающие смотрят на тебя, как на никчемного и ненужного человека?
84. «Холодеет» ли у тебя все внутри, когда учитель делает тебе замечание?
85. Бывает ли тебе обидно, когда твое мнение не совпадает с мнением твоих родителей, а они категорически настаивают на своем?
86. Часто ли тебе снится, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
87. Боишься ли ты, что тебя не правильно поймут, когда ты захочешь что-то сказать?
88. Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?
89. Легко ли тебе расплакаться из-за ерунды?
90. Боишься ли ты, что тебе вдруг станет дурно в классе?
91. Страшно ли тебе оставаться одному в темной комнате?
92. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
93. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя окружающие?
94. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости из-за того, что ты не знаешь урок?
95. Чувствуешь ли ты себя никому не нужным каждый раз после ссоры с родителями?
96. Сильно ли ты переживаешь по поводу замечаний и отметок, которые тебя не удовлетворяют?
97. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
98. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
99. Часто ли ты получаешь более низкую оценку, чем мог бы получить из-за того, что не успел чего-то сделать?
100. Потеют ли у тебя руки и ноги при волнении?
Бланк ответов
Методика многомерной оценки детской тревожности
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | ||||||||||
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. | ||||||||||
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. | ||||||||||
31. | 32. | 33. | 34. | 35. | 36. | 37. | 38. | 39. | 40. | ||||||||||
41. | 42. | 43. | 44. | 45. | 46. | 47. | 48. | 49. | 50. | ||||||||||
51. | 52. | 53. | 54. | 55. | 56. | 57. | 58. | 59. | 60. | ||||||||||
61. | 62. | 63. | 64. | 65. | 66. | 67. | 68. | 69. | 70. | ||||||||||
71. | 72. | 73. | 74. | 75. | 76. | 77. | 78. | 79. | 80. | ||||||||||
81. | 82. | 83. | 84. | 85. | 86. | 87. | 88. | 89. | 90. | ||||||||||
91. | 92. | 93. | 94. | 95. | 96. | 97. | 98. | 99. | 100. |