Критериальная валидность




Проведенная процедура, подтверждающая валидность по критерию (критериальную валидность) заключалась в установлении эмпирических мер соответствия оценок опросника многомерной оценки детской тревожности и внешних по отношению к нему критериев, которые достаточно объективно, обосновано и надежно характеризуют тревожность у детей и подростков. В рамках исследования критериальной валидности нами выделялись два ее основные вида: консенсусная и эмпирическая. В нашем случае консенсусная валидность устанавливала меру соответствия между результатами опросника и внешними для опросника критериями. В качестве таких критериев выступали самооценки детей и подростков, а также оценки родителями и учителями выраженности в поведении детей эмоциональных проявлений, свидетельствующих о наличии тревоги.

Критерий 1. Самооценка психоэмоционального состояния детей и подростков, связанного с тревожностью. Сопоставление данных опросника многомерной оценки детской тревожности с особенностями самооценки производилось на выборке 413 детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Были обнаружены положительные взаимосвязи (при p<0.05) показателей соответствующих шкал опросника МОДТ с отмечаемыми у себя ребятами тревожащими их проблемными взаимоотношениями со сверстниками (r=0,23), родителями (r=0,32) и учителями (r=0,28). Кроме того, выраженность показателя шкалы многомерной оценки детской тревожности, отражающего повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой оказалась значимо (p<0.05) связанной с указываемым детьми и подростками при самооценке наличием тревожащих проблем, связанных со здоровьем (r=0,20). На этом фоне взаимозависимость показателей большинства шкал с отмечаемыми у себя проблемами, связанными с успеваемостью (r=0,30) может свидетельствовать в пользу предположения о том, что именно эти проблемы чаще всего являются причиной тревожности у детей в возрасте от 9 до 17 лет. Это, в свою очередь согласуется с понятием о ведущем виде деятельности данного возраста.

Критерий 2. Оценка родителями эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с тревожностью. Также были сопоставлены оценки родителями поведенческих особенностей детей с данными методики многомерной оценки детской тревожности на выборке 180 семей детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Показатели всех шкал опросника многомерной оценки детской тревожности положительно коррелируют (при p<0.05) с оценками эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с расстройствами сна, наличием страхов и прочими особенностями тревожного реагирования детей, отмечаемых у них родителями дома (r=0,29). Кроме того, отдельно выделяются три шкалы опросника («Общей тревожности» (r=0,35), «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (r=0,28), «Повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой» (r=0,26)), показатели которых взаимосвязаны со всеми показателями нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей, отмечаемых родителями дома.

Критерий 3. Оценка учителями эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с тревожностью. Сопоставление данных опросника с оценками эмоционально-поведенческих особенностей детей и подростков учителями производилось на выборке 443 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Так, практически все показатели шкал опросника значимо (p<0.05) положительно коррелируют с такими оценками учителей, как способность ребенка концентрироваться на задании, уровня его отвлекаемости на уроке, частоты возникающей необходимости дополнительного контроля и индивидуальных детальных объяснений материала учителем (r=0,30). Кроме того, выявлены корреляции (при p<0.05) показателей таких шкал опросника многомерной оценки детской тревожности, как «Тревога во взаимоотношениях со сверстниками» (r=0,26) и «Тревога, связанная с успешностью в обучении» (r=0,30) с большинством оценок учителей, свидетельствующих о тех или иных отклонениях детей в эмоционально-поведенческой сфере.

Таковы результаты анализа взаимосвязей опросника многомерной оценки детской тревожности с внешними для этого теста экспертными оценками тревожности детей и подростков. Эти результаты подтверждают консенсную валидность опросника многомерной оценки детской тревожности.

Проведенная процедура проверки эмпирической валидности устанавливала меру соответствия путем вычисления коэффициентов корреляции между результатами опросника многомерной оценки детской тревожности и внешними для этого опросника критериями, в качестве которых выступали оценки других тестов, выявляющих наличие тревожности и эмоционально-поведенческих феноменов, сопряженных с ней. Для установления эмпирической валидности опросника многомерной оценки детской тревожности были использованы результаты исследования: детским вариантом опросника Кеттелла, «Индивидуально-типологическим детским опросником» (ИТДО), «Методом цветовых выборов» (МЦВ), Патохарактерологическим диагностическим опросником для подростков (ПДО).

Детский вариант опросника Кеттелла был использован на выборке 227 детей в возрасте от 7 до 12 лет были получены доказательства о эмпирической валидности многомерной оценки детской тревожности. Выявлено, что все показатели шкал опросника положительно коррелируют при p<0,05 с такими показателями опросника Кеттелла, свидетельствующими о наличии тревожности в структуре личностных свойств, как – –С «неуверенный в себе, легко ранимый, эмоционально неустойчивый») (r=0,56), –Н («робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе») (r=0,48), +О («тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений») (r=0,47).

«Индивидуально-типологический детский опросник» (ИТДО) был использован на выборке 402 школьника в возрасте от 9 до 17 лет также были получены доказательства критериальной валидности методики многомерной оценки детской тревожности. Выявлены достоверно положительные взаимосвязи всех показателей опросника с показателями таких шкал индивидуально-типологического детского опросника, как «Тревожность» (уровень проявлений состояния тревоги, мнительности, боязливости, склонности к навязчивым страхам и паническим реакциям) (r=0,39) и «Сензитивность» (уровень чувствительности, ориентированности на авторитет более сильной личности, конформности, проявлении в структуре личности черт зависимости) (r=0,26).

«Метод цветовых выборов» (МЦВ) был использован на выборке 66 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Обнаружена положительная взаимосвязь (при p<0.05) таких шкал опросника, как «Тревога в отношениях с родителями» (r=0,25) и «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (r=0,24) с показателем уровня «тревожности» по методу цветовых выборов, характеризующего наличие и интенсивность эмоциональной напряженности в актуальном состоянии.

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), позволяющий оценить особенности взаимосвязи отдельных характерологических особенностей подростка, сопряженных с проявлениями тревожности был использован на выборке 315 подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Показатели большинства шкал опросника оказались связанными (при p<0.05) с такими характерологическими проявлениями, как – сензитивность, характеризующаяся повышенной чувствительностью, впечатлительностью, чувством собственной неполноценности (r=0,46); астено-невротичность, отражающую вероятность развития реакций тревоги на изменение привычных обстоятельств (r=0,37) и психастеничность, характеризующую подростка, как нерешительного, неуверенного в себе, тревожно мнительного (r=0,36).

Как видно из высказанного, выявленные статистически значимые корреляции шкальных оценок опросника оценки детской тревожности и показатели четырех других тестов, отражающих тревожность детей и подростков могут служить достаточным основанием для обоснованности утверждения об эмпирической валидности опросника. В целом, проведенный анализ опросника и получаемых с его помощью психодиагностических результатов подтверждают его содержательную и критериальную валидность. Другими словами, можно с достаточной долей уверенности утверждать тот факт, что опросник оценки детской тревожности является надежным, конструктно и по содержанию валидным психометрическим инструментом, позволяющим многомерно оценивать характеристики тревожности у детей и подростков школьного возраста, значимые для медико-психолого-педагогической практики.

Внутренняя структура

Опросник содержит в себе 10 шкал:

1. «Общая тревожность», результаты которой отражают общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.

2. «Тревога в отношениях со сверстниками», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с другими детьми и подростками.

3. «Тревога, связанная с оценкой окружающих», результаты которой отражают уровень специфической тревожной ориентации ребенка на мнение других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, уровень тревоги по поводу оценок, даваемых окружающими, в связи с ожиданием негативных оценок с их стороны.

4. «Тревога в отношениях с учителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями с педагогами в школе и влияющих на успешность обучения ребенка.

5. «Тревога в отношениях с родителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с взрослыми, выполняющими родительские функции, а также характера тревожного реагирования ребенка в связи с родительским отношением и оценкой его родителями.

6. «Тревога, связанная с успешностью в обучении», результаты которой отражают уровень тревожных опасений ребенка, оказывающих непосредственное влияние на развитие у него потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.

7. «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний ребенка в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

8. «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», результаты которой отражают уровень тревоги ребенка в ситуациях проверки (особенно – публичной) его знаний, достижений, возможностей.

9. «Снижение психической активности, обусловленное тревогой», результаты которой отражают уровень реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, оказывающей влияние на приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.

10. «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой», результаты которой отражают уровень выраженности психо-вегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, свидетельствующих об особенностях психовегетативной реактивности в эмоциональной и поведенческой сферах, особенно в ситуациях стрессогенного характера.

Каждая из 10 шкал может принимать одно из четырёх значений:

· «отрицание тревоги или слабая ее выраженность, которая, в свою очередь, может иметь и защитный, неосознаваемый характер»

· «нормативный уровень тревожности, способствующий оптимальной адаптации индивида»

· «повышенный уровень тревожности, дестабилизирующий психоэмоциональное состояние индивида в определенных ситуациях; субклинический уровень».

· «крайне высокий уровень тревожности, носящей генерализованный характер и дезорганизующий деятельность ребенка вплоть до клинических проявлений»

Интерпретация

Подсчёт сырых баллов

Подсчёт сырых баллов производится путём простого математического суммирования результатов ответов на все пункты, принадлежащие каждой шкале (на бланке ответов пункты специально распределены таким образом, что каждый столбец соответствует одной шкале). Часть пунктов интерпретируется в обратных значениях:

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Общая тревожность 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91  
Тревога во взаимоотношениях со сверстниками 2, 12, 22, 52, 72, 82 32, 42, 62, 92
Тревога в связи с оценкой окружающих 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 83, 93  
Тревога во взаимоотношениях с учителями 4, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94  
Тревога во взаимоотношениях с родителями 25, 45, 75, 85, 95 5, 15, 35, 55, 65
Тревога, связанная с успешностью в обучении 6, 16, 26, 36, 46, 56, 76, 86, 96  
Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 87, 97  
Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний 8, 18, 28, 38, 48, 68, 78, 88, 98  
Снижение психической активности, связанное с тревогой 9, 29, 39, 49, 69, 79, 89, 99 19, 59
Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100  

Поскольку ответы производятся по принципу Да/Нет, а каждая шкала содержит по 10 пунктов, то максимальное значение сырых баллов по каждой шкале - 10, минимальное - 0.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: